kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Религия древних греков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - формирование учебных действий учащихся:

изучить культы основных древнегреческих богов и ге­роев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований воз­никших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюст­рациями, умение выделять главное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Религия древних греков»»

Учитель: Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края

Предмет: история

Класс: 5

Тема урока: «Религия древних греков»

УМК: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс.-М."Просвещение"; тетрадь-тренажер Вигасин А. А., Годер Г. И. История Древнего мира. 5 класс. М. 2016


Цель урока - формирование учебных действий учащихся:

изучить культы основных древнегреческих богов и ге­роев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований воз­никших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюст­рациями, умение выделять главное.

Метапредметные УУД

  1. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.

  2. Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

3 Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности

Предметные УУД – ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения политеистических религий, понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.

Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны, воспринимаемое сквозь призму всемирного цивилизационного процесса , аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности

Тип урока: проблемно-диалогический

Межпредметные связи: анализ письменных источников (+ литература), составление логических цепочек (+геометрия), работа с картой (+география).

Учебное оборудование:компьютер, проектор,DVD, видеомагнитофон, телевизор

        1. Интеллектуальный продукт урока: таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы, их олицетворяющими и с занятиями древних греков.

Тип урока: проблемно-диалогический

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"»

    1. Подготовка устного ответа по карточке.

    2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (3-5 человек).

В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с. 8).

б) Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на вопросы. Вздулся кровавый синяк полосой на спине от удара. Сжался Терсит, из очей его брызнули крупные слезы. Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился, Мачту поднявши и белый на мачте расправили парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море...

Определите, из каких литературных произведений приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?

  1. Работа с классом.

а) О каких героях вы узнали из игры «Герои Эллады»?Какие подвиги они совершили?

ГОМЕР

ИКАР

АХИЛЛЕС



ПЕРСЕЙ




ОДИССЕЙ




б) Решите задачу.

  • Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троян­ской войны? Было ли что-нибудь подобное в русской истории и литературе? (Русские былины о богатырях были сложены в XV-XVI вв., когда Россия стала великой державой, хотя герои былин жили в XI-XIII вв. Разница во времени их созда­ния почти такая же, как между Троянской войной и поэмами Гомера.)

    1. Устный ответ ученика по карточке.

      1. Переход к изучению новой темы

        1. Беседа с учащимися.

  • Дайте определение понятию «религия». (Религия - это вера человека в сверхъестественное.)

Почему появляются религиозные верования? (Потому, что человек не мог объяснить явления природы.) Учитель показывает классу слайды с изображениями, именами древнегреческих богов-олимпийцев, приглашая к доске учащихся, которые дают комментарии к изображениям

    1. Рассказ учителя.

Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встре­чаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.

  • Ознакомимся с мифами о древнегреческих богах.

  1. Изучение новой темы

План

    1. Боги Греции. Просмотр фрагмента в/ф «Древняя Греция».

    2. Миф о Деметре, Дионисе, Прометее.

На доске: тема урока, новые слова: гора Олимп, боги: Зевс, Аид', Деметра, Дионис, Гефест, Цербер - пес с тремя головами и змеиным хвостом

      1. Рассказ учителя.

Греки верили, что главные боги живут большой семьей в рос­кошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали мо­гучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.

Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый и пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос - победил своего отца.

      1. Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 133 Вигасина.

      2. Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).


ИИмена богов

Какие силы природы

они отражали

Покровителями каких

занятий они считались




  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее,стр. 134-135 Вигасина.

  2. Учащиеся работают с карандашом, устанавливая следующие значки:
    • V – уже знал;
    • + новое;
    • - думал иначе
    • ? не понял, есть вопрос
    Беседа по прочитанному.

  • Какие боги были покровителями некоторых занятий древних гре­ков? (Гефест - покровитель кузнечного дела, Деметра - покро­вительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия...)

  • Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в ре­лигии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте поч­ти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жиз­ни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)

  • Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)

  • Какой народ в отличие от древних греков верил только в од­ного бога, создавшего весь мир? (Евреи.)

V. Закрепление изученного материала

  • Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды

и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков. Почему древние греки верили в существование олим­пийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь...)

  • Почему сейчас люди не верят в них? (Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.)

  • Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 28 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие ре­лигиозные верования существовали у древних греков?»; какие подвиги совершил Геракл? Продолжить работу по интерактивной игре «Герои Эллады»

Дополнительный материал: Подвиги Геракла

В греческой мифологии Геракл считался сыном Зевса и царевны Алкмены. С первого дня жизни Геракла преследовала жена Зевса - бо­гиня Гера. В припадке безумия, которое наслала на него богиня, Геракл убил свою жену и детей. За это он должен был совершить двенадцать подвигов, находясь на службе у трусливого микенского царя Эврисфея. О первых двух подвигах рассказано в учебнике.

Третий подвиг - уничтожение и изгнание стимфалийских птиц (жили возле города Стимфала). Птицы имели медные когти и клювы, а перья у них были из бронзы. Роняя перья, они убивали людей и жи­вотных, словно стрелами.

Гераклу помогла богиня Афина. Она дала ему два медных тимпана, которые выковал бог Гефест. По указанию Афины герой встал на вы­соком холме у леса, где гнездились птицы, и ударил в тимпаны, а когда птицы в испуге взмыли ввысь, перестрелял их из лука.

Четвертый подвиг - поимка керинейской лани, которую богиня Артемида отправила в наказание людям опустошать поля. У лани были золотые рога и медные, не знавшие усталости ноги. Геракл гонялся за ланью целый год, ранил стрелой, поймал и отнес Эврисфею в Микены.

Пятый подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.

Шестой подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.

Седьмой подвиг - укрощение огнедышащего критского быка. Бог Посейдон послал для жертвоприношения царю Миносу быка, но царь оставил его в стаде, а в жертву принес другое животное. Тогда Посейдон наслал на быка бешенство, и бык стал опустошать остров. Геракл поймал и укротил быка, а затем переплыл на нем море.

Восьмой подвиг - поход в страну амазонок за поясом царицы Ипполиты. Этот пояс являлся знаком власти над всеми амазонками, и его очень хотела иметь дочь Эврисфея. Геракл собрал отряд героев (в нем был и Тесей), переплыл Черное море и победил амазонок. Плененную Ипполиту герой отпустил, но забрал у нее пояс.

Девятый подвиг - поход за коровами великана Гериона на край земли, к берегам Атлантического океана. Гераклу пришлось переправиться на остров, где жил великан-чудовище (у Гериона было три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног), и победить его в битве.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тема урока: «Религия древних греков»

Автор: Таранюкова Наталия Викторовна

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 366740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока "Религия древних греков" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-rielighiia-drievnikh-ghriekov"
    ["file_id"] => string(6) "119798"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413528024"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Презентация для урока по истории "Религия древних греков"."
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-istorii-rielighiia-drievnikh-ghriekov"
    ["file_id"] => string(6) "264811"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449768177"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "конспект урока по теме :Боги Древней Греции . история 5 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-boghi-drievniei-grietsii-istoriia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "128135"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415443566"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Путешествие по Древней Греции (Повторительно-обобщающий урок) "
    ["seo_title"] => string(75) "putieshiestviie-po-drievniei-grietsii-povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "169859"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423479850"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок по теме: "Религия древних греков""
    ["seo_title"] => string(44) "urok_po_tiemie_rielighiia_drievnikh_ghriekov"
    ["file_id"] => string(6) "373819"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482828336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства