kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории 9 класс: Великие идеологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: рассмотреть основные общественно-политические учения, возникшие в 19 в., дать характеристику консерватизму, либерализму, социализму, познакомиться с их постулатами и особенностями. развивать критическое мышление, умение анализировать и высказывать свое мнение, умение на основе конкретных фактов делать обобщения и выводы. воспитывать понимание того, что ни одно политическое учение не может  претендовать на то, что оно является «единственным истинно правильным». Следует критически подходить к любому учению:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории 9 класс: Великие идеологии»

Урок 5 9 класс история дата

Тема: Великие идеологии

Цели урока: рассмотреть основные общественно-политические учения, возникшие в 19 в., дать характеристику консерватизму, либерализму, социализму, познакомиться с их постулатами и особенностями. развивать критическое мышление, умение анализировать и высказывать свое мнение, умение на основе конкретных фактов делать обобщения и выводы. воспитывать понимание того, что ни одно политическое учение не может претендовать на то, что оно является «единственным истинно правильным». Следует критически подходить к любому учению:

Планируемые результаты: Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с текстом учебника, документа; подбирать основания и факты, аргументирующие позиции представителей различных идеологий; составлять сравнительную таблицу. Воспитывать гражданскую и активную политическую позицию, национальное самосознание, уважительное отношение к другим народам :

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

В 19 в. Оформились три основных общественно-политических учения: либерализм, консерватизм, социализм. Каждое из них имело свои взгляды на общество и государство

Схема. Политический спектр идеологий.

Левые

Центр

Правые

Социал-демократы

Демократы

Либералы

Консерваторы







Задание: Изучите в параграфе материал о своей идеологии и заполните соответствующий столбец таблицы.

Таблица. Идеологии XIX века.

идеология

анархизм

Марксизм (коммунизм)

Социализм

Либерализм

Консерватизм

Происхождение названия

Греч. «безвластие»

Лат. «общий»

Лат. «общественный»

Лат. «касающийся свободы», свободный

Лат. «сохранять»

Имена представителей

П-Ж. Прудон,

М.А. Бакунин,

П.А. Кропоткин

К. Маркс,

Ф. Энгельс,

Э. Бернштейн

Ш. Фурье,

А. де Сен-Симон,

Р. Оуэн

Дж. С. Милль,

Б. Констант


Ж. де Местр,

Э. Бёрк

Основные идеи

Отрицание всякого насилия над личностью, устранение эксплуатации человека человеком; уничтожение государственной власти и создание федерации ассоциаций мелких производителей.

Положение рабочего класса будет постоянно ухудшаться, в ходе классовой борьбы общество перейдёт к коммунизму, при котором деление на классы исчезнет, люди получат возможности полного и гармоничного развития.

Общество устроено не справедливо; небольшой класс капиталистов угнетает большинство населения; создание общества социальной справедливости, без богатых и бедных

Все люди от рождения равны и действуют для собственного блага; свобода предпринимательства; гражданские права и свободы личности: избирательное право на основе имущественного ценза.

Принцип порядка; защита традиционных основ общества и государства (религия и церковь, семья, монархия, общественные различия), проверенных опытом многих поколений.

Методы, формы достижения цели, реальные действия

Осуществление революции; мирные преобразования (реформы)

Создание революционных партий; объединение рабочих в I и II Интернационалы. Пролетарская (социалистическая) революция и установление диктатуры пролетариата; постепенные реформы (ревизионистское направление)

Убеждение: создание образцовых производств.

Введение конституций; контроль над королевской властью через парламент. Разделение властей4 проведение реформ.

Сохранение старого порядка; умеренные реформы, не меняющие основ общества.

ЛИБЕРАЛИЗМ. Разрешено все, что не запрещено. Вы помните, что основные идеи либерализма (от лат. liberum — относящийся к свободе) появились в эпоху Просвещения. В XIX в. они полу­чили свое дальнейшее развитие как в теории, так и в практиче­ской деятельности ряда политиков. Главный принцип либерализ­ма — право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, на свободу слова, печати, собра­ний, на участие в решении государственных дел. Считая важ­нейшей ценностью индивидуальную свободу, прежде всего свобо­ду от внешнего принуждения, либералы должны были определить ее пределы. Что дозволено человеку? Ответ на вопрос был зало­жен еще в Декларации прав человека и гражданина — разре­шено все, что не запрещено законом. Но при этом либералы считали, что свободным может быть только тот, кто несет ответственность за свои решения, т. е. прежде всего собственник, об­разованный человек.

Путь преобразований для либералов — это путь реформ, а ни в коем случае не революций.

Либералы выдвигали требование ограничения деятельности го­сударства законом и провозглашали принцип разделения трех ветвей власти, известный вам из учения Локка и Монтескье. Отстаивая принцип свободы личности, либералы применяли его в решении социальных вопросов, утверждая, что каждый само­стоятельно несет ответственность за собственное благосостояние.

В экономической области либерализм выступает за свобод­ный рынок и свободное состязание между предпринимателями без посредников и без судей, за борьбу, где выигрывает самый отча­янный, за не ограничиваемый государством товарообмен. От го­сударства требуется только одно: оно должно обеспечивать сво­боду частного предпринимательства и как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего собственность.

Вы уже знаете, что индустриальная революция увеличивала число лиц наемного труда, и либералы, чтобы сохранить влияние в обществе, должны были учитывать их интересы. В последней трети XIX в. появляется так называемый новый либерализм, авторы которого отклонили учение о государстве — «ночном сто­роже». Они заявили, что государство должно проводить рефор­мы, способные защитить наименее обеспеченные слои населения и предотвратить революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться достижения всеобщего благосостоя­ния.

В начале XX в. новые либералы предлагали ввести социаль­ное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обес­печение престарелых. По их мнению, государство должно было законодательно гарантировать минимальную заработную плату и ограничить продолжительность рабочего дня, а некоторые из них требовали от государства уничтожения монополий и восстановле­ния свободной конкуренции. Новые либералы призывали госу­дарство использовать достижения экономического прогресса для всех представителей общества. В отличие от либерализма се­редины XIX в. новые либералы признали за правительством и партиями право играть главную роль в урегулировании имеющихся в обществе противоречий.

КОНСЕРВАТИЗМ. Сохранять традиционные ценности! Почти все соци­альное законодательство XIX в. было принято по инициативе кон­серваторов. Не противоречит ли это тому, что мы о них знаем? Ведь консерватизм (от лат. conservatio — охранять, сохра­нять) — это учение, возникшее еще в XVIII в., стремившее­ся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей.

Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес рас­пространению либеральных взглядов и влиянию революционных идей. Его главный принцип — сохранение традиционных ценно­стей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и поряд­ка. В отличие от либералов консерваторы признавали за государ­ством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, а в области экономической жизни — право на регулирование эко­номики, если это необходимо для сохранения традиционных цен­ностей (но без покушения на святое право собственности). По­скольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения «охранительных» социаль­ных реформ, но только как самое крайнее средство. Они не ве­рили в возможность социального равенства всех людей, выступа­ли сторонниками сохранения сословных и классовых различий. «Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага»,— говорили они. Размышляя о свободе личности, консерваторы ука­зывали, что свобода человека выражается в возможности соблю­дения традиций.

Популярность «неолиберализма» встревожила консерваторов: возникла реальная угроза потери голосов избирателей. Им при­шлось согласиться с тем, что общество должно стать более де­мократическим, что требуется расширить избирательные права на­селения, что государство не должно вмешиваться в экономику.

В результате и лидер партии английских консерваторов (быв­ших тори) Бенджамин Дизраэли (1804—1881), и канцлер Гер­манской империи Отто фон Бисмарк (1815—1898) стали соци­альными реформаторами — у них не было другого выбора в условиях роста популярности либеральных и социалистических идей.

СОЦИАЛИЗМ. Наряду с либерализмом и консерватизмом в XIX в. в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма, развивавшиеся во многих произведе­ниях мыслителей XVI—XVIII вв. В начале XIX в. возникли уче­ния Роберта Оуэна, Анри Сен-Симона, Шарля Фурье.

