Класс - 5б, МОУ сош ст.Тарханы.
Предмет: История Древнего мира.
Учебник: История Древнего мира А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свентицкая Москва Просвещение 2009 год
( чтение и анализ текста учебника, документа, заполнение схемы урока).
общеобразовательных учебных заведений, Просвещение 2009 г.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Мотивация. | Добрый день дорогие гости и ребята. Вижу, готовы вы к дальнейшему путешествию в прошлое. И необходимые для этого вещи – учебник, ручки и тетрадь у вас имеются. | Учащиеся осуществляют последние приготовления к началу урока. | Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу |
II Актуализация | Ребята наш разговор сегодня я хотела бы начать с вопроса, прозвучавшего на прошлом уроке. «Почему мы так долго изучаем Грецию?» И далее последовало утверждение, что мы и так уже слишком много узнали о этой стране. И я подумала, а действительно тех знаний, которые мы уже получили достаточно? А как можно проверить уровень наших знания? Вот и давайте воспользуемся одним из ваших предложений. Ответим на вопросы . Я предлагаю вам ответить всего на 2 вопроса. Посмотрите на карту на стр.111, а затем на контурной карте отметьте - моря, которые омывают Грецию. -самую высокую гору Грецию. - два города Греции – Афины и Спарта.
Спасибо с этим заданием мы справились, возможно, потому, что работали вместе. А давайте представим себе ситуацию, когда каждому отдельно нужно будет ответить на вопрос. Например на одном из сайтов «Любителей Греции» будет вывешено приглашение примерно такого содержания «Дорогие пятиклассники, приглашаем вас пожить в одном из греческих полисов в течение месяца, условия жизни в котором соответствует тем, которые были 2,5 тысячи лет назад» Вам 12 лет , значит вы должны будете жить по тем же правилам и что и подростки вашего возраста.
Как бы вы ответили на такое приглашение?
| Отвечают на вопрос учителя (высказывают своё мнение) Высказывают предложения (возможно ответить на вопросы, выполнить контрольную)
Работают на карте, выполняют задания учителя
Учащиеся пытаются формулировать и высказывать свою точку зрения (кто-то с лёгкостью и очень быстро соглашается, кто-то возможно задумывается)
| Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли; Познавательные УУД: - овладение приёмами работы с картой и интерактивной доской. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли; Личностные УДД: - формирование ценностных ориентаций. |
111. Выявление места и причины затруднения. | Пытается направить ход мыслей учащихся в рассуждение о том, что прежде, чем принять решение человек должен сопоставить все аргументы, а для этого ему необходимо иметь знания о том предмете или явлении, или предложении которое ему предстоит принять. | Приходят к выводу, что прежде, чем ответить на предложение необходимо получить знания (например, какой именно полис, как там жили люди, а потом уже принять решение)
| Коммуникативные УУД: - владение монологической речью. Личностные УДД: - формирование исторической компетентности. Регулятивные УУД: - умение выделять значимые для себя моменты в ходе принятия решений. |
1V. Поиск решения проблемы . | - Откуда мы можем получить знания, которые помогут нам дать ответ? Я предлагаю вам использовать исторический документ. Текст документа лежит у вас на столе. | Отвечают на вопрос учителя (из учебника, из интернета, от учителя, из документов) | ПознавательныеУУД Общеучебные умения. |
V. Этап реализации построенного проекта | Предлагает учащимся опорную карту урока, с содержащимся в ней документом. (смотри приложение) Алгоритм действий. 1) Работаем с текстом документа. 2) Читаем текст с описанием системы воспитания в Спарте. 3) Выделяем информацию о том, какие из методов нам кажутся приемлемыми, какие мы отрицаем, а какие нам не понятны, выделяем их разными цветами. 4) Смотрим на документ, проработанный нами и пытаемся выяснить какой цвет преобладает .
5) Делаем вывод, какое решение готовы принять мы | Выполняют задание.
Читают текст документа. Отмечаем в документе те места, которые вызывают у нас понимание и полное отрицание, выделяя их различными цветами
Пытаются зафиксировать для себя, что красный цвет, цвет опасности, значит надо быть внимательным. Жёлтый цвет – цвет сомнений, неуверенности и необходимости поразмыслить. Зелёный цвет – цвет готовности к действию. Делают вывод, что в их документе преобладает тот или иной цвет, а значит их решение (либо да, либо нет, либо сомневаются) | Регулятивные УУД: - умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их; - овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; - работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических понятий |
V1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Итак, вы получили некий объём знаний, которые должны помочь вам ответить на предложение. Давайте посмотрим, что же получилось. Кто готов вслух озвучить своё решение? -Свой ответ начните со слов «Я на предложение отвечаю…..потому что» |
Выступление желающих | Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи . |
V11. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Дорогие ребята мы на уроке рассмотрели только один из вопросов, касающихся жизни в Спарте. Хотя для более полного представления вам предложены ещё 3 вопроса. Я предлагаю вам ответить на них дома и возможно ваше решение укрепиться, а может измениться. Ведь сами жители Спарты свой полис очень любили, и считали что большего счастья чем умереть за его свободу и независимость нет. | | Познавательные УУД овладение приёмами анализа текста. - умение сравнивать, делать выводы |
V111.Рефлексия | - Ребята была ли сегоднейшнея встреча для вас интересной? Полезной? Поднимите пожалуйста руки те, -кто расскажет о Спарте своим друзьям? -кто расскажет родителям? -те кто никому и ничего не захочет рассказать | Отвечают на вопрос. | Познавательные УУД: - овладение приёмами анализа исторического события - умение сравнивать, Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли; . Личностные УДД: - формирование ценностных ориентаций - формирование исторической компетентности. Регулятивные УУД: - овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
|
Домашнее задание | Сегодня я предлагаю вам на выбор несколько видов домашнего задания. Вы можете выполнить любое количество заданий (от одного до трёх) 1.Опираясь на параграф 31 ответьте на первые 3 вопроса опорного листа урока. 2.Допишите текст. 3.Найдите ошибки в рассказе. | | Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные. |
Сегодня я предлагаю вам на выбор несколько видов домашнего задания. Вы можете выполнить любое количество заданий (от одного до трёх)
1.Опираясь на параграф 31 ответьте на вопросы опорного листа урока (если не успели это сделать во время урока).
2.Найдите ошибки в рассказе. Как-то давным-давно довелось мне побывать в разных греческих городах и, конечно же, в Спарте. Очень мне понравился этот город, особенно его жители, крепкие, сильные, выносливые. Правда, меня не сразу впустили в город, пришлось стучать в высокие и крепкие ворота и ждать, чтобы их открыли. Когда вышла охрана и пропустила меня, я решил в первую очередь оглядеть достопримечательности города и спросил: «Где у вас находятся театр, музеи, какие памятники у вас есть?» Один из спартанцев согласился стать гидом и показать свой город. Сначала мы прошли через широкую торговую площадь. Торговцы-зазывалы издалека громкими голосами старались привлечь внимание к своим товарам. Я тоже кое-что купил себе на память об этом городе. Затем мы подошли к стенам красивейшего здания с колоннами. Это был театр. Прошли на главную улицу Спарты, где я увидел многочисленные памятники героям, мужественным воинам, спортсменам-олимпийцам. Мимо меня проходили нарядно одетые горожане. К обеду меня настолько разморило, что я решил отдохнуть в тени деревьев, присев у фонтана. Одна из горожанок угостила меня прохладительным напитком и вкусным пирогом. Я торопился в город Афины. У меня сложились самые лучшие впечатления о спартанцах и их городе.
3.Если знаешь, что это так поставь + в графе «совпадения»(используй интернет-ресурсы)
совпадения | Тезисы о спартанском воспитании |
| когда рождался мальчик, отец приносил его к старейшинам, которые осматривали ребенка, факт того, что слабых детей сбрасывали в пропасть является недоказанным |
| основное внимание уделяли укреплению физического здоровья |
| главными предметами были атлетика, танцы и упражнения с оружием |
| в семь лет мальчика отправляли жить в казарму, где за ним присматривал учитель |
| мальчики сами устраивали себе постель из тростника, и им не разрешалось укрываться во время сна. |
| их часто заставляли голодать, переносить лишения |
| на год мальчику выдавалась одна туника |
| с 12 лет мальчики ходили босыми и с непокрытой головой |
| раз в год проводили состязания, во время которых мальчиков избивали и наблюдали, кто из них сможет перенести боль без жалоб |
| спортом занимались и девушки, они бегали, бросали диск и копье |
| воспитание было рассчитано на то, чтобы выработать презрение к роскоши, послушание, выносливость, физическую силу и смелость |
| читать и писать мальчиков учили только ради практической пользы |
| мальчикам разрешалось присутствовать в казармах, когда мужчины ели; они слушали, участвовали в спорах, оказывали абсолютное уважение старшим и абсолютную готовность к подчинению. |
| в 20 лет молодой спартиат причислялся к фидитии, т. е. к группе из пятнадцати человек, с которыми он продолжал свое военное обучение и обязательно делил трапезу, которая называлась сиссития |
| излагать свои мысли полагалось кратко и точно (отсюда возникло выражение "говорить лаконично"). Греки говорили, что чаще услышишь слова от каменной статуи, чем от мальчика в Спарте |
| на надгробии спартанца высекали лишь его имя; если он погибал в сражении, добавлялись еще слова «на войне». |