kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК ИСТОРИИ "Древняя Спарта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с общественным и государственным устройством Спарты, бытом нравами спартанцев,системой воспитания,выяснить положительные и отрицательные стороны. работа с историческими картами, документами.

Актуализация знаний осуществлялась при помощи исторических загадок, заполнения таблицы "Общественное устройство Аттики", работа с тетрадью.

Работа с лентой времени. Постановка проблемного вопроса и формулирование детьми темы и задач урока.

Работа с презентацией. Закрепление знаний путем работы в группах, составление таблицы "Отличие условий жизни в Афиназ и Спарте". Рефлексия, подведение итогов и выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок истории 5 класс Древняя Спарта»

МБОУ «Ольховатская ООШ Новооскольского района Белгородской области»

Технологическая карта урока истории, проведенного 21. 01. 2016 г.

Масленникова Марина Михайловна,

учитель истории и обществознания

Тема урока

Древняя Спарта

Класс

5

Тип

Комбинированный/ урок – путешествие

Цель

познакомить с общественным и государственным устройством Спарты, бытом и нравами спартанцев, системой воспитания, показать ее положительные и отрицательные стороны; формировать умение работать с исторической картой, историческими документами, текстом учебника; воспитывать уважение к истории других стран.

Планируемые результаты

Предметные:

(знания, умения, представления)

- работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные;

- применять понятийный аппарат исторического знания для характеристики политического устройства Спарты;

- давать характеристику войска, спартанского воспитания



Личностные:

(личностные УУД)

- обрести мотивацию к изучению нового материала, опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам


Метапредметные:

(познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- выбирать средства достижения из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Основные понятия

Спартанцы, периэки, илоты, Лаконика, Мессения

УМК

А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобр. организаций. М.Просвещение,2015 г.

Ресурсы (оснащение)

Настенная карта «Древняя Греция V в. до н.э.»

Раздаточный материал, компьютер, экран, мультимедийная презентация, доска, мел, камешки для голосования, рабочая тетрадь №2


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся на греческом языке «Хайрете, пайдес» - «Здравствуйте, дети». Проверяет готовность к уроку. Как вы думаете, на каком языке я к вам обратилась?

Историю какого государства мы с вами изучаем на протяжении последних уроков?


Дети отвечают. Организуют рабочее место.



История Древней Греции


2. Актуализация знаний

1. Давайте повторим и покажем на карте:

  1. Где, на каком полуострове находится Древняя Греция? Аттика? Опишите местоположение Афин. Чем занималось население Афин?

  2. Какие моря омывают Грецию? Почему одно из морей названо Эгейским?

  3. Как назывались города-государства в Греции? Какие полисы вы знаете?

Ответы детей. Работа по карте. Балканский полуостров. В Средней Греции находится Аттика.

Ионическое, Средиземное, Эгейское. Миф о царе Эгее.


2. Исторические загадки:

1. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)

2. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)

3. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)

4. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)

Сколько архонтов входило в ареопаг? (9)

6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)

Почему крестьяне брали долги у знати?

Заполните таблицу Общественное устройство Аттики ( на карточках). Слова для справок: знать, демос, свободное население, рабы, должники, чужеземцы.

7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконтовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон) Что вы знаете о Солоне?

Ответы учащихся.































Несправедливо была распределена земля.

Работа по заполнению таблицы.


3. Задание 18. (рабочая тетрадь). Вписать недостающие слова.

Какие реформы провел архонт Солон в Афинах?

Почему ему пришлось покинуть Афины? Важны ли были для народа реформы? Давайте проголосуем с помощью камешков.




Выполняют задание в рабочей тетради.

Взаимопроверка.

Ответы учащихся:

  1. Отмена долгов

  2. Запрет обращать в рабство за долги

  3. Выборность судей

  4. Регулярный созыв Народного собрания

  5. Отмена законов Драконта

Ответ учащихся. Голосуют с помощью камешков.


4. Работа с историческими понятиями (по карточкам). Напишите, что означают эти слова:

  1. Демос - ___________________

  2. 2. Демократия - _______________

  3. 3. Реформы - _________________

  4. 4. Граждане - _________________

В чем значение реформ? Можно ли наше современное государство назвать демократическим?

  1. Работа с лентой времени:

А) Когда были проведены реформы Солона: в каком году, веке? (594г. до н.э., 5 век до н.э.) Сколько лет прошло с момента принятия реформ? (2016 + 594 =2610)

Б) Что было раньше и на сколько – реформы Солона или правление Тутмоса? (1500 – 594 = 906)

Оценивание знаний учащихся.

1 ученик у доски, остальные пишут на карточках ответы

  1. народ

  2. власть народа

  3. преобразования

  4. свободные афиняне

Заложили основы демократии.





Работают с лентой времени


3. Постановка учебной задачи

Греки говорили: «Наша родина Эллада стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой Спартанское государство». Кто из вас не слышал выражение «спартанское воспитание?» Скажите, о каком полисе мы с вами сегодня узнаем? Давайте перенесемся в Спарту.

Формулируют тему урока «Древняя Спарта»

4. Усвоение новых знаний и способов действий.























5. Физкультминутка

Слайд 1( http://prezentacii.com/istorii/5080-drevnyaya-sparta.html)

Законы, написанные на свитке, который держит в руках легендарный законодатель Спарты Ликург, имели огромное влияние на жизнь спартанцев. Ликурга называли мудрецом. По мнению греческого философа Сократа, «высшая мудрость – различать добро и зло»

- Интересно, обладал ли такой мудростью Ликург? Умеете ли вы различать добро и зло?

Проблемные вопросы. Скажите, почему спартанцам нужна была отлично организованная армия? В чем цель спартанского воспитания? Считаете ли вы систему управления в Спарте справедливой?

Поможет разобраться нам ваш сверстник Антон.

План.

  1. Местоположение Спарты. Сравнение природных условий Афин и Спарты.

  2. Спартанцы, илоты, периэки.

  3. Спарта – военный лагерь. Легенда о поэте Тиртее.

  4. Спартанское воспитание.


Просмотр презентации

(http://prezentacii.com/istorii/5080-drevnyaya-sparta.html)

По ходу просмотра пояснения учителя.



-О спартанском воспитании мы узнаем из учебника.

Если я говорю понятия, связанные с Грецией, вы хлопаете в ладоши, если понятия, не связанные с Грецией - вы приседаете.

Балканский полуостров; Евфрат ; фараон; Солон; Хаммурапи; Акрополь; Микены; Агора; Демос; Инд; Финикия; Иероглифы; Демократия; Зевс; Конфуций; Деметра, Ликург.


Слушают учителя, работают по карте, записывают понятия, отвечают на вопросы, сравнивают.











Записывают в тетрадь основные понятия: спартанцы, илоты, периэки, Лаконика, Мессения.

Работают с п.3 учебника самостоятельно. Беседа по прочитанному. Делают вывод.

Выполняют упражнения.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Работа по группам

Вопросы первым двум группам перед началом работы с источником: Как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?

Вопросы двум другим группам: Назовите высшие ценности в Спартанском государстве и объясните почему, используя отрывок? Что было недостойно настоящего спартанца?

Отрывок 1 (для первых двух групп учащихся):

“Ликург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был сообразительнее и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитывать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах”.

Отрывок 2:

Славная доля – в передних рядах с супостатом сражаясь,
В подвигах бранных грозе смерть за отчизну принять!
Доля ж постыднее всех – в нищете побираться по свету,
Город покинув родной, тучные бросив поля,
Да побираться с отцом престарелым да матерью милой,
Взяв малолетних детей, взяв супругу с собой.

2. Составление сравнительной таблицы

«Отличие условий жизни жителей Афин и Спарты».

Линия сравнения

Афины

Спарта

Основные занятия

Земледелие ремесло торговля

Военное дело

Использование труда

Только чужеземцы

Соплеменники – греки

Достижения

Ценились ораторское искусство, чтение, письмо, спорт, культура, архитектура

Ценилось военное искусство. Спартанцы были малограмотны, но очень дисциплинированные, стойкие и выносливые

- Какой путь развития страны кажется вам более перспективным?

  1. Разгадать историческую загадку.

-Почему так поступали спартанские женщины?

Древние писатели рассказывали, что спартанские женщины, узнав о смерти своих сыновей в бою, тут же шли на поле битвы. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а затем поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством. Они хоронили своих сыновей с почетом в гробницах предков. В других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения и мертвых воинов хоронили в общей могиле.

(Раны, нанесенные воину в спину, указывали на то, что он струсил и пытался бежать с поля боя. Напротив, раны в груди свидетельствовали о мужестве воина, достойно встретившего смерть.)

- Понравилось ли вам путешествие в Древнюю Спарту?

Работа с историческими документами в группах.

































Сравнивают условия жизни населения Афин и Спарты. Составляют таблицу. Делают вывод: «Процветание Афин основывалось на хозяйственной деятельности жителей Аттики, а мощь Спартанского государства заключалась исключительно в военной силе»





Ответы учащихся.












7.Рефлексия














Учитель предлагает продолжить предложения:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

Выставление оценок за урок.

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы


8. Домашнее задание

П. 31, задание 22 в рабочей тетради




Список используемых источников:

1. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобр. организаций. М.Просвещение,2015 г.

2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс,- М.: ВАКО, 2015.

3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск 2 – М.: Просвещение, 2015. – 80 с.

4. Всемирная история. Энциклопедия для детей. Том 1. – М.: Аванта+, 1997. – 702 с.

5. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. М.: ТЦ Сфера, 2003.

6. http://prezentacii.com/istorii/5080-drevnyaya-sparta.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
УРОК ИСТОРИИ "Древняя Спарта"

Автор: Масленникова Марина Михайловна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок по истории Древней Греции 5 класс "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(60) "urok-po-istorii-drievniei-grietsii-5-klass-drievniaia-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "318939"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460703355"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "технологическая карта урока  истории  Древнего мира 5 кл.  "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaistoriidrievnieghomira5kldrievniaiasparta"
    ["file_id"] => string(6) "330776"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464369504"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "древняя спарта "
    ["seo_title"] => string(17) "drievniaia-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "165046"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422731657"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок " Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(20) "urokdrievniaiasparta"
    ["file_id"] => string(6) "286888"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454412828"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Проект по истории на тему: "Древний город Спарта""
    ["seo_title"] => string(50) "proiekt_po_istorii_na_tiemu_drievnii_ghorod_sparta"
    ["file_id"] => string(6) "358847"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479135653"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства