kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Экономические реформы П.А. Столыпина". 9-й класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Экономические реформы П.А. Столыпина". 9-й класс. Урок по теме "Экономические реформы П.А. Столыпина". 9-й класс

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Экономические реформы П.А. Столыпина". 9-й класс»

Урок по теме "Экономические реформы П.А. Столыпина". 9-й класс


«Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не  в состоянии был ничего делать».

П.А. Столыпин

Цели:

  • Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ П.А. Столыпина.

  • Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.

  • Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.

Учебное оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, карта «Российская империя в 1907-1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина», презентация, раздаточный материал.

Оформление доски: новые слова (отруб, хутор, кооперация, артель), дата начала проведения реформ  П.А. Столыпиным.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся 


III. Изучение новой темы.

Тема: Экономические реформы П.А. Столыпина

Постановка цели: 

1. Познакомиться с исторической личностью – Столыпин Петр Аркадьевич 
2.  Усвоить цели, содержание и значение реформ П.А. Столыпина
3. Понимать причины, по которым реформы П.А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.

План: 

  • Аграрная реформа: ее цели, сущность, направления.

  • Методы проведения реформы и ее итоги.

  • Другие реформы и планы Столыпина.

Биографическая справка.


24 августа 1906 г. была опубликована правительственная программа. Она состояла из двух частей: сначала – успокоение, потом – реформа. Успокоение страны проходило при помощи использования чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов (ок. 4 тыс. чел. казнены, 26 тыс. – направлены на каторгу). Во второй части программы предлагалось немедленно начать аграрную реформу. (Как вы думаете, почему именно с переустройства жизни деревни решил начать реформы П.А. Столыпин?

 Россия преимущественно аграрная страна, крестьянство  – это самое многочисленное сословие. Потому что после отмены крепостного права в 1861 г. земля находилась в собственности помещиков и монастырей (42%) и в распоряжении общин (58%). У 10,5 млн. крестьянских дворов было земли столько же, сколько у 30 тыс. помещиков, т.е. проблема крестьянского малоземелья не была решена. Рост капиталистических отношений в деревне сдерживался помещичьим землевладением, общинным характером землепользования и относительной бедностью крестьян (прослойка крепких (кулацких) хозяйств малочисленна (10%)). Аграрный вопрос – одна из причин революции 1905-1907 гг. 

Решен ли был аграрный вопрос в ходе Первой российской революции? 


Таким образом, государству предстояло решить эту проблему путем реформирования.) 
Мероприятия, которые планировалось проводить в ходе реформы, были изложены в  указе от 9 ноября 1906 г. о порядке выхода крестьян из общины. 


Работа учащихся с историческим документом и учебником. Прочитать пункт «Разрушение общины» и ответить на вопросы: 

  • Какое право каждому крестьянину давал этот указ?

  • Почему указ особо оговаривал необходимость свести в один участок все наделы выходивших из общины крестьян? Что такое чересполосица?

  • Какой порядок выхода из общины был предусмотрен указом?

  • Каковы способы выхода из общины?

  • Какова цель проведения правительством аграрной реформы?

Однако крестьяне не спешили выходить из общины. Выходили в основном зажиточные крестьяне и беднота. Как вы думаете почему? (Бедняки выходили из общины, чтобы продать землю и поправить свое материальное положение. А зажиточные крестьяне не нуждались в поддержке общины и могли стать еще богаче, прикупив земли.)

Работа с новыми понятиями – хутор и отруб. Задание для учащихся: откройте раздел «Расширяем словарный запас» в конце параграфа стр. 48, прочтите значения понятий и попробуйте изобразить в виде схемы или рисунка каждое из этих понятий.


Получили ли крестьяне в ходе аграрной реформы помещичью землю?

Помещичье землевладение осталось неприкосновенным. Тогда возможно ли решение проблемы крестьянского малоземелья в центральной России? Отчасти за счет продажи земли беднотой и пополнения ими класса рабочих. А как быть дальше? И вот отдельным направлением аграрной реформы была переселение крестьян из центральных губерний в Сибирь и Степной край. Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность землю (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежную ссуду. Мужчин освобождали от воинской повинности. В первые годы реформ переселение развивалось быстрыми темпами. Затем этот процесс несколько замедлился. В целом число переселенцев составило 3134753 чел. Переселенческая политика имела положительное значение: а) увеличилось население Сибири; б) освоено более 30 млн. десятин пустующей земли; в) становление земельных отношений в переселенческих районах проходило по пути создания крепких единоличных хозяйств. Однако были и те, кто возвратился – 546607 ( 17,4%). Как вы думаете почему? Плохая организация переселения, климатические условия.

Вывод:

Цели реформы:

  • сохранить помещичье землевладение;

  • увеличить слой зажиточного крестьянства за счет самих же крестьян (увеличить опору царизма в деревне – кулачество) (слайд 15)

Методы проведения реформы:

  • Разрушение общины (указ от 09.11.1906 г.), (выход на отруба и хутора)

  • Переселение крестьян за Урал (цель ослабить земельный голод в центральных губерниях России; отправить безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений) (слайд 16)

Работа учащихся с текстом учебника. Задание для учащихся: Самостоятельно сформулировать и записать итоги аграрной реформы в тетрадь. (слайд 17)

  • Усилилось социальное расслоение крестьянства.

  • Пополнение рабочего класса.

  • Рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба, закупок сельхозмашин, удобрений.

  • Освоение переселенцами пустующих земель в Сибири.

  • Зарождение сельхозкооперации.

В полной ли мере были достигнуты цели аграрной реформы? 


Программа модернизации России (реформирования) включала в себя помимо аграрной реформы еще ряд преобразований. Большое значение Столыпин придавал изменению деятельности местного управления и суда. В готовящемся проекте данной реформы во главу угла было поставлено уравнение в правах крестьян с другими сословиями. Кроме того, Столыпин готовил ряд законов, которые должны были обеспечить неприкосновенность личности, пересмотр статей уголовного права. Правительство также планировало сделать доступным, позже и обязательным начальное образование. Но! Все начинания Столыпина встретили непонимание в обществе.
Таким образом, несмотря на всю важность и значимость предложенных Столыпиным реформ они остались незавершенными.

IV. Рефлексия

Две противоположные точки зрения о значимости деятельности и политики П.А. Столыпина.

1. Деятельность Столыпина была сопряжена с нарушением прав народа и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907гг.
2. Политика Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 году.


Какая точка зрения кажется вам более предпочтительной?



























______________________________________________________________

1.Назовите дату «Кровавого воскресенья»:

а) 9 января 1905 г.                б) 10 декабря 1906 г.        в) 9 март 1905 г.


2.С какого события принято начинать историю первой русской революции:

а) с восстания на броненосце «Потемкин»;

б) с декабрьского вооруженного восстания в Москве;

в) с «Кровавого воскресенья»


3.Каковы итоги первой российской революции:

а) социальный переворот в стране;

б) отмена выкупных платежей;

в) свержение самодержавия;


4.Какой лагерь из общественно-политических сил выступал за мирные, демократические методы борьбы:

а) Правительственный лагерь;                б) Либеральный лагерь;

в) Революционный лагерь.


5.Кто не относился к движущим силам первой российской революции:

а) рабочие;                                б) крестьяне;        

в) мелкая буржуазия;                г) интеллигенция. 



______________________________________________________________

1.Назовите дату «Кровавого воскресенья»:

а) 9 января 1905 г.                б) 10 декабря 1906 г.        в) 9 март 1905 г.


2.С какого события принято начинать историю первой русской революции:

а) с восстания на броненосце «Потемкин»;

б) с декабрьского вооруженного восстания в Москве;

в) с «Кровавого воскресенья»


3.Каковы итоги первой российской революции:

а) социальный переворот в стране;

б) отмена выкупных платежей;

в) свержение самодержавия;


4.Какой лагерь из общественно-политических сил выступал за мирные, демократические методы борьбы:

а) Правительственный лагерь;                б) Либеральный лагерь;

в) Революционный лагерь.


5.Кто не относился к движущим силам первой российской революции:

а) рабочие;                                б) крестьяне;        

в) мелкая буржуазия;                г) интеллигенция. 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по теме "Экономические реформы П.А. Столыпина". 9-й класс

Автор: Ильина Ольга Сергеевна

Дата: 25.01.2021

Номер свидетельства: 571276

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Сценарий урока «Реформы П.А. Столыпина и их влияние на процессы российской модернизации»"
    ["seo_title"] => string(83) "stsienariiurokarieformypastolypinaiikhvliianiienaprotsiessyrossiiskoimodiernizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "275784"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452617554"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "УРОК  ПО  ИСТОРИИ  РОССИИ  ДЛЯ  9  КЛАССА. ИСТОРИЧЕСКИЙ  МАРАФОН  «РОССИЯ  В  1900 – 1916  гг.» "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-po-istorii-rossii-dlia-9-klassa-istorichieskii-marafon-rossiia-v-1900-1916-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "199169"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428518781"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства