Понятия: хан, монархическая государственная власть, слутан, толенгуты, торе, би, Толе би, Казыбек би, Айтеке би, «Жеті жар?ы», Тауке хан, батыр, Богембай батыр, Кабанбай батыр, Наурызбай батыр, Баян батыр
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Понятия: хан, монархическая государственная власть, слутан, толенгуты, торе, би, Толе би, Казыбек би, Айтеке би, «Жеті жарғы», Тауке хан, батыр, Богембай батыр, Кабанбай батыр, Наурызбай батыр, Баян батыр
Ход урока
1. Орг. момент
2. Опрос д/з
Фронтальный опрос:
1. Что означает термин «казах»?
2. Что было причиной отделения казахов во главе с Кереем и Жанибеокм от государства кочевых узбеков?
3. Как возникло Казахское ханство?
4. Что вы знаете о Танбалы?
5. Покажите на карте первоначальную территорию Казахского ханства, а также его столицы.
6. Как монгольский правитель принял казахов?
3. Подготовка к восприятию
4. Изучение нового материала
Хан – правитель средневекового Казахского государства, глава ханства. Наследника ханского престола называли султаном.
Алаша хан.
Родословную Алаша-хана вряд ли удастся восстановить. Казахское шежире предполагает, что Алаша-хан - сын одного из известных правителей Средней Азии (Абдолла-хан, Кызыл Арыстан-хан, Абдул Азис-хан).
Казахское шежире представляет раннюю биографию Алаша-хана как историю царственного изгнанника, не признанного своим родным отцом и обреченного вести бродячий образ жизни. Определяется и место его пребывания - правобережье Сырдарьи, предгорья Алатау и Каратау. Отличительная черта принца - его пегость, он родился весь в пятнах, как сорока - сауыскандай.
В одном из своих экскурсов в историю М.-Ж.Купеев возвращается к этой теме. Алаша-хана он относит уже к числу великих мужей древности, происхождение которых не известно последующим поколениям.
Мы также полагаем, что присутствующее в шежире М.-Ж. Купеева имя отца Алаша-хана, Кызыл Арыстан-хан, скорее всего было наложено на эту генеалогическую легенду позже, возможно, в эпоху караханидов. Истории известна династия Арслан-хана, правившая карлуками.
Наиболее древнее упоминание о нем, дошедшее до нас в письменных источниках, принадлежит Рашид ад-Дину, величайшему историку Востока (сер. XIV в.): "...тюрки называли и продолжают называть Яфета Булджа-ханом (Аоулджи-ханом) и достоверно не знают, был ли этот Булджа-хан (Абулджа-хан) сыном Ноя или его внуком, но все они сходятся на том, что он был из его рода и близок к нему по времени. Все монголы, племена тюрков и все кочевники (буквально: обитатели степей) происходят от его рода. Подробности этого обстоятельства они передают в следующем виде.
Уыз хан (Огуз хан)
Правил примерно, в конце 1 тысячелетия до н.э. – в начале 2 тысячелетия н.э. Уыз хан являлся потомком легендарного Алаша хана. В книге Абулгазы Бахадура «Турик шежиреси» говорится, что отцом Уыз хвнв бал Карахан, дедом – Монгол хан, а прадедлм – Алаша хан. Монгол хан царствовал много лет, а перед смертью возвел на свой трон страшего из четырех сыновей – Карахана. Во время Карахана, судя легендам, народ стал настолько безнравственным, что среди людей невозможно было найти человека, верившего во Всевышнего. Дошло до того, что люди узнавали, что кто-то принял исмла и стал правоверным, его убивали. В один прекрасный день жена Карахана родила на свет мальчика.
Когда мальчику исполнился год, его отец Карахан устоил огромный пир. Во время самого разгара празднества он обратился с вопросом в своим визирям: «Моему сыну исполнился год. Каким именем вы его назовете?». Не успели визири и рта открыть, как мальчик прокричал: «Имя мое Уыз! И вам всем знать это должно!» Уыз хан стал первым правоверным правителем из монгольского племени. Уыз хан жил на благодатной земле Сарыарки. Он правил 16 лет, до самой смерти.
Жанибек и Керей (1465(66)-1480 гг.) - Основали Первое Казахское государство - Казахское ханство (Даулат-и Казак, Казацкая Орда), продвигали этноним "казак" и топоним "Казакстан" на нашей территории. Прогнали из Казахстана узбеков-Шейбанидов, которые убежав на юг дали свое название Узбекистану.
Касым (1511-1518 гг.) - Расширил владения Казахского государства, включил в них сибирские территории, южные города и западный Казахстан, где на сегодняшний день богатеет наш КазахОйл. Ввел первую казахскую конституцию «Касым ханнын каска жолы».
Аз-Тауке (1652-1715 гг.) - Реформировал структуру Казахского государства, создал «Ханский Совет» и «Делегацию жузов» для согласования правительственных решений с волей народа. Ввел изменения в казахскую конституцию, переиздал ее как «Семь уложений» (Жетi жаргы). Этот документ изучается и в наше время молодыми казахстанскими юристами.
Абылай (1771-1781 гг.) - Воссоединил Казахское государство, разделившееся в то время на три части. В союзе с цинской армией уничтожил Джунгарское ханствo, вечную головную боль казахов. Пресек калмыцкую миграцию обратно в Джунгарию. Вел независимую от России и Китая политику, всячески оберегая казахский суверенитет.
Изучение нового материала
Толе би Алибекулы (каз. Төле би Әлібекұлы) (1663, урчище Жайсан, современная Жамбылская область Казахстана — 1756, Акбурхан-орда, современный Толебийский район Южно-Казахстанской области) — казахский общественный деятель, бий Старшего жуза, один из авторов свода законов «Жеты Жаргы», оратор и поэт.
Толе би произошёл из дулатовского рода уйсин, в семье Алибек би отец которого Кудайберды би участвовал в походах Есим хана, в частности в сражении « Катаган кыргыны» (1627—1628 годы), против восставшего хана Турсуна, правившего Ташкентом. Толе родился в урочище Жайсан в Шуйском районе1663 году.
Бухар жырау в стихотворении, описывающем детство Абылай хана, напоминает хану, как, находясь в трудном положении, он работал у Абилмамбета и пас верблюдов у Толе би. В поэме «Сабалак» Бухар жырау описывает беседу Толе би с Абылаем — мальчиком-подпаском в старом овчинном тулупе, которого Толе назвал за обросшие волосы и растрёпанный вид Сабалаком. Таким образом, Толе би был одним из первых, кто приметил будущего хана Абылая.
Мудрость и находчивость Толе би были ещё при жизни признаны со стороны Бухар жырау, Казыбек би, Айтеке би. В отношении к Толе би говорили: «У благой мысли есть источник, у ее автора — духовный отец Майкы», имея в виду, что он впитал в себя дух Майкы би. В своих произведениях Толе би признавали и считали опорой для ханов Сыныр жырау, Жиренши которые отмечали его красноречие и заботу о нуждах простых людей. Толе би является одним из соавторов свода законов Тауке-хана «Жеты Жаргы» вместе с Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз). После «лет великого бедствия» (Ақтабан шұбырынды) авторитет Толе би поднялся благодаря его призыву к народу взяться за земледелие, перейти к оседлости, учиться хорошим примерам у соседних народов. Известно его выражение: «Кто отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить умеет».
В 1733 году Толе би был одним из инициаторов послания к российской императрице Анне Иоанновне о принятии Старшим жузом российского подданства. Старший жуз вошёл в подданство России 10 июня 1734 года, но это было только на бумаге, поэтому Толе би в августе 1749 года написал личное послание о принятии Старшего жуза под покровительство России и отправил для ведения переговоров с губернатором И. И. Неплюевым сына Айтпала и батыра Жолдаса.
После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса Толе би правил Ташкентом в течение шести лет — c 1743 по 1749 годы.
По преданию, когда люди повсеместно стали спешно покидать насиженные места от известий о наступлений джунгаров (калмыков), один Толе не стал разбирать своего жилища. «Почему ты не собираешься уезжать?» — спрашивали у него. «Да в этом году одна ласточка поселилась наверху юрты. Это ведь легендарная птичка: во время потопа, когда корабль Ноя тонул, она спасла его. Не могу же я разорить ее гнездо и уничтожить ее птенцов», — отвечал мудрый Толе. «Да это поистине святой», — сказал военачальник калмыков и не тронул его и его окружение. В окрестностях Ташкента и Шымкента сохранилась традиция прямо не называть имени Толе би, а говорят «Священная ласточка» (Карлыгаш бий).
Он скончался в 1756 году в Акбурхан-орде, на территории современного Ленгерского района Южно-Казахстанской области. Похоронен в Ташкенте в мавзолее Карлыгаш бия.
Казыбек би (Каз Даусты Казыбек, 1665—1765) — великий казахский бий.
Принадлежал к Среднему жузу, к разделу Каракесек племени Аргын. Его прозвище (Каз Даусты) в переводе с казахского означает Казыбек с пронзительным голосом, как у гусей, гусиноголосый. Вместе с Толе би и Айтеке би один из трёх великих биев (судей) казахского народа и один из авторов первого систематизированного свода казахских обычаев «адат» (законов) «Жеты Жаргы».
Казыбек Келдибекулы (1667—1763) — известный в народе как Каз дауысты Казыбек («Казыбек, непревзойденный в слове и слоге», буквально «Казыбек с непревзойденным голосом»), получивший это название, как говорит легенда, от заклятого врага казахов, Контайчи Галдан Церена, пораженного и загипнотизированного его красноречием.
Родился он на берегах Сыр-Дарьи (точное место рождения неизвестно), детские и юношеские годы провел в Каратау и Улытау, принадлежал к Среднему жузу, к роду Каракесек племени Аргын. Отец Келдибек, дед Шаншар. Имя Шаншара было настолько известно и популярно, что дед по материнской линии — Сулеймен издалека прикочевал к Шаншару, которого за начитанность, мудрость прозвали Абыл.
Благодаря семейной традиции воспитания Казыбек уже в детские годы проявил красноречие и острый ум, став с годами прославленным бием. Ему приписывается следующее обращение к джунгарскому правителю, когда он еще совсем молодым, впервые, участвовал в посольской миссии:
«Ты — калмык, а мы — казахи, Ты — железо, а мы уголь, который плавит железо. Пришли мы для того, чтобы Лицом к лицу по мужски поговорить, Решить разделяющие нас проблемы. Нечего отыгрываться на плененных детях и женщинах! Хотим узнать, какова Ваша позиция. Вот и пришли в чуждый лагерь. Если не хочешь переговоров, Будем решать вопросы на поле брани! И готовы драться как львы до конца! Готов к переговорам, скажи, не хитри! Во всяком случае без дураков Скажи все напрямую.»
Казыбек би активно участвовал в делах государственного правления во времена ханов Тауке, Самеке, Абильмамбета, Абылая, способствовал действенности внутренней и внешней политики казахских ханов. Стал одним из организаторов всенародной борьбы против джунгарских оккупантов. Поддерживая налаживание дружеских связей с Россией, он одновременно выступал против тесной связи с Циньской империей.
Казыбек би вместе с Толе би и Айтеке би вошел в историю как инициатор объединения трех жузов, один из авторов свода законов, принятых при Тауке-хана и названных «Жетi жаргы» (Семь устоев). В нем нашли конституционное закрепление подходы к проблемам, связанным с землей, имущественными отношениями, семьей, определением наказаний за преступления, международными отношениями, сватовством, разводом, положением вдов. Казыбек лично участвовал в переговорах с Галдан Цереном, отстаивая интересы народа, женщин, военнопленных. Одна из поездок к джунгарскому правительству была связана со стремлением вызволить из плена Аблая. Известно, что Аблай попал в плен после нападения калмыков в 1741 году на Средний жуз и два года провел в зиндане. Возможно, что его выдали родичи в ответ на требования Галдан Церена, сына которого Шарыша Аблай убил в единоборстве. Видя в Аблае большую будущность, ценя его характер, крепость характера, преданность идее единства казахского народа, Казыбек би проявил большую настойчивость и добился возвращения Аблая на родину, где Аблай сразу же возглавил ханство в Сары-Арке, не будучи формально ханом. Неустанно на всем протяжении жизни он призывал к единству народа, к единомыслию, стремясь погасить раздоры между родами и между ханами в борьбе за власть, а также найти достойный путь сохранения цивилизованных отношений с соседними народами.
Умер Казбек би в декабре 1764 года у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Похоронен в Туркестане, в мавзолее Ахмета Яссави.
Айтеке би (подлинное имя Айтык) (1689—1766) — великий казахский бий.
Айтеке би из рода Алим подрод торт-кара, Младший Жуз, внук брата знаменитого Джалантос-батыра Самаркандского другие сведения о его биография скудны, неизвестны место и дата рождения. Предполагают, что он родился где-то возле Бухары, дата рождения и смерть приблизительно 1689—1766 годы.
Но известно его решающее участие в совещанием по поводу объединения трёх жузов. И домашнее, и школьное (медресе в Бухаре) воспитание и образование он прошёл при наставничестве общественного и политического деятеля Жалантоса, известного строительством мечетей Ширдара и Тиллекара в Самарканде, приходившегося ему дядей.
В 20 лет Айтеке би был известным бием, в 30 лет стал старшим бием Младшего жуза и с тех пор его имя фигурирует рядом с другими великими казахскими биями Толе би, Казыбек би, а также с ханом Тауке.
Айтеке би — один из главных авторов степного свода законов «Жеты Жаргы» («Семь уложений»), способствовавший замене кровной мести, принципа кровь за кровь принципом «справедливого наказания» и «откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между казахскими родами. Помощник и советник Тауке-хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал в отражении джунгарского нападения на Сайрам. Совместно с Тауке-ханом, получившем название «великого», «благословенного», поскольку он сплотил казахские земли в рамках единого централизованного государства, имеющего собственную конституцию, он содействовал установлению определённого равновесия в отношениях с джунгарами и русскими, способствовал объединению усилий казахов, каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия.
Ему принадлежит выражение о том, что бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след своими разумными решениями. Их справедливость Айтеке би связывает с умением «рассечь конский волос строго посередине».
Похоронен Айтеке би на территории современного Узбекистана в Навоийской области в Нуратинском районе. По другим данным он похоронен в 75 км от Ташкента близ поселков Кауыншы и Шыназ.
Тауке-хан, Аз Тауке-хан, Азиз Тауке, Таукел Мухаммед бахадур (каз. Жәңгірұлы Тәуке хан) (1680—1715(18)) — последний хан единого, независимого Казахского ханства. Сын Салкам Жангира, внук Есим хана. Автор свода законов «Жеты Жаргы» вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Проводит реформу укрепления власти: ослабляет власть султанов, в политике управления государством опирается на биев. Создаёт ханский совет и совет биев. Ведёт борьбу со степной аристократией, которая стремилась к раздробленности государства.
Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVII-начале XVIII века было тяжелым. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера - сибирские казаки, за Яиком - башкиры, с юга бухарцы и хивинцы, но главная опасность исходила с востока, со стороны джунгарского ханства.
Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями. С приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697) завоевательные походы усилились. Тауке хан не смог остановить джунгаров, и в 1681 году войска Голдана перешли реку Чу. Джунгары вторглись в Ферганскую долину. Тауке хан, трезво оценивая сложившуюся ситуацию, искал потенциальных союзников для создания военно-политического союза против джунгар. Тауке хан решил пойти на сближение с Россией.
Наиболее крупные военные походы джунгар в пределы казахских кочевий имели место в 1711-1712, 1714, 1717, 1723 и 1725 годах. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход с территории своих коренных земель в Семиречье к Сырдарье. Их целью было захватить ставку казахских ханов, чья власть к тому времени только формально распространялась на все три жуза, вниз по течению Сырдарьи до Аральского моря. Вскоре после смерти Тауке хана (1718г.) во всех трех жузах появились свои ханы. С тех пор жузы превратились в самостоятельные ханства, которые, однако, не имели особых названий.
Тауке хан считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества.
Первое серьёзное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Он упорядочил деятельность биев, сделав заседание бийского совета постоянным и регулярным. Бийские советы превратились в важный государственный орган, осуществляющий прямые и обратные связи в системе властных отношений. Таким образом, авторитет власти среди простого народа стремительно рос, что позволило динамично развивать политическую ситуацию в стране.
Богенбай-батыр (1680-1778 гг.)
Богенбай-батыр— прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай-хана. Богенбай-батыр снискал в свое время среди казахских воинов огромный авторитет и уважение, за что в народных легендах его прозвали "Канжыгалы Богенбаем".
Богенбай-батыр родился на берегу Сырдарьи. Дедом батыра был Алдекун, отцом- Акша, матерью- Баяу. У него было два сына- Тураналы и Турымбет. От Турана-лы происходит Бапан би, от последнего— Саккулак би.
За проявленный героизм и полководческие заслуги Богенбай-батыр снискал особое почитание у народа и воспевался в народной памяти в течение веков. В первой половинеXVIII в. при защите казахских степей от множества завоевателей Богенбай-батыр проявил большой героизм. Вместе с Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими батырами он принимал участие во многих битвах за независимость казахского народа. Слава Богенбай-батыра особо возросла в сражениях с калмыками (джун-гарами), а затем— с китайскими войсками.
В1725-1727 гг., защищая город, Туркестан— столицу казахов, вместе с Абылай-ханом Богенбай-батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау.
В1756-1758 гг. Богенбай-батыр вступил в великое сражение под Талкы с впервые пришедшими в Восточный Туркестан китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи.
Один из последних крупных походов Богенбай-батыра имел место на территории Аягуза в 1750-х гг. Джунгары, не сумев дать отпор казахскому войску под предводительством Богенбай-батыра, потерпели крупное поражение. После этого, заручившись клятвой о мире со стороны джунгар, Богенбай-батыр заключил с ними пакт о дружбе и ненападении. В знак дружбы калмыкские полководцы, забив своих скакунов, вручили их головы казахским полководцам.
Богенбай-батыр слыл весьма рассудительным и мудрым человеком. Выполняя роль посла, Богенбай-батыр в 1761 г. сопровождал сына Аблай-хана- Адиля, который посетил Китай с дипломатической миссией.
Богенбай-батыр умер на берегу реки Торгай. Сейчас это место называется "Шахта", раньше его называли "Бо-генбай соресы". Останки его погребены в мавзолее Ахме-та Яссауи в городе Туркестане.
Кабанбай-батыр (1691-1769 гг.)
Кабанбай - казахский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководцев казахского ополчения вXVIII в. В устном народном творчестве его называли Каракерей Кабанбай. Кабанбай-батыр был бием рода каракерей племени найман.
В1745 г. Кабанбай был одним из казахских биев, которые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию о своей поддержке в ее борьбе против джунгар.
В серединеXVIII в., в результате усиления борьбы за власть между казахскими ханствами, Барак султан убивает хана Младшего жуза Абулхаира. Кабанбай-батыр, обвинив Барак султана в содеянном, выступил против его попытки сближения с джунгарским ханством. Таким образом, Кабанбай-батыр имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но время от времени принимал участие в исторических событиях, происходивших в Младшем жузе.
Многие героические поступки Кабанбай-батыра связаны с походами Абылай-хана против джунгар. До нас дошел дастан "Кабанбай— герой", в котором описываются его ратные и героические приключения.
За храбрость и отвагу, проявленные в сражениях получал прозвища:
Избасар — преемник героических поступков отца,
Нарбала — молодой силач (как одногорбый верблюд),
Дарабоз — особый среди равных,
Кабан — возмутитель спокойствия вражеских сил. Последнее прозвище перешло затем в общепризнанное имя в виде Кабанбай.
Герой казахского национально-освободительного движения. Начинал карьеру с рядового бойца, постепенно поднимаясь по лестнице военной иерархии: командир отряда (жузбасы), полка (мынбасы), крупных соединений (туменбасы), В 1723 Кабанбай назначен начальником обороны священного города Туркестан, столицы Казахского ханства. Руководил казахской армией в целом ряде стратегически важных сражений:
Алакульское сражение (1725)
Шубартенизское сражение (1728)
Булатинское сражение (1729)
Анракайское сражение (1729)
Илийское сражение (1730)
Шаганское сражение (1735)
Шоргинское сражение (1740).
