Цель урока - формирование учебных действий учащихся:
изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, умение выделять главное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Религия древних греков»»
Учитель: Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края
Предмет: история
Класс: 5
Тема урока: «Религия древних греков»
УМК: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс.-М."Просвещение"; тетрадь-тренажер Вигасин А. А., Годер Г. И. История Древнего мира. 5 класс. М. 2016
Цель урока - формирование учебных действий учащихся:
изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, умение выделять главное.
Метапредметные УУД
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.
Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
3 Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности
Предметные УУД – ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения политеистических религий, понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.
Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны, воспринимаемое сквозь призму всемирного цивилизационного процесса , аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности
Тип урока: проблемно-диалогический
Межпредметные связи: анализ письменных источников (+ литература), составление логических цепочек (+геометрия), работа с картой (+география).
Интеллектуальный продукт урока: таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы, их олицетворяющими и с занятиями древних греков.
Тип урока: проблемно-диалогический
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"»
Подготовка устного ответа по карточке.
Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (3-5 человек).
В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.
а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с. 8).
б) Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на вопросы. Вздулся кровавый синяк полосой на спине от удара. Сжался Терсит, из очей его брызнули крупные слезы. Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился, Мачту поднявши и белый на мачте расправили парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море...
Определите, из каких литературных произведений приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?
Работа с классом.
а) О каких героях вы узнали из игры «Герои Эллады»?Какие подвиги они совершили?
ГОМЕР
ИКАР
АХИЛЛЕС
ПЕРСЕЙ
ОДИССЕЙ
б) Решите задачу.
Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троянской войны? Было ли что-нибудь подобное в русской истории и литературе? (Русские былины о богатырях были сложены в XV-XVI вв., когда Россия стала великой державой, хотя герои былин жили в XI-XIII вв. Разница во времени их создания почти такая же, как между Троянской войной и поэмами Гомера.)
Устный ответ ученика по карточке.
Переход к изучению новой темы
Беседа с учащимися.
Дайте определение понятию «религия». (Религия - это вера человека в сверхъестественное.)
Почему появляются религиозные верования? (Потому, что человек не мог объяснить явления природы.) Учитель показывает классу слайды с изображениями, именами древнегреческих богов-олимпийцев, приглашая к доске учащихся, которые дают комментарии к изображениям
Рассказ учителя.
Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.
Ознакомимся с мифами о древнегреческих богах.
Изучение новой темы
План
Боги Греции. Просмотр фрагмента в/ф «Древняя Греция».
Миф о Деметре, Дионисе, Прометее.
На доске:тема урока, новые слова:гора Олимп, боги: Зевс, Аид', Деметра, Дионис, Гефест, Цербер - пес с тремя головами и змеиным хвостом
Рассказ учителя.
Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.
Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый и пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос - победил своего отца.
Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 133 Вигасина.
Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).
ИИмена богов
Какие силы природы
они отражали
Покровителями каких
занятий они считались
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее,стр. 134-135 Вигасина.
Учащиеся работают с карандашом, устанавливая следующие значки: • V – уже знал; • + новое; • - думал иначе • ? не понял, есть вопрос Беседа по прочитанному.
Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест - покровитель кузнечного дела, Деметра - покровительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия...)
Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жизни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)
Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)
Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи.)
V. Закрепление изученного материала
Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды
и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков. Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь...)
Почему сейчас люди не верят в них? (Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.)
Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 28 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?»; какие подвиги совершил Геракл? Продолжить работу по интерактивной игре «Герои Эллады»
Дополнительный материал: Подвиги Геракла
В греческой мифологии Геракл считался сыном Зевса и царевны Алкмены. С первого дня жизни Геракла преследовала жена Зевса - богиня Гера. В припадке безумия, которое наслала на него богиня, Геракл убил свою жену и детей. За это он должен был совершить двенадцать подвигов, находясь на службе у трусливого микенского царя Эврисфея. О первых двух подвигах рассказано в учебнике.
Третий подвиг - уничтожение и изгнание стимфалийских птиц (жили возле города Стимфала). Птицы имели медные когти и клювы, а перья у них были из бронзы. Роняя перья, они убивали людей и животных, словно стрелами.
Гераклу помогла богиня Афина. Она дала ему два медных тимпана, которые выковал бог Гефест. По указанию Афины герой встал на высоком холме у леса, где гнездились птицы, и ударил в тимпаны, а когда птицы в испуге взмыли ввысь, перестрелял их из лука.
Четвертый подвиг - поимка керинейской лани, которую богиня Артемида отправила в наказание людям опустошать поля. У лани были золотые рога и медные, не знавшие усталости ноги. Геракл гонялся за ланью целый год, ранил стрелой, поймал и отнес Эврисфею в Микены.
Пятый подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.
Шестой подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.
Седьмой подвиг - укрощение огнедышащего критского быка. Бог Посейдон послал для жертвоприношения царю Миносу быка, но царь оставил его в стаде, а в жертву принес другое животное. Тогда Посейдон наслал на быка бешенство, и бык стал опустошать остров. Геракл поймал и укротил быка, а затем переплыл на нем море.
Восьмой подвиг - поход в страну амазонок за поясом царицы Ипполиты. Этот пояс являлся знаком власти над всеми амазонками, и его очень хотела иметь дочь Эврисфея. Геракл собрал отряд героев (в нем был и Тесей), переплыл Черное море и победил амазонок. Плененную Ипполиту герой отпустил, но забрал у нее пояс.
Девятый подвиг - поход за коровами великана Гериона на край земли, к берегам Атлантического океана. Гераклу пришлось переправиться на остров, где жил великан-чудовище (у Гериона было три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног), и победить его в битве.