- закрепление понятий – историческое время , « лента времени», хронология исторических событий.
2. Коммуникативные компетенции:
- формирование правильной речи с использованием понятий до н.э. и н.э.
- обучение умению излагать свои мысли в устной форме.
Ход урока.:
Организационный момент. Учитель входит в класс, приветствует ребят, отмечает отсутствующих (1 мин).
Проверка домашнего задания:( 10 мин.)
Цель проверки : закрепление знаний по разделу «Жизнь
первобытных людей»:
- Ребята, на прошлом уроке мы закрепили знания по разделу « Жизнь первобытных людей», а сейчас вспомним - насколько хорошо вы это усвоили.
Первая часть вопросов выполним устно:
а ) экспресс- опрос ( устно): (3 мин)
1. Историю какого исторического периода мы изучили?
2. Кого называют первобытными людьми?
3.Как жили первобытные люди?
б )письменный опрос – выполнение теста, взаимопро-
верка ( 7 мин.).
- вопросы для письменного теста:
1.Когда жили на земле первобытные люди?
А) более 2 млн. лет назад; б) более 4 млн. лет назад;
2. Когда человек стал таким же , как люди нашего времени?
А ) 40 тыс. лет назад; б) 35 тыс. лет назад;
3. Когда было изобретено письмо?
А) 3 тыс . лет назад; б) 7 тыс. лет назад; в) 5 тыс. лет назад;
4. Когда возникло земледелие?
А) более 7 тыс. лет назад; б) более 10 тыс. лет назад;
5. Когда появилось ремесло- обработка металлов?
А) около 40 тыс. лет назад; б) около 10 тыс. лет назад.
3 этап. Формирование новых знаний и умений. ( 25 мин)
а) Создание проблемной ситуации: Определение темы и цели урока самими учащимися с помощью учителя.
- Ребята, ответьте мне, пожалуйста, какое понятие объединяет вопросы нашего теста?
- Все они спрашивают о времени происхождения того или иного события.
- Какие единицы времени вы знаете? ( минута , час, месяц и т.д.)
- Расположите следующие отрезки времени по мере их возрастания : минута, час, день, век, тысячелетие, эра.
- Итак, о чем мы будем говорить на уроке?
- На уроке мы будем говорить о времени.
- Правильно, на уроке мы будем говорить не просто о времени , а о времени в истории.
Итак, запишем тему нашего урока : Счет лет в истории.
Далее вместе с ребятами определяем цель, проблему и выдвигаем гипотезу.
- Какова цель сегодняшнего нашего урока? ( слушаем несколько ответов учащихся для формирования цели урока)
- Совершенно верно, мы должны узнать как в истории ведется счет летам -(т.е. годам).
Учащиеся выдвигают гипотезы , пытаясь ответить на поставленный вопрос.
- Учитель корректирует ответы учащихся и ставит цель:
-Итак, на уроке мы должны ответить на вопрос - каковы особенности счета лет в истории?
- Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? – нет.
- Этот вопрос и станет проблемным вопросом на нашем уроке. ( учитель выписывает вопрос на доске и подчеркивает его.)
Б) Вводное слово учителя.
Обращаясь к изучению прошлого, легко заметить, что нас всегда интересует, когда жил тот или иной исторический деятель, когда произошло то или иное историческое событие. Без дат нет истории.
Историки выстраивают прошлое, исторические события в определенной последовательности во времени. Последовательность событий во времени называется хронологией. В переводе с греческого языка слово «хронология» - означает « наука о времени».
Десять лет образует – десятилетие, сто лет – столетие или век. Тысяча лет – тысячелетие.
В) объяснение нового материала:
- Для удобства ведения счета историческим событиям в истории принято использовать « ленту времени». Учитель показывает макет « лента времени» - Сейчас на интерактивной доске мы нарисуем «ленту времени» .
Разделим « ленту времени» на два отрезка с помощью вертикальной линии. Вертикальную линию, которая делит « ленту времени на два отрезка , принято считать годом рождения Иисуса Христа. В каком же году родился Иисус Христос? Может кто-нибудь ответит на этот вопрос?
- Тогда послушаем Вадима . ( один из учеников знакомит ребят с сообщением о жизни римского монаха Дионисия )
Учитель: итак, Дионисий даже не знал, что он сделал такое открытие - новую датировку он придумал исключительно для Пасхалий и более нигде не применял. Спустя более тысячи лет открытие Дионисия (дополненное) стали применять для отсчета исторических событий.
-Время до рождения Иисуса Христа позже ученые определили как время « до нашей эры» - сокращенно стали писать до н.э., а время после рождения Иисуса Христа – наша эра - н.э.
- Можно ли год рождения И.Х. считать нулевым годом? –
- Почему нельзя?
В истории не может использоваться цифра « ноль», так как «ноль»- это ничего.
- Физминутка. ( 2 мин.)
Актуализация знаний после физминутки:
- Что обозначает время « до н.э.»?
- Что обозначает время « наша эра»?
- Сколько лет в одном веке ?
- Века в истории принято писать римскими цифрами в отличие от арабских цифр, которые мы привычно используем.
- знаете ли вы, как пишутся римские цифры?
Для правильного написания римских цифр достаточно знать три цифры , а все остальные –это сочетания цифр один, пять, десять .Для запоминания написания римских цифр используется игровой момент.( на доску прикрепляются римские цифры, учащиеся называют свои ассоциации и рядом записывают арабские цифры ).
4 этап. Закрепление нового материала.
А) Выполнение заданий по рабочей тетради ( учитель проходит по рядам , проверяет выполнение заданий).
Б) Ответить на проблемный вопрос.
( ответ на проблемный вопрос строится следующим образом: на доску вывешиваются разные словосочетания, из которых необходимо выбрать правильные, чтобы получился правильный ответ: Время в истории делится на два периода- «до нашей эры» и «наша эра» , связано это с датой рождения Иисуса
Христа. Века обозначаются римскими цифрами.
5 этап. Рефлексия ( 2 мин.)
6 этап. Постановка домашнего задания: ( 3 мин.)
Прочитать текст в учебнике стр. 28.; выполнить задания в рабочей тетради.
СЦЕНАРИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РАЗРАБОТКИ
УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ
Тема: Счет лет в истории.
( 1 урок в разделе « Счет лет в истории» Тема предыдущего урока:
« Обобщение по главам 1-2 « Жизнь первобытных людей»).
Цели:
Образовательные:
Знакомство с историческим временем, понятиями « до нашей эры» и « наша эра», использование римских цифр при обозначении веков.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятиями историческое время, « лента времени», римские цифры.
Научить осмысленно использовать понятия « до нашей эры» и « наша эра»
Актуализировать знания, полученные по разделу « Жизнь первобытных людей».
Развивающие.
Продолжить развитие умений:
1.Выделять причинно- следственные связи;
2 Отмечать на « ленте времени» исторические периоды « до нашей эры» и « наша эра», дату различных исторических событий.
3. Использовать римские цифры для обозначения веков, соотнести дату и событие.
4. Давать полный развернутый ответ на поставленный вопрос.
Воспитательные.
1.Осознание истории как науки.
2. Бережное отношение ко времени, ценить свое и чужое время.
Методы и приемы: репродуктивный, проблемный, частично – поисковый.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Формы организации работы учащихся: фронтальная , индивидуальная.