Цели урока: Определить причины, предпосылки, цели национально - освободительного восстания Кенесары против колониальной политики Российской империи в первой половине ХІХ века. Раскрыть причины поражения и историческое значение восстания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Восстание Кенесары Касымова»
Тема урока:Национально – освободительное восстание 1837-1847 годов под руководством КенесарыКасымова
Цели урока: Образовательная:Определить причины, предпосылки, цели национально - освободительного восстания Кенесары против колониальной политики Российской империи в первой половине ХІХ века. Раскрыть причины поражения и историческое значение восстания. Воспитательная:Воспитать у учащихся интерес к прошлому страны, партриотизм, национальное самосознание. Развивающая:С помощью использования интерактивных технологий способствоватьразвитию у учащихся памяти, мышления, воображения, умение анализировать,делать выводы, высказывать свое мнение. Тип урока: Комбинированный Методы урока: словесно – наглядный, беседа. Оборудование: портреты исторических личностей карта, опорные схемы,таблицы. Ход урока: 1. Организационный момент: • Приветствие учителя, диалог с дежурным, проверка готовности учеников к уроку. ІІ. Постановка темы и целей урока. ІІ. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся на тему «Усиление колониального гнета в Казахстане». Беседа с учащимися по новодящим вопросам и : • Что вы знаете о колониальной политике царизма? • Какие крепости былы построены на территории Казахстана ? • Причина обострения земельного вопроса? • Цель насильственной колонизации Казахских земель? Подведение итогов по домашнего заданя по таблице:
Пограничные линии Год образования Площадь пограничной линии Положение коренного населения
ІІІ.Объяснение нового материала: Рассказ учителя с демонстрацией карты национально – освободительных восстаний казахов в первой половине ХІХ века
1 вопрос: Цель, причины и движущие силы восстания. Работа с учебником дети самостоятельно ищут ответы на вопросы и заполняют таблицу: Цель Причины Движущие силы
2 вопрос. Кенесары Касымов – выдающися государственный деятель. Работа в группах; исследователько – аналитическая работа. І группа – Знакомство с биографией Кенесары Касымова. ІІ группа – Кенесары Касымов как гоударственный деятель.Письма Кенесары Касымова. 3 вопрос.Начало восстания: заполнение хронологической таблицы: Ноябрь 1837г, Весна 1838 года Май 1838 года Лето и осень 1838 года Август 1841 года 1842 год Июнь 1843 года Август 1843 года 17 августа 1843 года 20-21 июля 1844 года Конец 1844 года Апрель 1845 года Лето 1845 года Октябрь – ноябрь 1845 года 1847 год
4 вопрос: Причнны поражения и историческое значение восстания. Работа в группе. І группа – определят причины поражения восстания. ІІ группа – определяет историческое значение восстания. ІV. Закрепление темы: Кластер. V.Итог. Оценки. VІ. Домашнее задание: пересказ темы.
Урок - игра «Лидер XXI века» на тему «Казахстан в эпоху каменного и бронзового веков» в 10 классе. Цель урока: итоговое обобщение изученного материала посредством применения нестандартных заданий на основе игровой технологии и технологии проблемного обучения учащихся. Образовательная задача: закрепление знаний об особенностях развития человеческого общества в эпоху камня и бронзы на территории древнего Казахстана. Развивающая: развитие исторического мышления, аналитических навыков, навыков по применению теоретического объема знаний при выполнении учебных заданий и задач. Воспитательная: формирование представления учащихся о древних жителях Казахстана как о представителях древних культурных мировых цивилизаций. Развитие лидерских качеств, подготовка к ЕНТ. Тип урока: урок комплексного применения знаний. Вид урока: урок- игра. Методы обучения: сравнительный анализ, игровой, проблемное обучение. Наглядность: муляжи «Австралопитек», «Питекантроп», «Неандерталец», «Кроманьонец», «Рубило», слайды «Бронзовые орудия труда», «Бог Митра», учебная карта «Казахстан в эпоху каменного и бронзового веков», контурная карта –флипчарт. Технология обучения: игровая технология и технология проблемного обучения учащихся. Ход урока- игры: I. Организационный момент урока. Вступительная речь учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок истории на тему «Казахстан в эпоху каменного и бронзового веков» мы проведем с целью повторения и закрепления полученных вами на предыдущих уроках по изучению истории древнего Казахстана в эпоху камня и бронзы знаний, умений и навыков в виде игры «Лидер XXI века» ( на слайде отображена тема урока- игры). - Мы повторим изученный материал. -Вы сможете оценить качество и уровень ваших знаний по данной теме. - Сегодняшний урок позволит нам закрепить знания для успешной сдачи ЕНТ.
II. Основная часть урока- проведение игры. Учитель: сегодня вам предстоит выдержать несколько игровых испытаний и первым туром нашей игры будет «Байга». Байга ( на экране слайд с изображением байги)- это конно – спортивное национальное состязание казахского народа. Победителем «Байги» станет ученик, успешно справившийся с заданиями теста. (Учащиеся получают тесты). Время на выполнение – 3 минуты. За каждый верный ответ- 10 баллов. Тест 1. Самый древний тип орудий труда каменного века А. Чоппер Б. Болас 2. Антропологический тип древнего человека на территории Казахстана в нижнем палеолите А. Австралопитек Б. Питекантроп 3. Научное название человека эпохи среднего палеолита – мустье А. Неандерталец Б. Кроманьонец 4. Исследование чего дает главную информацию о жизни древних людей каменного и бронзового веков? А. Изучение орудий труда б. изучение останков людей и животных 5. Наиболее благоприятный регион Казахстана для расселения древнего человека в нижнем палеолите А. Восточный Казахстан, Алтайские горы Б. Южный Казахстан, хребет Каратау 6. Бегазы-дандыбаевская культура относится к периоду А. Ранней бронзы Б. Поздней бронзы 7. Эпоха, когда орудия труда из металла вытеснили каменные орудия труда А. Энеолит Б. Бронзовый век 8. Археологи эпоху неолита называют а. эпохой глиняных горшков б. временем появления домашних животных 9. Главное жертвенное животное у андроновцев А. Вол Б. Конь 10. Археологическое доказательство того, что у андроновцев усиливалась имущественная дифференциация А. Были обнаружены большие курганы с богатыми погребениями Б. Были обнаружены летописи того периода- письменное доказательство об имущественном неравенстве. 11. Бог Солнца у представителей андроновской культуры А. Митра Б. Тенгри 12. Тип древнего человека, возникший приблизительно 35-40 тысяч лет назад и являющийся предком современного человека А. Неандерталец Б. Кроманьонец В. Питекантроп
Ключ к тесту «Байга» 1А 2Б 3А 4А 5Б 6Б 7Б 8А 9Б 10А 11А 12Б На экране – слайд с выделенными правильными ответами. Учитель: А теперь, внимание. Перед вами правильные ответы (при устной проверке учитель обращается к учащимся с заданием показать муляжи питекантропа, неандертальца, кроманьонца, австралопитека. На доске – слайды с изображением бронзовых орудий труда и бог Митра). 2 тур – Триады. Учитель: На уроке истории ( на слайде : 2 тур – Триады) невозможно обойтись без опорно-аналитических триад. Ведь именно с помощью триад можно проследить причинно- следственные связи того или иного исторического события. Напомню, что слово «триада» китайского происхождения и означает «три»- причина, событие, следствие. За правильно составленную триаду вы получите 20 баллов. ( Пока ученики оставляют триады, учитель проверяет тесты 1-го тура и выводит результаты на экран электронной доски). Примечание. В целях экономии места представлены только правильные ответы ко 2-му туру, учителю необходимо только переместить местами задания. 1 триада. Причина Событие Следствие Использование «случайного» огня, например, возникшего о попадания молнии в дерево Круглосуточное дежурство у костра, ведь потеря огня- несчастье для первобытного человека Археологи находят очаги, в которых огонь горел сотни тысяч лет подряд , не погасая.
2 триада. Причина Событие Следствие Ранний палеолит- климат вечной весны. Обилие хищников и крупных травоядных животных. Загонная охота Появление 1-х человеческих объединений- стад для совместной защиты и охоты
3 триада. Причина Событие Следствие Поднятие Гималайских, Тян-Шанских гор в среднем и позднем палеолите Закрыт доступ теплым воздушным массам с Индийского и Тихого океанов. Наступает ледниковый период. Вымирание и миграция крупных животных. Человек выживает за счет одежды, добычи огня, запасов. Возрастает роль женщины- матриархат.
4 триада. Причина Событие Следствие 13 000 лет начинается таяние ледника, потепление климата . Появление быстробегающих и мелких животных в мезолите. Появление новых орудий труда( лук, бумеранг, топор). Освоение новых пространств.
5 триада. Причина Событие Следствие Появление быстробегающих и мелких животных в мезолите. Перемещение человека вслед за животными, освоение новых пространств Археологи на территории Казахстана обнаружили 20 стоянок мезолита
6 триада Причина Событие Следствие Потепление климата Неудобство одежды из шкур Изобретение ткацкого станка в неолите
7 триада. Причина Событие Следствие Переход от присваивающего труда к производящему. Люди отошли от многовековой полной зависимости от природы. Увеличилось производство мяса и зерна. Рост численности населения. Борьба за новые пастбища межу племенами.
8 триада. Причина Событие Следствие Неолитическая революция Рост численности населения. Борьба за новые пастбища межу племенами. Археологи обнаружили на территории Казахстана 800 стоянок неолита. Рост авторитета вождей.
9 триада. Причина Событие Следствие Изменение климата в бронзовом веке около 3000 лет тому назад Переход к кочевому скотоводству, миграция в Центральный Казахстан. Приручение верблюда людьми безгазы-дандыбаевской эпохи
10 триада. Причина Событие Следствие страх и бессилие перед законами природы появление 1-х религиозных представлений о сверхъестественных силах природы ( тотемизм, анимизм) Появление ритуалов захоронения и проводов в «страну мертвых», появление жрецов, шаманов
Учитель подводит итоги работы по 1,2 турам. 3 тур- «Наследили!» на знание географии расположения стоянок каменного и бронзового века.
Учитель: не один урок истории не обходится без поиска ответов на опросы - что? Где? Когда и почему? 3-й тур позволит нам ответить на вопрос –где были расположены основные центры- стоянки и могильники эпохи камня и бронзы (на слайде – контурная карта древнего Казахстана) . Ваша задача- опираясь на легенду учебной карты «Казахстан в эпоху каменного и бронзового веков», определить , где были допущены ошибки при нанесении на контурную карту стоянок людей каменного и бронзового века. Стоянки каменного века отмечены синим цветом, стоянки бронзового века- красные.
Примечание. При работе с картой учащиеся не только запомнят расположение центров расселения людей в раннем, среднем, позднем палеолите, мезолите и неолите, в раннюю и позднюю бронзу, но и осознают зависимость древних людей от природных условий ( изменения климата, характер рельефа местности), умение приспосабливаться к ним. Сравнительный анализ учебной и контурной карт позволит развить зрительную память учащихся, их аналитические способности. 4 тур «Кокпар» Учитель: 4 тур нашего урока- игры называется «Кокпар». Кокпар - это казахская национальная игра, участники которой должны не только добыть тушу козла, но и удержать ее. Вот и вы должны выбрать номинацию и, если вы не знаете правильного ответа, право голоса переходит к соперникам. Стоимость каждой номинации от 10 до 20 баллов. (Это задание позволяет развить речь учащихся, важно не только назвать правильный ответ, но и аргументировать свой ответ).
На слайде номинации 10 В единстве наша сила 10 Порядок жизни 20 Покровитель 10 «Свет мой, зеркальце, скажи…» 20 Жили-были 10 И все же это люди! 10 Занятия 20 Приспособились 20 «4-лишний» В единстве наша сила: постоянный коллектив родственников, проживающих на общей территории, сообща занимающиеся трудовой деятельностью и делящих добычу на равных условиях. (Род). Порядок жизни: древние люди жили коллективами, совместно трудились, имели общее имущество, не угнетали друг друга. Ученые называют его «золотым веком» в истории человечества. О каком общественном строе идет речь? (Первобытнообщинный строй) Покровитель: Рони- старший, американский археолог так писал об этом покровителе древних людей: «В непроглядную ночь бежали люди, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: он был мертв! Даже в самые тяжелые времена охраняли они его от непогоды, переносили через реки и болота. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жизни были только около него. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин. Заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах и глубине темных пещер. И теперь он мертв!» О каком покровителе идет речь? (Огонь) «Свет мой, зеркальце, скажи…»: вот что пишет академик Алексеев об их внешнем облике: «Очень носаты. Лица почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно, напоминали лица кавказцев. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида». Кого описал академик Алексеев? ( Андроновцев). Жили-были :замечательный памятник эпохи энеолита. Расположен на севере Казахстана. Поселение относится к 3-2 тысячелетию до н.э. , занимает площадь 15 гектаров. Были найдены остатки 158 жилищ. Стены покрывались шкурами животных. В центре жилища располагался очаг. В большом количестве обнаружены кости лошадей, что свидетельствует об их приручении. Назовите эту стоянку. (Ботай). И все же это люди! Похожи на крупную обезьяну: тело покрыто густыми волосами, нижнее конечности длиннее передних. Уже ходили на двух ногах. Не умели разговаривать, только звуками они предупреждали друг друга об опасности. Огонь был случайным и поэтому они его берегли. О каком типе древнего человека идет речь? (Питекантроп) Занятия Реши задачу: археологами на мете одной из стоянок был обнаружен лишь очаг с кучей перегоревших зерен. О каком занятии древнего человека идет речь, если орудия труда не были обнаружены археологами? ( Собирательство) Приспособились! Реши задачу: археологи на одном из участков обнаружили две пещеры. Очаг в одной располагался у входа в пещеру, в другой - в центре. Люди каких периодов жили в этих пещерах? ( Пещера с очагом у входа относится к раннему палеолиту, огонь должен был отпугивать животных, пещера с очагом в центре- более поздняя- средний палеолит, когда в ледниковый период требовалось обогреть жилище). «4-лишний». Найдите среди 4-х стоянок одну, не относящуюся к стоянкам палеолита Арыстанды Борыказган Аркаим ( это город эпохи бронзы) Батпак 5 тур «Понятийное колесо» Учитель: Не стоит с пренебрежением относиться к достижениям древних людей, они выжили и многое из того, чем мы пользуемся сегодня, изобретено именно ими- людьми каменного и бронзового века. Перед вами понятийное колесо, постарайтесь заполнить его достижениями древних обитателей каменного и бронзового века.
Примерный ответ учащихся:
Цель проведения этого тура- выявление ассоциаций, которые вызывают у учащихся понятия каменный век, бронзовый век. III. Итоги игры. Учитель: ребята, вот и подошло к концу наше интеллектуальное шоу «Лидер XXI века», на котором вы достойно выступили и показали свои знания и умения. По итогам нашей игры, победу со счетом ____ баллов одержал( а) _______ ( Учитель отметку «5» ставит победителю игры и ученику, занявшему 2 место, если разрыв в баллах небольшой, остальные получают отметку «4»). История- важнейшая наука, она передает знания, опыт прошлых поколений. А что вы думаете о роли истории, личности, общества в судьбе нашего народа, нашей цивилизации? (Слово учащимся- рефлексия). Учитель: Спасибо за внимание и активную работу на уроке, урок окончен.