Отличался необыкновенной физической силой, согласно легенде поднимал на плечах лошадь (около 500 кг).
В 2005 г. в Семипалатинске открыт музей Кабанбая.
Череп коня Кубаса, на котором сражался Кабанбай, хранится на вершине горы Барлык Маканчинского района Восточно-Казахстанской области.
Именем Кабанбай-батыра назван сельский округ в 30 километрах от столицы Казахстана, там же создан «Мавзолей Кабанбай-батыра»[1], а также именем Кабанбая названо село в Алакольском районе Алматинской области.
В 1991 году его именем переименована улица Калинина города Алма-Аты[2]. С 1993 года в г. Семипалатинск ул. Куйбышева переименована в улицу Кабанбай батыра, с 1999 года - поименован проспект Кабанбай Батыр в с. Катон-Карагай (Восточно-Казахстанской области), с 2009 года в г. Усть-Каменогорске ул. Пролетарская переименована в улицу Кабанбай Батыра.
Памятник Кабанбай батыру открыт в среду в Талдыкоргане. Памятник построен на средства общественного фонда «Дарабоз», созданного в апреле 2007 года специально для сбора средств на создание данного монумента.
Наурызбай батыр (1706-1781 гг.)
Наурызбай батыр (1706-1781) - герой войны против джунгар. Происхождение - из рода Толемис племенного союза Шапрашты. Проживал в местечках Калпактас и Серикгас, ныне Джамбулского района Алматинской области, Один из трех (Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шапрашты Наурызбай) знаменосцев Абылай хана. Полководец - глава тумена, десятитысячного войска. Жизнь Наурызбая прошла в войнах с джунгарами. В битвах погибли его три брата - Кудайберген, Шолпан, Дуйсен. На всю казахскую степь были известны победы Наурызбая в 1729 году в поединках с Шамал ханом и Каскеленом. В I750-I752 годах он вместе с батырами Басентиин Малайсары, Кыстык Малаем в Шапрашты Каскары, одержал победу над джунгарами, отбросив их за Турфан (ныне в СУАР КНР) и освободил из плена множество казахов. В 50-х годах XX века насчитывалось до трехсот юрт (семей) потомков Наурызбая. Они проживали в Джамбулском, Каскеленском, Илийском и Енбекшиказахском районах Алматинской области.
В год нападения джунгар (1725) Наурызбаю было шестнадцать лет. Как всегда в годы военного лихолетья дети начинают быстро взрослеть, так и Наурызбай со своими братьями (их было пятеро), участвуя в походах, переселениях, неся все тяготы войны, стал за короткое время заметной личностью.
Баян батыр (1709-1756 гг.). Сам Абылай хан почитал его за мужество, храбрость, ум и находчивость. Во времена казахско-джунгарских войн народ прозвал его «Баян батыр». В 1771 году вместе со своим братом Сарыон погибает в сражении с джунгарами. Подвиги Баян батыра описал М. Жумабаев в своей поэме «Батыр Баян».
В исторических материалах 18 века мы часто встречаем имена Бокенбай батыра из рода табын и Есет батыра из рода тама, выходцев из Младшего жуза. В 1730 году Бокенбай батыр оказал большую помощь русскомупослу Тевкелеву в присоединении Казахстана к России. Он погиб в 1742 году в сражении с туркменами во время освобождения земель нынешнего Мангыстау.
Испокон веков у казахов существует звание тархан. Это звание присваивалось военачальникам, послам. В 18 веке Россия присвоила это звание Жанибек батыру из рода шакшак и Есет батыру из рода тама.
Малайсары батыр получил это звание отджунгар. С целью освобождения из джунгарского племени Абылай хана он возглавил посольсвто в Джунгарию. Малайсары погиб в 1754 году в одном из сражений за освобождение Жетысу.
Систематизация и закрепление:
Какую роль в истории сыграли казахские ханы?
Кто был первым правителем Казахского ханства?
Охарактеризуйте структуру традиционного казахского общества.