kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок краеведения "Быт Рязанской губернии в XVIII веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представления о традиционном пути развития Рязанской губернии в XVIII в., об особенностях быта (одежде, предметах) наших предков.

 

Задачи:

- показать традиционный путь развития Рязанской губернии в XVIII веке, определить роль местной традиции в развитии культуры  рязанского края данного периода, раскрыть преемственность традиций нашего края;

- развивать познавательные процессы учащихся: речь, память, мышление, внимание, воображение и умение производить самоанализ и самооценку;

- прививать устойчивый интерес к истории своей малой Родины, развивать творческие способности детей;

-формировать гражданина-патриота, воспитывая на национальных традициях русского народа.

Оборудование:

- предметы быта, одежды;

- манекен;

- аудиозапись песен Мещерской стороны;

- выставка

- интерактивная доска;

- компьютер; диск с презентациями;

- диск «Толковый словарь» В. Даля;

-балалайка;

- набор табличек с надписями «веретено», «рогач», «чапля», «рубель», «скалка», «валёк», челнок», «берды», «колодка», «кочедык», «наберка», «вьюшка».

Ход урока.

  1. Мотивационно-ориентационный блок.
  2.  

Очень часто за событиями

И за суетою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Вспомним петровскую эпоху, XVIII век. Петровские реформы в корни изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Культурные достижения содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи русского государства.  Лишь быт остался традиционным. Давайте поговорим о быте той эпохи на примере Рязанского края.

С чего начнем? Есть поговорка: «Встречают по одежке». И мы начнем знакомство с одежды этой эпохи.

  1. Изучение нового материала.

Знакомство с рязанским костюмом.

  1. Презентация рязанского костюма. (Презентацию представляет ученица Клиншова Александра)
  2. Работа с источником.
  3. . Как вы думаете, в костюме колесниковской женщины были ли элементы представленного Сашей рязанского костюма? Вы затрудняетесь, так давайте обратимся к «Этнологическим материалам», которые составила ученый-этнолог Наталья Ивановна Лебедева о колесниковском женском костюме.

Ваша задача: на основе описания одежды воссоздать ее на манекене.

  1. Одеваем манекен.
  2. Обобщение: ответ на главный вопрос задачи.

Знакомство с предметами быта.

1.Экскурсия по выставке предметов быта от учителя.

  • : составной частью быта являются предметы обихода, орудия труда.

Обратите внимание на предметы, находящиеся на столе, на основе этих предметов можно перечислить множество ремесел, бытовавших в тот период. Это смолокуры, плотники, бондари, рогожники, колодезники, корзинщики, сундучники, прялочники, лапотники, игрушечники, лошкари… и так можно перечислять до бесконечности. Почти каждая деревенька имела свой трудовой профиль. Например: все в округе знали михайловские, рязанские кружева, а Скопин был известен своей керамикой не только по всей России, но и за рубежом.

(Обращаюсь к выставке)

Деревенька Вырково – специализировалась на выпуске глиняных игрушек, а Ряжск был известен как центр ткацкого производства на рязанской земле, изделия ряжских мастеров неоднократно выставлялись за рубежом. А знаете ли вы на чем специализировалась наша деревня?

(Изготовлением колес)

  1. Игра. Здесь находятся таблички с названиями предметов. Нужно правильно разложить каждую табличку к своему предмету.
  • «валёк»
  • «челнок»
  • «веретено»
  • «рогач»
  • «чапля»
  • «рубель»
  • «скалка»
  • «берды»
  • «колодка»
  • «кочедык»
  • «наберка»
  • «вьюшка»

Учитель: Давайте, посмотрим название, каких предметов у вас вызвало затруднение, обратимся к словарю В. Даля и найдем значение этих терминов.

(Словарь В. Даля в компьютерном варианте)

  1. Обобщение. Что нового вы узнали о быте колесниковского края.

(Все эти слова относятся к определенной лексике. Вы не скажете, как называется эта лексика. (Диалекты). Вы только подумайте, наши колесниковские слова нашли свое место в словаре великого Даля!)

Местный обряд.

1.Учитель. Рязанский крестьянин не только мог ходить за сохой, косой валить густые травы, проявлять свое мастерство в ремесле, но и дарил свой талант земле русской, которая не забыла его и вписала в историю Рязанской области и страны.

(Обращение к выставке)

Труд в жизни рязанского труженика переплетался с традициями отдыха и праздника.

Доброй традицией на Рязанской земле стали Кузьминки, посиделки – в день народного праздника 14 ноября. Посвященного Кузьме и Демьяну – покровителям ремесла.

Кузьминки – об осени одни поминки.

Кузьминки – встреча зимы.

Именно с этого праздника Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за свое рукоделие, а мужчины в это время были в отходе по плотницкому делу. Давайте перенесемся в XVIII век и побываем на Кузьминках.

Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником, соберутся девушки на посиделки, бают.

2.Театрализованное представление

(Стук в дверь, входят Кузьма и Демьян)

  • : Ой, девоньки, кто там стучится. Неушто, Кузьма и Демьян.

Проходите гости дорогие.

  • Здоровья, да дела честному народу.
  • : Батюшка Кузьма и Демьян сравняй меня с позднюю с ранними.
  • : Присаживайтесь, гостями будете.
  • : Спасибо вам на добром слове.
  • : В какой дом сегодня не войдешь всюду девицы и молодцы. А, где же вашим мужички?

1 девушка: А наши мужчины – плотнички – отходнички,

По земле Русской бродят,

Дома деревянные возводят.

  • Знаем, да понаслышаны – дворцов мещерские мужики, понятно не строили. Но каждый дом глядит молодцом, всегда чист и опрятен. Любая деревня глядит весело и приветливо. И жалобы на нужду в чести тут не были. Мещера хороша приспособлена распоряжаться лесом-главным своим богатством.
  • Не даром бытует выражение –Рязань - косопузая. Это выражение появилось, ныне в XVIII веке… Ни одно большое строительство в Петербурге или в Москве без мещерского плотника не обходится. Каждый год сотнями уплывают в Астрахань, ходят в Финляндию, в Китай и даже в Австралию.
  • . Позвольте мне слово сказать, вы все про Мещеру говорите, а я хочу слово молвить про наших уречновских плотниках, что по соседству с нашей деревни живут. В деревне Уречное уже во время Петра I работали прекрасные мастера, резчики наличников на окна и двери. Из поколения в поколения передается это ремесло. Уреченские мастера украшают своей резьбой многие дворцы Петербурге и Москвы, Рязани и других городов России, а у себя на родине они ставят прекрасное сокровище удивительные резные украшения. Деревня Уречное - это настоящий памятник искусства мастеров зодчих резьбы по дереву. Здесь каждый дом, каждое окно произведение резного искусства.
  • А наличники там, настоящие кружево!                                           Кузьма. Таких кружев то не бывает!
  • . Какие там кружева. В кружеве нет такой чистоты.
  • Что кружево - разве это не красота. Этим искусством владеют не только михайловские и скопинские женщины, но и наши колесниковские мастерицы. А, вы посмотрите, какая у нас вышивка. (Девушка демонстрируют вышивку колесниковских мастериц).
  • . Словами сыт не будешь, пора кашу хлебать.

(Аудиозапись: звучит наигрыш на балалайке, гости садятся за стол и трапезничают)

  • . Любые посиделки балалайка скрасит. В нашем 18 веке она стала любимым русским инструментом, даже мандолину вытеснила. Так и притягивает девиц-молодиц. А у нас балалайка есть, да сыграть-то некому. (Демонстрирует балалайку).
  • А вот и песни женщины запели, видать кузьминки заканчиваются.
  • Да и нам пора честь знать. Спасибо за хлеб и соль.
  • . Благословляю ваш край на дело, да талант.
  • Кузьминки продолжались до рассвета. Играли наигрыши и пели песни.

Обобщение учителя. Традиции уречновских мастеров передавались из поколения в поколения и приобрели новые расцветки в XX веке. Посмотрите, какие богатые и роскошные наличники у наших уречновских мастеров в наше время. (Презентация «Уречновские наличники»). Красотой наличников восхищался писатель Борис Можаев, Валерий Яковлев, Опалин.

(Зачитываю отрывок из произведения В.Яковлева «Отчизны родники живые»)

  1. Домашнее задание: индивидуальные задания.

Подготовить презентации:

  1. Михайловское кружево.
  2. Скопинская керамика.
  3. Вырковская игрушка.

Княжовские колодезники

 

IV .Подведение итогов.

  •  

- Что нового вы сегодня открыли на уроке?

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Как вы считаете, все ли хорошо работали на уроке?

Учитель. Сегодня мы познакомились со многими сторонами жизни наших предков. Жизнь была трудной, но многогранной и интересной. А все негативные проявления народ стремился не допустить в свою жизнь. Поэтому изготавливались соответственные наряды и украшения; домашняя утварь, предметы быта; жилища. Наша задача – изучать, беречь традиции наших предков, передавать их следующим поколениям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок краеведения "Быт Рязанской губернии в XVIII веке"»

МОУ «Колесниковская СОШ»




Урок краеведения


«Быт Рязанской губернии

в XVIII веке»


История, 7 класс





Учитель Клиншова Елена Владимировна













Цель: формирование представления о традиционном пути развития Рязанской губернии в XVIII в., об особенностях быта (одежде, предметах) наших предков.



Задачи:

- показать традиционный путь развития Рязанской губернии в XVIII веке, определить роль местной традиции в развитии культуры рязанского края данного периода, раскрыть преемственность традиций нашего края;

- развивать познавательные процессы учащихся: речь, память, мышление, внимание, воображение и умение производить самоанализ и самооценку;

- прививать устойчивый интерес к истории своей малой Родины, развивать творческие способности детей;

-формировать гражданина-патриота, воспитывая на национальных традициях русского народа.

Оборудование:

- предметы быта, одежды;

- манекен;

- аудиозапись песен Мещерской стороны;

- выставка

- интерактивная доска;

- компьютер; диск с презентациями;

- диск «Толковый словарь» В. Даля;

-балалайка;

- набор табличек с надписями «веретено», «рогач», «чапля», «рубель», «скалка», «валёк», челнок», «берды», «колодка», «кочедык», «наберка», «вьюшка».

Ход урока.

  1. Мотивационно-ориентационный блок.

Учитель.

Очень часто за событиями

И за суетою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Вспомним петровскую эпоху, XVIII век. Петровские реформы в корни изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Культурные достижения содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи русского государства. Лишь быт остался традиционным. Давайте поговорим о быте той эпохи на примере Рязанского края.

С чего начнем? Есть поговорка: «Встречают по одежке». И мы начнем знакомство с одежды этой эпохи.

  1. Изучение нового материала.

Знакомство с рязанским костюмом.

  1. Презентация рязанского костюма. (Презентацию представляет ученица Клиншова Александра)

  2. Работа с источником.

Учитель. Как вы думаете, в костюме колесниковской женщины были ли элементы представленного Сашей рязанского костюма? Вы затрудняетесь, так давайте обратимся к «Этнологическим материалам», которые составила ученый-этнолог Наталья Ивановна Лебедева о колесниковском женском костюме.

Ваша задача: на основе описания одежды воссоздать ее на манекене.

  1. Одеваем манекен.

  2. Обобщение: ответ на главный вопрос задачи.

Знакомство с предметами быта.

1.Экскурсия по выставке предметов быта от учителя.

Учитель: составной частью быта являются предметы обихода, орудия труда.

Обратите внимание на предметы, находящиеся на столе, на основе этих предметов можно перечислить множество ремесел, бытовавших в тот период. Это смолокуры, плотники, бондари, рогожники, колодезники, корзинщики, сундучники, прялочники, лапотники, игрушечники, лошкари… и так можно перечислять до бесконечности. Почти каждая деревенька имела свой трудовой профиль. Например: все в округе знали михайловские, рязанские кружева, а Скопин был известен своей керамикой не только по всей России, но и за рубежом.

(Обращаюсь к выставке)

Деревенька Вырково – специализировалась на выпуске глиняных игрушек, а Ряжск был известен как центр ткацкого производства на рязанской земле, изделия ряжских мастеров неоднократно выставлялись за рубежом. А знаете ли вы на чем специализировалась наша деревня?

(Изготовлением колес)

  1. Игра. Здесь находятся таблички с названиями предметов. Нужно правильно разложить каждую табличку к своему предмету.

  • «валёк»

  • «челнок»

  • «веретено»

  • «рогач»

  • «чапля»

  • «рубель»

  • «скалка»

  • «берды»

  • «колодка»

  • «кочедык»

  • «наберка»

  • «вьюшка»

Учитель: Давайте, посмотрим название, каких предметов у вас вызвало затруднение, обратимся к словарю В. Даля и найдем значение этих терминов.

(Словарь В. Даля в компьютерном варианте)

  1. Обобщение. Что нового вы узнали о быте колесниковского края.

(Все эти слова относятся к определенной лексике. Вы не скажете, как называется эта лексика. (Диалекты). Вы только подумайте, наши колесниковские слова нашли свое место в словаре великого Даля!)

Местный обряд.

1.Учитель. Рязанский крестьянин не только мог ходить за сохой, косой валить густые травы, проявлять свое мастерство в ремесле, но и дарил свой талант земле русской, которая не забыла его и вписала в историю Рязанской области и страны.

(Обращение к выставке)

Труд в жизни рязанского труженика переплетался с традициями отдыха и праздника.

Доброй традицией на Рязанской земле стали Кузьминки, посиделки – в день народного праздника 14 ноября. Посвященного Кузьме и Демьяну – покровителям ремесла.

Кузьминки – об осени одни поминки.

Кузьминки – встреча зимы.

Именно с этого праздника Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за свое рукоделие, а мужчины в это время были в отходе по плотницкому делу. Давайте перенесемся в XVIII век и побываем на Кузьминках.

Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником, соберутся девушки на посиделки, бают.

2.Театрализованное представление

(Стук в дверь, входят Кузьма и Демьян)

Учитель: Ой, девоньки, кто там стучится. Неушто, Кузьма и Демьян.

Проходите гости дорогие.

Кузьма: Здоровья, да дела честному народу.

Девушки: Батюшка Кузьма и Демьян сравняй меня с позднюю с ранними.

Учитель: Присаживайтесь, гостями будете.

Демьян: Спасибо вам на добром слове.

Кузьма: В какой дом сегодня не войдешь всюду девицы и молодцы. А, где же вашим мужички?

1 девушка: А наши мужчины – плотнички – отходнички,

По земле Русской бродят,

Дома деревянные возводят.

Кузьма: Знаем, да понаслышаны – дворцов мещерские мужики, понятно не строили. Но каждый дом глядит молодцом, всегда чист и опрятен. Любая деревня глядит весело и приветливо. И жалобы на нужду в чести тут не были. Мещера хороша приспособлена распоряжаться лесом-главным своим богатством.

Демьян. Не даром бытует выражение –Рязань - косопузая. Это выражение появилось, ныне в XVIII веке… Ни одно большое строительство в Петербурге или в Москве без мещерского плотника не обходится. Каждый год сотнями уплывают в Астрахань, ходят в Финляндию, в Китай и даже в Австралию.

Юноша. Позвольте мне слово сказать, вы все про Мещеру говорите, а я хочу слово молвить про наших уречновских плотниках, что по соседству с нашей деревни живут. В деревне Уречное уже во время Петра I работали прекрасные мастера, резчики наличников на окна и двери. Из поколения в поколения передается это ремесло. Уреченские мастера украшают своей резьбой многие дворцы Петербурге и Москвы, Рязани и других городов России, а у себя на родине они ставят прекрасное сокровище удивительные резные украшения. Деревня Уречное - это настоящий памятник искусства мастеров зодчих резьбы по дереву. Здесь каждый дом, каждое окно произведение резного искусства.

Девушка. А наличники там, настоящие кружево! Кузьма. Таких кружев то не бывает!

Юноша. Какие там кружева. В кружеве нет такой чистоты.

Девушка. Что кружево - разве это не красота. Этим искусством владеют не только михайловские и скопинские женщины, но и наши колесниковские мастерицы. А, вы посмотрите, какая у нас вышивка. (Девушка демонстрируют вышивку колесниковских мастериц).

Учитель. Словами сыт не будешь, пора кашу хлебать.

(Аудиозапись: звучит наигрыш на балалайке, гости садятся за стол и трапезничают)

Учитель. Любые посиделки балалайка скрасит. В нашем 18 веке она стала любимым русским инструментом, даже мандолину вытеснила. Так и притягивает девиц-молодиц. А у нас балалайка есть, да сыграть-то некому. (Демонстрирует балалайку).

Учитель. А вот и песни женщины запели, видать кузьминки заканчиваются.

Демьян. Да и нам пора честь знать. Спасибо за хлеб и соль.

Кузьма. Благословляю ваш край на дело, да талант.

Учитель. Кузьминки продолжались до рассвета. Играли наигрыши и пели песни.

Обобщение учителя. Традиции уречновских мастеров передавались из поколения в поколения и приобрели новые расцветки в XX веке. Посмотрите, какие богатые и роскошные наличники у наших уречновских мастеров в наше время. (Презентация «Уречновские наличники»). Красотой наличников восхищался писатель Борис Можаев, Валерий Яковлев, Опалин.

(Зачитываю отрывок из произведения В.Яковлева «Отчизны родники живые»)

  1. Домашнее задание: индивидуальные задания.

Подготовить презентации:

  1. Михайловское кружево.

  2. Скопинская керамика.

  3. Вырковская игрушка.

Княжовские колодезники



IV .Подведение итогов.

Рефлексия

- Что нового вы сегодня открыли на уроке?

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Как вы считаете, все ли хорошо работали на уроке?

Учитель. Сегодня мы познакомились со многими сторонами жизни наших предков. Жизнь была трудной, но многогранной и интересной. А все негативные проявления народ стремился не допустить в свою жизнь. Поэтому изготавливались соответственные наряды и украшения; домашняя утварь, предметы быта; жилища. Наша задача – изучать, беречь традиции наших предков, передавать их следующим поколениям.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок краеведения "Быт Рязанской губернии в XVIII веке"

Автор: Клиншова Елена Владимировна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 255020


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства