kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Древний Египет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Систематизация и проверка знаний, умений и навыков по теме «Древний Египет».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Древний Египет»

Данные об авторе

Автор(ы): 

 Юсупова Нажия Фаритовна

Место работы, должность: 

Учитель истории и обществознании Старозелёновской СОШ-МОУ

Регион: 

 Ульяновская область

Уровни образования: 

 основное общее образование

 среднее (полное) общее образование

Класс:

 8 класс

Предмет(ы): 

 История

 Литература

Тип ресурса: 

 методическая разработка

Краткое описание ресурса: 

Урок;Бородинская битва позволяет познакомить учащихся с основными событиями Бородинского сражения, показать её место и значение в ходе Отечественной войны 1812 года. Работа с историческими источниками и проблемные задания и вопросы способствуют формированию аналитических умений учащихся. Урок формирует чувство патриотизма, гордость за историю и людей своей страны

Урок «Бородинская битва»

 

«Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

М.Ю.Лермонтов

 

 

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с основными событиями Бородинской битвы, показать её  место и значение  в ходе   Отечественной войны 1812 года.

2. На примерах героических поступков участников битвы формировать чувство патриотизма, гордости за историю и людей  своей страны.

3. Продолжить формирование аналитических умений учащихся.

 

Организационный момент.

 

Домашнее задание

П. 4, эссе «Мои размышления об итогах Бородинской битвы 

Основное содержание урока.

 Слайд  1.

Вот уже второй месяц иностранные завоеватели шли по русской земле, второй месяц продолжалась война, которую народ назвал Отечественной.

 - Как вы объясните это название?

  • Подъем патриотических чувств, порыв к народному единению

  • Защита родного Отечества (200 лет не ступала нога завоевателя на русскую землю)

      - В чем выразился этот патриотический подъем?

  • Организация партизанских отрядов (Д.Давыдов, В.Кожина, Герасим Курин и др.)

  • Рескрипт Александра Iоб организации партизанских отрядов

  • Народные ополчения

  • Население уходило, покидая родные места вместе с армией.

 

Н.М.Карамзин – В.А.Жуковскому и историку К.Калайдовичу

«Если б я имел взрослого сына, в это время ничего бы не мог пожелать ему лучшего»

 

2. Но, несмотря на такое единение русского общества, армия продолжала отступать.

6 августа Барклай-де-Толли отдал приказ об отступлении из Смоленска.

- Почему М.Б. Барклай-де-Толли принимает такое решение?

  • Численное преимущество французов, русские войска не готовы к генеральному сражению

  • Наполеон может обойти город с востока, и русские войска окажутся в ловушке в горящем городе

  • Дорога на Москву будет открыта.

Барклай-де-Толли знал, что сдачей Смоленска он окончательно уронит в глазах царя свою репутацию и даст многочисленной враждебной партии права добиваться своей отставки. Но не видел иного выхода, кроме спасительного отвода войск на восток.

 

  1. В этих условиях, когда в сознании людей война стала Отечественной, поражение, естественно, воспринималось как трагедия, а их виновник – как предатель. Страна жаждала получить истинно народного вождя, который повел бы его к победе и  уничтожил ненавистного врага.

Слайд 2

 Таким вождем и  стал 67-летний М.И.Кутузов.

            Слайд: Портрет М.И.Кутузова

Когда народной воли глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!»

Ты встал –  и спас.

                     А.С.Пушкин

 

Александр Iсогласился на это назначение, уступая единодушному желанию русской общественности, «пожертвовал собственными убеждениями», как писал он сестре Елене Павловне.

Французский генерал Сегюр:« В нем было что-то чисто русское, национальное, делающее его столь дорогим для русских».

8 августа – назначение М.И.Кутузова Главнокомандующим

11 августа – покидает С-Петербург

17 августа – прибывает в расположение русских войск в Царево-Займище

Кутузов осмотрел выбранную Барклайем-де-Толли позицию и, хотя и одобрив её, 19 августа приказал продолжать отступление.

 

Е.В.ТарлеО планах Кутузова по прибытии в армию.

 

«Кутузов знал, конечно, что Барклай прав, что Наполеона погубят отдаленность от базы, невозможность длительной, годами или долгими месяцами длящейся войны в нескольких тысячах километрах от Франции, в пустынной, скудной, враждебной громадной стране, недостаток продовольствия, непривычный климат. Но еще более точно Кутузов знал, что отдать Москву без генеральной битвы не позволят и ему, несмотря на его русскую фамилию, как не позволили это сделать Барклаю. И он решил дать эту битву, ненужную, по его глубочайшему убеждению... Излишняя стратегически, она была неизбежна морально и политически».

 

С.Б.Окунь

«Кутузов, намереваясь дать решительное сражение... не видел в нем «решительной развязки». Своей задачей он ставил не полный разгром противника, а лишь ослабление его...»

 

Отступление было остановлено через три дня в 110 верстах от Москвы у деревни Бородино. Здесь и состоялось сражение, сыгравшее столь важную роль в исходе войны.

 

Тема урока «Бородинская битва»

4. В тетради: тема урока, эпиграф.

Сравните соотношение сил накануне сражения

Слайд  3«Соотношение сил противников»

 

 

Русская армия

Французская армия

Пехота, кавалерия

120тыс.

(21 тыс. ополченцев)

135 тыс.

Артиллерия

620 орудий

580 орудий

Вывод: Соотношение сил примерно равное, преимущество у русских войск в артиллерии

 

5. Слайд 5.

Давайте постараемся представить себя на месте Михаила Илларионовича.

- Почему его выбор пал на Бородинское поле?– работа со схемой «Бородинская битва» в Атласе стр. 1.

  • Прикрывает дорогу на Москву

  • Легко занять сильную позицию благодаря естественным укреплениям: правую часть поля прикрывает река Колоча, в центре – Курганная высота, у деревни Шевардино – большой холм, на Старой Смоленской дороге – Утицкий курган.

 

На Курганной высоте и Шевардинском холме были воздвигнуты сооружения из бревен и земли и поставлены артиллерийские батареи – Шевардинский редут и батарея генерала Раевского. Левее Семеновского были построены 3 флеши – Багратионовы.

Главный штаб М.И.Кутузова располагался в селе Татаринове, позади центра русских позиций, ставка Наполеона – между Доронино и Шевардино.

 

6. Слайд «Цели сражения»

 

Наполеон

Кутузов

Разгромить русскую армию и принудить Александра Iподписать мирный договор

Измотать силы противника и создать резервы для перехода в наступление с целью нанесения сокрушительного удара

Запись в тетради

 

 Слайд 6

Обдумывая предстоящую битву, Наполеон колебался между двумя вариантами ведения боевых действий:

1.М-л Даву: обойти главные силы русских по Старой  Смоленской дороге, достичь Можайска и отрезать путь к столице.

2. Фронтальный удар против правого фланга противника, принять сражение на невыгодной для себя местности.

Наполеон выбрал первое, так как боялся, что Кутузов уклониться от сражения.

 

7.- Какое наиболее уязвимое место вы можете назвать в расположении русских войск?

Шевардинский редут. Именно на него пришелся первый удар французов 24 августа 1812 года.

Слайд 7.

Шевардинский редут оборонялся войсками 2-й армии под командованием Андрея Ивановича Горчакова – племянника А.В.Суворова. 23 тыс. французов при поддержке 120 орудий против 12 тыс. русских солдат. В течение дня редут был захвачен противником, отбит и снова захвачен. К вечеру отряд Горчакова отошел к новым укреплениям. Этот бой задержал продвижение противника и дал возможность русским завершить строительство укреплений.

Запись в тетради.

 

25 августа обе армии готовились к сражению. Кутузов объезжал войска, разговаривал с солдатами. Возвратившись в ставку, Кутузов сказал в штабе:

«Французы переломают над нами свои зубы. Но жаль, что, разбивши их, нам нечем будет доколачивать. Жаль».

Вечером по расположению русских войск пронесли икону Смоленской Божьей Матери (день смерти Сергия Радонежского).

Наполеон беспокойно спал всю ночь, с зарей встал: «Вот оно солнце Аустерлица!»

Но солнце было против Наполеона, оно всходило со стороны русских войск.

 

8. Наступившее сражение не могло походить на обыкновенную битву. С одной стороны, войска чуть ли не всей Европы стремились сломить последнее препятствие для завоевателя, с другой стороны – русские воины, а за ними – их дома, и семьи, могилы предков, Москва и вера отцов.

 

Фрагмент мультимедийной программы «Александр и Наполеон» о Бородинской битве.

 

Героическое сопротивление русских смутило Наполеона. На Бородинском поле он был нравственно поколеблен. Маршалы посылали гонцов за подкреплением, взгляд Наполеона был прикован к Семеновским высотам и батарее Раевского, а за ней вдали он видел готовую к отпору русскую армию. «Я не могу рисковать своей гвардией за 3 тыс. лье от Парижа».

