Данный материал урока использовался при изучении темы: "Столыпинская аграрная реформа". Целью которая является ознакомление обучающихся с историческими предпосылками Столыпинской аграрной реформы, предпосылками, которые предшествовали земельным реформам в России,влияние исторических событий на внедрение земельной реформы. Знакомство обучающихся с выдающимися личностями Николаем II, П.Столыпиным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Столыпинская аграрная реформа" »
Тема урока: Столыпинская аграрная реформа
Цель урока:
- показать, что после революции в 1905-1907 г.г. царское правительство попыталось осуществить мероприятие, направленное на ослабление противостоянии различных слоёв общества в целью чего, в частности, внедрялась земельная реформа, призванная снять социальное напряжение в селе;
- охарактеризовать основные направления Столыпинской реформы, показать особенности её проведения и итоги реформирование села.
- сформировать понимание учащимися содержания определенного исторического события (Столыпинская аграрная реформа) на основе глубокого анализа социально-экономической, социально-политической ситуации;
- способствовать пониманию у обучающихся того, что реформа имела только частичный успех, она не сняла прежде всего проблемы национальных окраин Российской империи.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, карта России XX века.
Тип урока: приобретение новых знаний и умений
План урока:
Основные положения Столыпинской аграрной реформы.
Влияние Столыпинской аграрной реформы на Россию.
Основные понятия и термины:
- Аграрная политика, сельская община (громады), рыночные оношения, фермерство, отруб, Крестьянский подземельный банк, трудовая эмиграция и трудовая миграция.
Основные события и даты:
3 ноября 1905 г. – царский манифест об отмене выкупных платежей с крестьян на землю.
9 ноября 1906 г. – царский указ о выходе крестьян из общины и создание отрубов и хуторов.
14 июня 1910 г. – закон о выходе крестьян из общины и передаче земли в частную собственность крестьян.
29 мая 1911 г. – закон о землеустройстве.
Исторические деятели:
- П.Столыпин, Николай II
Ход урока:
Организационный момент
Опрос по домашнему заданию
Мотивация учебной деятельности
Учитель на основе актуализации знаний обучающихся из курса новейшей истории предлагает восстановить основные положения Столыпинской аграрной реформы.
Постановка цели и задач урока
Работа над темой урока
Пояснение учителя с демонстрацией презентации о Столыпине.
Работа в тетрадях. Учащиеся записывают следующие положения.
Разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба (выделение крестьянина с земельной общины при сохранении усадьбы на прежнем месте) и хутора (выделение с переносом усадьбы на новое место).
Избавляясь от общинных ограничений (периодических переделов земли, принудительного севооборота, то есть необходимо сеять ту же культуру что и соседи), крестьянин превращался в полноправного собственника, по своему усмотрению распоряжающегося принадлежащими ему сельскохозяйственными угодьями.
Государственные органы активно содействовали разрушению общинных порядков. В губерниях и уездах создавались землеустроительные комиссии, следившие за правильным отводом участков выделявшимся хозяевам.
Реорганизация крестьянского поземельного банка, скупка им помещичьих земель и перепродажа их в руки крестьян. Эта мера решала проблему малоземелья, не затрагивая интересы крупных собственников. Крестьянам была передана часть государственных и удельных земель. Основанный еще в 1882 г. крестьянский банк в годы аграрной реформы покупал помещичьи имения и продавал их крестьянам мелкими участками на достаточно выгодных условиях. Чтобы облегчить положение крестьян государство с 1906 г. отказалось от взимания остатков выкупных платежей.
Поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из центральных районов на окраины: в Сибирь, Дальний Восток и Среднюю Азию (учитель предлагаем учащимся найти данные объекты на карте России). Переселенцам прощались недоимки, выдавались беспроцентные ссуды, продавались дешёвые железнодорожные билеты. В течение пяти лет переселенцы не платили налогов. Эти льготы и отсутствие перспектив в родных местах побудили многих земельных крестьян отправиться в восточные районы.
Работа с материалом учебника
Беседа с обучающимися.
Как вы думаете, могли ли данные меры решить аграрный вопрос в России?
Какое положение реформы особенно могло коснуться крестьянства и почему?
Закрепление изученного материала
Учащимся предлагается заполнить таблицу
Основные положения реформы
Особенности их реализации
Последствия для крестьянства
Разрушение общины
Деятельность крестьянского поземельного банка
Переселенская политика
Рефлексия
Домашнее задание
Подготовить сообщения о Столыпинской реформе, заполнить таблицу