kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Общественный строй Древней Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний для учащихся 6 класса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Общественный строй Древней Руси"»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Ляпина Марина Геннадьевна

Район

Перевозский

Место работы

МБОУ Средняя школа №2 г. Перевоза

Должность

Учитель истории и обществознания


Общая информация

Тема урока

Общественный строй Древней Руси


Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

образовательные: познакомить с основными слоями населения Древней Руси

- развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы, анализировать;

- воспитательные: воспитывать интерес к предмету ; взаимодействия с одноклассниками при работе в группе и при участии в ролевой игре; доказывают свою точку зрения и принимают чужую, если она убедительная

Необходимое оборудование


  • Экран

  • Проектор

  • Ноутбук

  • иллюстрации учебника,

  • карточки с вопросами

  • тест 2 варианта

Дидактическое обеспечение

  • Учебник: История России с древних времён до XVI в. 6 кл. И.А. Андреев, И.Н. Фёдоров.- М: Дрофа, 2016

раздаточный дополнительный материал для работы в группах, слайд-презентация в программе Power Point


Планируемые результаты урока
  • личностные

  • формировать и развивать устойчивую мотивацию учения, расширять оценочную деятельность, овладевать способами обобщения и систематизации знаний, уважать культурные достижения своего народа


  • предметные

Оценить значение исторического и культурного наследия наших предков; применять понятийный аппарат исторического знания, основне хронологические понятия и термины; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы: соотносить историческое время и историческое пространство, ; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников, использовать приёмы исторического анализа: сопоставления и обобщение фактов


  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала, собирать и фиксировать информацию, выделять главную и второстепенную.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; анализировать материал учебника и дополнительного материала, привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач, работая с различными источниками информации

Коммуникативные УУД: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками; разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон, формулировать и аргументировать и отстаивать свою точку зрения


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

тестовый



Литература и Интернет-ресурсы

Основная


Дополнительная


Интернет-ресурсы


ЭОРы





План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Время Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

1. Организационный


  1. Приветствует учащихся

  2. Отмечает отсутствующих

  3. Обращает внимание на подготовленность класса и самих учащихся к уроку.

Берёт психологическую паузу

Приветствуют учителя.

Дежурный сообщает об отсутствующих



Настраиваются на работу

обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящей работе

2. Вводно-мотивационный


Ребята, напомните ,о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

Организует проверку домашнего задания.


Ученики отвечают на вопросы




Фронтальная работа

Тестовый контроль,

индивидуальная работа

3. Актуализация знаний


До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях.

Тема нашего урока «Общественный строй на Руси».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы:

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

Сегодня мы поговорим об общественном строе Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Предлагаю вам сегодня поработать по плану:

  1. Города и их роль в Древней Руси.

  2. Жизнь крестьянской общины.

  3. Княжеское общество


Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать



















Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение


Фронтальная работа


4. Изучение нового материала


Организация групповой работы:

Разделитесь на 7 групп и получите задание:

1 группа ( п.1, ) Особенности города читают и готовят ответы на вопросы

2 группа (п.2 § 10 ) «Место и роль городов в Древней Руси» и готовят ответы на вопросы

3 группа (п.3 § 10) «Мир свободной крестьянской общины. Деревни и погосты» читают и готовят ответы на вопросы

4 группа (п.3 § 10) Обыграть от первого лица один день крестьянской общины.

Роли: Крестьянин, дети, женщины.

5 группа (п.4 § 10) «Княжеское хозяйство» изучает и отвечает на вопросы, составляет схему вотчины.

6 группа (п.4 § 10) «Княжеское хозяйство» и выполните задание:

составить схему: князь и его придворные.

Группы отвечают на поставленные вопросы, зарисовывают схемы на доске. Учитель по ходу рассказа включает презентацию, в которой отражаются все основные понятия.

Учитель задаёт уточняющие вопросы
















самостоятельно осуществляют поиск нужной информации, ищут ответы на поставленные вопросы, составляют схемы в своих тетрадях



Учащиеся слушают выступление групп, делают записи в тетради, зарисовывают схемы

Работа в группах.













Игровые технологии. Ролевая игра.

Вербальные приём.

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала


- А теперь вспомним основные моменты, изученные сегодня.

  •  Перечислите основные части древнерусского города ?

  • Как вы считаете, почему требовалось так сильно укреплять детинец? Какие он выполнял функции?

  • Какие категории населения Древней Руси вы знаете? Определите их место в обществе.

  • Как называли свободных земледельцев – основную массу жителей Руси?

  • Назовите группы зависимого населения Руси.

  • Кто стоял на верхней ступени общественной лестницы Древней Руси? За счет чего они жили?

  • Как на Руси возникли вотчины?

  • Какую группу населения Руси можно сравнить с рабами?

  • Как рост городов и развитие княжеской вотчины влиял на укрепление авторитета князя


А теперь вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси

Учитель слушает ответы корректирует знания учащихся


Отвечают на вопросы учителя

































Производят анализ урока и приходят к выводу, подтверждают проблему, поставленную в начале урока.

Определяют главные причинно-следственные связи событий и процессов, записывают в рабочей тетраде

Обучающиеся подводят итоги, делают вывод, что на Руси существовало неравенство. Категории населения делились на свободных и зависимых.

рост городов и развитие княжеской вотчины влиял на укрепление авторитета князя


Фронтальная работа

6. Подведение итогов урока


Сегодня на уроке мы познакомились с древнерусским городом и его ролью в Древней Руси, с категориями населения древней Рус. Выяснили кто относился к зависимым , кто к свободному населению Древней Руси. Оценивание итогов урока

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке с помощью «радуги настроения»



7. Организация изучения домашнего задания


Запишите домашнее задание прочитать параграф 10, ответить на вопросы после параграфа,

Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.

задают уточняющие вопросы










Приложение.

Тест по проверке домашнего задания

Вариант №1

1.В каком году умер Владимир?

А)1015г.

Б)983г.

В)1054г.

2.В каких годах правил Владимир Святой?

А)1015-1019гг.

Б)988-1111гг.

В)980-1015гг.

3. В каком году киевляне изгнали Изяслава Ярославича?

А)1097г.

Б)1113г.

В)1068г.

4.Династическое правление – это?

Вариантт№2

1.Укажите годы правления Владимира Мономаха?

А)1113-1125гг.

Б)1073-10176гг.

В)862-879гг.

2.В каком году состоялся княжеский съезд в Любече?

А)1100г.

Б)1097г.

В)1016г.

3.Укажите годы правления Ярослава Мудрого?

А)1019-1054гг.

Б)1015-1019гг.

В)980-1015гг.

4.Как называется произведение, которое Владимир Мономах посвятил своим детям?



Задание для 1 группы: работая в группах, изучите первый пункт § 10 учебника и предположите


1.Что называется городом, из каких частей состоял древнерусский город

2. Зарисуйте схему древнерусского города, используя дополнительный раздаточный материал

3.Чем занимались городские жители , чтобы прокормить себя и свои семьи

Задание для 2 группы: работая в группах, изучите второй пункт § 10 учебника «Место и роль городов в Древней Руси» и предположите

1Каковы были источники доходов князей в городах?

2.Какое занятие имело большое значение в городе?

3.Почему именно знатные люди занимались торговлей?

4.Что такое мыт?

5.Кого называли смердами?

6.Составьте схему о связях городов Др. Руси с другими странами.

Задание для 3 группы: работая в группе, изучите третьим пункт § 10 учебника «Мир свободной крестьянской общины. Деревни и погосты» и предположите

1.Как назывались населённые пункты, где жили свободные крестьяне?

2. Какие правила общинной жизни передавались из поколения в поколения?

3.Чем отличался труд крестьянина в летние и зимние месяцы

Задание для 4 группы: работая в группе, изучите третьим пункт § 10 учебника «Мир свободной крестьянской общины. Деревни и погосты» и обыграйте от первого лица один день крестьянской общины. Роли: Крестьянин, дети, женщины.

Задание для 5 группы: работая в группе, изучите четвёртый пункт § 10 учебника «Княжеское хозяйство» и предположите



1Что такое вотчина. Составить схему вотчины



поле















Задание для 6 группы: работая в группе, изучите четвёртый пункт § 10 учебника «Княжеское хозяйство» и выполните задание

2. Составить схему: князь и его придворные

Заполняют таблицу

Наименование категорий населения

Их место в обществе

Их обязанности

Закупы

– разорившиеся общинники, временно зависимые

Работали на землевладельца за определенную ссуду (купу), занимались сельским хозяйством, бортничеством, солеварением рыболовством, разводили домашних животных, пасли княжеских коней, обслуживали «охотничьё хозяйство»


Рядовичи

Земледельцы, временно зависимые

Работают у землевладельца по договору (ряду)

Холопы

зависимая социальная группа, близкая к рабам

Кормили, поили, одевали, вооружали князя и его дружину

Челядь

военнопленные

Выполняют все поручения управляющего

смерды

зависимая социальная группа

Выполняют все поручения управляющего

Тиун (огнищанин)

доверенный слуга князя

Старший управляющий .Управлял личным хозяйством князя



Задание для 7 группы

Рассмотреть учебный материал

1.Работа с источником – Русская Правда. Приложение №1

И проанализировать документ:

1.Как называется документ, с фрагментами которого вы познакомились?

- О каких группах населения Древней Руси в нем идет речь?

Перечислите их.

- Что можно сказать на основании документа о положении названных групп населения?

Презентация к уроку


ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Общественный строй Древней Руси"

Автор: Ляпина Марина Геннадьевна

Дата: 26.05.2017

Номер свидетельства: 418730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Общественный строй и церковная организация на Руси."
    ["seo_title"] => string(57) "obshchestvennyi_stroi_i_tserkovnaia_organizatsiia_na_rusi"
    ["file_id"] => string(6) "606582"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1652281525"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Крещение Руси "
    ["seo_title"] => string(19) "krieshchieniie-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "159183"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421856421"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» "
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-i-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151828"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420749744"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация на тему:" Люди, прославившие Рязанскую землю" "
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-na-tiemu-liudi-proslavivshiie-riazanskuiu-ziemliu"
    ["file_id"] => string(6) "146128"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419086145"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Архитектура Кубани и Екатеринодара. Храмовое строительство"
    ["seo_title"] => string(64) "arkhitiektura_kubani_i_iekatierinodara_khramovoie_stroitiel_stvo"
    ["file_id"] => string(6) "448869"
    ["category_seo"] => string(14) "estestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515521633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства