Цель урока: дать знания учащимся об одном из первых этапов отечественной истории, оценить вклад первых правителей в становление и развитие Казахского ханства; развивать умение учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени. На материале урока способствовать формированию исторической памяти, любви к Родине, чувства гражданского долга перед ней.
Оформление: Портреты первых Казахских ханов. Выставочный материал: эмблемы для всех участников урока-эссе
План урока
1.Оценка правителей Казахского ханства. Сообщения
2. Вопросы и экспресс – ответы
3. Резюме урока.
Эпиграф к уроку:
«Изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться» В. О. Ключевский.
Ход урока.
- Вступление слово учителя.
Дела давно минувших дней. … Стоит ли о них вспоминать сегодня?
Думаю, что – да и вот почему. Ведь страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней, кто лишен исторической памяти, манкурт, не помнящий своего родства. Исторически не грамотный человек обделен духовно; пустым звуком остается для него богатейшая культура предков. Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отечественным пробам… А. С. Пушкин
Наш урок посвящен правителям Казахского ханства - первым казахским ханам Великой казахской степи.
Проанализировав деятельность казахских ханов, нам необходимо оценить их вклад в становление и развитие казахской государственности, определить роль автохтонного элемента в этом. Поразмышлять о судьбе казахских правителей и определить, как говорили раньше на Руси, «тяжела ли шапка Мономаха?», отдать должное первым казахским правителям, стоявшим у истоков казахского государства, почтить их память. Итак, в путь.
Звучит стих: Ж.Молдагалиева ,,Об истории “.
Работа организована по группам.
Каждая группа имеет своё название, эмблему. Работает группа экспертов, которая, оценивает выполнение заданий, делает выводы и заключения. (Эксперты – приглашённые учителя)
Учитель просит группы представить себя и представляет группу экспертов, ее задачи. (Группы оглашают название и объясняют эмблему).
Учитель: прежде чем мы приступим к анализу и оценки первых ханов казахской степи, прошу Вас произнести привлекательную, конструктивную, пламенную, пронизанную любовью речь во славу казахской степи.
(Каждая группа представляет речь, эксперты оценивают).
Учитель: Каждая яркая личность оставляет зримый след в истории. Ее деятельность изучается, исследуется потоками, учеными, историками. С вершины своего времени они оценивают значимость этой деятельности, привнося свои субъективные суждения. Позволим себе это сделать и мы.
Разместить портреты казахских ханов и при этом запутать их имена. Учащиеся должны разместить их верно
Сообщения.
- Хан Хаккназар -
2. Хан Касым – государственный деятель, реформатор, полководец, дипломат.
- Хан Есим - крупный государственный деятель Казахского ханства, законодатель, просветитель, полководец.
- Хан Абулхаир – полководец, правитель, политик
- Хан Абылай – полководец, патриот, дипломат.
Учитель: Прошу экспертов оценить выступления. (Выступление экспертов)
Учитель: Деятельность казахских ханов - это конкретные исторические действия, продиктованными ходом времени, его целями, потребностями.
Насколько вы хорошо знаете эти действия покажут ваши экспресс-ответы. Переходим ко второму этапу урока.
,,Вопросы-экспресс-ответы ”. Приложение.
(Каждая команда получает блок вопросов, связанных с деятельностью казахских ханов: Керей, Жаныбек, Касым, Хаккназар, Есим, Жангир, Тауке. Эксперты оценивают ответы).
(Командам предлагаются конверты Каждая выбирает один из них.)
Задания:
1. Добродетели, чтимые в казахских ханах.
2. Письмо из прошлого – в будущее.(Наставления ханов будущему поколению)
3. Эпитафии казахским ханам.
Учитель: Вершиной власти всегда был трон. Кто оказывался на троне, тот всегда попадал в водоворот жизни своей эпохи. Потомки по методам его правления и поведению определяли быт и нравы его современников. сотен тысяч людей. Оценку времени давали именно по его деяниям.
Учитель: Вот и закончили мы наш разговор о правителях, о тех, кто правил в Казахском ханстве. Не всё сможет удержать память людей, но образы казахских ханов – защитников родной казахской степи своего народа, воителей, законодателей, просветителей, полководцев, патриотов останется надолго.
Рефлексия:
Синквейн: Ханы. Дальновидные, мудрые.Создавали, развивали, возрождали. Проводили политику укрепления ханства. Патриоты.
Итоги урока: оценки за урок
Закончить урок я хочу словами профессора А. Штейнберга: « История – книга, в которой многие страницы утрачены. Сколько бы ни знали мы о прошлом, оно в какой-то мере навсегда останется для нас сфинксом. Да, законы истории строги и непреложны, воля людей неукротима, судьбы эпохи зависят от них. Однако жизнь полна загадок, противоречий, а как много неожиданностей в людских судьбах».
Спасибо всем за урок. До свидания.