kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок для 6 класса "Крещение Руси и князь Владимир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства, объяснить, почему на Руси установилось двоеверие, сохранившееся до наших дней.

Образовательные задачи:

  • продолжить формирование умения анализировать исторический источник, работать с картой, схемами, определять ход, последовательность событий, связанных с крещением Руси;
  • продолжить работу над формированием у учащихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Развивающие задачи:

  • развивать монологическую речь учащихся, формировать умение составлять «Я – высказывание»;
  • развивать умение давать оценку исторических событий, явлений;
  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
  • развивать умение перевести информацию из текста в схему;
  • развивать умение работать в группах.

Воспитательные задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
  • воспитание умения работать в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок для 6 класса "Крещение Руси и князь Владимир"»

Урок №1

Тема: Крещение Руси и князь Владимир.

Цель: Определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства, объяснить, почему на Руси установилось двоеверие, сохранившееся до наших дней.

Образовательные задачи:

  • продолжить формирование умения анализировать исторический источник, работать с картой, схемами, определять ход, последовательность событий, связанных с крещением Руси;

  • продолжить работу над формированием у учащихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Развивающие задачи:

  • развивать монологическую речь учащихся, формировать умение составлять «Я – высказывание»;

  • развивать умение давать оценку исторических событий, явлений;

  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

  • развивать умение перевести информацию из текста в схему;

  • развивать умение работать в группах.

Воспитательные задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

  • воспитание умения работать в группе.

Оборудование урока: исторические картины по теме «Крещение Руси», слайд-проектор, компьютер, экран.

Средства обучения: демонстрация наглядного материала с помощью презентации Power Point.



Ход урока

ИКТ поддержка

На экране изображена картина Васнецова «Крещение Руси»


Организационный момент:

1. Вводное слово учителя: Здравствуйте, дети. На сегодняшнем уроке мы узнаем о том, как Древняя Русь приняла христианскую веру – веру в одного Бога, почему из нескольких подобных (монотеистических) религий Русь выбрала именно православие. Нам предстоит работа с историческим источником, созданным в XII веке «Повестью временных лет».

Слайд 1 Картина Васнецова «Крещение Руси» и тема урока.

Слайд 2 «Повесть временных лет» Нестора Летописца. Первый лист.



2. Тест по домашнему материалу

  • Что такое государство? (Особая форма организации политической власти)

  • Каковы причины возникновения государства? (Необходимость защиты от внешних врагов; регулирования, упорядочения отношений между людьми, стремление богатой верхушки удержать власть над массой бедных соплеменников)

  • Соотнесите события и князей которые проводили эти реформы (Князь Олег Вещий объединил Киев и Новгород, собрав под своей властью окрестные союзы племён, он создал Древнерусское государство с центром в Киеве. Княгиня Ольга ввела «уроки» и «погосты», упорядочив сбор дани. Князь Владимир укрепил свою власть, крестив Русь. Ярослав Мудрый принял первый на Руси свод законов «Русская Правда»).

Запись в тетради новой темы-«Крещение Руси»


Слайд 3. Что такое государство?


Слайд 4 причины возникновения государства.




Слайд 5 соотнесение

3. Изучение нового материала

Просмотр фрагмента фильма «Крещение Руси»

Учитель: Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.

Учитель: Памятники Владимиру, крестителю Руси, стоят в Киеве и в Новгороде (памятник «1000-летие России»). Святой, равноапостольный князь держит в руке крест, знак новой, истинной веры. А с чего же всё началось?

  1. Какую веру исповедовали жители Древней Руси до правления князя Владимира? (Язычество - многобожие)

  2. Какие народы Европы и Азии в развитии своих взглядов на мир тоже прошли через стадию язычества? (Все народы сначала исповедовали многобожие)

  3. В какой момент времени они принимали веру в одного Бога? В каких целях? (В основном в эпоху становления государственности для укрепления власти правителя и объединения многочисленных племён в единое государство)

Учитель: Русь не стала исключением. Вопрос стоял лишь о том, какую веру принять. Среди соседей Руси были языческие племена балтов и финно-угров, но были и государства, исповедовавшие веру в одного Бога. Однако до принятия веры в одного Бога князь Владимир решил реформировать (обновить) язычество. Из множества славянских богов Владимир выделил 6 главных.

Вспомним, какие были божества (идолы) у восточных славян?

В Киеве были поставлены статуи этих богов (идолы) – Перуна, Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. Главным богом стал Перун – бог войны, бог князя. Запылали костры, состоялись жертвоприношения, в том числе и человеческие.

Однако попытка превратить язычество в государственную религию, объединить различные верования и божества была неудачной.

Язычество регулировало отношения человека с природой, а не человека с властью, с правителем. Язычество разделяло людей.

А что было необходимо князю Владимиру? (Объединение племен и укрепление своей власти).

Учитель: Как рассказывает нам Нестор-летописец в «Повести временных лет», первоначально к Владимиру пришли послы из четырёх разных государств, чтобы рассказать князю о своей вере. Владимир выслушал всех и задал вопросы. Однако сделать выбор князь не смог.

О том, что было дальше, мы узнаем из исторического источника – отрывка из «Повести временных лет» («Выбор веры» - Приложение 1).

Что это за вид исторических источников? (Письменный)

Учащиеся работают с текстом «Выбор веры».

Один ученик читает одноименный раздел в учебнике.

После прочтения текста учащиеся отвечают на вопросы к источнику.

  1. Куда и зачем отправил послов князь Владимир?

  2. Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что основную роль в выборе веры сыграла красота религиозных обрядов?

  3. Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры – личными или государственными соображениями?

  4. Вопрос к ученику, работавшему с текстом учебника: «Что интересней и полней раскрывает суть события – исторический источник или учебник?»

Что же поразило бояр - послов в греческом храме?

Учитель показывает картинки с элементами церковного убранства православного храма

Учитель дополняет ответы учащихся на вопрос о причинах принятия крещения от греков (христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Христианство отличало благолепие. Идея «единое государство- единый князь -единый Бог». Требование международной обстановки. Помощь в развитии культуры. Вера не посягала на земные порядки и богоустановленную власть).

Учитель коротко рассказывает о крещении Владимира в Корсуни в 988 году.

Слайд 6 Видеофрагмент «Крещение Руси»





Слайд 7



Слайд 8





Слайд 9


















Слайд 10


















Слайд 11 фрагмент «Выбор веры»














Слайд 12 «Православный храм»










Слайд 13 («Крещение Владимира»)

Где и как крестили киевлян? (см. картину К.В. Лебедева «Крещение киевлян») Почему крещение происходит в воде?

Объясните слова князя Владимира: «Если не придёт кто завтра на реку креститься – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом»,

Охотно ли расставались киевляне со старой верой?

Запись в тетради даты крещения киевлян – 988 год

Учитель: Киевляне были знакомы с христианской верой ещё со времен княгини Ольги. Да и торговые контакты с византийцами-греками были достаточно тесными. Иное дело – новгородцы, закоренелые язычник (в жизни Новгорода большую роль играли варяги. Князь Святослав - отец Владимира, воспитывавшийся в Новгороде в варяжской среде, так и не принял крещения, несмотря на уговоры матери – княгини Ольги).

После крещения киевлян настала роль новгородцев. Их, активно сопротивлявшихся крестили «огнём и мечом» воеводы Добрыня и Путята с дружинами. С большим трудом несли новую веру в землю вятичей. Нередко возникало противостояние между язычниками и христианами, заканчивавшееся применением силы.

Слайд 14 («Крещение киевлян»)

Учитель показывает детям картину С.В. Иванова «Христиане и язычники» и комментирует эпизод, запечатленный на картине, делая вывод, что за язычником-волхвом стоял народ, а за христианским священником – княжеская дружина и сам князь.

  • Нужна ли была народу новая вера?

  • Правомерно ли было применение насилия?

Учитель: Чтобы смягчить противостояние, церковь попыталась связать язычество и христианство: наряду с посещением храмов люди продолжали праздновать Масленицу, Колядки, день Ивана Купалы; наряду с почитанием икон люди продолжали верить в домовых, леших, водяных, в заговоры и обереги. Объединялись христианские и языческие праздники, языческие боги получали имена христианских святых (Перун – Илья Пророк, Велес – св. Власий и т.п.). Таким образом, на Руси установилось двоеверие, которое сохранилось до нашего времени.

Слайд 15 картина С.В.Иванова «Христиане и язычники»

Запись в тетради: «Двоеверие = язычество + христианство»

  • В чем же значение крещения Руси?

Идет работа по записям на доске. Учащиеся заносят в тетрадь основные положения, объясненные учителем.

Запись на экране.

Значение крещения Руси

  • Объединение восточнославянских племен

  • Укрепление власти князя

  • Создание церковной организации

  • Развитие просвещения и культуры

  • Смягчение нравов

Учитель объясняет детям все положения схемы.

О смягчении нравов учитель говорит на примере князя Владимира до и после крещения.

Учитель: Христианские принципы милосердия, любви к ближнему вступали в противоречие с методами принятия христианской веры – насилием и жестокостью.

Можно ли было на Руси принять христианство, не применяя жестокостей?

Слайд 16 Запись в тетради: «Двоеверие = язычество + христианство»




Слайд 17

4. Закрепление изученного материала

Ученикам предлагается исторический диктант с пропущенными словами по теме «Этапы Крещения Руси» в порядке следования событий.

Слайд 18 диктант

Домашнее задание

§7 «Крещение Руси», работа с документом


Рефлексия

Что на уроке было для вас новым? Что вы узнали? Чему научились?

Как вы оцениваете свою работу?

Учитель оценивает работу учащихся





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок для 6 класса "Крещение Руси и князь Владимир"

Автор: Моисеева Любовь Васильевна

Дата: 05.04.2016

Номер свидетельства: 315052

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока: "Крещение Руси при  князе  Владимире" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-krieshchieniie-rusi-pri-kniazie-vladimirie"
    ["file_id"] => string(6) "144133"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418659040"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Конспект урока по ОРКСЭ "
    ["seo_title"] => string(24) "konspiekt-uroka-po-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "135772"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416982823"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Святой князь Владимир и Крещение Руси"
    ["seo_title"] => string(44) "sviatoi-kniaz-vladimir-i-krieshchieniie-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "252324"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447352863"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технологическая карта урока по истории России на тему: "Князь Владимир и Крещение Руси" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(105) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-istorii-rossii-na-tiemu-kniaz-vladimir-i-krieshchieniie-rusi-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "172117"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423759033"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Обобщающий урок за курс 6 класса "Древняя Русь" "
    ["seo_title"] => string(54) "obobshchaiushchii-urok-za-kurs-6-klassa-drievniaia-rus"
    ["file_id"] => string(6) "230297"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442072760"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства