kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "Казахские ханы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  дать знания учащимся об одном из первых этапов отечественной истории, оценить вклад первых правителей в становление и развитие Казахского ханства; развивать умение учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени. На материале урока способствовать формированию исторической памяти, любви к Родине, чувства гражданского долга перед ней.              

 Оформление: Портреты первых Казахских ханов. Выставочный материал: эмблемы для всех участников урока-эссе                                                  

                                        План урока

   1.Оценка правителей Казахского ханства. Сообщения

   2. Вопросы и экспресс – ответы 

   3. Резюме урока.

                                                          Эпиграф к уроку:

                 «Изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя                       случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться»                                                                                                В. О. Ключевский.

                                                                        Ход урока.

  1. Вступление слово учителя.

         Дела давно минувших дней.  …  Стоит ли о них вспоминать сегодня?

Думаю, что – да и вот почему. Ведь страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней, кто лишен исторической памяти, манкурт, не помнящий своего родства. Исторически не грамотный человек обделен духовно; пустым звуком остается для него богатейшая культура предков. Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого:

                                 Два чувства дивно близки нам –

                                 В них обретает сердце пищу

                                Любовь к родному пепелищу,

                                Любовь к отечественным пробам…                  А. С. Пушкин

  Наш урок посвящен правителям Казахского ханства -  первым казахским ханам Великой казахской степи.

Проанализировав деятельность казахских ханов, нам необходимо оценить их вклад в становление и развитие казахской государственности, определить роль автохтонного элемента в этом. Поразмышлять о судьбе казахских правителей и определить, как говорили  раньше на Руси, «тяжела ли шапка Мономаха?», отдать  должное первым казахским правителям, стоявшим у истоков казахского государства, почтить их память. Итак, в путь.

    Звучит стих: Ж.Молдагалиева ,,Об истории “.

    Работа организована по группам.

    Каждая группа имеет своё название, эмблему. Работает группа  экспертов, которая, оценивает выполнение заданий, делает выводы и заключения.  (Эксперты – приглашённые учителя)

    Учитель просит группы представить себя и представляет группу экспертов, ее задачи.       (Группы оглашают название и объясняют эмблему).

    Учитель: прежде чем мы приступим к анализу и оценки первых ханов казахской степи, прошу Вас произнести привлекательную, конструктивную, пламенную, пронизанную любовью речь во славу казахской степи.

  (Каждая группа представляет речь, эксперты оценивают).

 Учитель: Каждая яркая личность оставляет зримый след в истории. Ее деятельность изучается, исследуется потоками, учеными, историками. С вершины своего времени они оценивают значимость этой деятельности, привнося  свои субъективные суждения. Позволим себе это сделать и мы.

Разместить портреты казахских ханов и при этом запутать их имена. Учащиеся должны разместить их верно

    Сообщения.

  1. Хан Хаккназар -

      2.  Хан Касым – государственный деятель, реформатор, полководец, дипломат.

  1. Хан Есим  - крупный государственный деятель Казахского ханства, законодатель­, просветитель, полководец.
  2. Хан Абулхаир – полководец, правитель, политик
  3. Хан Абылай – полководец, патриот, дипломат.

 Учитель: Прошу экспертов оценить выступления. (Выступление экспертов)

Учитель: Деятельность казахских ханов ­- это конкретные исторические  действия, продиктованными  ходом времени, его целями, потребностями.

Насколько вы хорошо знаете эти действия покажут ваши экспресс-ответы. Переходим ко второму этапу урока.

 ,,Вопросы-экспресс-ответы ”. Приложение.

(Каждая команда получает блок вопросов, связанных с деятельностью казахских ханов: Керей, Жаныбек, Касым, Хаккназар, Есим, Жангир, Тауке. Эксперты оценивают ответы). 

  (Командам предлагаются    конверты  Каждая выбирает один из них.)

   Задания:

                     1.  Добродетели, чтимые в казахских ханах.

                     2.  Письмо из прошлого – в будущее.(Наставления ханов будущему поколению)

                     3.  Эпитафии казахским ханам.

