kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 6 классе по теме: «Нашествие монголов на Русь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории  в 6 классе  по теме: «Нашествие монголов на Русь» (по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной). 

Цели урока: познакомить школьников с самым тяжелым периодом русской истории XIII века: раскрыть причины  иноземного вторжения на Русь в XIII веке; познакомить обучающихся с возникновением монгольского государства;   раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар; 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме: «Нашествие монголов на Русь» »

Урок в 6 классе

по теме: «Нашествие монголов на Русь»

(по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной)


"Татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи,

подобно урагану, сокрушающему все,

что встречалось на его пути...»

А.И. Герцен


Цели урока: познакомить школьников с самым тяжелым периодом русской истории XIII века: раскрыть причины иноземного вторжения на Русь в XIII веке; познакомить обучающихся с возникновением монгольского государства; раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар;

Задачи:

Образовательные: сформировать у обучающихся образное представление о монголо-татарах и особенностях их завоевательной политики, о походах Батыя на Русь, о героическом характере обороны русских княжеств;

Развивающие: развитие познавательной активности обучающихся, активизация логического мышления, развитие исторической речи, развитие умения анализировать и обобщать данные, работать с картой; развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, аналитического мышления.

Воспитательные: воспитание гражданственности, патриотизма; развитие у обучающихся интереса к истории своей страны.

Тип урока: комбинированный; изучение нового материала с элементами практической работы

Понятия: монголо-татары, стан, фураж, юрта, нашествие.

Даты: 1223г. Битва на р. Калка; 1237г. поход хана Батыя на Русь; 1240г. – завоевание монголами Киева.

Наглядность:

  • Карта “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”;

  • Учебник § 12 (авторы Данилов А.А., Косулина Л.Г.);

  • Презентация «Нашествие монголо-татар на Русь».

Ход урока:


  1. Мотивация к учебной деятельности.

Тема нашего урока на доске не обозначена, вы должны определить ее сами. Для этого выполним следующее задание.

Исключите лишнее название из нижеперечисленных слов, выпадающих из общего логического ряда (на слайде): хазары, печенеги, половцы, монголо-татары.

Почему вы исключили монголо-татар? Исходя из ответов, сформулируйте тему нашего урока.


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Скажите, что вы знаете о монголо-татарах? (ответы учащихся).

Рассказ ученика о Чингисхане с использованием презентации. (Опережающее задание)

Учитель: Весть о страшных врагах с востока пришла на Русь от половцев. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Кто же все-таки напал на половцев, а затем и на Русь: монголы или татары? Выяснилось, что монголы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. Тогда ученые придумали словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами».

Итак, в 12 веке монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Главным занятием монголов было скотоводство и охота. Земледелием они не занимались.

Монголы жили в шатрах-юртах. У них также были межплеменные конфликты из-за пастбищ. В 12 веке в одном из таких столкновений победил выходец из знатного рода Темучин. Он сумел объединить большие силы и беспощадно расправлялся со своими врагами.

  1. Проблемный вопрос: Обратимся к эпиграфу. Исходя из этих слов, поставим проблемный вопрос.

Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

Решение этого вопроса ставит перед нами другие вопросы: Почему монголы постоянно воевали? В чем причина их завоевательных походов? Выскажите свои предположения.

Причины завоевательных походов монголо-татар

  • Наличие многочисленной армии, которая должна сама себя содержать;

  • Поиск новых пастбищ;

  • Стремление знати к обогащению;

  • Желание покорить весь мир.

  

Работа с иллюстративным материалом (слайд презентации)

Перед вами два воина – русский дружинник и монгольский всадник. Сравним русского и монгольского воина. На чьей стороне преимущество?

Посмотрим на карту (слайд ). Она напоминает разноцветное одеяло, сшитое из разных кусочков. А в орде все подчиняется одному хану, все беспрекословно выполняют его приказы, существуют единые для всех законы и жесткая дисциплина.

Какое государство Русь или Орда будет иметь преимущество в войне? 


4. Битва на реке Калка.

Самостоятельная работа с учебником. Обучающиеся читают текст на стр. 97 учебника и отвечают на вопросы: Назовите причины поражения русских войск? Подумайте, могла ли битва на реке Калке закончиться по-другому?

Причины поражения:

  1. отсутствие единства и несогласованность действий русских князей

  2. отличная военная подготовка монголов и хитрая тактика.

Работа с хронологией. Запись даты: 1223 г. – битва на р. Калке.

Вывод: Мы видим, чем закончилось сражение на реке Калке для наших воинов. Это сражение было на чужой территории. Но прошло не так много времени и русские люди испытали весь ужас нападения на свои земли.

4. Вторжение Батыя на Русь


Запись даты: 1237-1240 г.г. – первый поход Батыя на Русь.

Осенью 1237 г. монголы подошли к русским границам. Работа с картой: проследим поход Батыя на Русь. (Ученики работают с картой, называя основные направления, учитель комментирует).

В декабре 1237 г. – вторжение на Рязанскую землю.

В 1238 году вторжение во Владимирское княжество.

Работа с документом. Суздальская летопись о монгольском нашествии на Русь. (стр. 105-106 учебника). Какие факты свидетельствуют о том, что это было именно нашествие, а не привычный для русского человека набег степняков-кочевников?

Взяв город Торжок в 1238г., татары двинулись на Новгород, но, не дойдя до него 100 верст, повернули назад. Подумайте, почему монголо-татары за 100 км от Новгорода повернули назад?

Работа с текстом учебника. Стр. 102.

Героическая оборона маленького городка Козельска.

На пути татары решили овладеть Козельском. Семь недель оборонялся город. Когда стены его были разрушены стенобитными орудиями и враги поднялись на вал, жители вновь атаковали татар, сами погибли, но убили многих военачальников. Монголы назвали Козельск «злым городом» и сравняли с землей.

А если бы такую сплочённость проявили русские князья, смогли бы татары победить Русь?

 

6. Второй поход монголо-татар на Русь


Весна 1239 г. поход Батыя на Южную Русь.

Работа с картой: проследите дальнейший путь монголо-татар.

Март 1239 г. разгромлен Переяславль, г. Чернигов; декабря 1240г.– г. Киев. (Монголы подошли к Киеву осенью, жители города отчаянно сопротивлялись, почти все погибли или оказались в плену).

7. Заключительный этап урока: Обратимся к проблемному вопросу:

Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

Подводя итоги ответам обучающихся, назовём сильные стороны монголо-татар:

  • Численное превосходство

  • Железная дисциплина

  •   Военно-тактическое превосходство


Слабые стороны русских княжеств:

  • Феодальная раздробленность

  • Отсутствие единой армии

  • Техническая отсталость русских дружин

 

Но русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость. Об этом мы узнаем на следующем уроке.


8. Домашнее задание.

§12, вопросы; составить синквейн «Нашествие монголов».

По желанию: написать мини-сочинение от лица участника обороны Козельска (Рязани);

или объяснить слова А.С. Пушкина о том, что Европа спасена «Растерзанной и издыхающей Россией»


9. Рефлексия:


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интерес



СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК.

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок в 6 классе по теме: «Нашествие монголов на Русь»

Автор: Ангел Лариса Леонидовна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Презентация к уроку истории на тему "Нашествие монголо-татар на Русь""
    ["seo_title"] => string(69) "prezentatsiia_k_uroku_istorii_na_temu_nashestvie_mongolo_tatar_na_rus"
    ["file_id"] => string(6) "518419"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1566839896"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Разработка урока истории в 6 классе на тему: "Нашествие с Востока" "
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotka-uroka-istorii-v-6-klassie-na-tiemu-nashiestviie-s-vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "221218"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435125379"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Интегрированный урок на тему "Русь во время монголо-татарского нашествия" "
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi-urok-na-tiemu-rus-vo-vriemia-mongholo-tatarskogho-nashiestviia"
    ["file_id"] => string(6) "230300"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442073896"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему: Русь и Золотая Орда "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rus-i-zolotaia-orda"
    ["file_id"] => string(6) "113786"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411048102"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урок по истории 6 класс по теме "Нашествие с Востока" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-urok-po-istorii-6-klass-po-tiemie-nashiestviie-s-vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "149606"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420260997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства