| 2. Исторические загадки: 1. Как в Греции звать Простой народ? Не зовет его знать Страной управлять. (Демос) 2. Для всех свободных афинян – И не только для крестьян – В государстве есть удел – Для решенья важных дел. Должны вместе все прийти, Решенье общее найти. (Народное собрание) 3. Как называли власть такую, Когда народ на должность избирал, А тот, кого он выбирал, Перед людьми отчет держал? (Демократия) 4. Знать совет свой создала, Управляла всем всегда И судом неправедным В историю вошла. Как же звали тот совет – Выдай правильный ответ. (Ареопаг) Сколько архонтов входило в ареопаг? (9) 6. Что за камень появился На земле крестьянина? Долг у него получился – Зерно не отдано сполна. (Долговой камень) Почему крестьяне брали долги у знати? Заполните таблицу Общественное устройство Аттики ( на карточках). Слова для справок: знать, демос, свободное население, рабы, должники, чужеземцы. 7. Он уваженье всех снискал За то, что был умен и честен. А славы он и не искал. В Афинах всем служил он честно. Он рабство грекам отменил, Драконтовы законы заменил, Писал стихи, всю жизнь учился. Но всем он все ж не угодил. (Солон) Что вы знаете о Солоне? | Ответы учащихся.
Несправедливо была распределена земля. Работа по заполнению таблицы. |
| 4. Работа с историческими понятиями (по карточкам). Напишите, что означают эти слова: Демос - ___________________ 2. Демократия - _______________ 3. Реформы - _________________ 4. Граждане - _________________ В чем значение реформ? Можно ли наше современное государство назвать демократическим? Работа с лентой времени: А) Когда были проведены реформы Солона: в каком году, веке? (594г. до н.э., 5 век до н.э.) Сколько лет прошло с момента принятия реформ? (2016 + 594 =2610) Б) Что было раньше и на сколько – реформы Солона или правление Тутмоса? (1500 – 594 = 906) Оценивание знаний учащихся. | 1 ученик у доски, остальные пишут на карточках ответы народ власть народа преобразования свободные афиняне Заложили основы демократии.
Работают с лентой времени |
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
5. Физкультминутка | Слайд 1( http://prezentacii.com/istorii/5080-drevnyaya-sparta.html) Законы, написанные на свитке, который держит в руках легендарный законодатель Спарты Ликург, имели огромное влияние на жизнь спартанцев. Ликурга называли мудрецом. По мнению греческого философа Сократа, «высшая мудрость – различать добро и зло» - Интересно, обладал ли такой мудростью Ликург? Умеете ли вы различать добро и зло? Проблемные вопросы. Скажите, почему спартанцам нужна была отлично организованная армия? В чем цель спартанского воспитания? Считаете ли вы систему управления в Спарте справедливой? Поможет разобраться нам ваш сверстник Антон. План. Местоположение Спарты. Сравнение природных условий Афин и Спарты. Спартанцы, илоты, периэки. Спарта – военный лагерь. Легенда о поэте Тиртее. Спартанское воспитание. Просмотр презентации (http://prezentacii.com/istorii/5080-drevnyaya-sparta.html) По ходу просмотра пояснения учителя. -О спартанском воспитании мы узнаем из учебника. Если я говорю понятия, связанные с Грецией, вы хлопаете в ладоши, если понятия, не связанные с Грецией - вы приседаете. Балканский полуостров; Евфрат ; фараон; Солон; Хаммурапи; Акрополь; Микены; Агора; Демос; Инд; Финикия; Иероглифы; Демократия; Зевс; Конфуций; Деметра, Ликург. | Слушают учителя, работают по карте, записывают понятия, отвечают на вопросы, сравнивают.
Записывают в тетрадь основные понятия: спартанцы, илоты, периэки, Лаконика, Мессения. Работают с п.3 учебника самостоятельно. Беседа по прочитанному. Делают вывод. Выполняют упражнения. |
6. Закрепление знаний и способов действий. | Работа по группам Вопросы первым двум группам перед началом работы с источником: Как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему? Вопросы двум другим группам: Назовите высшие ценности в Спартанском государстве и объясните почему, используя отрывок? Что было недостойно настоящего спартанца? Отрывок 1 (для первых двух групп учащихся): “Ликург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был сообразительнее и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитывать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах”. Отрывок 2: Славная доля – в передних рядах с супостатом сражаясь, В подвигах бранных грозе смерть за отчизну принять! Доля ж постыднее всех – в нищете побираться по свету, Город покинув родной, тучные бросив поля, Да побираться с отцом престарелым да матерью милой, Взяв малолетних детей, взяв супругу с собой. 2. Составление сравнительной таблицы «Отличие условий жизни жителей Афин и Спарты». Линия сравнения | Афины | Спарта | Основные занятия | Земледелие ремесло торговля | Военное дело | Использование труда | Только чужеземцы | Соплеменники – греки | Достижения | Ценились ораторское искусство, чтение, письмо, спорт, культура, архитектура | Ценилось военное искусство. Спартанцы были малограмотны, но очень дисциплинированные, стойкие и выносливые | - Какой путь развития страны кажется вам более перспективным? Разгадать историческую загадку. -Почему так поступали спартанские женщины? Древние писатели рассказывали, что спартанские женщины, узнав о смерти своих сыновей в бою, тут же шли на поле битвы. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а затем поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством. Они хоронили своих сыновей с почетом в гробницах предков. В других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения и мертвых воинов хоронили в общей могиле. (Раны, нанесенные воину в спину, указывали на то, что он струсил и пытался бежать с поля боя. Напротив, раны в груди свидетельствовали о мужестве воина, достойно встретившего смерть.) - Понравилось ли вам путешествие в Древнюю Спарту? | Работа с историческими документами в группах.
Сравнивают условия жизни населения Афин и Спарты. Составляют таблицу. Делают вывод: «Процветание Афин основывалось на хозяйственной деятельности жителей Аттики, а мощь Спартанского государства заключалась исключительно в военной силе»
Ответы учащихся.
|