Мыслите­ли были обеспокоены судьбой разорявшихся ремесленников и работников рассеянной мануфактуры, движением фабричных ра­бочих в первом поколении, еще помнивших более благополучную жизнь в собственном доме, и пытались создать картину нового общества и государства, где не будет частной собственности, ни­щеты и вражды между членами общества, где человек будет за­щищен и уважаем. Их социалистические идеи являлись утопиче­скими, но они пользовались популярностью среди ремесленников и рабочих, разорявшихся или терявших работу. Учение социали­стов-утопистов было несбыточным, но разочарованным и унижен­ным людям хотелось верить в этот «сон золотой».

Анри Сен-Симон (1760— 1825).

В своих книгах мыслитель излагает планы переустройства об­щества. Он считал, что его прогрессивному развитию мешают экономические кризисы. Как же от них избавиться? Мыслитель предлагал создать «новую промышленную систему», «общество индустриалов», в котором совпадут интересы рабочих и предпри­нимателей. Но как это сделать?

Сен-Симон считал, что общество состоит из двух основных классов — праздных собственников и трудящихся индустриалов. К первым относятся крупные землевладельцы и капиталисты-ран­тье, не участвующие в производственном процессе, военные и крупные чиновники. Класс индустриалов составляют остальные 96% населения, куда входят все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наемные рабочие, ремесленники и фа­бриканты, купцы и банкиры, ученые и художники. Доходы собст­венников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриа­лов — трудовыми. Он надеялся сплотить подавляющее большин­ство нации для мирного и постепенного преобразования общест­ва. Сен-Симон не выступал против частной собственности, а лишь против злоупотребления ею и считал возможным установить над ней контроль со стороны общества. Мыслитель считал возмож­ным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», т. е. с рабочими, используя для этого про­поведь христианской морали.

Шарль Фурье (1772—1837) предлагал преобразовать общество, с помощью объединений тружеников — фа­ланг, в которых сочеталось бы промышленное и сель­скохозяйственное производство. В фалангах не будет наемного труда и заработной платы. Все доходы рас­пределяются в соответствии с величиной вложенного каждым «труда и таланта». Бедняки вкладывают свой труд, капиталисты — необходимые для развития про­изводства средства (но могут работать организаторами производства, инженерами), ученые — свой талант. В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство, однако сама обстановка созидательного труда пре­вратит капиталиста в труженика.

Чтобы преодолеть однообразие труда, все должны в обязательном порядке переходить от одной работы к другой. Каждому человеку гарантируется жизненный минимум, и труд из подневольного превратится в сво­бодный. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники. Таким пред­ставлялся мыслителю идеальный мир.

Сен-Симон, Фурье и Оуэн составили проект будущего обще­ства, основанного на свободной трудовой деятельности людей. В их учениях наряду с различиями мы видим и общие черты: преобразование общества должно происходить только мирным путем на основе религиозных убеждений и проявле­ния доброй воли людей. Сен-Симон и Фурье также считали, что частная собственность должна сохраняться и служить всем членам общества, сильная же государственная власть не нужна.

Роберт Оуэн (1771 —1858) в своих работах пошел дальше, считая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег. Вместе с тем, и особенно это заметно в работах Фурье, социальные утописты в своем стремлении сделать всех счастливыми искренне считали возможным полностью регламен­тировать личную жизнь человека, диктовать ему обязательный об­раз действий и поведения.

Сен-Симон, Фурье и Оуэн жили для людей, ничего не иска­ли лично для себя. Фурье умер почти нищим. Мыслители имели учеников и последователей, но воплотить в жизнь их учения ни­кому не было дано, хотя такие попытки имели место (ученики Оуэна создавали предприятия, основанные на принципах уравни­тельного коммунизма, но они распадались).

Разорение предприятий, основанных на принципах социа­лизма и уравнительного коммунизма, доказывает несбыточ­ность, утопичность этих учений.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс о путях преобразо­вания общества. Дальнейшее развитие учение о создании ново­го общества получило в трудах Карла Маркса и Фридриха Эн­гельса.

Карл Маркс (1818—1883), немецкий философ, иссле­дователь общественных отношений, коммунист и один из создателей первых международных коммунистичес­ких организаций, родился в маленьком городе Трире Рейнской области, в семье адвоката. Он получил пре­красное образование — сначала гимназия, а затем Бонн­ский и Берлинский университеты. В 1841 г. он полу­чил диплом доктора философии, основал в Кельне демократическую «Рейнскую газету» и стал ее редак­тором. На страницах своей газеты Маркс выступал про­тив прусского абсолютизма, цензуры, помещичьей соб­ственности, защищал интересы рабочих, выдвигал идею создания демократической республики. Прусское пра­вительство закрыло газету, и Маркс уехал в Париж, где сблизился с французскими социальными утописта­ми. В эти годы он окончательно становится социалис­томВ Рейнской области, в городке Бармен, в семье фаб­риканта родился Фридрих Энгельс (1820—1895). Отец мальчика забрал его из 8 класса гимназии и опреде­лил работать в контору. С 1842 г. Фридрих Энгельс жил и работал в Англии, в Манчестере, где он мог лич­но убедиться в тяжелых условиях жизни наемных ра­ботников. Там же в 1845 г. он пишет работу «Поло­жение рабочего класса в Англии», где дает анализ причин бедственного положения рабочих. Знакомство Маркса с Энгельсом в 1844 г. переросло в дружбу и совместную деятельность, которые продол­жались всю их жизнь.

30—40-е гг. в Европе — время острых социальных конфлик­тов. Под влиянием социалистических идей и противоречий в об­ществе К. Маркс и Ф. Энгельс создали новое учение об устрой­стве и развитии общества, получившее название марксизм.

Коротко теория социалистической революции К. Маркса за­ключалась в следующем: с течением времени обнищание народ­ных масс будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать; это приведет к обострению классовой борьбы, руководство кото­рой должны взять на себя социал-демократические партии; в вы­сокоразвитых странах победит социалистическая революция, в ре­зультате которой установится диктатура пролетариата, произойдет отмена частной собственности, сопротивление буржуазии будет подавлено.

В новом обществе, указывал Маркс, человек получит возмож­ности для всестороннего гармоничного развития. Детальной раз­работки будущего коммунистического общества в марксизме нет, указываются лишь его общие черты, но главным принципом но­вого общества они считали установление политических сво­бод, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, но которых они работают, обязанность го­сударства регулировать экономику с целью обеспечения со­циальных прав все: граждан. Человек в новом обществе дол­жен руководствовался принципами свободы, которая достигается обеспечением, а не только провозглашением всех социальных прав.

Марксистское учение было изложено в программном документе созданного в 1847 г. «Союза коммунистов» (международной ком­мунистической организации) — «Манифесте коммунистической партии» и более поздних работах. Учение о классовой борьбе, коммунистической революции, об исторической миссии рабо­чего класса как могильщика буржуазии» составляет осно­ву марксизма.

При участии Маркса был создан I Интернационал, или Меж­дународное товарищество рабочих (1864—1876), главная задача которого заключалась в сплочении сил международного пролета­риата.

Высшим органом Международного товарищества рабо­чих стал созываемый ежегодно конгресс, избиравший из своего состава сроком на один год Генеральный Со­вет — верховный орган Интернационала в промежут­ках между конгрессами. Рабочие объединения входили в состав Интернационала на правах секций. Активное участие в деятельности этой организации принимали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Впоследствии Маркс и Энгельс несколько изменили свои взгля­ды и перестали считать пролетарскую революцию единственным методом разрешена противоречий в обществе. Изменившаяся действительность (успехи индустриальной революции и демокра­тические завоевания трудящихся, переход ряда правительств к по­литике социальных реформ) заставляла пересмотреть прежние по­ложения учения.

Вопросы

Либерализм

Консерватизм

Социализм (Ш. Фцрье, А. Сен-Симон,

Р. Оуэн, К. Маркс, Ф.Энгельс)

Роль государства в экономической жизни

  • Главная ценность – свобода.

  • Идеал экономики – рыночная экономика свободной конкуренции.

  • Государство не должно вмешиваться в экономику.

  • Деятельность государства должна быть ограничена законом.

  • Для этого нужен принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная

  • Государство имеет право на вмешательство в экономику, если это нужно для сохранения традиционных ценностей.

  • Власть государства никем и ничем не ограничена, она направлена на сохранение традиционных ценностей: религии, монархии и порядка.

  • Идеал – абсолютная монархия

Идеалы экономической жизни:

  • Уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции.

  • Государство полностью контролирует экономическую жизнь., помогает неимущим

МАРКСИЗМ:

  • Неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата (власти рабочих)

АНАРХИЗМ:

  • Государство осуществляет насилие над личностью, его нужно уничтожить

Позиция по социальному вопросу.

  • личность свободна и сама несет ответственность за свое благосостояние.

  • Все люди равны и имеют равные возможности достигать благополучия.

  • Сохранение старого сословного порядка, сословных и классовых различий.

  • Не верят в возможность социального равенства

  • Все люди должны иметь равные права и блага.

  • Государство само решает все социальные вопросы, обеспечивая трудящимся их политические и личные права

Пути решения социальных проблем

  • Реформы, проводимые властью

  • НОВЫЕ либералы признали, что государство должно проводить реформы, чтобы защитить малообеспеченные слои населения, предотвратить революцию.

  • Народ должен подчиняться своим правителям. Государство может применять насилие против революций.

  • Реформы – как крайнее средство, для предотвращения социальных взрывов.

  • Решение социальных проблем – путем социалистической революции во главе с коммунистической партией.

  • Уничтожение неравенства и класса собственников

Пределы индивидуальной свободы

  • Человек от рождения обладает неотъемлемыми правами: на жизнь, свободу и т.д.

  • «Разрешено все, что не запрещено законом» - полная свобода во всем.

  • Свободным может быть только тот, кто может нести ответственность за свои решения, т. е. Собственник или образованный человек.

  • Государство подчиняет себе личность

  • Свобода человека выражается в соблюдении традиций, религиозном смирении.


  • Свобода личности достигается обеспечением всех социальных прав и ограничивается государством.

  • Труд обязателен для всех

  • Предпринимательство и частная собственность запрещены.

ПРИМЕЧАНИЕ: в конце 19 в. некоторые позиции марксизма были пересмотрены Эдуардом Бернштейном, который сделал вывод о том, что социализм может победить не только в результате революции, но и с помощью реформ.РЕВИЗИОНИЗМ.

  1. Домашнее задание. Параграф 4, подготовка к проверочной работе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок истории 9 класс: Великие идеологии

Автор: Ильина Ольга Сергеевна

Дата: 23.09.2021

Номер свидетельства: 587312

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок истории 9 класс. Тема: «Великие идеологии»"
    ["seo_title"] => string(43) "urok_istorii_9_klass_tema_velikie_ideologii"
    ["file_id"] => string(6) "566344"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607572751"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока истории по теме "Парламент против монархии. Английская революция" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-parlamient-protiv-monarkhii-anghliiskaia-rievoliutsiia"
    ["file_id"] => string(6) "161838"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422280636"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока обществознания на тему: "Что значит быть патриотом? 7 класс "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-obshchiestvoznaniia-na-tiemu-chto-znachit-byt-patriotom-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245486"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446133447"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока  литературы "Афганистан - ты боль души моей" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-litieratury-afghanistan-ty-bol-dushi-moiei"
    ["file_id"] => string(6) "172624"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423841839"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Внеклассное мероприятие на тему "Бессмертное счастие наше Россией зовется в веках""
    ["seo_title"] => string(80) "vneklassnoe_meropriiatie_na_temu_bessmertnoe_schastie_nashe_rossiei_zovetsia_v_v"
    ["file_id"] => string(6) "575015"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1615306478"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства