Цели урока: рассмотреть основные общественно-политические учения, возникшие в 19 в., дать характеристику консерватизму, либерализму, социализму, познакомиться с их постулатами и особенностями. развивать критическое мышление, умение анализировать и высказывать свое мнение, умение на основе конкретных фактов делать обобщения и выводы. воспитывать понимание того, что ни одно политическое учение не может претендовать на то, что оно является «единственным истинно правильным». Следует критически подходить к любому учению:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок истории 9 класс: Великие идеологии»
Урок 5 9 класс история дата
Тема: Великие идеологии
Цели урока: рассмотреть основные общественно-политические учения, возникшие в 19 в., дать характеристику консерватизму, либерализму, социализму, познакомиться с их постулатами и особенностями. развивать критическое мышление, умение анализировать и высказывать свое мнение, умение на основе конкретных фактов делать обобщения и выводы. воспитывать понимание того, что ни одно политическое учение не может претендовать на то, что оно является «единственным истинно правильным». Следует критически подходить к любому учению:
Планируемые результаты: Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с текстом учебника, документа; подбирать основания и факты, аргументирующие позиции представителей различных идеологий; составлять сравнительную таблицу. Воспитывать гражданскую и активную политическую позицию, национальное самосознание, уважительное отношение к другим народам :
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала.
В 19 в. Оформились три основных общественно-политических учения: либерализм, консерватизм, социализм. Каждое из них имело свои взгляды на общество и государство
Схема. Политический спектр идеологий.
Левые
Центр
Правые
Социал-демократы
Демократы
Либералы
Консерваторы
Задание: Изучите в параграфе материал о своей идеологии и заполните соответствующий столбец таблицы.
Таблица. Идеологии XIX века.
идеология
анархизм
Марксизм (коммунизм)
Социализм
Либерализм
Консерватизм
Происхождение названия
Греч. «безвластие»
Лат. «общий»
Лат. «общественный»
Лат. «касающийся свободы», свободный
Лат. «сохранять»
Имена представителей
П-Ж. Прудон,
М.А. Бакунин,
П.А. Кропоткин
К. Маркс,
Ф. Энгельс,
Э. Бернштейн
Ш. Фурье,
А. де Сен-Симон,
Р. Оуэн
Дж. С. Милль,
Б. Констант
Ж. де Местр,
Э. Бёрк
Основные идеи
Отрицание всякого насилия над личностью, устранение эксплуатации человека человеком; уничтожение государственной власти и создание федерации ассоциаций мелких производителей.
Положение рабочего класса будет постоянно ухудшаться, в ходе классовой борьбы общество перейдёт к коммунизму, при котором деление на классы исчезнет, люди получат возможности полного и гармоничного развития.
Общество устроено не справедливо; небольшой класс капиталистов угнетает большинство населения; создание общества социальной справедливости, без богатых и бедных
Все люди от рождения равны и действуют для собственного блага; свобода предпринимательства; гражданские права и свободы личности: избирательное право на основе имущественного ценза.
Принцип порядка; защита традиционных основ общества и государства (религия и церковь, семья, монархия, общественные различия), проверенных опытом многих поколений.
Создание революционных партий; объединение рабочих в I и II Интернационалы. Пролетарская (социалистическая) революция и установление диктатуры пролетариата; постепенные реформы (ревизионистское направление)
Убеждение: создание образцовых производств.
Введение конституций; контроль над королевской властью через парламент. Разделение властей4 проведение реформ.
Сохранение старого порядка; умеренные реформы, не меняющие основ общества.
ЛИБЕРАЛИЗМ. Разрешено все, что не запрещено. Вы помните, что основные идеи либерализма (от лат. liberum— относящийся к свободе) появились в эпоху Просвещения. В XIX в. они получили свое дальнейшее развитие как в теории, так и в практической деятельности ряда политиков. Главный принцип либерализма — право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел. Считая важнейшей ценностью индивидуальную свободу, прежде всего свободу от внешнего принуждения, либералы должны были определить ее пределы. Что дозволено человеку? Ответ на вопрос был заложен еще в Декларации прав человека и гражданина — разрешено все, что не запрещено законом. Но при этом либералы считали, что свободным может быть только тот, кто несет ответственность за свои решения, т. е. прежде всего собственник, образованный человек.
Путь преобразований для либералов — это путь реформ, а ни в коем случае не революций.
Либералы выдвигали требование ограничения деятельности государства законом и провозглашали принцип разделения трех ветвей власти, известный вам из учения Локка и Монтескье. Отстаивая принцип свободы личности, либералы применяли его в решении социальных вопросов, утверждая, что каждый самостоятельно несет ответственность за собственное благосостояние.
В экономической области либерализм выступает за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями без посредников и без судей, за борьбу, где выигрывает самый отчаянный, за не ограничиваемый государством товарообмен. От государства требуется только одно: оно должно обеспечивать свободу частного предпринимательства и как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего собственность.
Вы уже знаете, что индустриальная революция увеличивала число лиц наемного труда, и либералы, чтобы сохранить влияние в обществе, должны были учитывать их интересы. В последней трети XIX в. появляется так называемый новый либерализм, авторы которого отклонили учение о государстве — «ночном стороже». Они заявили, что государство должно проводить реформы, способные защитить наименее обеспеченные слои населения и предотвратить революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться достижения всеобщего благосостояния.
В начале XX в. новые либералы предлагали ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых. По их мнению, государство должно было законодательно гарантировать минимальную заработную плату и ограничить продолжительность рабочего дня, а некоторые из них требовали от государства уничтожения монополий и восстановления свободной конкуренции. Новые либералы призывали государство использовать достижения экономического прогресса для всех представителей общества. В отличие от либерализма середины XIX в. новые либералы признали за правительством и партиями право играть главную роль в урегулировании имеющихся в обществе противоречий.
КОНСЕРВАТИЗМ. Сохранять традиционные ценности! Почти все социальное законодательство XIX в. было принято по инициативе консерваторов. Не противоречит ли это тому, что мы о них знаем? Ведь консерватизм (от лат. conservatio— охранять, сохранять) — это учение, возникшее еще в XVIII в., стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей.
Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению либеральных взглядов и влиянию революционных идей. Его главный принцип — сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. В отличие от либералов консерваторы признавали за государством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, а в области экономической жизни — право на регулирование экономики, если это необходимо для сохранения традиционных ценностей (но без покушения на святое право собственности). Поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения «охранительных» социальных реформ, но только как самое крайнее средство. Они не верили в возможность социального равенства всех людей, выступали сторонниками сохранения сословных и классовых различий. «Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага»,— говорили они. Размышляя о свободе личности, консерваторы указывали, что свобода человека выражается в возможности соблюдения традиций.
Популярность «неолиберализма» встревожила консерваторов: возникла реальная угроза потери голосов избирателей. Им пришлось согласиться с тем, что общество должно стать более демократическим, что требуется расширить избирательные права населения, что государство не должно вмешиваться в экономику.
В результате и лидер партии английских консерваторов (бывших тори) Бенджамин Дизраэли (1804—1881), и канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк (1815—1898) стали социальными реформаторами — у них не было другого выбора в условиях роста популярности либеральных и социалистических идей.
СОЦИАЛИЗМ. Наряду с либерализмом и консерватизмом в XIX в. в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма, развивавшиеся во многих произведениях мыслителей XVI—XVIII вв. В начале XIX в. возникли учения Роберта Оуэна, Анри Сен-Симона, Шарля Фурье.
Мыслители были обеспокоены судьбой разорявшихся ремесленников и работников рассеянной мануфактуры, движением фабричных рабочих в первом поколении, еще помнивших более благополучную жизнь в собственном доме, и пытались создать картину нового общества и государства, где не будет частной собственности, нищеты и вражды между членами общества, где человек будет защищен и уважаем. Их социалистические идеи являлись утопическими, но они пользовались популярностью среди ремесленников и рабочих, разорявшихся или терявших работу. Учение социалистов-утопистов было несбыточным, но разочарованным и униженным людям хотелось верить в этот «сон золотой».
Анри Сен-Симон (1760— 1825).
В своих книгах мыслитель излагает планы переустройства общества. Он считал, что его прогрессивному развитию мешают экономические кризисы. Как же от них избавиться? Мыслитель предлагал создать «новую промышленную систему», «общество индустриалов», в котором совпадут интересы рабочих и предпринимателей. Но как это сделать?
Сен-Симон считал, что общество состоит из двух основных классов — праздных собственников и трудящихся индустриалов. К первым относятся крупные землевладельцы и капиталисты-рантье, не участвующие в производственном процессе, военные и крупные чиновники. Класс индустриалов составляют остальные 96% населения, куда входят все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наемные рабочие, ремесленники и фабриканты, купцы и банкиры, ученые и художники. Доходы собственников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриалов — трудовыми. Он надеялся сплотить подавляющее большинство нации для мирного и постепенного преобразования общества. Сен-Симон не выступал против частной собственности, а лишь против злоупотребления ею и считал возможным установить над ней контроль со стороны общества. Мыслитель считал возможным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», т. е. с рабочими, используя для этого проповедь христианской морали.
Шарль Фурье (1772—1837) предлагал преобразовать общество, с помощью объединений тружеников — фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельскохозяйственное производство. В фалангах не будет наемного труда и заработной платы. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым «труда и таланта». Бедняки вкладывают свой труд, капиталисты — необходимые для развития производства средства (но могут работать организаторами производства, инженерами), ученые — свой талант. В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство, однако сама обстановка созидательного труда превратит капиталиста в труженика.
Чтобы преодолеть однообразие труда, все должны в обязательном порядке переходить от одной работы к другой. Каждому человеку гарантируется жизненный минимум, и труд из подневольного превратится в свободный. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники. Таким представлялся мыслителю идеальный мир.
Сен-Симон, Фурье и Оуэн составили проект будущего общества, основанного на свободной трудовой деятельности людей. В их учениях наряду с различиями мы видим и общие черты: преобразование общества должно происходить только мирным путем на основе религиозных убеждений и проявления доброй воли людей. Сен-Симон и Фурье также считали, что частная собственность должна сохраняться и служить всем членам общества, сильная же государственная власть не нужна.
Роберт Оуэн (1771 —1858) в своих работах пошел дальше, считая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег. Вместе с тем, и особенно это заметно в работах Фурье, социальные утописты в своем стремлении сделать всех счастливыми искренне считали возможным полностью регламентировать личную жизнь человека, диктовать ему обязательный образ действий и поведения.
Сен-Симон, Фурье и Оуэн жили для людей, ничего не искали лично для себя. Фурье умер почти нищим. Мыслители имели учеников и последователей, но воплотить в жизнь их учения никому не было дано, хотя такие попытки имели место (ученики Оуэна создавали предприятия, основанные на принципах уравнительного коммунизма, но они распадались).
Разорение предприятий, основанных на принципах социализма и уравнительного коммунизма, доказывает несбыточность, утопичность этих учений.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс о путях преобразования общества. Дальнейшее развитие учение о создании нового общества получило в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Карл Маркс (1818—1883), немецкий философ, исследователь общественных отношений, коммунист и один из создателей первых международных коммунистических организаций, родился в маленьком городе Трире Рейнской области, в семье адвоката. Он получил прекрасное образование — сначала гимназия, а затем Боннский и Берлинский университеты. В 1841 г. он получил диплом доктора философии, основал в Кельне демократическую «Рейнскую газету» и стал ее редактором. На страницах своей газеты Маркс выступал против прусского абсолютизма, цензуры, помещичьей собственности, защищал интересы рабочих, выдвигал идею создания демократической республики. Прусское правительство закрыло газету, и Маркс уехал в Париж, где сблизился с французскими социальными утопистами. В эти годы он окончательно становится социалистомВ Рейнской области, в городке Бармен, в семье фабриканта родился Фридрих Энгельс (1820—1895). Отец мальчика забрал его из 8 класса гимназии и определил работать в контору. С 1842 г. Фридрих Энгельс жил и работал в Англии, в Манчестере, где он мог лично убедиться в тяжелых условиях жизни наемных работников. Там же в 1845 г. он пишет работу «Положение рабочего класса в Англии», где дает анализ причин бедственного положения рабочих. Знакомство Маркса с Энгельсом в 1844 г. переросло в дружбу и совместную деятельность, которые продолжались всю их жизнь.
30—40-е гг. в Европе — время острых социальных конфликтов. Под влиянием социалистических идей и противоречий в обществе К. Маркс и Ф. Энгельс создали новое учение об устройстве и развитии общества, получившее название марксизм.
Коротко теория социалистической революции К. Маркса заключалась в следующем: с течением времени обнищание народных масс будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать; это приведет к обострению классовой борьбы, руководство которой должны взять на себя социал-демократические партии; в высокоразвитых странах победит социалистическая революция, в результате которой установится диктатура пролетариата, произойдет отмена частной собственности, сопротивление буржуазии будет подавлено.
В новом обществе, указывал Маркс, человек получит возможности для всестороннего гармоничного развития. Детальной разработки будущего коммунистического общества в марксизме нет, указываются лишь его общие черты, но главным принципом нового общества они считали установление политических свобод, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, но которых они работают, обязанность государства регулировать экономику с целью обеспечения социальных прав все: граждан. Человек в новом обществе должен руководствовался принципами свободы, которая достигается обеспечением, а не только провозглашением всех социальных прав.
Марксистское учение было изложено в программном документе созданного в 1847 г. «Союза коммунистов» (международной коммунистической организации) — «Манифесте коммунистической партии» и более поздних работах. Учение о классовой борьбе, коммунистической революции, об исторической миссии рабочего класса как могильщика буржуазии» составляет основу марксизма.
При участии Маркса был создан I Интернационал, или Международное товарищество рабочих (1864—1876), главная задача которого заключалась в сплочении сил международного пролетариата.
Высшим органом Международного товарищества рабочих стал созываемый ежегодно конгресс, избиравший из своего состава сроком на один год Генеральный Совет — верховный орган Интернационала в промежутках между конгрессами. Рабочие объединения входили в состав Интернационала на правах секций. Активное участие вдеятельности этой организации принимали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Впоследствии Маркс и Энгельс несколько изменили свои взгляды и перестали считать пролетарскую революцию единственным методом разрешена противоречий в обществе. Изменившаяся действительность (успехи индустриальной революции и демократические завоевания трудящихся, переход ряда правительств к политике социальных реформ) заставляла пересмотреть прежние положения учения.
Вопросы
Либерализм
Консерватизм
Социализм (Ш. Фцрье, А. Сен-Симон,
Р. Оуэн, К. Маркс, Ф.Энгельс)
Роль государства в экономической жизни
Главная ценность – свобода.
Идеал экономики – рыночная экономика свободной конкуренции.
Государство не должно вмешиваться в экономику.
Деятельность государства должна быть ограничена законом.
Для этого нужен принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная
Государство имеет право на вмешательство в экономику, если это нужно для сохранения традиционных ценностей.
Власть государства никем и ничем не ограничена, она направлена на сохранение традиционных ценностей: религии, монархии и порядка.
Идеал – абсолютная монархия
Идеалы экономической жизни:
Уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции.
Государство полностью контролирует экономическую жизнь., помогает неимущим
МАРКСИЗМ:
Неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата (власти рабочих)
АНАРХИЗМ:
Государство осуществляет насилие над личностью, его нужно уничтожить
Позиция по социальному вопросу.
личность свободна и сама несет ответственность за свое благосостояние.
Все люди равны и имеют равные возможности достигать благополучия.
Сохранение старого сословного порядка, сословных и классовых различий.
Не верят в возможность социального равенства
Все люди должны иметь равные права и блага.
Государство само решает все социальные вопросы, обеспечивая трудящимся их политические и личные права
Пути решения социальных проблем
Реформы, проводимые властью
НОВЫЕ либералы признали, что государство должно проводить реформы, чтобы защитить малообеспеченные слои населения, предотвратить революцию.
Народ должен подчиняться своим правителям. Государство может применять насилие против революций.
Реформы – как крайнее средство, для предотвращения социальных взрывов.
Решение социальных проблем – путем социалистической революции во главе с коммунистической партией.
Уничтожение неравенства и класса собственников
Пределы индивидуальной свободы
Человек от рождения обладает неотъемлемыми правами: на жизнь, свободу и т.д.
«Разрешено все, что не запрещено законом» - полная свобода во всем.
Свободным может быть только тот, кто может нести ответственность за свои решения, т. е. Собственник или образованный человек.
Государство подчиняет себе личность
Свобода человека выражается в соблюдении традиций, религиозном смирении.
Свобода личности достигается обеспечением всех социальных прав и ограничивается государством.
Труд обязателен для всех
Предпринимательство и частная собственность запрещены.
ПРИМЕЧАНИЕ: в конце 19 в. некоторые позиции марксизма были пересмотрены Эдуардом Бернштейном, который сделал вывод о том, что социализм может победить не только в результате революции, но и с помощью реформ. – РЕВИЗИОНИЗМ.
Домашнее задание. Параграф 4, подготовка к проверочной работе.