№ | Этап урока | | |
1. | Организационный момент | Подготовка учащихся к работе на уроке | Полная готовность к началу работы на уроке |
2. | Проверка выполнения домашнего задания | Установление полноты усвоения учебного материала прошлого урока | Цель: проверка способности учащихся применять понятийный аппарат исторического знания, умения работать с учебной информацией и решать творческие задачи. |
Вопросы проверки: Дайте определение «истории». Докажите, что история – это наука. Что необходимо учёному-историку, чтобы полно описать события прошлого? Перечислите виды исторических источников и дайте им краткую характеристику. Раскройте понятия «архив», «памятник», «музей». Назовите известные вам музеи нашего города. Что лишнее в рядах слов? (ответ письменный) А) ложка, платье, железный наконечник, молоток, легенда. Б) берестяная грамота, миф, летопись, хроника, письмо. В) пословица, былина, открытка, обрядовые песни, народные традиции. |
3. | Подготовка к основному этапу урока | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности | Совместная с учащимися работа по осмыслению и принятию целей урока и постановке учебных задач. Результат: - понимание культурного разнообразия мира, уважение к культуре своего и других народов; - способность решать творческие задачи, использовать современные источники информации; - овладение целостными представлениями об историческом пути человечества, умение изучать и систематизировать информацию. |
Учитель - Записываем в тетрадь число. Откуда мы знаем дату сегодняшнего дня? Учащиеся – Узнаём из календаря. Учитель – Как появился календарь? Учащиеся пытаются ответить на вопрос. Учитель – У меня в руках два клубка ниток. Подумайте, что означает нить, натянутая между двумя точками? Учащиеся высказывают предположения. Учитель вызывает 5 человек к растянутой нити и просит развесить карточки с датами на эту нить: «10000 лет назад – земледелие», «5000 лет назад – возникновение Египта», «988 г. – принятие христианства на Руси», «1941-1945 гг. – Великая Отечественная война», «День Знаний». Проверяется правильность распределения и ставится вопрос: «Почему возникла проблема с карточкой «День Знаний»?». Учащиеся дают ответ и пытаются сформулировать тему урока. Учитель корректирует и направляет их ответы в нужное русло и записывает тему на доске. Учитель – Давайте определим вопросы, которые необходимо рассмотреть на уроке (на доске под руководством учителя составляется и записывается план урока). |
4. | Усвоение новых знаний | Осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий | Цель: - научиться определять последовательность и длительность важнейших событий истории; - объяснять смысл исторических понятий и использовать их в практической деятельности; - развитие монологической речи. |
Учитель - Кроме умения использовать исторические источники историку важно хорошо ориентироваться во времени. Есть такая наука как ХРОНОЛОГИЯ (объяснить). Начинаем работать с презентацией «Счёт лет в истории» (учащиеся отвечают на предлагаемые вопросы и задания при изучении нового материала). |
5. | Первичная проверка понимания нового материала | Установление правильности усвоения учебного материала | Цель: проверить усвоение учебного материала путём решения задач с использованием ленты времени. Критерии: работают со счётом исторического времени, понимают, как решать задачи по теме, понимают необходимость последовательности своих действий, используют новые исторические понятия при ответе. |
Учащиеся работают в тетради, где на ленте времени отмечают предлагаемые учителем даты, выполняют творческие задания, знают последовательность решения исторических задач и комментируют их решение. |
6. | Закрепление новых знаний и способов действий | Закрепление новых знаний и способов действий на уроке | Цель: проверка самостоятельности решения практических задач. |
Учащиеся самостоятельно выполняют задания на странице 33 и 35 учебника, а также придумывают и записывают в тетради задачу на счёт лет в истории. |
7. | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы знаний по теме | Активная деятельность учащихся по формированию и систематизации внутри предметных и межкурсовых связей |
Учащиеся самостоятельно делают выводы по изученному материалу. |
8. | Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. | Цель: обратить внимание учащихся на правильность работы с лентой времени, последовательность действий при решении задач, повторение изученных терминов. |
9. | Подведение итогов | Анализ и оценка успешности достижения цели | Озвучивание оценок за урок. Оценка ставится в зависимости набранных баллов за урок: «5» - 5 и более баллов «4» - 3-4 балла. |
10. | Домашнее задание | Закрепление полученных на уроке знаний путём повторения (работа с учебником) | Параграф 3, знать основные понятия, подготовить задачу по теме с записью её в тетради. |