Урок истории в 6 классе предполагает ролевые игры, сюжетные линиии эпохи, игровые формы. Так ребята скорее запомнят историческую информацию. Рекомендую учителям, работающим в 6-х классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок истории "ДРЕВНЕРУССКИЕ ГОРОДА"»
3
Открытый урок по теме «Города Древнерусского государства».
Цели: показать организацию ярмарок на Руси, развивать умения работать с исторической картой, сопоставлять факты и делать обоснованные выводы; прививать интерес к историческому прошлому своей страны.
Оборудование: изображение Московского Кремля, гербы городов русских, карта Древнерусского государства.
Предварительная подготовка: на предыдущих занятиях ребята получают задание посмотреть дополнительную литературу о разных городах Руси, промыслах, ярмарках, приготовить сообщения.
Ход урока:
На стене проекция Московского Кремля и собора Василия Блаженного.
Актуализация знаний. Слово учителя: В Древнерусском государстве города стали центрами торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, землями.
Давайте вспомним, ребята, где возникали города? Почему? Назовите, когда возник наш город? Правильно, г. Шахты возник только в XIX веке. А сегодня мы узнаем о древних городах и их ремеслах, побываем на ярмарке, узнаем много интересного.
Звучит хор «Славься», музыка М.И.Глинки, затем слышится барабанная дробь. В зал по одному входят царские стрельцы.
1 стрелец: Россия…как из песни слово,
Березок юная листва.
2 стрелец: Кругом леса, поля и реки,
Раздолье – русская душа!
3 стрелец: Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей
4 стрелец: За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
5 стрелец: Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть
6 стрелец: Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь!!»
Вновь звучит барабанная дробь, стрельцы по одному уходят. Звучит колокольный звон. Входит царь, за ним колонной стрельцы с царскими указами (свитками). Царь садится на трон, стрельцы встают по трое с обеих рук царя.
Царь: Мои верные гонцы, молодые удальцы!
Вас хочу послать в дорогу, разузнайте понемногу,
Раздобудьте отовсюду весть такую для царя:
Как живется нынче люду, богата ль русская земля?
В городах вы побывайте, указ народу передайте
Прочитайте-ка сейчас!
1 стрелец (разворачивая указ)
Царь издал такой приказ:
Люди да миряне! Простые горожане! Покажите, чем жива родная русская земля?
2 стрелец : Коли танцем, коли песней, коли есть, чем интересней?
3 стрелец: Вот и подпись – «Русский царь! Православный государь!»
Царь: Ну, ступайте с Богом!
Стрельцы (хором) Будем верно, мы служить, чтоб царя не огорчить!
Все уходят за царем. Выходит стрелец Данила, навстречу ему выходят жители Тулы и говорят: «С миром ли ты прибыл, добрый человек, али со злом? Кто ты таков?»
Стрелец ( разворачивает указ) Я, стрелец – молодец, царский преданный гонец. Прибыл в Тулу – град сейчас, чтоб прочесть царя указ.
Жители Тулы: Город Тула тем живет, что оружие кует. Пряники печатные кушает, разговоры всякие слушает. Чай из самовара пьет, песни русские поет.
Туляки поют русские народные песни «Пчелушка» и др. Стрелец приглашает в Москву на ярмарку с товарами.
Стрелец Гаврила идет, а навстречу ему косари и спрашивают : « С миром ли ты прибыл, добрый человек?»
Стрелец: Я Гаврила – молодец, преданный царя гонец. К вам в Рязань пришел сейчас зачитать царя указ.
Жители Рязани: А Рязань-то тем живет, что все лапотки плетет, поле рожью засевает, репу с брюквою сажает.
Идет стрелец Андрей, его встречают жители Гусь – Хрустального.
Жители : С миром ли ты прибыл, добрый человек? Кто ты таков?
Стрелец Андрей: Я Андрей – молодец, преданный царю гонец. В Гусь – Хрустальный прибыл я с указанием от царя.
Жители: Гусь – Хрустальный тем живет, что стекло хрустально льет, и стеклянную посуду для честного люда. Город наш живет не сказками, а разудальными плясками. ( исполняется танец с ложками)
Стрелец Андрей приглашает на ярмарку в Москву со своими товарами.
Входит стрелец Алексей, его встречают жители Нижнего Новгорода: С миром ли ты прибыл, добрый человек али со злом? Кто таков?
Стрелец Алексей: (читает) Я Алешка – молодец, царя преданный гонец. Торопился к вам, спешил, В Нижний Новгород прибыл! Вы послушайте сейчас царя великого указ!
Жители: Богородские игрушки! Семеновские матрешки! Знаменитый Городец! Зря мы время не теряем, себя оркестром потешаем!
Звучат русские народные песни. Стрелец приглашает на ярмарку в Москву.
Идет стрелец Бориска, его встречают жители Павловского Посада : « С миром ли ты прибыл, добрый человек, али со злом? Кто ты таков?
Стрелец Бориска: Я Бориска – молодец, царя преданный гонец, я прибыть сегодня рад в город Павловский Посад! Зачитаю вам сейчас царя – батюшки указ.
Жители: Город наш тем живет, что платки такие шьет: в них узоры расписные, да цветочки полевые так горят на них огнем, а мы частушками живем. ( поют)
На окошке два цветочка голубой да аленький, я парнишка боевой, хоть и ростом маленький!
Расцветают два цветочка и на солнце греются на твою любовь. Аленка, не могу надеяться!
Стрелец Бориска приглашает на ярмарку в Москву с товарами.
Выходит стрелец Иван: Все мои друзья – гонцы разошлись во все концы Я – лентяй, болтун и плут, но я знаю, чем живут люди на земле Московской. А Москва – красавица, книгопечатанием славится! Здесь пекут баранки, бублики и калачи!
Входят жители Москвы и все представители русских городов с гербами своих городов и товарами. Царь: Ну, что ж, все в сборе, ярмарку велю начать!!! Начинается ярмарка.
Опережающее задание: Ребята по очереди читают сообщения о городах Туле, Гусь-Хрустальном, Сергиевом Пасаде, Нижнем Новгороде, Рязани.
Закрепление: Какие русские города вы сегодня узнали?
Чем эти города славятся?
Какие товары на ярмарку привозят?
В каком городе тебе хотелось бы побывать?
Найдите и покажите на карте эти города.
Подведение итогов. Города играли очень важную роль в объединении страны, в обменетоварами. Города возникали на пересечении торговых путей, на берегах рек, где очень часто бывали купцы, привозившие заморские товары, покупавшие товары на местах. Так возникали ярмарки – веселые, шумные. На одной из них мы сегодня побывали, купили товар и теперь откушаем тульских пряничков да бубликов с баранками. Всех приглашаем к чаю.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "Методическая разработка урока истории в 6 классе в технологии развития критического мышления по теме "Город и горожане". "
["seo_title"] => string(137) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-istorii-v-6-klassie-v-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-po-tiemie-gorod-i-ghorozhanie"
["file_id"] => string(6) "220672"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1434741633"
}
}