 
Вопрос.  В одном древнем сочинении сохранилась такая история: Однажды спартанец, приехавший в Афины, попал на судебное заседание, где какого-то афинянина осудили за безделье. Подсудимый уходил из здания суда, низко опустив голову. Спартанец бросился к нему со словами: «Я хочу познакомиться с человеком, осуждённым за любовь к свободе!» 
Почему так повёл себя спартанец? 
     
Определи последовательность ответа по теме «Древняя Спарта».   
Географическое положение и природа Спарты 
? 
1. 
Жители Спарты и их занятия 
? 
Жители Спарты и их занятия 
2. 
Географическое положение и природа Спарты 
3. 
? 
Власть в Спарте 
4. 
? 
Воспитание спартанцев 
Власть в Спарте 
Воспитание спартанцев 
КОНЕЦ 
     
1.СОЗДАНИЕ СПАРТАНСКОГО ГОСУДАРСТВА. 
В конце II тыся-челетия до н.э. в Ю. Грецию вторглись дорийцы. 
Они основали г.Спар- 
та и в VII в до н.э. завоевали плодород-ную Мессению .. 
     
Я очень люблю свою родину, но красиво о ней говорить не умею. 
Все в Лаконике говорят кратко – лаконично. 
 А ты можешь рассказать, как прекрасна Спарта?  
Равнина Лаконики. Вид на руины Древней Спарты 
Лаконика. Река Эврот 
     
Назови жителей Спарты. Какое положение они занимали в обществе? 
Илоты 
 
Спартиаты 
Периэки 
     
Спартиаты – завоеватели Лаконики или их потомки, родившиеся в Спарте. Спартиатами были только мужчины. Это была замкнутая группа, в которую не допускались посторонние. Все спартиаты служили в армии и могли голосовать в Народном собрании. 
     
Периэки («живущие вокруг») – люди, находившиеся под властью Спарты, при этом, в отличие от илотов, они были лично свободными. Могли заниматься торговлей, ремеслами, в армии они составляли свой отряд. 
     
Илоты – потомки коренных жителей Лаконики и Мессении. Они обрабатывали землю и должны были отдавать большую часть урожая спартиатам. Илотов в Спарте было значительно больше. Это определяло образ жизни спартиатов, которые должны были быть постоянно готовыми к подавлению восстания илотов. 
     
1.СОЗДАНИЕ СПАРТАНСКОГО ГОСУДАРСТВА. 
КОМАНДИРЫ 
 ВОЙСКА 
ОБСУЖДАЕТ ВСЕ 
ПРОБЛЕМЫ 
СОСТОИТ ИЗ СПАР- 
ТАНЦЕВ, ГОЛОСУЕТ 
СВОБОДНОЕ 
НАСЕЛЕНИЕ 
РАБЫ 
     
3.АРМИЯ СПАРТАНЦЕВ. 
Вооружение спар-танского воина сос-тояло из: 
металлического шлема 
копья 
кожаного доспеха 
меча 
ножных лат 
большого металлического щита. 
     
3.АРМИЯ СПАРТАНЦЕВ. 
Спартанцы впервые в мире ввели порядок в действия воинов-они придумали ФАЛАНГУ 
Фаланга состояла из 8 рядов по тысяче вои-нов в каждом.3 первых ряда выставляли впе-ред копья .Фаланга врубалась в противни-ка и уничтожала его. 
- ? Были ли у фалан-ги слабые места ? 
 
     
Войско спартанцев – фаланга 
К о м а н д и р ы ф а л а н  г 
Царь 
Олимпионик 
Фаланга в 
 открытом 
построении 
Фаланга в 
сомкнутом 
 строю 
ФАЛАНГА 
     
Спартанское воспитание - это 
- Холодная вода 
- Жесткая постель, скудное питание (неприхотливость в быту) 
- Беспрекословное послушание (жесткая дисциплина) 
- Физическая выносливость 
- Краткая речь (лаконичная) 
 
Образ жизни спартанцев 
Жизнь как в военном лагере 
Ремесло торговля занятия искусством наукой 
Война и подготовка к ней 
Суровое спартанское воспитание 
Лаконичная (краткая речь) 
Криптии тайное убийство илотов 
Роскошь железные деньги 
Изоляция от внешнего мира 
Дети не принадлежали родителям 
     
Что ты думаешь об этих законах? 
Все спартиаты –  члены общины равных. 
 
Вся земля в Спарте – у общины равных. 
 
Каждой семье спартиатов – равный участок земли. 
ЗАКОНЫ 
ЛИКУРГА 
Сообща владеем 
     
Вопрос.  В одном древнем сочинении сохранилась такая история: Однажды спартанец, приехавший в Афины, попал на судебное заседание, где какого-то афинянина осудили за безделье. Подсудимый уходил из здания суда, низко опустив голову. Спартанец бросился к нему со словами: «Я хочу познакомиться с человеком, осуждённым за любовь к свободе!» 
Почему так повёл себя спартанец? 
    
«Найди ошибки» 
Как-то давным-давно довелось мне побывать в разных греческих городах и, конечно же, в Спарте. Очень мне понравился этот город, особенно его жители: крепкие, сильные, выносливые. Правда, меня не сразу пустили в город, пришлось стучать в высокие и крепкие ворота и ждать, чтобы их открыли. Когда вышла охрана и пропустила меня, я решил в первую очередь оглядеть достопримечательности города. Один из спартанцев согласился стать гидом и показать город. Сначала мы прошли через широкую торговую площадь. Торговцы-зазывалы издалека, громкими голосами старались привлечь внимание к своим товарам. Я тоже кое-что купил себе на память об этом городе. Затем мы подошли к стенам красивейшего здания с колоннами. Это был театр. Прошли на главную улицу Спарты, где я увидел многочисленные памятники героям, мужественным воинам, спортсменам-олимпийцам. Мимо меня проходили нарядно одетые горожане. К обеду меня настолько разморило, что я решил отдохнуть в тени деревьев, присев у фонтана. Одна из горожанок угостила меня прохладительным напитком и вкусным пирогом. Я торопился в город Афины. У меня сложились самые лучшие впечатления о спартанцах и их городе. 
Что в этом рассказе не соответствует действительности? 
     
Подведём итог урока 
 
- Какую задачу ставили? 
- Удалось ли решить 
 поставленную задачу? 
3. Какое «открытие» вы сегодня 
 сделали на уроке? 
-  Где можно применить новое 
 знание? 
     
Самооценка 
Оцените свою работу 
«+» - справился 
«?» - сомневался 
«-» - не справился 
     
Домашнее задание 
 Сравнить два государства 
Сравнение 
Афинский полис 
1)Географическое положение 
Древняя Спарта 
  
  
2)Природные условия 
  
  
  
3)Жители и их занятия 
4) Власть 
  
  
  
  
  
  
  
  
5)Жизненные ценности 
  
  
  
  
  
  
Словарь: 
Фаланга - … 
Олигархия - …