- развивать мыслительную деятельность, устную связную речь
- воспитание любви, уважения и интереса к историческому прошлому и наследию казахского народа
Оборудование: презентация «Президент Республики Казахстан», портрет президента РК, карта Казахстана, таблички с речевым материалом.
Психологический настрой.
Ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу , нашим гостям, которые отложили свои важные дела, пришли, чтобы посмотреть чему вы научились. Улыбнитесь и скажите всем «доброе» спасибо. Пожелайте удачи себе, мысленно скажите: «Я смогу», «У меня все получится».
Я желаю вам солнечного, ясного дня и хорошего настроения.
Ход урока:
Орг. момент
раскрыть тему урока
1. презентация «Президент Республики Казахстан».
2. Затем учащиеся отвечают на вопросы по презентации:
Как избирается Президент Республики Казахстан? Срок его полномочий?
Кто является высшим должностным лицом нашего государства?
Где и когда родился Н. Назарбаев?
Семейное положение Н. Назарбаева.
Должности Н. Назарбаева.
С какими международными организациями сотрудничает Казахстан?
С какого времени Н. Назарбаев является президентом РК?
Форма правления РК
Мы живем в независимой стране, о чем когда-то мечтали наши предки, и мы должны беречь эту независимость, как зеницу ока, быть истинными патриотами своего отечества, любить свой язык, сохранять культуру, традиции и трудиться на благо страны. Досрочное выполнение целей Стратегии «Казахстан-2050» обусловило предпосылки перехода к следующему этапу развития страны. Президент Н.Назарбаев в Послании народу определил содержание этого этапа: «Сохраняя все, что мы достигли за годы суверенитета, продолжить устойчивое развитие в 21 веке. Наша главная цель- к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда».
3. История Казахстана насчитывает более 20 веков. Дается краткая характеристика основных периодов:
В 3 - 1 вв. до нашей эры- возникло государственное образование Кангюй.
В середине 6 - 8 вв.- Тюркский каганат, государство карлуков.
В 9 - 12 вв.- государства огузов, Караханидов.
В 11 - начале 13 вв.- нашествие сельджуков, киданей, монголо-татар.
В конце 15 в.- образовалось Казахское ханство, которое делилось на жузы.
В 18 в.- Младший и Средний жузы добровольно приняли российское подданство.
19 в. - присоединение Старшего жуза, все казахские земли вошли в состав России (Семипалатинская, Акмолинская, Тургайская, Уральская и части Семиреченской и Сырдарьинской области).
В ноябре 1917 - феврале 1918- установлена советская власть. Гражданская война закончилась в марте 1920.
26 августа 1920 -в составе РСФСР образована Киргизская АССР. 19 апреля 1925- Переименована в Казахскую АССР.
в 1924 – 1925- В результате национально-государственного размежевания Средней Азии все казахские земли объединились.
С 5 декабря 1936- союзная республика в составе СССР.
В октябре 1990 Верховным Советом Казахской ССР принята Декларация о государственном суверенитете республики.
В 1991 провозглашена независимость республики, учрежден пост президента.
4. Проводится викторина по символике:
Назовите художников- создателей Государственного герба?
(Жандарбек Малибеков, Шота Уалиханов)
- Что представляет собой Государственный герб Республики Казахстан?
(наш герб- это символ целостности мира и первоосновы государства-семьи, это олицетворение мечты и полета творческой фантазии, это-путеводная звезда государства)
-Почему на нашем гербе присутствуют такие символы: шанырак, мифические кони, пятиконечная звезда?
(Шанырак- символ отчего дома и мира; мифические кони- символ солнца, жизни и света, они также символизируют жизнь, бег времени, ум, мудрость, мужество и благородство; золотая звезда является сиволом высоких помыслов, ведущей за собой мечты.)
-Назовите автора флага РК
(Шакен Ниязбеков)
- Что олицетворяет сине-голубой цвет флага РК ?
(Сине-голубой цвет флага – это идея единения о напоминания о безоблачном мирном небе, олицетворение спокойствия и благополучия. Синий цвет и его оттенки соответствуют честности, верности, надежности.)
- Что символизирует золотое солнце с лучами, парящий степной орел?
(Золотое солнце, купающееся в своих лучах- покой и богатство. Степной орел- щедрость и зоркость, высота помыслов казахстанцев.)
(наш гимн- это торжественная песнь, отразившая всю жизнь казахского народа. В нем поется о трудностях, которые он пережил за всю свою историю, о его героической борьбе за независимость. В нем звучит величие народа, провозгласившего мир и дружбу, веру в счастливое будущее)
-Как нужно слушать гимн?
5. Учащиеся работают по карточкам. Задание: прочитать текст и ответить на вопросы.
Ежегодно 16 декабря мы отмечаем самый главный праздник- День независимости Республики Казахстан. Эта знаменательная дата играет особую роль в истории нашего государства, ровно 23 года назад 16 декабря 1991 года на древней казахской земле образовалось молодое государство. Республика Казахстан провозгласила себя независимым, демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его права и свободы. Основные принципы государственного устройства отражены в основном законе страны- Конституции Республики Казахстан. Согласно Конституции, все граждане Республики Казахстан имеют равные права и свободы, независимо от национальности, вероисповедания, расы, пола, социального и материального положения. В Казахстане проживает более 130 национальностей, объединенных общей исторической судьбой. Народ Казахстана живет в мире и согласии. Представители каждой национальности имеют право развивать свою культуру, традиции и обычаи. Для поддержки культуры каждой нации и всего казахстанского народа в стране действует множество этнокультурных центров, деятельность которых регулируется Ассамблеей народа Казахстана. Ассамблея народа Казахстана была образована 1 марта 1995 года. Внешнеполитический курс республики состоит в поддержании взаимовыгодных дружественных отношений на принципах полного доверия с сопредельными государствами, включая СНГ, а также развитие широких связей со всеми другими странами на основе справедливости и международного партнерства.
Таким образом, Казахстанский народ общими усилиями принимает участие в развитии нашей страны, в реализации социальных и экономических реформ.
Вопросы:
1. Основной закон государства?
2. Что считается высшими ценностями нашей республики?
6. Работа по датам. Учащимся необходимо правильно ответить на вопросы. Помощь: из перечисленных вариантов выбрать правильный.
29 августа 1991 год
2 октября 1991 год
1 декабря 1991 год
16 декабря 1991 год
2 марта 1992 год
4 июня 1992 год
15 ноября 1993 год
30 августа 1995 год
1 мая 1996 год
10 июня 1998 год
Вопросы:
1. В этот день Указом Президента был закрыт Семипалатинский ядерный полигон. (29.08.91.)
2. В этот день совершился полет первого казахстанского космонавта Тохтара Аубакирова в космос. (2.10.91.)
3. В этот день состоялись первые всенародные выборы Президента РК, на которых главой государства избран Н. Назарбаев. (1.12.91.)
4. В этот день президент РК Н. Назарбаев подписал Конституционный закон РК «О государственной независимости РК» (16.12.91.)
5. В этот день Казахстан вступил в ООН (2.03.92.)
6. В этот день глава государства подписывает законы «О государственном флаге РК», «О государственном гербе РК», «О музыкальной редакции государственного гимна РК» (4.06.92.)
7. В этот день введена национальная валюта РК- тенге (15.11.93.)
8. В этот день на общереспубликанском референдуме принята новая Конституция Казахстана (30.08.95.)
9. В этот день учрежден День единства народов Казахстана (1.05.96.)
10. В этот день состоялась Международная презентация новой столицы Казахстана- Астаны (10.06.98.)