Цель урока: дать знания учащимся об одном из первых этапов отечественной истории, оценить вклад первых правителей в становление и развитие Казахского ханства; развивать умение учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени. На материале урока способствовать формированию исторической памяти, любви к Родине, чувства гражданского долга перед ней.
Оформление: Портреты первых Казахских ханов. Выставочный материал: эмблемы для всех участников урока-эссе
План урока
1.Оценка правителей Казахского ханства. Сообщения
2. Вопросы и экспресс – ответы
3. Резюме урока.
Эпиграф к уроку:
«Изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться» В. О. Ключевский.
Ход урока.
Вступление слово учителя.
Дела давно минувших дней. … Стоит ли о них вспоминать сегодня?
Думаю, что – да и вот почему. Ведь страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней, кто лишен исторической памяти, манкурт, не помнящий своего родства. Исторически не грамотный человек обделен духовно; пустым звуком остается для него богатейшая культура предков. Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отечественным пробам… А. С. Пушкин
Наш урок посвящен правителям Казахского ханства - первым казахским ханам Великой казахской степи.
Проанализировав деятельность казахских ханов, нам необходимо оценить их вклад в становление и развитие казахской государственности, определить роль автохтонного элемента в этом. Поразмышлять о судьбе казахских правителей и определить, как говорили раньше на Руси, «тяжела ли шапка Мономаха?», отдать должное первым казахским правителям, стоявшим у истоков казахского государства, почтить их память. Итак, в путь.
Звучит стих: Ж.Молдагалиева ,,Об истории “.
Работа организована по группам.
Каждая группа имеет своё название, эмблему. Работает группа экспертов, которая, оценивает выполнение заданий, делает выводы и заключения. (Эксперты – приглашённые учителя)
Учитель просит группы представить себя и представляет группу экспертов, ее задачи. (Группы оглашают название и объясняют эмблему).
Учитель: прежде чем мы приступим к анализу и оценки первых ханов казахской степи, прошу Вас произнести привлекательную, конструктивную, пламенную, пронизанную любовью речь во славу казахской степи.
(Каждая группа представляет речь, эксперты оценивают).
Учитель: Каждая яркая личность оставляет зримый след в истории. Ее деятельность изучается, исследуется потоками, учеными, историками. С вершины своего времени они оценивают значимость этой деятельности, привнося свои субъективные суждения. Позволим себе это сделать и мы.
Разместить портреты казахских ханов и при этом запутать их имена. Учащиеся должны разместить их верно
Сообщения.
Хан Хаккназар -
2. Хан Касым – государственный деятель, реформатор, полководец, дипломат.
Хан Есим - крупный государственный деятель Казахского ханства, законодатель, просветитель, полководец.
Учитель: Деятельность казахских ханов - это конкретные исторические действия, продиктованными ходом времени, его целями, потребностями.
Насколько вы хорошо знаете эти действия покажут ваши экспресс-ответы. Переходим ко второму этапу урока.
,,Вопросы-экспресс-ответы ”. Приложение.
(Каждая команда получает блок вопросов, связанных с деятельностью казахских ханов: Керей, Жаныбек, Касым, Хаккназар, Есим, Жангир, Тауке. Эксперты оценивают ответы).
(Командам предлагаются конверты Каждая выбирает один из них.)
Задания:
1. Добродетели, чтимые в казахских ханах.
2. Письмо из прошлого – в будущее.(Наставления ханов будущему поколению)
3. Эпитафии казахским ханам.
Учитель: Вершиной власти всегда был трон. Кто оказывался на троне, тот всегда попадал в водоворот жизни своей эпохи. Потомки по методам его правления и поведению определяли быт и нравы его современников. сотен тысяч людей. Оценку времени давали именно по его деяниям.
Учитель: Вот и закончили мы наш разговор о правителях, о тех, кто правил в Казахском ханстве. Не всё сможет удержать память людей, но образы казахских ханов – защитников родной казахской степи своего народа, воителей, законодателей, просветителей, полководцев, патриотов останется надолго.
Рефлексия:
Синквейн: Ханы. Дальновидные, мудрые.Создавали, развивали, возрождали. Проводили политику укрепления ханства. Патриоты.
Итоги урока: оценки за урок
Закончить урок я хочу словами профессора А. Штейнберга: « История – книга, в которой многие страницы утрачены. Сколько бы ни знали мы о прошлом, оно в какой-то мере навсегда останется для нас сфинксом. Да, законы истории строги и непреложны, воля людей неукротима, судьбы эпохи зависят от них. Однако жизнь полна загадок, противоречий, а как много неожиданностей в людских судьбах».
Спасибо всем за урок. До свидания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Казахские ханы"»
Урок истории Казахстана 10 класс
Тема урока: Казахские ханы
Цель урока: дать знания учащимся об одном из первых этапов отечественной истории, оценить вклад первых правителей в становление и развитие Казахского ханства; развивать умение учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени. На материале урока способствовать формированию исторической памяти, любви к Родине, чувства гражданского долга перед ней.
Тип урока: урок - эссе
Участники урока-эссе - учащиеся 10 класса
Оформление: Портреты первых Казахских ханов. Выставочный материал: эмблемы для всех участников урока - эссе
План урока
1.Оценка правителей Казахского ханства. Сообщения
2. Вопросы и экспресс – ответы
3. Резюме урока.
Эпиграфы к уроку:
«Изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться» В. О. Ключевский.
Ход урока.
Вступление слово учителя.
Дела давно минувших дней. … Стоит ли о них вспоминать сегодня?
Думаю, что – да и вот почему. Ведь страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней, кто лишен исторической памяти, манкурт, не помнящий своего родства. Исторически не грамотный человек обделен духовно; пустым звуком остается для него богатейшая культура предков. Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отечественным пробам…
А. С. Пушкин
Наш урок посвящен правителям Казахского ханства - первым казахским ханам Великой казахской степи.
Проанализировав деятельность казахских ханов, нам необходимо оценить их вклад в становление и развитие казахской государственности, определить роль автохтонного элемента в этом. Поразмышлять о судьбе казахских правителей и определить, как говорили раньше на Руси, «тяжела ли шапка Мономаха?», отдать должное первым казахским правителям, стоявшим у истоков казахского государства, почтить их память. Итак, в путь.
Звучит стих: Ж.Молдагалиева ,,Об истории “.
Работа организована по группам.
Каждая группа имеет своё название, эмблему. Работает группа экспертов, которая, оценивает выполнение заданий, делает выводы и заключения. (Эксперты – приглашённые учителя)
Учитель просит группы представить себя и представляет группу экспертов, ее задачи. (Группы оглашают название и объясняют эмблему).
Учитель: прежде чем мы приступим к анализу и оценки первых ханов казахской степи, прошу Вас произнести привлекательную, конструктивную, пламенную, пронизанную любовью речь во славу казахской степи.
(Каждая группа представляет речь, эксперты оценивают).
Учитель: Каждая яркая личность оставляет зримый след в истории. Ее деятельность изучается , исследуется потоками, учеными, историками. С вершины своего времени они оценивают значимость этой деятельности, привнося свои субъективные суждения. Позволим себе это сделать и мы .
Разместить портреты казахских ханов и при этом запутать их имена. Учащиеся должны разместить их верно
Сообщения.
Хан Хаккназар -
2. Хан Касым – государственный деятель, реформатор, полководец, дипломат.
Хан Есим - крупный государственный деятель Казахского ханства, законодатель, просветитель, полководец.
Учитель: Деятельность казахских ханов - это конкретные исторические действия, продиктованными ходом времени, его целями, потребностями.
Насколько вы хорошо знаете эти действия покажут ваши экспресс-ответы. Переходим ко второму этапу урока.
,,Вопросы-экспресс-ответы ”. Приложение.
(Каждая команда получает блок вопросов, связанных с деятельностью казахских ханов: Керей, Жаныбек, Касым, Хаккназар, Есим, Жангир, Тауке. Эксперты оценивают ответы).
(Командам предлагаются конверты Каждая выбирает один из них .)
Задания:
1. Добродетели, чтимые в казахских ханах.
2. Письмо из прошлого – в будущее.(Наставления ханов будущему поколению)
3. Эпитафии казахским ханам.
Учитель: Вершиной власти всегда был трон. Кто оказывался на троне, тот всегда попадал в водоворот жизни своей эпохи. Потомки по методам его правления и поведению определяли быт и нравы его современников. сотен тысяч людей. Оценку времени давали именно по его деяниям .
Учитель: Вот и закончили мы наш разговор о правителях, о тех, кто правил в Казахском ханстве. Не всё сможет удержать память людей, но образы казахских ханов – защитников родной казахской степи своего народа, воителей, законодателей , просветителей, полководцев, патриотов останется надолго.
Рефлексия: На уроке мне было интересно Мне было скучно на уроке Я узнал ранее неизвестный материал Я уже всё об этом знал
Синквейн:
Ханы
Дальновидные, мудрые
Создавали, развивали, возрождали
Проводили политику укрепления ханства
Патриоты
Итоги урока: оценки за урок Закончить урок я хочу словами профессора А. Штейнберга: « История – книга, в которой многие страницы утрачены. Сколько бы ни знали мы о прошлом, оно в какой-то мере навсегда останется для нас сфинксом. Да, законы истории строги и непреложны, воля людей неукротима, судьбы эпохи зависят от них. Однако жизнь полна загадок, противоречий, а как много неожиданностей в людских судьбах». Спасибо всем за урок. До свидания.
Приложение к уроку
О каком хане здесь говорится
Ситуацию об этом историческом событии красочно описывал Бухар-жырау: "В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялись твои звезда, Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон." С ним изменилась традиция, когда великий хан держал ставку в Старшем жузе, одновременно непосредственно правя этим жузом. Он решил, что поскольку основную тяжесть войны с джунгарами несет на себе Средний жуз, то логичнее руководство Средним жузом возложить на великого хана и там же разместить его ставку. Решившись на этот шаг, он, оказав все знаки почтения и уважение к Толе бию как духовному вождю Старшего жуза, добился от него согласия на размещение ханской ставки в Среднем жузе. Как звали этого хана? (Абылай)
По свидетельствам отечественных историков, в тот период происходит расширение территории ханства до почти полного ее совпадения с этническими границами расселения казахов.
Свою известность и политическую мощь на европейской арене Казахское ханство получило именно во время правления этого хана. Первым крупным государством, установившим свои дипломатические отношения с Казахским ханством, было Московское государство. Именно в это время казахи стали известны в Западной Европе как отдельная этническая общность.
(Касым)
Этот хан боролся за верховный трон трех жузов и до смерти Тауке-хана в 1715 г. и после его смерти. Поддерживал прославившегося на всю Среднюю Азию Абылая. Однако слава, превратившая его в живую легенду, его самостоятельность вызвали трения с другими казахскими султанами. Один из его соперников — авторитетный султан Младшего жуза мастерски использовал слабые места хана. Позиции двух этих крупных фигур XVIII века в силу их личностных харизматических качеств, стали основой для личной неприязни и соперничества, что и привело к трагической развязке. В начале августа 1748 года этот хан вместе со своими спутниками на обратном пути из крепости Орск встретился со своим противником. В ходе завязавшейся схватки хан был убит. Могила этого хана находится на месте впадения реки Кабырга в Олкейек, что в 80 км от Тургая в Актюбинской области. Сейчас это место называется "Хан моласы" (могила хана).
( Абулхаир)
Этот хан - единственный из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в очень тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное страна. За проявленное мужество и полководческий дар в народе его прозвали "Есенгей бойлы" - Мужественный. Согласно историческим сведениям, он был сыном Шигай хана и отличался от прочих политиков тем, что мог становить интересы государства над личными: жертвовать репутацией, авторитетом для определенных стратегических целей; ступать на компромисс; выжидать и наносить неожиданные удары.
(Есим)
Он был одним из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в центрально-азиатском регионе
Годы правления этого государственного деятеля занимают особое место в казахской истории. Это был "Золотой век" прекращения губительных феодальных усобиц, век относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли.
(Тауке)
Середина и вторая половина XVI в. отмечены в истории Казахского ханства беспрерывными и не всегда удачными территориальными войнами с Моголистаном, Ногайской ордой и Бухарой. В этот тяжелый период остро появилась потребность в сильном и волевом лидере, который сумел бы укрепить и объединить разрозненные и ослабленные части ханства.
Именно таким лидером и оказался этот хан - сын Касым хана, внук Жанибек хана. Матерью его была славившаяся в степи своей мудростью Ханыкей Султан-ханым.
Самое раннее упоминание имени этого хана встречается в сочинении Хасан-бека Румлу "Ахсан ат-таварих".
(Хаккназар)
Хан - видный государственный деятель и выдающийся полководец. Преемник Есим хана на ханском престоле. Еще при жизни за проявленное мужество народ прозвал "Салкам"- Внушительный. Как свидетельствуют историки, для этой исторической личности были характерны такие качества как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию.
Именно эти качества поставили его в один ряд с именем отца и спасли казахские племена от междоусобных войн и внешней угрозы физического уничтожения.
Точная дата провозглашения его ханом не установлена. Нет и достоверных данных о годе его рождения. По некоторым данным, он был поднят на белой кошме сразу после смерти отца в 1628 г., однако его долго не признавали в качестве верховного хана казахов. В какой-то мере он повторил судьбу своего отца, возвратив титул хана после отрешения от реальной власти.