Обобщающий урок "Казахстан вчера, сегодня, завтра"
“История — свидетель прошлого, свет истины,
живая память, учитель жизни, вестник старины ”
Цицерон
Цели:
- Информационная компетентность: повторение и систематизация изученного по теме, закрепление знаний по истории Казахстана
- Коммуникативная компетентность: развитие познавательного интереса учащихся к истории страны, развитие речи учащихся и обогащение словарного запаса.
- Разрешение проблемы: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое настоящее и светлое будущее народов Казахстана
Оборудования: слайды, высказывания известных людей, мультимедийный проектор
Межпредметная связь: всемирная история, география, биология, казахский язык.
Ход урока:
Преподаватель: Казахстаном пройден непростой путь к нынешнему конституциональному согласию, достигнутому и засвидетельствованному на республиканском референдуме (всеобщем голосовании) 30 августа 1995 года. Обращаясь к прошедшей истории, можно констатировать, что за это короткое время Республика Казахстан уверенно сформировалась как государство с развитой рыночной экономикой, устойчивой политической системой, сильной организацией социальной защиты граждан, прочным общественным, межнациональным и межконфессиональным согласием и толерантностью.
План:
1.«Буквы говорят»
2.«Национальные обычаи и традиции»
3.«Родословная независимости»
4.«Тайны предметов»
5.«Выиграй тендер»
1 тур. На экране появляется таблица с буквами. Нужно выбрать командам по очереди буквы и ответить на вопросы под ними. Ответ на вопрос начинается с выбранной буквы.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
У
Х
Ш
Э
Я
А- В 1949 году великому казахскому писателю была присуждена Государственная премия первой степени за роман-эпопею. Речь идет о писателе:
Б- Жизнь казахов Оренбургского края В.И. Даль описал в повести
В- В каком городе Советская власть была установлена в ночь со 2 на 3 марта 1918 года в результате вооруженного восстания?
Г- Глава «Степной комиссии», готовившей проект по изменению системы управления Казахстаном
Д- Назовите имя общественного деятеля, которого в апреле 1930 года решением ОГПУ осудили к расстрелу с заменой на 10 лет заключения, в результате он скончался в Соловецком лагере в 1935 году?
Е- Он был учителем русского языка, фронтовиком. Написал письмо на имя Хрущева, где высказался о нарушениях прав личности, некоторых искажениях в области национальной политики. Его исключили из партии, загнали в психиатрическую клинику, а когда он объявил голодовку - насильно кормили через зонд. Как фамилия «инакомыслящего учителя?»
Ж- Какой хан Младшего жуза, убитый своими политическими противниками в 1809 году, создал выдающийся кюй «Шалкыма»?
К- Согласно Декрету от 10 июля 1919 года высшее военно-гражданское управление краем осуществлялось
Л- Как называли действующий между Челябинском и Кустанаем Троицкий лагерь для военнопленных в годы Первой мировой войны?
М- Взгляды какого крупнейшего историка республики, открывшего уникальный археологический памятник эпохи бронзы и раннего железа - Бегазы, были объявлены лженаучными?
Н- В битве за какой город совершила незабываемый подвиг М. Маметова?
О- Какой стихотворный сборник поэта Дулат Бабатайулы, опубликованный 1880 г. был запрещен царской цензурой
П- В каком городе в октябре 1905 г. прошла политическая демонстрация, носившая интернациональный характер, так как казахи и русские выступили сообща?
Р- Первая рабочая организация, созданная на Успенском руднике в 1905 году
С- Большой популярностью среди революционной молодежи Казахстана пользовалось стихотворение «Марсельеза казахской молодежи». Кто его автор?
У- Кого по приказу атамана Б. Анненкова в годы гражданской войны живьем сожгли в кочегарке парохода «Монгол»?
Х- 3 тысячи семей казахов –адаевцев после поражения восстания 1870 года откочевали на территорию
Ш- Кого из музыкантов и певцов в начале 20 века называли казахский «соловей»?
Э- «Устав об оренбургских киргизах», принятый после рассмотрения в Азиатском комитете в 1824 г., был разработан
Я- Огромный ущерб земле, фауне и здоровью людей Казахстана нанесли
2 тур. Следующий тур «Национальные обычаи и традиции». Каждая команда выбирает темы на экране и защищает его.
3 тур. «Родословная независимости»
Команды заполняют семантическую карту.
Родословная независимости
годы
месяцы
1991
2004
1997
1993
1998
12
04
10
02
05
Акмола переименована в Астану
+
+
Расформирование Тургайская и Талдыкурганская области?
+
+
США признало независимость Казахстана
+
+
Союз «Единства народов Казахстана» образовался
+
+
Концепция развития образования в РК до 2015 г была принята
+
+
Родословная независимости
годы
месяцы
1995
2007
1999
1994
1997
01
04
02
05
06
Выдача паспортов Казахстана гражданам началась
+
+
100 летие К.И.Сатпаева
+
+
Расформирование Жезказганской и Семипалатинской областей
+
+
Полет Т.Мусабаева в космос
+
+
К.Масимов назначен премьер-министром
+
+
Родословная независимости
годы
месяцы
2002
2006
2000
2001
1995
01
05
04
12
06
г. Ленинск был переименован в Байконур
+
+
І Евразийский медиафорум в Казахстане
+
+
55 лет Великой Победе отмечали
+
+
Текст нового гимна «Мені? ?аза?станым»
+
+
ШОС образована
+
+
4 тур. «Тайны предметов». Командам нужно выбрать по очереди буквы предметы и цифры и ответить на вопросы под ними.
Казахский язык
10
20
30
География
10
20
30
Всемирная история
10
20
30
Биология
10
20
30
Казахский язык
- Когда был принят “Закон о языках”?
2.В каком году казахский язык был переведён на кириллицу?
3.
География
1.
- Как называется озеро в Казахстане, западняя часть которого-пресная, а восточная -соленая?
- Как называется самая длинная река Казахстана?
Всемирная история
1."Велика Россия, а отступать некуда: позади - Москва!" - эти легендарные слова принадлежат
- 1480 год вошел в историю как год:
- Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС взял политический курс, получивший название
Биология
- Назовите количество государственных заповедников в Казахстане
- Оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими.
- Ученый-селекционер, участвовавший в выведении породы казахский архаромеринос
5 тур. «Выйграй тендер». Капитаны команд представляют проект развития Казахстана.
Слово судьям.
Подведение итогов.