           Учитель: Вершиной власти всегда был трон. Кто оказывался на троне,  тот всегда попадал в водоворот жизни своей эпохи. Потомки по методам его правления и поведению определяли быт и нравы его современников. сотен тысяч людей. Оценку времени давали именно по его деяниям.

Учитель: Вот и закончили мы наш разговор о правителях, о тех, кто правил в Казахском ханстве. Не всё сможет удержать память людей, но образы казахских ханов – защитников родной казахской степи своего народа, воителей, законодателей, просветителей, полководцев, патриотов останется надолго.

Рефлексия:                                                                                                                                                                      

        Синквейн: Ханы. Дальновидные, мудрые.Создавали, развивали, возрождали. Проводили политику укрепления ханства. Патриоты.

Итоги урока: оценки за урок                                                               

Закончить урок я хочу словами профессора  А. Штейнберга: « История – книга, в которой многие страницы утрачены. Сколько бы ни знали мы о прошлом, оно в какой-то мере навсегда останется для нас сфинксом. Да, законы истории строги и непреложны, воля людей неукротима, судьбы эпохи зависят от них. Однако жизнь полна загадок, противоречий, а как много неожиданностей в людских судьбах».

Спасибо всем за урок. До свидания.                                        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Казахские ханы"»

Урок истории Казахстана 10 класс

Тема урока: Казахские ханы

Цель урока:  дать знания учащимся об одном из первых этапов отечественной истории, оценить вклад первых правителей в становление и развитие Казахского ханства; развивать умение учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени. На материале урока способствовать формированию исторической памяти, любви к Родине, чувства гражданского долга перед ней. 

  Тип урока: урок - эссе                  

Участники урока-эссе - учащиеся 10 класса

 Оформление: Портреты первых Казахских ханов. Выставочный материал: эмблемы для всех участников урока - эссе

                                                   

План урока

1.Оценка правителей Казахского ханства. Сообщения

2. Вопросы и экспресс – ответы 

3. Резюме урока.

                      Эпиграфы к уроку:

                 «Изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться» В. О. Ключевский.

                                                                        Ход урока.

  1. Вступление слово учителя.

         Дела давно минувших дней. … Стоит ли о них вспоминать сегодня?

Думаю, что – да и вот почему. Ведь страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней, кто лишен исторической памяти, манкурт, не помнящий своего родства. Исторически не грамотный человек обделен духовно; пустым звуком остается для него богатейшая культура предков. Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого:

                       Два чувства дивно близки нам –

                       В них обретает сердце пищу

                      Любовь к родному пепелищу,

                       Любовь к отечественным пробам…

                                                                     А. С. Пушкин

  Наш урок посвящен правителям Казахского ханства - первым казахским ханам Великой казахской степи.

Проанализировав деятельность казахских ханов, нам необходимо оценить их вклад в становление и развитие казахской государственности, определить роль автохтонного элемента в этом. Поразмышлять о судьбе казахских правителей и определить, как говорили раньше на Руси, «тяжела ли шапка Мономаха?», отдать должное первым казахским правителям, стоявшим у истоков казахского государства, почтить их память. Итак, в путь.

    Звучит стих: Ж.Молдагалиева  ,,Об истории “.

    Работа организована по группам.

    Каждая группа имеет своё название, эмблему. Работает группа  экспертов, которая, оценивает выполнение заданий, делает выводы и заключения. (Эксперты – приглашённые учителя)

    Учитель просит группы представить себя и представляет группу экспертов, ее задачи. (Группы оглашают название и объясняют эмблему).

    Учитель: прежде чем мы приступим к анализу и оценки первых ханов казахской степи, прошу Вас произнести привлекательную, конструктивную, пламенную, пронизанную любовью речь во славу казахской степи.

  (Каждая группа представляет речь, эксперты оценивают).

 Учитель: Каждая яркая личность оставляет зримый след в истории. Ее деятельность изучается , исследуется потоками, учеными, историками. С вершины своего времени они оценивают значимость этой деятельности, привнося  свои субъективные суждения. Позволим себе это сделать и мы .

Разместить портреты казахских ханов и при этом запутать их имена. Учащиеся должны разместить их верно

  

  Сообщения.

  1. Хан Хаккназар -

    2. Хан Касым – государственный деятель, реформатор, полководец, дипломат.

  1. Хан Есим  - крупный государственный деятель Казахского ханства, законодатель­, просветитель, полководец.

  2. Хан Абулхаир – полководец, правитель, политик

  3. Хан Абылай – полководец, патриот, дипломат.

Учитель: Прошу экспертов оценить выступления. (Выступление экспертов)

Учитель: Деятельность казахских ханов ­- это конкретные исторические  действия, продиктованными  ходом времени, его целями, потребностями.

Насколько вы хорошо знаете эти действия покажут ваши экспресс-ответы. Переходим ко второму этапу урока.

 ,,Вопросы-экспресс-ответы ”. Приложение.

(Каждая команда получает блок вопросов, связанных с деятельностью казахских ханов: Керей, Жаныбек, Касым, Хаккназар, Есим, Жангир, Тауке. Эксперты оценивают ответы). 

  (Командам предлагаются    конверты Каждая выбирает один из них .)

   Задания:

                     1.  Добродетели, чтимые в казахских ханах.

                     2.  Письмо из прошлого – в будущее.(Наставления ханов будущему поколению)

                     3.  Эпитафии казахским ханам.

           Учитель: Вершиной власти всегда был трон. Кто оказывался на троне, тот всегда попадал в водоворот жизни своей эпохи. Потомки по методам его правления и поведению определяли быт и нравы его современников. сотен тысяч людей. Оценку времени давали именно по его деяниям .

Учитель: Вот и закончили мы наш разговор о правителях, о тех, кто правил в Казахском ханстве. Не всё сможет удержать память людей, но образы казахских ханов – защитников родной казахской степи своего народа, воителей, законодателей , просветителей, полководцев, патриотов останется надолго.


Рефлексия: На уроке мне было интересно Мне было скучно на уроке Я узнал ранее неизвестный материал Я уже всё об этом знал

Синквейн:

Ханы

Дальновидные, мудрые

Создавали, развивали, возрождали

Проводили политику укрепления ханства

Патриоты

Итоги урока: оценки за урок Закончить урок я хочу словами профессора А. Штейнберга: « История – книга, в которой многие страницы утрачены. Сколько бы ни знали мы о прошлом, оно в какой-то мере навсегда останется для нас сфинксом. Да, законы истории строги и непреложны, воля людей неукротима, судьбы эпохи зависят от них. Однако жизнь полна загадок, противоречий, а как много неожиданностей в людских судьбах». Спасибо всем за урок. До свидания.







Приложение к уроку

О каком хане здесь говорится

Ситуацию об этом историческом событии красочно описывал Бухар-жырау: "В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялись твои звезда, Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон." С ним изменилась традиция, когда великий хан держал ставку в Старшем жузе, одновременно непосредственно правя этим жузом. Он решил, что поскольку основную тяжесть войны с джунгарами несет на себе Средний жуз, то логичнее руководство Средним жузом возложить на великого хана и там же разместить его ставку. Решившись на этот шаг, он, оказав все знаки почтения и уважение к Толе бию как духовному вождю Старшего жуза, добился от него согласия на размещение ханской ставки в Среднем жузе. Как звали этого хана? (Абылай)

По свидетельствам отечественных историков, в тот период происходит расширение территории ханства до почти полного ее совпадения с этническими границами расселения казахов.

Свою известность и политическую мощь на европейской арене Казахское ханство получило именно во время правления этого хана. Первым крупным государством, установившим свои дипломатические отношения с Казахским ханством, было Московское государство. Именно в это время казахи стали известны в Западной Европе как отдельная этническая общность.

(Касым)

Этот хан боролся за верховный трон трех жузов и до смерти Тауке-хана в 1715 г. и после его смерти. Поддерживал прославившегося на всю Среднюю Азию Абылая. Однако слава, превратившая его в живую легенду, его самостоятельность вызвали трения с другими казахскими султанами. Один из его соперников — авторитетный султан Младшего жуза мастерски использовал слабые места хана. Позиции двух этих крупных фигур XVIII века в силу их личностных харизматических качеств, стали основой для личной неприязни и соперничества, что и привело к трагической развязке. В начале августа 1748 года этот хан вместе со своими спутниками на обратном пути из крепости Орск встретился со своим противником. В ходе завязавшейся схватки хан был убит. Могила этого хана находится на месте впадения реки Кабырга в Олкейек, что в 80 км от Тургая в Актюбинской области. Сейчас это место называется "Хан моласы" (могила хана).

( Абулхаир)

Этот хан - единственный из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в очень тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное страна. За проявленное мужество и полководческий дар в народе его прозвали "Есенгей бойлы" - Мужественный. Согласно историческим сведениям, он был сыном Шигай хана и отличался от прочих политиков тем, что мог становить интересы государства над личными: жертвовать репутацией, авторитетом для определенных стратегических целей; ступать на компромисс; выжидать и наносить неожиданные удары.

(Есим)

Он был одним из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в центрально-азиатском регионе

Годы правления этого государственного деятеля занимают особое место в казахской истории. Это был "Золотой век" прекращения губительных феодальных усобиц, век относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли.

(Тауке)

Середина и вторая половина XVI в. отмечены в истории Казахского ханства беспрерывными и не всегда удачными территориальными войнами с Моголистаном, Ногайской ордой и Бухарой. В этот тяжелый период остро появилась потребность в сильном и волевом лидере, который сумел бы укрепить и объединить разрозненные и ослабленные части ханства.

Именно таким лидером и оказался этот хан - сын Касым хана, внук Жанибек хана. Матерью его была славившаяся в степи своей мудростью Ханыкей Султан-ханым.

Самое раннее упоминание имени этого хана встречается в сочинении Хасан-бека Румлу "Ахсан ат-таварих".

(Хаккназар)

Хан - видный государственный деятель и выдающийся полководец. Преемник Есим хана на ханском престоле. Еще при жизни за проявленное мужество народ прозвал "Салкам"- Внушительный. Как свидетельствуют историки, для этой исторической личности были характерны такие качества как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию.

Именно эти качества поставили его в один ряд с именем отца и спасли казахские племена от междоусобных войн и внешней угрозы физического уничтожения.

Точная дата провозглашения его ханом не установлена. Нет и достоверных данных о годе его рождения. По некоторым данным, он был поднят на белой кошме сразу после смерти отца в 1628 г., однако его долго не признавали в качестве верховного хана казахов. В какой-то мере он повторил судьбу своего отца, возвратив титул хана после отрешения от реальной власти.

(Жангир)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему: "Казахские ханы"

Автор: Тигай Михаил Васильевич

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Казахские ханы, бии и батыры "
    ["seo_title"] => string(30) "kazakhskiie-khany-bii-i-batyry"
    ["file_id"] => string(6) "166498"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422967928"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Казахские ханы и бии"
    ["seo_title"] => string(23) "kazakhskiie_khany_i_bii"
    ["file_id"] => string(6) "388334"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486361502"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект открытого урока по истории Казахстана в 5 классе по теме: "Абылай хан" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-kazakhstana-v-5-klassie-po-tiemie-abylai-khan"
    ["file_id"] => string(6) "162232"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422337864"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по истории на тему: Казахское ханство в 15 веке "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-istorii-na-tiemu-kazakhskoie-khanstvo-v-15-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "168362"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423226542"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Разработка урока истории Казахстана к 550-летию образования Казахского ханства. Тема урока: «Образование Казахского ханства»"
    ["seo_title"] => string(132) "razrabotka-uroka-istorii-kazakhstana-k-550-lietiiu-obrazovaniia-kazakhskogho-khanstva-tiema-uroka-obrazovaniie-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "249828"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446982409"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства