с. Хлебородное Аннинского района Воронежской области
1.Совершенствовать навыки работы с историческим источником: анализировать его содержание и делать собственные выводы.
2.Формировать умения работать с исторической картой.
3.Организовать познавательную деятельность школьников таким образом, чтобы научить их совмещать знания, полученные из книг, с
1. Развивать информационно-коммуникативные и речевые компетенции учащихся.
2. Развивать интерес к чтению произведений исторической тематики.
1.Воспитывать интерес к истории мировой культуры.
2.Воспитывать эстетический вкус учащихся.
3.Воспитывать у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея».
портрет Гомера, карта греческого Средиземноморья времён Гомера, слайд-презентация (Приложение 1), карточки-тесты для проверки домашнего задания
Этап | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и примы обучения | Формы организации познавательной деятельности | Средства обучения | Время /мин/ |
1. Оргмомент. | Уметь организовываться к работе | Проверка готовности учащихся к уроку (проверка отсутствующих; эмоциональный настрой) Здравствуйте, ребята! Продолжим нашу тему: Поэмы Гомера. Сегодня мы поговорим о поэме «Одиссей». У нас еще раз появится возможность перенестись в Грецию в те далекие времена, которые воспел в своих произведениях Гомер. | Доклад дежурного. Концентрация на урок. | | | | 1 |
2. Проверка домашнего задания | Уметь оценить выполненные задания | Текущий контроль знаний и умений. Осуществляется в форме краткой беседы по содержанию поэмы Гомера «Илиада», и карточки – задания. Приложение 1.5. (работа в группах). Подробное знакомство с произведением состоялось на предыдущем уроке. Какие крылатые слова и выражения появились после Троянской войны? – В каких случаях их можно употребить в наши дни? (Яблоко раздора, ахиллесова пята, бойтесь данайцев, дары приносящих (имеются в виду дары, преподнесённые со злым умыслом.) | Фронтальная беседа, выполнение заданий на карточках. | | Беседа. О чем говорится в поэме? Какова действительная причина Троянской войны? Какие качества ценят греки в человеке? (Они ценят силу, храбрость, дружбу, сострадание.) Попробуйте оценить поступки героев «Илиады». Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете? Почему? (Ответы детей.) | | 4 |
3.Актуализация опорных знаний | Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов | На экране записаны слова: Балканский полуостров, Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал. - Самостоятельно придумать вопрос к данным словам и составить предложения. Задание по группам. | Поочерёдно придумывают вопрос к словам и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах. | | | | 2 |
4.Целеполагание | мотивация учебной деятельности. | Объявление темы урока. Поэма Гомера «Одиссея». Учитель ставит перед детьми цели работы на предстоящем уроке. Постановка задач. -Что принесло известность Гомеру? - Для чего нужно познакомиться с поэмами Гомера? | Обращение к тексту. Выбрать из текста учебника §23, пункта1 ответ на вопрос. Выступления о своих личностных представлениях значимости темы урока. | Эмоциональная актуализация темы Презентация просмотрслайдов | Собеседование Комментирование поставленного вопроса. | Магнитофон, звучит мелодия «Сиртаки» (прил. 1. 1) ПК Медиапроектор, экран, Слайды Учебник §23, пункт 1 | 2 |
5. Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Задания на урок: -Попытаемся выяснить, что в этих произведения миф, а что - реальность. -Попытаемся дать оценку поступкам Одиссея. Что вам понравилось в его поступках. -Объясните смысл слов, сказанных о Гомере: «Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей»? | Концентрация внимания на задании на урок. | Мотивационная актуализация знаний, погружение в тему. | Обращение к заданию урока | | 1 |
6.Введение к новой теме | Продолжение работы с картой | О чем это произведение? Краткое слово учителя о содержании «Одиссеи». “Одиссея” повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В отличие от “Илиады”, в “Одиссее” показаны испытания, которые Одиссей и его товарищи преодолевали и изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и прочее. Создана она несколько позже “Илиады” и содержит около 12100 стихов. Война завершена, и Одиссей мог возвращаться домой к своей семье – жене Пенелопе и сыну Телемаку. Что помешало их встрече, сейчас узнаем. Началась свирепая буря. 10 дней она играла судном Одиссея, пока он и его спутники не попали на остров. | Просмотр Рассказ учеников «Одиссей и Полифем» (Подготовка по учебнику и дополнительной литературе). Посмотрите на карту: как называется этот остров? (Сицилия). | Презентация просмотрслайдов | | Презентация Просмотр слайдов | 3 |
7.Основной этап урока | Развитие умений работы с картой, текстом. | Переходя к изучению поэмы «Одиссея» учитель вместе с детьми определяет цели: - познакомиться с приключениями Одиссея на пути на Итаку; - определить значение поэмы как исторического источника; | Примечание: по ходу сообщений дети записывают имена героев, новые слова и «крылатые выражения» в тетрадь. (ткань Пенелопы, между Сциллой и Харибдой) | Составление описания маршрута Одиссея домой. (испытания). Рассказ Одиссея (аудиозапись) | Работа с картой. | (прил. 1. 2) (прил. 1. 3) | 10 |
8.Физминутка | Формирование ответствен-ного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную физминутку | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | Физминут. | | (прил. 1. 4) | 2 |
9.Самостоятельная работа в парах | Формирование умения смыслового чтения, орга-низации познавательной деятельности, осуществле-ние самоконтроля Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь | Организует работу по закреплению первичных знаний. Организует фронтальную работу по учебнику страница 135. Работа с контурной картой, выполнение заданий на карточках | Самостоятельно выполняют задания, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку. Отвечают на вопрос страница 136. Гомер называет Одиссея хитроумным и многоопытным. Докажите, что он показан именно таким. Самостоятельно выполняют задание. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями. | | | | 5 |
10.Коллективная работа с доской | Умение работать по настенной карте, применять полученные знания. | Организует работу по коррекции знаний с настенной картой | . | | | | 2 |
11.Дополнительные сообщения учащихся | Формирование интереса к предмету | Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о | Слушают сообщение ученика об исторических сведениях. На острове циклопов. На острове Цирцеи В царстве мертвых. Тайное возвращение на Итаку. Победа над женихами. Установление мира. | | Презентация Просмотр слайдов | Презентация Просмотр слайдов | 4 |
| Закрепление знаний о содержании поэмы «Илиада | Помогаю учащимся разобрать то, что оказалось сложным для пересказа. Задаю вопросы по содержанию темы. Вспомните, какие древнегреческие боги встретились нам в поэме «Одиссея». НА столе атрибуты богов. Соотнесите изображения и атрибуты (Трезубец – Посейдон, орёл – Зевс, копьё и собака – Аид, шлем и змея – Афина.) | Сверяют свои ответы со слайдами | | Фронтальный опрос | Презентация Просмотр слайдов | 3 |
12.Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради Чем вам понравилось произведение Гомера «Одиссея»? Каких героев и почему вы назвали бы благородными? Осуждаете ли вы поступки каких-нибудь героев? Почему на ваш взгляд путешествие Одиссея называют самым известным? Какие положительные качества в людях ценили греки? (Смекалку, ум, способность не сдаваться суровым испытаниям жизни, целеустремлённость, любовь к своим близким.) | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям | | | | 2 |
13. | Рефлексия | - Какие трудности встретились Одиссею на пути домой? - Что помогло Одиссею их преодолеть? - Какие из описанных событий исторически достоверные? - Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер? | Самоанализ на полях тетради | | | | 2 |
14 | Выставление отметок | Отметки за урок их комментирование | | | | | 1 |
15. Инструктаж домашнего задания | | § 23 читать Вопросы в конце параграфа. По желанию 1.Составить вопросы для викторины по поэмам Гомера. 2.Рисунки о любимом эпизоде поэмы «Одиссея» | Задают вопросы по тексту заданий | | | | 1 |