3. Изучение нового материала Просмотр фрагмента фильма «Крещение Руси» Учитель: Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича. Учитель: Памятники Владимиру, крестителю Руси, стоят в Киеве и в Новгороде (памятник «1000-летие России»). Святой, равноапостольный князь держит в руке крест, знак новой, истинной веры. А с чего же всё началось? Какую веру исповедовали жители Древней Руси до правления князя Владимира? (Язычество - многобожие) Какие народы Европы и Азии в развитии своих взглядов на мир тоже прошли через стадию язычества? (Все народы сначала исповедовали многобожие) В какой момент времени они принимали веру в одного Бога? В каких целях? (В основном в эпоху становления государственности для укрепления власти правителя и объединения многочисленных племён в единое государство) Учитель: Русь не стала исключением. Вопрос стоял лишь о том, какую веру принять. Среди соседей Руси были языческие племена балтов и финно-угров, но были и государства, исповедовавшие веру в одного Бога. Однако до принятия веры в одного Бога князь Владимир решил реформировать (обновить) язычество. Из множества славянских богов Владимир выделил 6 главных. Вспомним, какие были божества (идолы) у восточных славян? В Киеве были поставлены статуи этих богов (идолы) – Перуна, Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. Главным богом стал Перун – бог войны, бог князя. Запылали костры, состоялись жертвоприношения, в том числе и человеческие. Однако попытка превратить язычество в государственную религию, объединить различные верования и божества была неудачной. Язычество регулировало отношения человека с природой, а не человека с властью, с правителем. Язычество разделяло людей. А что было необходимо князю Владимиру? (Объединение племен и укрепление своей власти). Учитель: Как рассказывает нам Нестор-летописец в «Повести временных лет», первоначально к Владимиру пришли послы из четырёх разных государств, чтобы рассказать князю о своей вере. Владимир выслушал всех и задал вопросы. Однако сделать выбор князь не смог. О том, что было дальше, мы узнаем из исторического источника – отрывка из «Повести временных лет» («Выбор веры» - Приложение 1). Что это за вид исторических источников? (Письменный) Учащиеся работают с текстом «Выбор веры». Один ученик читает одноименный раздел в учебнике. После прочтения текста учащиеся отвечают на вопросы к источнику. Куда и зачем отправил послов князь Владимир? Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что основную роль в выборе веры сыграла красота религиозных обрядов? Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры – личными или государственными соображениями? Вопрос к ученику, работавшему с текстом учебника: «Что интересней и полней раскрывает суть события – исторический источник или учебник?» Что же поразило бояр - послов в греческом храме? Учитель показывает картинки с элементами церковного убранства православного храма Учитель дополняет ответы учащихся на вопрос о причинах принятия крещения от греков (христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Христианство отличало благолепие. Идея «единое государство- единый князь -единый Бог». Требование международной обстановки. Помощь в развитии культуры. Вера не посягала на земные порядки и богоустановленную власть). Учитель коротко рассказывает о крещении Владимира в Корсуни в 988 году. |