Цель урока; учащиеся должны называть причины, цели, основные события и даты, итоги Северной войны. Давать оценку участию калмыков в Северной войне. Давать оценку реорганизации армии. Устанавливать причинно-следственные связи между победой в Северной войне и становления России, как великой морской державы. Межпредметные и внутрикурсовые связи - новая история: политическая карта мира и Европы в XVIII веке.
Задачи урока:
=> образовательные: способствовать расширению исторической
эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету;
=> развивающие: способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями, применять их в нестандартных ситуациях, развитию логического мышления, речи учащихся;
=> воспитательные: воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа.
Тип урока: комбинированный: урок повторения и закрепления знаний и объяснения нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: «Калмыки в Северной войне» »
Тема урока: «Калмыки в Северной войне»
Цель урока; учащиеся должны называть причины, цели, основные события и даты, итоги Северной войны. Давать оценку участию калмыков в Северной войне. Давать оценку реорганизации армии. Устанавливать причинно-следственные связи между победой в Северной войне и становления России, как великой морской державы. Межпредметные и внутрикурсовые связи - новая история: политическая карта мира и Европы в XVIII веке.
Задачи урока:
= образовательные: способствовать расширению исторической
эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету;
= развивающие: способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями, применять их в нестандартных ситуациях, развитию логического мышления, речи учащихся;
= воспитательные: воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа.
Тип урока: комбинированный: урок повторения и закрепления знаний и объяснения нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник В.И.Буганов, П.Н.Зырянов. История России. Конец XVII-XIX вв. Москва; Просвещение, 2007. Л.И.Моисеев, Н.И.Моисеева. История культуры калмыцкого народа (XVII-XVIIIbb. Элиста, 2002. Т.И.Беликов. Участие калмыков в войнах России. Элиста, 1960. Т.И.Беликов. Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины. Элиста, 1960. «Очерки истории Калмыцкой АССР» Эрдниев У.Э. Ксерокопии документов.
Структура урока.
Установочная фаза общения
организационный момент
сообщение целей и задач урока
Поисковая беседа
Ориентировочная фаза общения
ознакомление с новым материалом действиями по его реализации
1. Оргмомент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2. Работа с документами (в ходе беседы учитель актуализирует познавательную активность учащихся):
1. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите имя монарха, о котором идет речь.
«Он вывез из Европы не только знания, впечатления, трудовые мозоли, но и идею, которую для себя сформулировал предельно просто: чтобы сделать Россию столь же сильной, как и великие державы Европы, необходимо как можно быстрее перенять у Запада все необходимое. Именно тогда окончательно оформилась ориентация на западноевропейскую модель жизни, и это означало автоматически отрицание жизни старой России, последовательное и порой ожесточенное неприятие, разрушение старого, ненавистного...» (Петр 1)
2. Прочтите отрывок из сочинения историка СМ. Соловьева и назовите войну, с которой связаны описанные события.
«В сентябре Карл повернул к Украине; сам царь 28 сентября перехватил спешившего к нему Левенгаупта при деревне Лесной, недалеко от Пропойска, и поразил его наголову, взял всю артиллерию и обоз, на которые так надеялся Карл. «Сия у нас победа, — по словам Петра, — может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же еще гораздо меньшим число пред неприятелем: тут первая проба солдатская была». Карл вошел в Украину. Малороссийский гетман Мазепа перешел на его сторону, перешли на его сторону запорожские казаки; но масса народная в Малороссии осталась верна русскому царю». (Северная)
3. Прочтите отрывок из речи Петра I перед одной из битв Северной войны и укажите ее название.
«Ведало бы российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродиться России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя бытии за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайнего уже фортуны определения от оных ожидает. Ниже бы их не смущала слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложну бытии неоднократно сами ж они показали уже. Едино бы сие в оной пред очима, что сам Бог и правда воюет с нами, о чем уже на многих военных действиях засвидетельствовал им помощию своею сильный в бренах Господь, на того единаго смотрели бы. А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое не дорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние. (Полтава)
3. Объяснение новой темы:
Конец XVII первая четверть XVIII века в истории России ознаменовались усилением борьбы за разрешение давно назревших основных внешнеполитических задач - выхода к берегам Балтийского и Черного морей и укрепление на Каспийском море.
В начале 1695 года 31-тысячная русская армия двинулась под Азов. Но из-за отсутствия флота Азов не был взят. Мы не располагаем документальными данными, подтверждающими участие калмыков в первом походе, вместе с тем нет оснований и отрицать, т.к. хан Аюка и калмыцкие тайши положительно относились к этому походу и даже выражали свое согласие принять в нем участие.
В конце 1695 года Петр I стал готовить второй поход. Был построен флот. При комплектовании сухопутной армии не остались, в^ стороне и калмыки. На предложение Петра принять участие во взятии Азова хан Аюка послал три тысячи ратных людей в полк к боярину Алексею Шеину. Второй поход увенчался успехом. Азов был взят. Отмечая храбрость, мужество, проявленные калмыками при взятии Азова, Петр приказал выдать Аюке, тайшам и улусным людям «десять портищ объярей разных цветов, мерою по пять аршин».
Истории известен факт, что Петр, уезжая за границу в составе Великого посольства, официально возложил на хана Аюку охрану юго-восточных рубежей Русского государства. С этой почетной задачей калмыки справились успешно. Но взятие Азова еще не открывало России выход в Черное море. Изменившаяся к этому времени обстановка исключала возможность
продолжать борьбу на юге. В новых условиях на первых план выдвигалась задача борьбы со шведами за выход в Балтийское море.
19 августа 1700г. Россия объявила войну Швеции. Война приняла затяжной характер. Армия продолжала испытывать недостаток в кавалерии. Для создания хорошо обученной регулярной конницы требовались значительное время, хороший конский состав и знающие инструкторы. В функции этого рода войска входило освещение местности - дальняя и близкая разведка, разгром противника с флангов и преследование противника. Все эти функции успешно выполняли казачья и калмыцкая конницы. Мобилизация калмыцкого войска и отдельных формирований калмыков на театр военных действий началась уже в 1700 году.
В литературе, посвященной военному прошлому калмыцкого народа, бытует мнение, что калмыки не участвовали в Северной войне. Так, Е.Чонов в своей работе пишет, что с 1700 по 1709 годы калмыки дважды привлекались, но в деле не участвовали. Первый раз в 1700 году, когда трехтысячный отряд, вызванный в поход против шведов за приостановление военных действий был возвращен из Москвы. И во второй раз в 1709 году, когда посланный Аюкой-ханом на помощь Петру Великому сильный в несколько тысяч отряд калмыков под предводительством Чакдорджаба, сына Аюки, опоздал всего на несколько дней к Полтавской битве и был с награждением отпущен домой. У Прозрителева в работе «Военное прошлое калмыков» вообще ничего не сказано об участии калмыков в войне со шведами. Хотя само название работы обязывало автора осветить данный вопрос. Таким образом, и Прозрителев, и Чонов отрицают участие калмыков в войне со Швецией, с чем никак нельзя согласиться.
Многочисленные документальные данные, относящиеся к этому периоду, неопровержимо говорят о том, что калмыки принимали самое активное участие в военных операциях против войск Карла XII.
Значение нерегулярных калмыцких конных отрядов по сравнению с обученными войсками было меньшим, но принимая во внимание высокие личные боевые качества калмыцкого войска, мы не можем не отметить достойного вклада, внесенного калмыцким народом в общее дело разгрома врага. Первое упоминание о калмыцком войске, пришедшем на помощь русскому народу в великой борьбе за берега Балтийского моря, относятся не к 1707 году, как ошибочно утверждает Чонов, а к 1701 году.
(Документ) В работе Голикова И.И. - «Деяния Петра великого, удрого преобразователя Россииумы читаем, что в конце 1701 года «Монарх смотрел экзерциции, прибывшего в Москву калмыцкого и татарского войска, в 30 тысяч человек и сие войско было отправлено к шведским границам».
Калмыцкие конные отряды включались в активные боевые действия против шведских войск. Причем, калмыцкие отряды часто действовали не только в составе русских регулярных частей, но и как самостоятельные боевые единицы. В июле-августе 1701 года русским командованием для большей оперативности и удобства действий часть подразделений была выделена в самостоятельные партии. Четвертая такая партия была составлена полностью из калмыков.
Этот отряд 15 августа 1701г., встретив противника, атаковал его и в ожесточенной схватке наголову разбил сильный шведский корпус, захватив 300 шведских ружей. Высокая маневренность и стремительность позволяли калмыцкой коннице появляться там, где ее менее всего ждал неприятель. Кроме, участия калмыков в боевых операциях на фронтах, русское командование создавало из казаков и калмьгков летучие отряды, которые совершали набеги на тылы противника.; В. одном из донесений Санкт- Петербурского коменданта Рена мы читаем (документ): «Казаки и калмыки многие селения шведские истребили огнем и мечом и 117 пленных привели в Петербург».
Верностью долгу и высокими боевыми качествами калмыцкая конница снискала себе заслуженную славу и уважение среди союзников России. В 1706 году польский король Август II прислал к Петру генерал-майора Гольца с просьбой (документ) «дать конницы 8 полков и 4 тысячи калмыков». В ответном письме Петр 1 сообщил Августу П, что «все сие исполнится». Но собранные драгунские полки и калмыки не были посланы на помощь польскому королю, т.к. к этому времени он был смещен с престола, а вместо него взошел ставленник Карла ХП Станислав Лещинский.
Калмыцкая конница сыграла положительную роль и в составе русской регулярной армии, (документ) 22 сентября 1708г. недалеко от Белина произошла битва, в которой участвовало:
Русские Шведы
10000 русские регулярные войска 6 полков конницы
6000 калмыки 4 тысячи пехоты
Первым на русских напал Остроградский королевский полк, возглавляемый самим Карлом ХП. Русские, не сдержав натиска, начали отступать. Шведы бросились в погоню, но налетели на засаду калмыцкой конницы. Калмыки окружили и полностью уничтожили королевский полк, а сам Карл ХП чудом спасся от плена.
Карта.
Вплоть до Смоленска калмыки вели арьергардные бои с наступавшими частями противника, нанося им серьезный урон. Калмыки проявили «отменную храбрость» и в битве под деревней Лесной, когда разгромили войска Левенгаупта.
Главным событием Северной войны стала Полтавская битва. Предвидя неизбежность генерального сражения, Петр 1 предпринял все меры для увеличения армии и ее оснащения, особенно нерегулярными войсками, (документ) доске: 7 февраля 1709г. Петр 1 писал казанскому губернатору П.М.Апраксину, чтобы он приложил все усилия «дабы от Аюки получить ... к майю месяцу ... к главной армеи калмык ... тысячи три», (документ) В письме от 24 марта 1709г. Петр 1 пишет: «Как прежде, так и ныне паки подтверждаем Вам, дабы калмык то число, о котором преж сего к Вам писано, выслано было во армею, понеже оные весьма нужны в будущей кампании». Получив предписание Петра 1, Аюка-хан сразу же приступил к его выполнению, однако разбросанность улусов задержало отправку отряда. Отряд собрался только к концу мая. Он состоял из 3300 калмыков под предводительством Чакдорджаба. Вследствие того, что по пути следования калмыцкий отряд направили для разгрома отряда булавинцев, он опоздал на Полтавскую битву. Отряд прибыл под Полтаву лишь 4 июля 1709г. и надобность в нем отпала, поэтому его и отправили домой. Но ранее призванные воины-калмыки приняли участие в Полтавской битве. Отмечая заслуги калмыков в разгроме шведских войск под Полтавой, Петр 1 поблагодарил их и пожаловал им и донским казакам 20 тыс.рублей.
Разгром Карла ХП под Полтавой по-настоящему встревожило Турцию. В феврале 1711г. Турция объявила войну России. Русское правительство понимало, что в условиях, когда силы России были напряжены до предела, калмыцкий народ может оказать неоценимую помощь русскому народу.
5 сентября 1710 года между Астраханью и Черным Яром у речки Даниловка Апраксин встретился с Аюкою для подтверждения и подписания статеих(документ) «О подданстве хана Аюки со своими тайшами и с людьми его русскому государству». В помощь русским войскам Аюка послал 20- тысячный отряд калмыков. Мирный договор 1711 года с Турцией позволил Петру 1 сосредоточить все силы на решении основной исторической задачи - утверждения России на берегах Балтийского моря, которая была блестяще решена подписанием 30 августа 1721 г. Ништадского мира.
Но не только ратными подвигами способствовали укреплению России на берегах Балтики славные сыны калмыцкого народа. Не менее славен их трудовой, подвиг - в строительства форпоста на берегах Невы, (документ, доска) С.П.Луппов в своей работе «История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века» пишет, что «по данным переписи 1713 года в Татарской слободе жили татары, калмыки и другие». Попав сюда по ежегодному набору в числе 40 тысяч человек, призванных на строительство города, не имея возможности возвращаться домой и оседали здесь, отработав срок в соответствии с указом, не потребовав возвращения домой, а получив работы, сделали себе дома и поселились в них. (доска) таким образом, на протяжении всей Северной войны калмыки выполняли различные функции:
1. Были привлечены к участию в боевых действиях против шведов (7-8 тыс.человек).
2. Основная масса калмыцкого народа была привлечена к войне против Турции, выступившей в поддержку Швеции (20 тыс.человек).
3. Калмыки несли охранную службу на южных границах (5-6 тыс.человек).
4. Правительство Петра 1 считало Аюку-хана надежной силой в борьбе с народными движениями (подавление восстания К.Ф.Булавина) -20 тыс.человек. И всего за период Северной войны под оружие было поставлено более 50 тыс. воинов-калмыков.
4. Закрепление нового материала
Вопросы:
Персоналии
Под какой фамилией Петр I отправился в Великое посольство и осваивал корабельное дело в Голландии? (Петр Михайлов)
Официально признанный хан Калмыцкого Ханства, активно сотрудничавший с Петром I. Кто он? (Аюка хан)
О происхождении этого человека нет единого мнения среди ученых, ясно только, что он незнатного рода:
образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;
он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий;
известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадстсвом; но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.
(Александр Данилович Меншиков)
Войны и походы
По приказу Карла XII в Европе была выпущена медаль с надписью «Исшед вон, плакася горько». Какому событию она посвящена? (Битва при Нарве)
Какое событие Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”? (Победу под деревней Лесной в конце сентября 1708 года)
Каких “экзотических” животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы? (Верблюд)
Предания старины далекой
«дать конницы 8 полков и 4 тысячи калмыков». Кто автор и кому было адресовано это послание? ( польский король Август 2, Петру 1)
“Новый Ахиллес”. Об этой армии саксонский генерал Шуленберг писал: “Пехота поражала порядком, дисциплиной и набожностью. Хотя состояла она из разных наций, дезертиры были в ней неизвестны”. Предводитель ее “одевался как простой драгун и так же просто обедал”. До этой всем известной битвы в Европе его сравнивали с Александром Македонским, а после нее - с Ахиллесом, т.к. он (еще до ее начала) был ранен в пятку. (Карл XII и его армия в Полтавской битве)
■
3. "Дорогие подарки Петра". Именно эти, очень "дорогостоящие" подарки любил дарить Петр 1 проворовавшимся вельможам. (Корабли, вельможи долны были содержать "подаренный" корабль)