I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | – Скажите, пожалуйста, вам знакомо имя, которое вы видите на слайде? – Сегодня мы познакомимся с историческим деятелем Древней Руси и попробуем определить, что это был за человек. О нём сохранилось немало исторических документов, Прочитайте, пожалуйста, те, которые вы видите на странице учебника (с. 58). | В ответах учеников может прозвучать ссылка на мультфильмы студии «Мельница». Ученики после работы с источниками должны указать, что документы противоречат друг другу. И ответить на вопросы к документам. | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. | 5 мин. 2 мин. 5-7 мин. 2 мин. 20-25 мин. |
II. Версии. | – Какую проблему урока нам предстоит решить? – Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Какая информация нам может понадобиться? | Почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершённые им низкие поступки, оставил о себе добрую память? Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная). |
III. Актуализация знаний. | – Вспомните, что такое религия. О каких религиях мы сегодня будем говорить? Сравните язычество и христианство, выделите их признаки и попробуйте определить, что характерно для обеих религий. – А какой была религия Руси до князя Владимира? | Ученики должны вспомнить определение религии, указать, что речь пойдёт о язычестве и христианстве, и выполнить задание слайда. Иллюстрации слайда являются подсказкой. Показаны изображения славянских оберегов. |
IV. Планирование деятельности | – Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? | Ученики могут указать, что для ответа на вопрос необходимо изучить действия князя Владимира и те события, которые происходили в эту эпоху. |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Владимир Красное Солнышко – Используя первый пункт §5, карту на с. 60, докажите, что при Владимире окрепло Древнерусское государство, выполните задание слайда. – Владимир показал себя как хороший государственный деятель, но мы знаем, что любые действия могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Подумайте, что принесли действия князя жителям государства? 2. Свержение идолов – Но вы назвали не все мероприятия. Вспомните, как называется наш урок… Что, по-вашему, может означать слово «крещение»? А как вы думаете, почему князь Владимир решил поменять религию? Выполните задание слайда. – Как вы думаете, жители Руси охотно поменяли свою веру и поклонились новому Богу? Выполните задание слайда, дайте оценку действиям князя и его дружины. 3. Воздвигли церковь... – Русь превратилась в христианское государство. Это хорошо или плохо? Оцените результаты этого события. – Можно ли сказать, что крещение по православному обряду изменило историю нашего государства? Докажите, что цивилизационное развитие Руси сделало значительный шаг. | 1. Под властью киевского князя были собраны все восточнославянские племена (работа по карте на с.60). 2. Изменилась система управления государством, вместо племенных князей были назначены посадниками дети Владимира (работа по карте). 3. Прокладывались дороги. 4. Борьба с печенегами. Строительство оборонительных сооружений на южной границе. Ученики должны проанализировать материал 1-го пункта и указать как плюсы, так и минусы действий князя. Ученики должны назвать тему урока. Ученики объясняют своё понимание термина. Может быть указано, что реакция была разной, но многие жители сопротивлялись переменам. Любое мнение, оценка должны быть аргументированы. Любое мнение должно быть аргументировано. Ответы могут быть различными. Любой ответ должен быть аргументирован. |
VI. Выражение решения проблемы. | – И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока. | Крещение Руси в 988 году стало важнейшим событием правления великого князя Владимира Святославича (980–1015). Древнерусское государство вошло в число христианских стран Европы, став частью православного мира. | | 2 мин. |
VII. Применение нового знания. | – Давайте попробуем подвести итоги сегодняшнего урока в форме синквейна. – «Во стольном городе во Киеве У ласкового князя у Владимира». Как вы думаете, откуда эти слова? А почему князь Владимир, о котором мы говорили и чьи действия оценивали, часто упоминается в былинах? | Выполнение задания. Ученики могут указать, что это слова из русских былин. | | 2 мин. |