С целью активизации мыслительных процессов можно предложить в начале урока учащимся отгадать исторические загадки по пройденному материалу:
1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя.?(Гомер)
2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять.?(Демос)
3. Для всех свободных афинян –?
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –?
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти.?(Народное собрание)
4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,?
Перед людьми отчет держал??(Демократия)
5. Знать совет свой создала,?
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ.?(Ареопаг)
6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –?
Зерно не отдано сполна.?(Долговой камень)
7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил.?(Солон)
Вопросы для устных ответов:
1. Какие категории населения афинского государства вы знаете?
2. В чем вы видите причины борьбы демоса против знати?
3. Вспомните и расскажите, как управлялись Афины до Солона?
4. Кто отменил долговое рабство и почему?
5. Какие перемены в управлении Афинами произошли в правление архонта Солона?
6. Что означает слово “демократия” в переводе с греческого?
II. Изучение нового материала с помощью презентации (см.??риложение)
Объявление новой темы, плана у темы. (Слайд 1, 2)
В целях активизации познавательной деятельности учащихся целесообразно предложить для начала решить кругограмму в парах. (Слайд 3) Расшифрованное слово записать в словарь: лаконика – это область, где проживали спартанцы.
1. Спартанцы (спартиаты) и илоты. (Слайд 4)
Объяснение материала идет параллельно с показом слайдов. Дляобъяснение данного пункта плана можно обратиться к информации в учебнике. (§ 31 пункт 1?Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.?История древнего мира)
В ходе объяснения особо выделить понятия “Спарта”, “илоты” и зафиксировать их в тетради: Спарта – это государство спартиатов; илоты – рабы-земледельцы в Спарте.
На закрепление материала можно использовать загадки:
Они жили, не тужили
В Греции любимой.
Но пришли спартанцы – вмиг
Их они разбили.
В рабов превратили.
И могли убить иль высечь
Просто без причины.?(Илоты)
2. Устройство Спартанского государства. (Слайд 5)
На слайде 5 показана схема: “Устройство Спартанского государства”. Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы.
Для закрепления – загадка:
Здесь правит бал Совет,
Который властью самой большей обладает.
Уж очень краток здесь ответ
Людей, что на захват земли чужой
Совет тот побуждает.
Всех здесь юнцов в лет семь
От матери с отцом насильно отбирают.
Те ж, повзрослев, работать
На себя илотов заставляют.?(Спарта)
Вспомните государственное устройство Афинского государства? В чем сходство и различие между двумя государствами?
3. Спартанское воспитание. (Слайд 6)
III. Работа по группам
После просмотра презентации целесообразно класс разбить на 3- 4 группы и дать им возможность поработать с историческими источниками (отрывки из хрестоматии).
Вопросы первым двум группам перед началом работы с источником:?как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?
Вопросы двум другим группам:?назовите высшие ценности в Спартанском государстве и объясните почему, используя отрывок? Что было недостойно настоящего спартанца?
Отрывок 1?(для первых двух групп учащихся):
“Ликург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был сообразительнее и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитывать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах”.
Отрывок 2:
Славная доля – в передних рядах с супостатом сражаясь,
В подвигах бранных грозе смерть за отчизну принять!
Доля ж постыднее всех – в нищете побираться по свету,
Город покинув родной, тучные бросив поля,
Да побираться с отцом престарелым да матерью милой,
Взяв малолетних детей, взяв супругу с собой.
На закрепление - вопросы
После ответов групп на вопросы необходимо обобщить вместе с учащимися результаты групповой работы, сделать общие выводы по теме и приступить к тесту.
Просмотр содержимого документа
«Урок " Древняя Спарта"»
Разработка урока для 5-х классов по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта" с использованием презентации
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнить с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов.
Тип урока:комбинированный с использованием презентации MicrosoftPowerPoint
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Древняя Греция”, карточки с основными терминами, раздаточный материал в виде кругограмм, а также с отрывками произведений из хрестоматии по истории древней Греции, тесты.
Основные термины и понятия урока: спартанцы (спартиаты), илоты, царь (архагет), Совет Старейшин, Лаконика.
ХОД УРОКА
I. Опрос домашнего задания
С целью активизации мыслительных процессов можно предложить в начале урока учащимся отгадать исторические загадки по пройденному материалу:
1. Он написал про Илион и Одиссея, И греки его чтят, любя. Но до сих пор гадают, где, когда Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)
2. Как в Греции звать Простой народ? Не зовет его знать Страной управлять. (Демос)
3. Для всех свободных афинян – И не только для крестьян – В государстве есть удел – Для решенья важных дел. Должны вместе все прийти, Решенье общее найти. (Народное собрание)
4. Как называли власть такую, Когда народ на должность избирал, А тот, кого он выбирал, Перед людьми отчет держал?(Демократия)
5. Знать совет свой создала, Управляла всем всегда И судом неправедным В историю вошла. Как же звали тот совет – Выдай правильный ответ. (Ареопаг)
6. Что за камень появился На земле крестьянина? Долг у него получился – Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)
7. Он уваженье всех снискал За то, что был умен и честен. А славы он и не искал. В Афинах всем служил он честно. Он рабство грекам отменил, Драконовы законы заменил, Писал стихи, всю жизнь учился. Но всем он все ж не угодил. (Солон)
Вопросы для устных ответов:
1. Какие категории населения афинского государства вы знаете? 2. В чем вы видите причины борьбы демоса против знати? 3. Вспомните и расскажите, как управлялись Афины до Солона? 4. Кто отменил долговое рабство и почему? 5. Какие перемены в управлении Афинами произошли в правление архонта Солона? 6. Что означает слово “демократия” в переводе с греческого?
II. Изучение нового материала с помощью презентации (см.Приложение)
Объявление новой темы, плана у темы. (Слайд 1, 2)
В целях активизации познавательной деятельности учащихся целесообразно предложить для начала решить кругограмму в парах. (Слайд 3) Расшифрованное слово записать в словарь: лаконика – это область, где проживали спартанцы.
1. Спартанцы (спартиаты) и илоты. (Слайд 4)
Объяснение материала идет параллельно с показом слайдов. Дляобъяснение данного пункта плана можно обратиться к информации в учебнике. (§ 31 пункт 1Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира)
В ходе объяснения особо выделить понятия “Спарта”, “илоты” и зафиксировать их в тетради: Спарта – это государство спартиатов; илоты – рабы-земледельцы в Спарте.
На закрепление материала можно использовать загадки:
Они жили, не тужили В Греции любимой. Но пришли спартанцы – вмиг Их они разбили. В рабов превратили. И могли убить иль высечь Просто без причины. (Илоты)
2. Устройство Спартанского государства. (Слайд 5)
На слайде 5 показана схема: “Устройство Спартанского государства”. Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы.
Для закрепления – загадка:
Здесь правит бал Совет, Который властью самой большей обладает. Уж очень краток здесь ответ Людей, что на захват земли чужой Совет тот побуждает. Всех здесь юнцов в лет семь От матери с отцом насильно отбирают. Те ж, повзрослев, работать На себя илотов заставляют. (Спарта)
Вспомните государственное устройство Афинского государства? В чем сходство и различие между двумя государствами?
3. Спартанское воспитание. (Слайд 6)
III. Работа по группам
После просмотра презентации целесообразно класс разбить на 3- 4 группы и дать им возможность поработать с историческими источниками (отрывки из хрестоматии).
Вопросы первым двум группам перед началом работы с источником:как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?
Вопросы двум другим группам:назовите высшие ценности в Спартанском государстве и объясните почему, используя отрывок? Что было недостойно настоящего спартанца?
Отрывок 1(для первых двух групп учащихся):
“Ликург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был сообразительнее и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитывать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах”.
Отрывок 2:
Славная доля – в передних рядах с супостатом сражаясь, В подвигах бранных грозе смерть за отчизну принять! Доля ж постыднее всех – в нищете побираться по свету, Город покинув родной, тучные бросив поля, Да побираться с отцом престарелым да матерью милой, Взяв малолетних детей, взяв супругу с собой. На закрепление - вопросы
После ответов групп на вопросы необходимо обобщить вместе с учащимися результаты групповой работы, сделать общие выводы по теме и приступить к тесту.