kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общественный строй и церковная организация на Руси.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен анализу социальной структуры обшества Древней Руси.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общественный строй и церковная организация на Руси.»

Конспект урока истории России в 6 классе дата проведения ___________

Тема. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ (§ 9)

1) Формирование древнерусской народности.

2) Основные слои населения Древней Руси.

3) Земельные отношения.

4) Церковная организация. Храмы и богослужение.

5) Монастыри.

6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 9., рабочие листы,

Основные понятия и термины

Вотчина. Бояре. Закупы. Рядовичи. Смерды. Древнерусская народность. Ценности. Благочестие. Мораль. Епископ. Митрополит. Монастырь. Игумен. Миссионеры

Персоналии

Домашнее задание

§ 10 учебника.

*Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Цели урока:

Образовательные

  • Сформировать у учащихся знание структуры социальных слоев населения Древней Руси

  • Раскрыть процесс формирования древнерусской народности

  • Создать условия для усвоения школьниками жизни и быта городов и сельской местности Древней Руси

Развивающие

  • Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать факты

  • Продолжить формировать умение учащихся работать с текстом учебника

  • Развивать слуховую, зрительную и механическую память учащихся в процессе объяснения и фиксации материала на доске учителем и детьми в рабочих тетрадях

Воспитательные

  • Способствовать формированию навыков групповой работы: уважение к чужому мнению, стремление доказать собственную точку зрения ,

оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси.

Планируемые результаты:

предметные:

применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа; определять исторические процессы и события во времени; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников

метапредметные УУД:

коммуникативные:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью

регулятивные:  формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий, оценивать правильность решения учебной задачи

познавательные   владеть общими приемами решения учебных задач; использовать таблицы, схемы для получения информации; анализировать материал учебника

личностные УУД формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, оценивать исторические события и роль личности в истории.


2. Мотивация

Постановка цели и задачи

1.Исторический диктант

1.документ, в 1072 г. созданный потомками Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей)

2. Кочевые воинственные племена (половцы)

3. Событие, произошедшее 1097 г., послужившее началу раздробленности на Руси)

4. Князь, ставший Киевским князем в возрасте 60 лет (Мономах)

5. Новый свод законов, заключительная часть «Русской Правды» (устав В.В.)

6. Борьба за престол князей Рюриковичей (усобицы)

7. Установил уроки и погосты(Ольга)

8. Его призвали на Русь (Рюрик)

9. По преданию погиб от укуса змеи (Олег)

10. Форма правления, при которой власть передается по наследству (монархия)

11. Народное собрание (вече)

12. Искусство управления государством (политика)

13. Глава местного управления, назначенный центральной властью (наместник)

14. Крестил Русь (Владимир)

15. Вера в сверхъестественное (религия)

16. Один из русских первых русских князей, прославился как полководец, совершавший дальние походы во многих направлениях (Святослав Игоревич)


2.До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях. Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы:

В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

- Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Индивидуальная работа.

Взаимопроверка

16,15 б- «5»

14-9 б - «4»

8-5 б -


Беседа

Записи в тетради темы урока


на доске

3.Новый материал


4. Закрепление материала






5.Домашнее задание


Оценивание.

За работу на уроке

Работа в группах Задание № 1.

Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

Задание № 2. п.2. § 9

Далее мы изучим вопрос «Основные слои населения Древней Руси». Заполните первую часть таблицы.:

Главным занятие на Руси было земледелие. Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани.

Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю. В те времена господствовало натуральное хозяйство, Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились. Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

Князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них своих пленных и превращали их в своих работников. На таких землях возникали княжеские хоромы, хозяйственные постройки.

Задание №3. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

Действительно, Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах. Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

Князья начали жаловать земельные владения своим дружинникам, а так же Церкви. Так появляются первые ВОТЧИНЫ . Но верховным собственником земли был князь.

ЗАДАНИЕ №3 стр. 72 1-3 абзац, заполните вторую часть таблицы.

Вопросы по второй части таблицы :

  1. Самое бесправное населении , рабы (холопы, челядь)

  2. Как пополнялось число холопов?

  3. Как называли сельских жителей, плативших налоги? (смерды)

  4. Кто такие закупы? (разорившиеся общинники, работавшие на землевладельца за определенную ссуду (купу)

  5. Кто такие рядовичи? (земледельцы, нанимавшиеся к землевладельцу по договору (ряду)

- Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

Задание № 4. Работая с четвертым пунктом § 9 учебника «Церковная организация. Храмы и богослужение», составьте схему организации Русской православной церкви.

ФИЗМИНУТКА

К середине ХIП в. на Руси было уже 16 епархий - по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки нравственного характера.

Задание № 5. Теперь поговорим о духовных ценностях. Работа над п.6 § 9, заполните сравнительную таблицу

- Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

- Какие категории населения существовали в Древнерусском государстве?

- Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

- Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми?

-С чем вы не согласны?


- параграф 9 пересказ, задание №1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»


Ваш билетик на выход. Вам предлагается выполнить задание. Древнеславянский словарь.

Работа в группе

Работа с текстом, схемой. Презентация схемы


Работа в группе

Работа с текстом, схемой., презентация схемы


запись в тетради вотчина - крупная земельная собственность на правах наследования, принадлежащая знатному человеку

работа со второй частью схемы


работа над понятиями - запись в тетради



Работа по заполнению схемы в рабочих листах

десятина-десятая часть всех доходов платилась церкви



Работа по заполнению схемы в рабочих листах

Беседа







запись в дневниках




устно по очереди соотносят


Учащиеся,получив-шие высокие оценки , получают смайлик






Задание № 1.

Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование Задание №3. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 древнерусской народности» и предположите: Предположите, что происходит на княжеском дворе

-Какие факторы способствовали процессу

формирования древнерусской народности.


Задание № 2. Изучите вопрос «Основные слои населения Древней Руси».

Заполните первую часть таблицы:




Задание № 4. Работая с четвертым пунктом § 9 учебника«Церковная организация. Храмы и богослужение»

Составьте схему организации Русской православной церкви.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общественный строй и церковная организация на Руси.

Автор: Межаков Сергей Леонидович

Дата: 11.05.2022

Номер свидетельства: 606582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Крещение Руси "
    ["seo_title"] => string(19) "krieshchieniie-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "159183"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421856421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства