Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру ("Моё Отечество") "С чего начинается Родина?" ОС "Школа 2100" »
Окружающий мир (3-й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 4.
ГЛАВА I. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ
Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
Цели:
Помочь младшему школьнику осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт.
Сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, правительство, армия, полиция.
Оргмомент.
-«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно над собой работать, ставить новые цели, стремиться к их достижению.» Ж.Ж. Руссо.
-Какое нужно настроение, чтобы урок поучился хорошим?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Эмоциональный настрой.
-Строки мудрости Вам прочитает Настя "Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость." (Л.Н. Толстой)
-Если вы сегодня об этом ещё не подумали, то давайте подумаем вместе, как больше доставить радости гостям на нашем уроке.
Определение темы урока.
-Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам посмотреть видеоклип.
(после клипа) –Так какая тема урока? (С чего начинается Родина) Слайд 1.
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
-А теперь определим проблему урока. Слайд 2
-Какую основную мысль высказала Анюта в первой фразе?(наша Родина-Россия)
-А во второй?
-Сравните значения слов родина в первой фразе и во второй
-Что вас удивило?(Что папа назвал своей родиной Новгород)
-Какое вы заметили противоречие?(У анютиного папы 2 Родины)
-Какой возникает вопрос?(Что для человека означают слова Родина и родина?)Слайд 3
-И ещё я предлагаю вам рассмотреть на уроке такие понятия как общество, страна и узнать, как поддерживается в стране порядок. Вы можете принять моё предложение, а можете добавить что-то своё. Хотите что-то изменить?
– Какое умение формировали? (Ставить перед собой цель и планировать работу)
Слайд 4
-Рассмотрите рисунки на с 16. К каждому рисунку придумайте предложение со словом родина.
-Так что же такое родина?
Родина –это родной дом, в котором ты родился, родной город, родная страна.
Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.
Работа в учебнике. Слайд 5.
Взаимосвязь людей в обществе.
-Родной дом, село, родной город называют малой родиной , а страну. В которой ты родился – большой родиной. Как вы объясните, что такое страна. общество?
-Где мы можем проверить свои предположения? (в учебнике)
-Давайте проверим по учебнику. Прочитайте текст с16-18. «Человек без Родины, что птица без гнезда». Как вы понимаете эти слова?
-Что же такое страна?(Страна-это прежде всего люди, которые в ней живут и связаны друг с другом)
-Какое умение мы сейчас развивали? ( умение работать с информацией)
–Посмотрите на слайд … , поможем Илюше ответить на вопросы. используя рисунок?
– Прежде чем помочь Илюше ответить на вопросы папы, давайте внимательно рассмотрим, что же видно из окна их квартиры?
-Без чьей помощи пассажиры автобуса не смогут добраться до своей работы? (Ответ очевиден – без помощи водителя. Но можно направить рассуждение дальше)
-А кто ещё должен был потрудиться, чтобы этот автобус подъехал к остановке с пассажирами?
(Дети смогут назвать рабочих завода, где он был изготовлен, конструкторов, мастеров технического обслуживания, тех, кто связан с производством топлива для автобуса, и т.д. Важно, чтобы у них возникло представление об очень длинной цепочке профессий.)
Работа по следующим вопросам строится аналогично.
-Какой же сделаем вывод? Слайд 6
(Все люди связаны друг с другом. Но где бы ни жил человек, в городе или деревне, он не может обойтись без помощи других людей. У всех нас одна общая Родина – Россия – страна, где мы родились, живём и трудимся. И все мы – это одно общество. Как бы один огромный дом, в котором живут миллионы семей.)
– А теперь ответьте на мои вопросы. Сможет ли человек в современном городе, селе прожить один, сам по себе, без помощи и поддержки других людей? Может ли один город или село в нашей стране быть независимыми, не связанными с другими городами (сёлами)? (Нет, по всей стране люди пользуются товарами, произведёнными другими людьми; по радио и телевидению мы слушаем и смотрим передачи о жизни других людей и т.д.)
-Мы выяснили, что такое малая родина, большая, что такое страна и общество. А теперь поговорим о порядке в стране.
2. Порядок в стране.
Слайд 7
Ученики высказывают свои мнения по поводу правил поведения в обществе, необходимости правительства и полиции. Задача учителя – подвести учеников к мысли, что обществом необходимо управлять, что нужны люди, которые управляют страной, следят за порядком, защищают от врага. Проверить и дополнить выводы учащихся можно с помощью чтения текста учебника на с. 18–21 со слов «Для того чтобы…» и до «…для общей пользы».
-Что же такое государство?
Самостоятельное применение знаний.
Слайд 8.
Задание в рабочих тетрадях №2 с 6
-Чья группа справилась с заданием?
-Какие умения формировали?
Слайд 9 №1 с.6
Слайд 10 №2 с 7
-Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
– Что человек называет своей Родиной?
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Родиной можно назвать не только родной дом, село, город, но и всю страну. В стране, как и в доме, должен быть порядок, который поддерживается на государственном уровне.
Проверка
Вопросы к ученику (формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.