kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории "Первые киевские князья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет выделить факты, подтверждающие появление государства у восточных славян в IX в.; сформировать представления у учащихся о деятельности первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава). Учащиеся также продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля. Учитель продолжит формирование  у учащихся коммуникативности, интереса к истории своего государства, формирование у учащихся представлений об основных направлениях внутренней и внешней политики первых киевских князей; закрепление знаний о государстве, содействие учащимся в развитии познавательных интересов, логического мышления, потребностей самостоятельного приобретения знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории "Первые киевские князья"»

Конспект урока в 6 классе по истории

«Первые киевские князья»

  1. Цель:

  1. Выделить факты, подтверждающие появление государства у восточных славян в IX в.; сформировать представления у учащихся о деятельности первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава).

  2. Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.

  3. Привить уважение к историческому прошлому своего народа, сформировать представление о политике достойном уважения и памяти потомков на примере деятельности первых русских князей.



Тип урока: комбинированный.


Задачи:

  1. Воспитание у детей коммуникативности, интереса к истории своего государства

  2. Формирование у учащихся представлений об основных направлениях внутренней и внешней политики первых киевских князей; закрепление знаний о государстве.

  3. Содействие учащимся в развитии познавательных интересов, логического мышления, потребностей самостоятельного приобретения знаний.


Основные понятия и даты: 882-912-правление Олега, 912-945-правление Игоря, 945-957-правление Ольги, 957-972-правление Святослава, погосты, уроки, 907,911-походы Олега на Византию, 941,944-походы Игоря на Византию, 945-налоговая реформа Ольги, 965-969-походы Святослава на Хазарию, реформа.


Оборудование и средства обучения:

Карта “Древнерусское государство в IX-XII вв.”; шаблон таблицы; презентация.


Использованная литература:

  • Данилов А.А.,  Косулина Л.Г. «История России: с древнейших времен до конца 16в. 6кл» - М.., Просвещение, 2005

  • Данилов «Рабочая тетрадь к учебнику Данилова …6 кл »

  • Агафонов С.В. «Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времен до конца 16в. К учебнику Данилова…» - М., Экзамен, 2005

  • Хрестоматия по истории России

Ход учебного занятия

  1. Организационный этап  (приветствие, проверка отсутствующих)

  2. Проверка домашнего задания

А) Рассказать с помощью плана о возникновении Древнерусского государства (Приложение 1)


Б) Используя контурную карту, определите территорию, 
которую занимали племенные союзы восточных славян.

Поляне – Кривичи --

Дреговичи – Радимичи --

Полочане – Вятичи --

Словене -- Уличи и тиверцы --

Северяне -- Древляне --

  3. Подготовки учащихся к усвоению нового материала.

- Сегодня на уроке мы будем говорить  о начальном периоде в развитии Древнерусского государства, о первых киевских князьях (записывают тему урока). Мы будем работать с учебником, документами,  картой и узнаем, что общего было в их деятельности и что особенного. А чтобы вам легче было разобраться по ходу урока,  мы будем заполнять таблицу.

Демонстрируется слайд. Таблица «Первые киевские князья» (только названия колонок).

Учащиеся переносят ее в тетради.

Имя князя

Годы правления

Итоги правления

Символ правления

Заполненная таблица (Приложение 2)

  1. Этап усвоения новых знаний

- Как звали 1-го киевского князя, который объединил Новгород и Киев?

 (Слайд. Портрет Олега.)

    О нем нам расскажет (Ф.И. учащегося). А задача всех учеников слушать внимательно, заполнять по ходу сообщения 2 и 3 графы, но итоги правления должны быть записаны в 3-х предложениях (не более).

-Сообщение об Олеге Вещем.

 Примерный текст сообщения: «Олег – первый киевский князь. Правил в Киеве в 882-912гг. по разным версиям, был или знатным военачальником в дружине Рюрика или близким его родственником. Именно Олег перенес центр княжества в Киев, убив Аскольда и Дира. Он постепенно объединил большую часть земель восточных славян. Весь путь из «варяг в греки» оказался под его властью.

    В 907 году Олег повел воинов на Царьград – столицу Византии. В этом походе участвовало 80 тысяч русских воинов, которые плыли на 2 тыс. ладьях. Византийцы перегородили гавань огромной цепью, чтобы русские корабли не смогли подойти к городу. Тогда Олег приказал вытащить корабли на берег и поставить их на колеса. Подняли паруса, и попутный ветер погнал корабли к стенам Царьграда.

    Византийцы испугались и запросили мира. В знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит. А еще был подписан выгодный для русских купцов торговый договор. Но византийцы попытались его нарушить. И тогда Олег совершил в 911 г еще один поход в Константинополь, и все права русских купцов были не только восстановлены, но и еще больше расширены. Например, купцов должны были кормить и поить бесплатно, устраивать баню, когда им захочется. Русские купцы могли приезжать в Византию без своих товаров, только за греческими товарами.

    В народе Олег получил прозвище Вещий. Он правил в Киеве 33 года, потом умер от укуса змеи. А по другой версии, он уплыл за море, и следы его затерялись».

-  Каковы же итоги правления Олега? Символ правления?  

   Демонстрация слайда с частью заполненной таблицы.

- О деятельности других киевских князей вы будите готовить рассказ сами, работая в группах.

Группа № 1

- Прочитайте учебник на стр 30, пункт «Правление Игоря и Ольги», абзац 1-3.

- Что известно о князе Игоре?

- Запишите 3 предложения – итоги его деятельности

Группа № 2

- Прочитайте учебник на стр 31, 2-3 абзац и документ (Историк С.М.Соловьев о княгине Ольге «…И в Константинополе, во дворце императорском, … Ольга отличалась ловкостию, находчивостию, хитростию; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян. Император, говорит предание, предложил Ольге свою руку; та не отреклась, но прежде потребовала, чтоб он был  ее крестным; император согласился но когда после таинства повторил свое предложение, то Ольга напомнила ему, что по христианскому закону крестный не может жениться на своей крестнице. «Ольга! Ты меня перехитрила!» - воскликнул изумленный император и отпустил ее с богатыми дарами»)

- Что известно об Ольге? Как характеризует ее случай в Византии?

- Составьте 3 предложения – итоги ее деятельности

Группа № 3

    Внимательно рассмотрите карту в учебнике на стр. 33 и прочитайте документ  ( В лето 964, когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походах не возил с собой ни обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, зверину, или говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел походного шатра, но спал подстелив подклад и положив седло в головах. Таковы были и другие его вои.  «Повесть временных лет»)

- Какие славянские земли подчинил Святослав?

-Какие походы совершил(когда и куда?)

-Почему так удачно воевал?

- Составьте 3 предложения – итоги его деятельности

    Итогом работы каждой группы является небольшой рассказ, который сопровождается показом слайдов с портретами князей.  

    После выступления 1 группы учитель дает небольшую справку о гибели Игоря в земле древлян и мести Ольги.

- Почему так страшно и жестоко отомстила Ольга?

- Только ли этой местью запомнилась Ольга на Руси?

- Рассказ 2 группы.

- Почему РПЦ считает 24 июля днем памяти княгини Ольги?

- Какой символ правления мы внесем в таблицу?

- В 957г Ольга передала правление своему сыну Святославу.

Выступление 3 группы.

- Почему Святослав смог разгромить таких сильных противников? Символ правления?

Рассказ учителя:

   Святослав завоевал огромные земли. Он решил перенести столицу из Киева в г. Переяславец (на Дунае). А как Византия отнесется к усилению своего соседа – Древнерусского государства?

    Византийский император уговорил печенегов напасть на Киев. Узнав об этом Святослав поспешил на помощь, отогнал врагов. Но не захотел оставаться в Киеве. Тогда киевляне упрекнули его:»Князь, ты ищешь чужих земель, а своей Роной пренебрегаешь». И тогда Святослав посадил на киевский престол своего старшего сына Ярополка., а сам отправился на Дунай.

    Но в 971г Византия начала войну со Святославом. Была очень жестокая битва («Да не посрамим земли русской. Ляжем тут костьми. Ибо мертвые сраму не имут»). Обе стороны несли большие потери заключили перемирие.  Святослав отправился в Киев, но печенеги подстерегли его в засаде и убили. Хан приказал вставить череп Святослава в золотую оправу и  использовал его как чашу (в знак признания доблести князя).

4. Закрепления пройденного материала:

1. Покажите на карте территории, вошедшие в состав Древнерусского государства при Олеге, Игоре, Ольге, Святославе.

2. Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга? Каково их значение?

3. Учащиеся выполняют тестовые задания.

     

Выберите правильные ответы:


1. Святослав совершал военные походы против:

а) Византии

б) Болгарии

в) Швеции

г) Хазарии

д) Италии


2. «Повесть временных лет» – это:

а) первый русский свод законов

б) первый русская художественная книга

в) первая русская летопись

г) первая русская газета


3.Прочтите отрывок из источника и укажите имя киевского князя, о котором идет речь. 
    «Когда князь вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны… [Перед началом похода] он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на вас».

а) Олег Вещий;  

б) Игорь;  

в) Святослав;  

г)Ольга.


4.Восстание древлян в 945 г. было вызвано:

    а) нежеланием древлян принимать христианство;  

    б) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян;  

    в) межплеменной рознью древлян и вятичей;  

    г) нежеланием древлян участвовать в походах князя Святослава


5.Кто установил в середине Х в. новую систему сбора дани и податей в землях, подчиненных Киеву?

а) Игорь;  

б) Святослав;  

в)Рюрик;  

г) Ольга.


6.Как назывался сбор дани древнерусскими князьями в форме обхода ими подвластных земель?

а) пожилое;  

б) полюдье;  

в) кормление;  

г) оброк.


7.Расположите имена древнерусских князей в хронологической последовательности их правления.

    а) Ольга
    б) Святослав
    в) Игорь
    г) Олег

5.Подведения итогов урока.

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Деятельность первых киевских князей укрепила авторитет Руси или нет? Докажите.

Выставление оценок.

6. Домашнее задание. Параграф 4 учебника, выучить даты и новые термины.

                                                                                                                                   Приложение 1

План ответа на вопрос «Возникновение Древнерусского государства»

  1. Что такое государство.

  2. Когда возникло Древнерусское государство?

  3. Предпосылки образования государства у восточных славян.

  4. Причины образования государства.

  5. Зачем славяне пригласили варягов?

  6. Какие 2 центра заняли (основали) варяги?

  7. Как и когда произошло их объединение.

                                                                                                                             Приложение 2


Имя князя

Годы правления

Итоги правления

Символ правления

Олег

882-912

Объединил почти все земли восточных славян; 907, 911 – походы на Царьград, заключил торговый договор




Игорь

912-945

Подчинил древлян, 

941, 944 -походы на    Царьград

(неуд)  (догов)              




Ольга

945-957

Провела реформу (погост, уроки), приняла христианство




Святослав

957-972

Подчинил вятичей, уличей, тиверцев; походы в Болжскую БулгариюЮ Хазарию, на Дунай




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по истории "Первые киевские князья"

Автор: Минакова Светлана Викторовна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Технологическая карта к уроку истории по теме:"Первые киевские князья" (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_k_uroku_istorii_po_teme_pervye_kievskie_kniazia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "483605"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541422079"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "презентация для урока по истории России в 6 классе "Первые киевские князья" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-istorii-rossii-v-6-klassie-piervyie-kiievskiie-kniaz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "172198"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423765011"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Технологическая карта урока истории в 6 классе "Первые киевские князья""
    ["seo_title"] => string(73) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_istorii_v_6_klasse_pervye_kievskie_kniazia"
    ["file_id"] => string(6) "509212"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1557079004"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Первые русские князья "
    ["seo_title"] => string(26) "piervyie-russkiie-kniaz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "119854"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413543255"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории «Киевская Русь накануне монгольского нашествия" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-istorii-kiievskaia-rus-nakanunie-monghol-skogho-nashiestviia"
    ["file_id"] => string(6) "156392"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421419525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства