Цели: ознакомить учащихся с библейскими сказаниями, показать особый вклад древних евреев в мировую культуру — создание первой монотеистической религии; обеспечить усвоение понятий «миф», «предание», «единобожие»; продолжить формирование умений давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации.
Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Библейские сказания»
Библейские сказания
Урок истории в 5 классе
Цели: ознакомить учащихся с библейскими сказаниями, показать особый вклад древних евреев в мировую культуру — создание первой монотеистической религии; обеспечить усвоение понятий «миф», «предание», «единобожие»; продолжить формирование умений давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации.
Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Финикийские мореплаватели»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 16.
КАРТОЧКА № 16
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие открытия были сделаны финикийцами?» Для этого вспомни: — Где находилась Финикия? — Какой рельеф на территории этого государства? — Какие крупные города находились на территории этого государства? — Какое главное занятие было у финикийцев? Что называется колонией? — Что умели изготовлять ремесленники? — В чем преимущество финикийского алфавита? Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
На восточном побережье Средиземного моря находилось древнейшее государство Финикия. Рельеф этого государства представлял собой горы и возвышенности. Крупных рек, как в Египте и Междуречье, не было. Три крупных портовых города Тир, Библ и Сидон встречали торговые караваны с разных частей света. Поскольку Финикия — это государство, расположенное на побережье моря, его жители были прекрасными мореплавателями. Они обогнули Африку, побывали в Греции, Испании, Италии, на о. Крит, Кипр, Сицилия. На некоторых территориях они бывали часто, поэтому обосновывали там свои поселения или колонии, например Карфаген в северной части Африки. Ремесленники изготовляли цветное стекло, пурпурную краску, делали быстроходные суда. Финикийцы придумали алфавит, от которого затем появится греческий алфавит, а позднее и все алфавиты мира.
2. Индивидуальная работа с учащимися. а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 61 (с. 50). б) Решите задачу. — Каким образом народы Двуречья переняли от финикийцев их алфавит, не отказываясь от клинописи? (Новые народы Двуречья (арамеи) выбрали для каждой финикийской буквы одно свое слово, начинающееся с этой буквы. Группы клиньев, изображающих эти слова, стали играть роль букв в новой алфавитной записи.)
3. Устный ответ ученика по карточке № 16 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
4. Проверку домашнего задания можно провести с помощью теста.
III. Переход к изучению новой темы
В степных и холмистых районах между Египтом, Вавилонией и Финикийским побережьем Средиземного моря издавна пасли свои стада еврейские племена. Их старейшины бережно хранили в памяти предания о своем прошлом, которые впоследствии вошли в Библию. Само слово «Библия» на древнегреческом языке значит «книга».
— Ознакомимся с библейскими сказаниями.
Информация для учителя
Поскольку тема является для учащихся достаточно сложной, то целесообразнее использовать на уроке только тот материал, который есть в учебнике (в том числе и мифы, выделенные специальным шрифтом). Объяснив, что такое мифы и предания, нужно подвести учащихся к пониманию необходимости использования их как исторических источников. Отдельно и более подробно можно остановиться на заповедях, которые есть в Библии (текст заповедей см. ниже).
IV. Изучение новой темы
План 1) Ветхий Завет. 2) Мифы и сказания древних евреев.
На доске: тема урока, новые слова: Ветхий Завет, миф, предание, заповеди, завет.
1. Комментированное чтение (п. 1 § 16 на с. 75 Вигасина).
2. Объяснение новых понятий.
Ветхий Завет — первая часть Библии. Миф — древнее народное сказание о героях, богах, о явлениях природы или недостоверный рассказ, выдумка. Предание — переходящий из уст в уста рассказ о былом, легенда. Заповеди — правила, по которым должны жить люди. Завет — договор между Богом и людьми.
3. Работа с древними библейскими сказаниями.
Библейское сказание о сотворении мира (Бытие)
1. 1. В начале сотворил Бог небо и землю. 2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. 7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. 9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. 10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо. 11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо. 13. И был вечер, и было утро: день третий. 14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо. 19. И был вечер, и было утро: день четвертый. 20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. 21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. 22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23. И был вечер, и было утро: день пятый. 24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо. 26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -вам [сие] будет в пищу; 30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
2. 1. Так совершены небо и земля и все воинство их. 2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. 3. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Беседа по вопросам. — Кто создал мир? (Бог.) — Что еще создал Бог? (Землю, небо, день, ночь.) — Какие два светила придумал Бог? (Солнце, чтобы светить днем, Луну, чтобы светить ночью.) — Какие живые существа создаются им? (Рыбы, пресмыкающиеся, птицы, различные звери, также и человек.) — Сколько дней в неделю все это создавал Бог? (Шесть.) — Какой день был выходным? (Седьмой день.)
Библейское сказание о первых людях (текст на с. 76 Вигасина)
Беседа по вопросам. — Как звали первых людей, которых сотворил Бог? (Адам и Ева.) — За что Бог изгнал Адама и Еву из рая? (За непослушание. Они попробовали запретный плод с древа познаний.)
Библейское сказание о Всемирном потопе (текст на с. 77 Вигасина)
Беседа по вопросам. — Что делали люди для того, чтобы выжить? (Много трудились.) — За что наказал Бог людей? (Люди стали совершать дурные поступки и преступления.) — Как наказал Бог людей? (Он устроил потоп.) — За какие качества пожалел Бог Ноя и помог построить ему ковчег? (Ной был богобоязненным и добрым человеком.)
Библейское сказание о Вавилонском столпотворении (Бытие)
11. 1. На всей земле был один язык и одно наречие. 2. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. 3. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. 4. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. 5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7. сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. 9. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Беседа по вопросам. — Что стремились объяснить древние евреи этим сказанием? (Появление разных национальностей у людей.)
V. Закрепление изученного материала
— Что можно сказать о жизни древних евреев по сказаниям — чем они занимались, где жили, что ценили?
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 16 Вигасина или § 16 Михайловского; подготовить развернутые ответы на вопросы: «Какие сказания вошли в древнюю часть Библии Ветхий Завет?», «Какие заповеди дал Бог Моисею?»
Дополнительный материал
Библия — канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религии. Дохристианская часть Библии — Ветхий Завет. Христианская часть Библии — Новый Завет.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 94.
Заповеди Божии
Первая заповедь Я Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме Меня. Веруйте в Бога, слушайтесь Его и бойтесь сделать что-нибудь худое, чтобы не прогневать Бога и молитесь Ему. Не забывайте Бога и знайте, что Он все видит и знает не только то, что мы делаем и говорим, но и то, что мы думаем про себя. Вторая заповедь Не делай себе кумира и никаких изображений того, что ты видишь вверху на небе, внизу на земле, под землею, в воде. Смотри! Не молись этим изваяниям и не приноси им жертвы — не служи им. Мы идолам не молимся, но бываем горды, скупы, объедаемся, любим лакомство и тем то грешим против второй заповеди, считаем за идолов наши дурные наклонности и служим им, как божеству. Третья заповедь Не произноси напрасно имя Божие. Не божитесь, не торопитесь читать молитвы, молитесь с вниманием; на молитве в церкви и дома думайте о Боге, а не о шалостях, платьях, игрушках и т. д. Четвертая заповедь Соблюдай праздничный день, чтобы свято хранить его; шесть дней трудись и делай в них всякие дела свои, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему. Пятая заповедь Почитай отца своего и матерь свою, и хорошо тебе будет, и долго проживешь на свете. Хочешь быть счастливым и прожить до старости? Почитай, люби и слушайся родителей; береги отца и мать; помогай им, если они бедны, ходи за ними, если они больны. Грубить родителям, не слушаться и обманывать — большой грех. Шестая заповедь Не убивай. Сохрани Бог убивать! Не деритесь, не обижайте, не браните никого. Берегите и свое здоровье. Помогай всем, кому только чем-нибудь можешь помочь. Седьмая заповедь Не развратничай. Не следует браниться худыми словами, грешно пить и слушать соблазнительные песни. Восьмая заповедь Не кради. Никогда не бери потихоньку чужого, хотя бы это был кусок сахара, иголка, перо, листок бумаги или другая какая-нибудь маленькая вещь. Грех! Сначала украдешь пустяки, а потом сделаешься и большим вором. Девятая заповедь Не произноси и не принимай ложного свидетельства, или показания на ближнего твоего. К этой заповеди относятся запрещения следующего рода: не ябедничай, не жалуйся понапрасну, не сплетничай. Десятая заповедь Не смей желать жены ближнего твоего, или поле, или слуги, или служанки его, или вола, или осла, или какого-нибудь животного, словом всего, что принадлежит ближнему твоему. Не только не берите чужого, но даже и не желайте иметь, что вам нравится у других. Не завидуйте, если у ваших товарищей одежда, сапоги и другие вещи лучше, а у вас хуже, да, может быть, и совсем нет. Будем довольны тем, что у нас есть, и за все благодарить Бога.