Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Экономические реформы П.А. Столыпина". 9-й класс»
Урок по теме "Экономические реформы П.А. Столыпина". 9-й класс
«Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать».
П.А. Столыпин
Цели:
Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ П.А. Столыпина.
Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.
Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.
Учебное оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, карта «Российская империя в 1907-1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина», презентация, раздаточный материал.
Оформление доски: новые слова (отруб, хутор, кооперация, артель), дата начала проведения реформ П.А. Столыпиным.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся
III. Изучение новой темы.
Тема: Экономические реформы П.А. Столыпина
Постановка цели:
1. Познакомиться с исторической личностью – Столыпин Петр Аркадьевич 2. Усвоить цели, содержание и значение реформ П.А. Столыпина 3. Понимать причины, по которым реформы П.А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.
План:
Аграрная реформа: ее цели, сущность, направления.
Методы проведения реформы и ее итоги.
Другие реформы и планы Столыпина.
Биографическая справка.
24 августа 1906 г. была опубликована правительственная программа. Она состояла из двух частей: сначала – успокоение, потом – реформа. Успокоение страны проходило при помощи использования чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов (ок. 4 тыс. чел. казнены, 26 тыс. – направлены на каторгу). Во второй части программы предлагалось немедленно начать аграрную реформу. (Как вы думаете, почему именно с переустройства жизни деревни решил начать реформы П.А. Столыпин?
Россия преимущественно аграрная страна, крестьянство – это самое многочисленное сословие. Потому что после отмены крепостного права в 1861 г. земля находилась в собственности помещиков и монастырей (42%) и в распоряжении общин (58%). У 10,5 млн. крестьянских дворов было земли столько же, сколько у 30 тыс. помещиков, т.е. проблема крестьянского малоземелья не была решена. Рост капиталистических отношений в деревне сдерживался помещичьим землевладением, общинным характером землепользования и относительной бедностью крестьян (прослойка крепких (кулацких) хозяйств малочисленна (10%)). Аграрный вопрос – одна из причин революции 1905-1907 гг.
Решен ли был аграрный вопрос в ходе Первой российской революции?
Таким образом, государству предстояло решить эту проблему путем реформирования.) Мероприятия, которые планировалось проводить в ходе реформы, были изложены в указе от 9 ноября 1906 г. о порядке выхода крестьян из общины.
Работа учащихся с историческим документом и учебником. Прочитать пункт «Разрушение общины» и ответить на вопросы:
Какое право каждому крестьянину давал этот указ?
Почему указ особо оговаривал необходимость свести в один участок все наделы выходивших из общины крестьян? Что такое чересполосица?
Какой порядок выхода из общины был предусмотрен указом?
Каковы способы выхода из общины?
Какова цель проведения правительством аграрной реформы?
Однако крестьяне не спешили выходить из общины. Выходили в основном зажиточные крестьяне и беднота. Как вы думаете почему? (Бедняки выходили из общины, чтобы продать землю и поправить свое материальное положение. А зажиточные крестьяне не нуждались в поддержке общины и могли стать еще богаче, прикупив земли.)
Работа с новыми понятиями – хутор и отруб. Задание для учащихся: откройте раздел «Расширяем словарный запас» в конце параграфа стр. 48, прочтите значения понятий и попробуйте изобразить в виде схемы или рисунка каждое из этих понятий.
Получили ли крестьяне в ходе аграрной реформы помещичью землю?
Помещичье землевладение осталось неприкосновенным. Тогда возможно ли решение проблемы крестьянского малоземелья в центральной России? Отчасти за счет продажи земли беднотой и пополнения ими класса рабочих. А как быть дальше? И вот отдельным направлением аграрной реформы была переселение крестьян из центральных губерний в Сибирь и Степной край. Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность землю (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежную ссуду. Мужчин освобождали от воинской повинности. В первые годы реформ переселение развивалось быстрыми темпами. Затем этот процесс несколько замедлился. В целом число переселенцев составило 3134753 чел. Переселенческая политика имела положительное значение: а) увеличилось население Сибири; б) освоено более 30 млн. десятин пустующей земли; в) становление земельных отношений в переселенческих районах проходило по пути создания крепких единоличных хозяйств. Однако были и те, кто возвратился – 546607 ( 17,4%). Как вы думаете почему? Плохая организация переселения, климатические условия.
Вывод:
Цели реформы:
сохранить помещичье землевладение;
увеличить слой зажиточного крестьянства за счет самих же крестьян (увеличить опору царизма в деревне – кулачество) (слайд 15)
Методы проведения реформы:
Разрушение общины (указ от 09.11.1906 г.), (выход на отруба и хутора)
Переселение крестьян за Урал (цель ослабить земельный голод в центральных губерниях России; отправить безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений) (слайд 16)
Работа учащихся с текстом учебника. Задание для учащихся: Самостоятельно сформулировать и записать итоги аграрной реформы в тетрадь. (слайд 17)
Усилилось социальное расслоение крестьянства.
Пополнение рабочего класса.
Рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба, закупок сельхозмашин, удобрений.
Освоение переселенцами пустующих земель в Сибири.
Зарождение сельхозкооперации.
В полной ли мере были достигнуты цели аграрной реформы?
Программа модернизации России (реформирования) включала в себя помимо аграрной реформы еще ряд преобразований. Большое значение Столыпин придавал изменению деятельности местного управления и суда. В готовящемся проекте данной реформы во главу угла было поставлено уравнение в правах крестьян с другими сословиями. Кроме того, Столыпин готовил ряд законов, которые должны были обеспечить неприкосновенность личности, пересмотр статей уголовного права. Правительство также планировало сделать доступным, позже и обязательным начальное образование. Но! Все начинания Столыпина встретили непонимание в обществе. Таким образом, несмотря на всю важность и значимость предложенных Столыпиным реформ они остались незавершенными.
IV. Рефлексия
Две противоположные точки зрения о значимости деятельности и политики П.А. Столыпина.
1. Деятельность Столыпина была сопряжена с нарушением прав народа и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907гг. 2. Политика Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 году.
Какая точка зрения кажется вам более предпочтительной?