Цель: формирование представления о традиционном пути развития Рязанской губернии в XVIII в., об особенностях быта (одежде, предметах) наших предков.
Задачи:
- показать традиционный путь развития Рязанской губернии в XVIII веке, определить роль местной традиции в развитии культуры рязанского края данного периода, раскрыть преемственность традиций нашего края;
- развивать познавательные процессы учащихся: речь, память, мышление, внимание, воображение и умение производить самоанализ и самооценку;
- прививать устойчивый интерес к истории своей малой Родины, развивать творческие способности детей;
-формировать гражданина-патриота, воспитывая на национальных традициях русского народа.
Оборудование:
- предметы быта, одежды;
- манекен;
- аудиозапись песен Мещерской стороны;
- выставка
- интерактивная доска;
- компьютер; диск с презентациями;
- диск «Толковый словарь» В. Даля;
-балалайка;
- набор табличек с надписями «веретено», «рогач», «чапля», «рубель», «скалка», «валёк», челнок», «берды», «колодка», «кочедык», «наберка», «вьюшка».
Ход урока.
- Мотивационно-ориентационный блок.
Очень часто за событиями
И за суетою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.
Вспомним петровскую эпоху, XVIII век. Петровские реформы в корни изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Культурные достижения содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи русского государства. Лишь быт остался традиционным. Давайте поговорим о быте той эпохи на примере Рязанского края.
С чего начнем? Есть поговорка: «Встречают по одежке». И мы начнем знакомство с одежды этой эпохи.
- Изучение нового материала.
Знакомство с рязанским костюмом.
- Презентация рязанского костюма. (Презентацию представляет ученица Клиншова Александра)
- Работа с источником.
- . Как вы думаете, в костюме колесниковской женщины были ли элементы представленного Сашей рязанского костюма? Вы затрудняетесь, так давайте обратимся к «Этнологическим материалам», которые составила ученый-этнолог Наталья Ивановна Лебедева о колесниковском женском костюме.
Ваша задача: на основе описания одежды воссоздать ее на манекене.
- Одеваем манекен.
- Обобщение: ответ на главный вопрос задачи.
Знакомство с предметами быта.
1.Экскурсия по выставке предметов быта от учителя.
- : составной частью быта являются предметы обихода, орудия труда.
Обратите внимание на предметы, находящиеся на столе, на основе этих предметов можно перечислить множество ремесел, бытовавших в тот период. Это смолокуры, плотники, бондари, рогожники, колодезники, корзинщики, сундучники, прялочники, лапотники, игрушечники, лошкари… и так можно перечислять до бесконечности. Почти каждая деревенька имела свой трудовой профиль. Например: все в округе знали михайловские, рязанские кружева, а Скопин был известен своей керамикой не только по всей России, но и за рубежом.
(Обращаюсь к выставке)
Деревенька Вырково – специализировалась на выпуске глиняных игрушек, а Ряжск был известен как центр ткацкого производства на рязанской земле, изделия ряжских мастеров неоднократно выставлялись за рубежом. А знаете ли вы на чем специализировалась наша деревня?
(Изготовлением колес)
- Игра. Здесь находятся таблички с названиями предметов. Нужно правильно разложить каждую табличку к своему предмету.
- «валёк»
- «челнок»
- «веретено»
- «рогач»
- «чапля»
- «рубель»
- «скалка»
- «берды»
- «колодка»
- «кочедык»
- «наберка»
- «вьюшка»
Учитель: Давайте, посмотрим название, каких предметов у вас вызвало затруднение, обратимся к словарю В. Даля и найдем значение этих терминов.
(Словарь В. Даля в компьютерном варианте)
- Обобщение. Что нового вы узнали о быте колесниковского края.
(Все эти слова относятся к определенной лексике. Вы не скажете, как называется эта лексика. (Диалекты). Вы только подумайте, наши колесниковские слова нашли свое место в словаре великого Даля!)
Местный обряд.
1.Учитель. Рязанский крестьянин не только мог ходить за сохой, косой валить густые травы, проявлять свое мастерство в ремесле, но и дарил свой талант земле русской, которая не забыла его и вписала в историю Рязанской области и страны.
(Обращение к выставке)
Труд в жизни рязанского труженика переплетался с традициями отдыха и праздника.
Доброй традицией на Рязанской земле стали Кузьминки, посиделки – в день народного праздника 14 ноября. Посвященного Кузьме и Демьяну – покровителям ремесла.
Кузьминки – об осени одни поминки.
Кузьминки – встреча зимы.
Именно с этого праздника Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за свое рукоделие, а мужчины в это время были в отходе по плотницкому делу. Давайте перенесемся в XVIII век и побываем на Кузьминках.
Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником, соберутся девушки на посиделки, бают.
2.Театрализованное представление
(Стук в дверь, входят Кузьма и Демьян)
- : Ой, девоньки, кто там стучится. Неушто, Кузьма и Демьян.
Проходите гости дорогие.
- Здоровья, да дела честному народу.
- : Батюшка Кузьма и Демьян сравняй меня с позднюю с ранними.
- : Присаживайтесь, гостями будете.
- : Спасибо вам на добром слове.
- : В какой дом сегодня не войдешь всюду девицы и молодцы. А, где же вашим мужички?
1 девушка: А наши мужчины – плотнички – отходнички,
По земле Русской бродят,
Дома деревянные возводят.
- Знаем, да понаслышаны – дворцов мещерские мужики, понятно не строили. Но каждый дом глядит молодцом, всегда чист и опрятен. Любая деревня глядит весело и приветливо. И жалобы на нужду в чести тут не были. Мещера хороша приспособлена распоряжаться лесом-главным своим богатством.
- Не даром бытует выражение –Рязань - косопузая. Это выражение появилось, ныне в XVIII веке… Ни одно большое строительство в Петербурге или в Москве без мещерского плотника не обходится. Каждый год сотнями уплывают в Астрахань, ходят в Финляндию, в Китай и даже в Австралию.
- . Позвольте мне слово сказать, вы все про Мещеру говорите, а я хочу слово молвить про наших уречновских плотниках, что по соседству с нашей деревни живут. В деревне Уречное уже во время Петра I работали прекрасные мастера, резчики наличников на окна и двери. Из поколения в поколения передается это ремесло. Уреченские мастера украшают своей резьбой многие дворцы Петербурге и Москвы, Рязани и других городов России, а у себя на родине они ставят прекрасное сокровище удивительные резные украшения. Деревня Уречное - это настоящий памятник искусства мастеров зодчих резьбы по дереву. Здесь каждый дом, каждое окно произведение резного искусства.
- А наличники там, настоящие кружево! Кузьма. Таких кружев то не бывает!
- . Какие там кружева. В кружеве нет такой чистоты.
- Что кружево - разве это не красота. Этим искусством владеют не только михайловские и скопинские женщины, но и наши колесниковские мастерицы. А, вы посмотрите, какая у нас вышивка. (Девушка демонстрируют вышивку колесниковских мастериц).
- . Словами сыт не будешь, пора кашу хлебать.
(Аудиозапись: звучит наигрыш на балалайке, гости садятся за стол и трапезничают)
- . Любые посиделки балалайка скрасит. В нашем 18 веке она стала любимым русским инструментом, даже мандолину вытеснила. Так и притягивает девиц-молодиц. А у нас балалайка есть, да сыграть-то некому. (Демонстрирует балалайку).
- А вот и песни женщины запели, видать кузьминки заканчиваются.
- Да и нам пора честь знать. Спасибо за хлеб и соль.
- . Благословляю ваш край на дело, да талант.
- Кузьминки продолжались до рассвета. Играли наигрыши и пели песни.
Обобщение учителя. Традиции уречновских мастеров передавались из поколения в поколения и приобрели новые расцветки в XX веке. Посмотрите, какие богатые и роскошные наличники у наших уречновских мастеров в наше время. (Презентация «Уречновские наличники»). Красотой наличников восхищался писатель Борис Можаев, Валерий Яковлев, Опалин.
(Зачитываю отрывок из произведения В.Яковлева «Отчизны родники живые»)
- Домашнее задание: индивидуальные задания.
Подготовить презентации:
- Михайловское кружево.
- Скопинская керамика.
- Вырковская игрушка.
Княжовские колодезники
IV .Подведение итогов.
- Что нового вы сегодня открыли на уроке?
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Как вы считаете, все ли хорошо работали на уроке?
Учитель. Сегодня мы познакомились со многими сторонами жизни наших предков. Жизнь была трудной, но многогранной и интересной. А все негативные проявления народ стремился не допустить в свою жизнь. Поэтому изготавливались соответственные наряды и украшения; домашняя утварь, предметы быта; жилища. Наша задача – изучать, беречь традиции наших предков, передавать их следующим поколениям.