Просмотр содержимого документа
«Урок истории 7 класс. Тема: Эпоха Петра I.»
Открытый урок
по истории в 7 классе
«ЭПОХА ПЕТРА I»
Тема: Эпоха Петра I.
Эпиграфы, написанные на доске
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А.С. Пушкин)
Цель: закрепление знаний и дидактического принципа прочности знаний, их
систематизация – приведение усвоенных учащимися знаний и понятий в систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между её элементами.
Образовательные цели:
• Формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний по истории России;
• вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
Развивающие цели:
• развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
• повторить понятийный аппарат, хронологию;
Воспитательная цель:
• через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории России;
• способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны; толерантности
Задачи:
• повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;
• расширить представления о роли и значении исторической личности в истории;
• воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию;
• формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками;
• расширить представления о роли и значении личности в истории
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Оборудование:
учебник – А.А. Данилов История России. Конец XVI – XVIII вв. 7 класс.-М.: Просвещение, 2011.
Пособие – К.А. Соловьев, Б.Н. Серов Универсальные поурочные разработки по истории России. Конец XVI – XVIII вв. 7 класс.-М.: ВАКО, 2012.
презентация PowerPoint «Эпоха Петра I»
ПК
мультимедийный проектор
иллюстрации, карточки.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Эпоха Петра I, этого «работника на троне», неукротимая творческая энергия которого вдохновляла многих русских поэтов (вы уже знакомы с творчеством А.С.Пушкина). Действительно, это одна из самых ярких эпох отечественной истории. Традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно «окном в Европу» стала столица империи – портовый город Санкт-Петербург. Новые времена – новые песни: медь церковных колоколов, наполнявших Москву малиновым звоном, по приказу Петра I была перелита в пушки, победный грохот которых ознаменовал рождение новой цивилизации. (Учитель обращает внимание класса на 1-й эпиграф, записанный на доске).
Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени. (Зачитывается 2-й эпиграф, записанный на доске.)
Сегодня на нашем обобщающем уроке мы должны вспомнить экономические, политические, социальные преобразования в Российской империи, оценить масштаб и значимость этих реформ и ответить на вопрос: « Какое влияние оказал Петр Великий на историю России?»
Но урок наш будет проходить не совсем по традиционной схеме, а с элементами игры. Я буду предлагать вам разные виды заданий, которые вы будете выполнять в течение всего урока , а я буду их заносить в специальную таблицу, и в конце мы подведем итоги и выставим оценки. Итак, начнем.
Первый тип заданий – Работа с картой.
На слайде дан фрагмент исторической карты, относящийся к изучаемому нами периоду, конец XVII- начало XVIII вв. Вам необходимо будет найти заданные мной населенный пункты и объяснить их чем они знамениты. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.
Азов
Воронеж
Нарва
Лесная
Гангут
Ништадт
Второй тип заданий – Найдите соответствие.
На доске даны два ряда слов, вам нужно к левому подобрать соответствующие слова из правого и правильно их разместить. По очереди вы будете выходить к доске и находить соответствие, а все остальные записывать в тетрадь. За каждое правильное соответствие вы получите 1 балл, а за помощь товарищу 0,5 балла.
И. Никитин – портретист
«Ведомости» - первая печатная газета
Л. Магницкий – написал учебник по арифметике
Б. Растрелли – архитектор
Д. Трезини – архитектор
А. Нартов – изобретатель токарного станка
Кунсткамера – первый музей России.
Третий тип заданий – Тестовые задания.
Я раздаю вам карточки с тестовыми заданиями. Вы за 7 минут должны будете их выполнить. В конце у вас должно будет получиться слово относящееся к эпохе Петра I. Кто неверно выполнит хоть одно задание – слово не сложится. Будьте внимательны!
Четвертый тип заданий – игра.
У меня на экране даны кнопки с номерами. Под каждой кнопкой скрывается вопрос. Вы должны будете выбрать номер кнопки, а затем ответить на вопрос за ней закрепленный. За каждый правильный ответ вы получаете по 2 балла.
Заключительное слово учителя:
Многие историки справедливо предостерегают от переоценки революционных преобразований Петра I. Реформы сопровождались резким ростом налогового бремени, усилением крепостной зависимости, феодального гнета, огромными жертвами.
Но нельзя недооценивать, что Россия в первой четверти XVIII века ликвидировала отставание от передовых стран Европы в экономике, резко возросла мануфактурная промышленность, созданы новые отрасли, широко развернулась внешняя и внутренняя торговля. Произошло усовершенствование государственного аппарата, оформилась абсолютная монархия. Большие перемены произошли в культурной жизни. Закончить наш урок-игру я хочу словами российского историка М.П. Погодина: «Петр Великий сделал много для России. Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборониться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, - все он, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу.»
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание: составить кроссворд по данной теме (не менее десяти слов).