Цели: изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.
Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Религия древних греков"»
Религия древних греков
Урок истории в 5 классе
Цели: изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.
Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»«
1. Подготовка устного ответа по карточке № 26.
Карточка № 26
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какое значение имеют поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»?»
Для этого вспомни:
— Какие события отразил в своих поэмах древнегреческий поэт Гомер?
— Попытайся сказать, какую достоверную информацию мы можем получить из содержания этих поэм на примере любого отрывка из этих поэм?
— Что ценили в людях древние греки?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
В поэмах «Илиада» и «Одиссея» древнегреческий поэт Гомер рассказывает о Троянской войне и об одном уцелевшем в ней герое — Одиссее. В произведениях много вымышленного, но и некоторую достоверную информацию можно получить. Например, читая фантастические истории, происходившие с Одиссеем, мы понимаем, что греки ценили в людях смелость, ум, способность не сдаваться перед трудностями жизни, целеустремленность и любовь к своим близким. Таким образом, произведения Гомера имеют большое значение и как литературные произведения, и как исторические источники о жизни древних греков.
2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (5-7 человек).
В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.
а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с. 8).
б) Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на вопросы.
Вздулся кровавый синяк полосой на спине от удара. Сжался Терсит, из очей его брызнули крупные слезы. Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился, Мачту поднявши и белый на мачте расправили парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море…
Определите, из каких литературных произведений приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?
— Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троянской войны? Было ли что-нибудь подобное в русской истории и литературе? (Русские былины о богатырях были сложены в ХV-ХVI вв., когда Россия стала великой державой, хотя герои былин жили в XI-XIII вв. Разница во времени их создания почти такая, же, как между Троянской войной и поэмами Гомера.)
4. Устный ответ ученика по карточке № 26 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к изучению новой темы
1. Беседа с учащимися.
— Дайте определение понятию «религия». (Религия — это вера человека в сверхъестественное.)
— Почему появляются религиозные верования? (Потому, что человек не мог объяснить явления природы.)
2. Рассказ учителя.
Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.
— Ознакомимся с мифами о древнегреческих богах.
IV. Изучение новой темы
План
1) Боги Греции.
2) Миф о Деметре, Дионисе, Прометее.
На доске: тема урока, новые слова: гора Олимп, боги: Зевс, Лид, Деметра, Дионис, Гефест, Цербер — пес с тремя головами и змеиным хвостом
1. Рассказ учителя.
Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой — удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния -и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.
Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый в пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос — победил своего отца.
2. Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 133 Вигасина.
3. Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).
Имена богов
Какие силы природы они отражали
Покровителями каких занятий они считались
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее, с. 134-135 Вигасина.
5. Беседа по прочитанному.
— Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест-покровитель кузнечного дела, Деметра — покровительница земледелия, Дионис — покровитель виноделия…)
— Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жизни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)
— Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)
— Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи.)
V. Закрепление изученного материала
— Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков. Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь…)
— Почему сейчас люди не верят в них? (Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.)
— Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 28 Вигасина или § 24 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?»; для любознательных: какие подвиги совершил Геракл?
Дополнительный материал
Подвиги Геракла
В греческой мифологии Геракл считался сыном Зевса и царевны Алкмены. С первого дня жизни Геракла преследовала жена Зевса- богиня Гера. В припадке безумия, которое наслала на него богиня, Геракл убил свою жену и детей. За это он должен был совершить двенадцать подвигов, находясь на службе у трусливого микенского царя Эврисфея. О первых двух подвигах рассказано в учебнике.
Третий подвиг — уничтожение и изгнание стимфалийских птиц (жили возле города Стимфала). Птицы имели медные когти и клювы, а перья у них были из бронзы. Роняя перья, они убивали людей и животных, словно стрелами.
Гераклу помогла богиня Афина. Она дала ему два медных тимпана, которые выковал бог Гефест. По указанию Афины герой встал на высоком холме у леса, где гнездились птицы, и ударил в тимпаны, а когда птицы в испуге взмыли ввысь, перестрелял их из лука.
Четвертый подвиг — поимка керинейской лани, которую богиня Артемида отправила в наказание людям опустошать поля. У лани были золотые рога и медные, не знавшие усталости ноги. Геракл гонялся за ланью целый год, ранил стрелой, поймал и отнес Эврисфею в Микены.
Пятый подвиг — поимка кабана, обладавшего чудовищной силой и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы. Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана, Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.
Седьмой подвиг — укрощение огнедышащего критского быка. Бог Посейдон послал для жертвоприношения царю Миносу быка, но царь оставил его в стаде, а в жертву принес другое животное. Тогда Посейдон наслал на быка бешенство, и бык стал опустошать остров. Геракл поймал и укротил быка, а затем переплыл на нем море.
Восьмой подвиг — укрощение коней-людоедов, принадлежавших фракийскому царю Диомеду. Кони были прикованы железными цепями в стойлах, и Диомед бросал им на съедение всех гостей своего городка. Геракл увел коней на корабль, но на берегу его настиг разъяренный Диомед. Герой убил Диомеда и вернулся к Эврисфею.
Девятый подвиг — поход в страну амазонок за поясом царицы Ипполиты. Этот пояс являлся знаком власти над всеми амазонками, и его очень хотела иметь дочь Эврисфея. Геракл собрал отряд героев (в нем был и Тесей), переплыл Черное море и победил амазонок. Плененную Ипполиту герой отпустил, но забрал у нее пояс.
Десятый подвиг — поход за коровами великана Гериона на край земли, к берегам Атлантического океана. Гераклу пришлось переправиться на остров, где жил великан-чудовище (у Гериона было три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног), и победить его в битве.