К 6 часам пополудни раздавалась только канонада. Грохот боя сменился ночным безмолвием. Французы ночевали на поле боя: Наполеон надеялся на продолжение битвы, но Кутузов дал приказ об отступлении.

 

9.Слайд 8

- Кто же выиграл Бородинскую битву?

Слайд 9  «Потери в Бородинском сражении»

 

Русские

Французы

38-44 тыс. (25%) личного состава)

30-34 тыс. (23%) личного состава)


Наполеон: «Еще ни в одном сражении мы не потеряли столько офицеров и генералов»

«Из 50 данных сражений в битве под Москвой наши войска проявили наибольшую доблесть и добились наименьшего успеха, а русские заслужили право быть непобедимыми»

 

Самостоятельная работа учащихся с выдержками об итогах Бородинского сражения.

- Какая из них наиболее совпадает с вашим мнением? Почему?

- С чем вы не согласны?

Эссе «Мои размышления об итогах Бородинской битвы»

 

10. Русская армия отступала к Москве, Наполеон шел по следам.

Слайд 10 «Военный совет в Филях»

1 сентября состоялось совещание в деревне Фили – решался вопрос об оставлении Москвы.

Казалось бы,  всё требовало обороны древней столицы:

- Приведите доводы в защиту этой версии

  • Солдаты и москвичи готовы были защищать город

  • Потеря Москвы – подрыв духа русской армии, дисциплины, пораженческие настроения

  • Генералы Дохтуров, Беннигсен, Ермолов выступали резко против оставления столицы

Но с военной точки зрения оборона Москвы невозможна:

  • Нет удобных оборонительных позиций

  • Армия не получила свежих подкреплений.

Кутузова поддержали Барклай - де - Толли, Раевский, Остерман-Толстой.

Кутузов об оставлении Москвы

« Вы боитесь отступления через Москву. А я смотрю на это как на провидение - это спасет армию. Наполеон, словно бурный поток, который мы еще не можем остановить. Москва будут губкой, которая его всосет...»

« С потерей Москвы не потеряна еще Россия. Первою обязанностью ставлю себе сохранить армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление и самим уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю. Знаю, ответственность обратиться на меня. Но жертвую собой для блага Отечества».

 

Итак, 1 сентября Кутузов отдал приказ об оставлении Москвы без боя. На следующий день французы вошли в город.

Запись в тетрадь.

 

11. На что рассчитывал, о чем думал  Наполеон, покоритель многих европейских столиц?

Окончательно он решил идти в Москву только в Смоленске, когда стало ясно, что русские не запросят пощады, чтобы перезимовать, а затем продолжить поход против русских, а может быть вместе с ними отправиться в Индию.

Но то, что увидел Наполеон в Москве, не было похоже ни на Вену, ни на Берлин, ни на Варшаву.  Москва не встретила своего победителя депутацией «отцов города» с ключами от ворот Кремля.

 

Слайд 11. Наполеон на Поклонной горе.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

 Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля

Нет, не пошла Москва моя:

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,    Слайд 12. «Пожар в Москве»

Она готовила пожар   

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

 Глядел на грозный пламень он.

                         А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

 

 Слайд 13

 

Огромный город был почти пуст: из 200 т. осталось 10 т. жителей.

 

Слайд 14

В тот же день в разных концах города вспыхнули пожары. Пожар Москвы стал своего рода символом войны 1812 года, символом жертвования русского народа, готового идти в борьбе с захватчиками до конца.

 

Слайды 15, 16, 17

«Непреодолимое мужество солдат и офицеров восторжествовало над неприятелем и над всеми невзгодами, а победа под Бородиным останется до окончания мира военным памятником геройства россиян». Очевидец Бородинской битвы.

 

 В Радищевском районе реконструировали эпизоды Бородинского сражения

В посёлке Октябрьский Радищевского района Ульяновской области ярко, талантливо и зрелищно отметили 228-й годовщину со дня рождения легендарного поэта-гусара, героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова.

В день рождения героя уже не первый год в парке посёлка проходит областной фестиваль «Тебе – певцу! Тебе – герою!». Вот и на этот раз всё действие происходило в старинном парке, принадлежащем некогда семье Буторовых (хозяйка усадьбы Софья Буторова приходилась внучкой Дениса Давыдова). Как известно, последние десять лет жизни поэт провёл в с. Верхняя Маза Радищевского района (быв. Сызранский уезд Симбирской губернии).

Ушедшую эпоху помогали восстановить библиотекари, работники районного Дома культуры, члены литературных объединений, народные умельцы. Постоянные гости праздника – сызранские певцы и поэты.

Кульминацией праздника стала военно-историческая реконструкция эпизодов Бородинского сражения на открытом поле. Напомним, в этом году отмечается большая славная дата в истории России – 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Крупнейшая битва Отечественной войны – Бородинское сражение – состоялась 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года.

История ожила для всех, кто пришёл в этот день на праздник. «Русская» и «французская» армии в полном обмундировании и вооружении сразились в «битве гигантов». Показательные выступления продемонстрировали военно-патриотические клубы (г. Ульяновск, г. Самара) с реконструкцией сражений Отечественной войны 1812 года, используя пушки и оружия времен Отечественной войны. Они продемонстрировали тактику ведения боя, знание военных уставов того времени, владение огнестрельным и холодным оружием.

В рамках мероприятия Радищевскому краеведческому музею было торжественно вручено знамя 3-го Сенгилеевского пехотного полка Симбирского ополчения, полк которого состоял из жителей Сенгилеевского и Сызранского уездов Симбирской губернии.

На мероприятии выступил литературовед Вячеслав Сукайло. Он рассказал о своих исследованиях по истории Отечественной войны 1812 года, в частности, по истории Симбирского ополчения, и преподнёс в дар музею в с. Верхняя Маза для пополнения экспозиции новые архивные материалы из фондов российских музеев в печатном и электронном виде. Сотрудник Ульяновской областной научной библиотеки Ольга Даранова подарила районной библиотеке диск с электронной презентацией книжно-иллюстративной выставки «Во славу Отечества!», основанной на редких изданиях из фондов библиотеки.


 

 

 

 А теперь проведём викторину.

Викторина (Слайд №13)

Выбери вопрос

10

10

10

10

20

20

20

20

30

30

30

30

40

40

40

40

50

50

50

50

10 - “Бородино” - отклик на 10-летнюю годовщину Бородинского сражения.

  • ДА

  • НЕТ

20 - О Бородинской битве рассказывает её участник, старый солдат.

  • ДА

  • НЕТ

30 - Лермонтов впервые в русской литературе представил историческое событие глазами рядового солдата.

  • ДА

  • НЕТ

40 - “Уж мы пойдём ломить стеною. Уж постоим мы головою за родину свою!” - говорил полковник.

  • ДА

  • НЕТ

50 - Описывая ночь перед решающей битвой, автор употребляет устаревшие в современном языке слова, например, кивер. Кивер – это военный головной убор.

  • ДА

  • НЕТ

10 - “Французы двинулись, как тучи”. В этом предложении автор использует эпитет.

  • ДА

  • НЕТ

20 - В описании сражения автор использует много прилагательных.

  • ДА

  • НЕТ

30 - Враги отступили только к вечеру.

  • ДА

  • НЕТ

40 - В толковом словаре значение этого слова таково: “Иноземец, иноверец”. Лермонтов использует его в значении “враг”. Это слово – басурман.

  • ДА

  • НЕТ

50 - Поэт противопоставляет героев Бородинского сражения и поколение своих современников. Этот приём называется антитеза.

  • ДА

  • НЕТ


 

 Урок окончен

 

 

 

 

 

 

  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Древний Египет

Автор: Юсупова Нажия Фяритовна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Древний Египет "
    ["seo_title"] => string(18) "drievnii-ieghipiet"
    ["file_id"] => string(6) "186262"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426317596"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект урока по истории 5 класс на тему " Древний Египет" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-istorii-5-klass-na-tiemu-drievnii-ieghipiet"
    ["file_id"] => string(6) "133952"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416633736"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Декор и положение человека в обществе. Древний Египет." по программе Б.М. Неменского"
    ["seo_title"] => string(153) "priezientatsiiakurokuizobrazitielnoghoiskusstvav5klassiepotiemiediekoripolozhieniiechieloviekavobshchiestviedrievniiieghipietpoproghrammiebmniemienskogho"
    ["file_id"] => string(6) "261116"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449071087"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Самостоятельная работа по теме «Древний Египет»"
    ["seo_title"] => string(48) "samostoiatielnaiarabotapotiemiedrievniiieghipiet"
    ["file_id"] => string(6) "290588"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1454990229"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Презентация к уроку по теме Древний Египет "
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-drievnii-ieghipiet"
    ["file_id"] => string(6) "247299"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446541423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства