Тип урока. Комбинированный, повторительно-обобщающий, с элементами интеграции с обществознанием, литературой, МХК.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
1.Вступление.
2.Формулирование темы занятия и проблемы
(Слайд1) Памятник «Медный всадник» и слова А.С. Пушкина
«Куда ты скачешь гордый конь…»
Группа формулирует тему занятия, которая записывается на доске и в тетрадях - «Петр I и его эпоха».
(Слайд 2) Портрет Петра I и различные точки зрения с разных сторон портрета.
?? Формулировка проблемы.
Обозначение цели: обобщить и систематизировать знания о личности Петра и его реформах, определиться по поводу личностной оценки ПетраI.
3.Основная часть.
Дискуссия по вопросам и заданиям о реформах, преобразованиях Петра и личности самого императора.
??
- Какие реформы Петра вы могли бы назвать? (Гонка за лидером) (Слайд 3- 4 -перечень основных петровских преобразований и событий Северной войны)
-Каким пред вами предстает Петр I? (Основные характеристики внешности и характера). (Слайды 5-7 -картины «Петр I на строительстве Петербурга» и «Петр I допрашивает царевича Алексея», «Утро стрелецкой казни»)
-Давайте поиграем (личное первенство). Задания в приложении.
4.Подведение итогов.
!! Давайте сделаем выводы по проблеме.
На доске и в тетрадях под знаками «+» и « - « записываем положительное и отрицательное в деятельности Петра.
Делаем общий вывод – третья позиция.
(Слайд 8 – слова М.П. Погодина о Петре Первом)
Предложить выслушать и оценить слова Д.Мережковского: «Что такое Петр? Чудо или чудовище? Я опять-таки решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно. Я только знаю - другого Петра не будет, он у России один».
Обучающимся предлагается ролик о Петре I из проекта «Имя России»
5. Рефлексия.
По итогам урока оценка и самооценка. (Слайд 9)
6. Домашнее задание.
Написать эссе по теме «Петр Первый – гений или тиран»