Тема: Россия в период столыпинских реформ
Цели:
- Научно – образовательная: изучить личность П.А. Столыпина как государственного деятеля; дать общую характеристику реформаторскому курсу и его результатам, раскрыть цели и направления проведения аграрной реформы и определить её итоги
- Развивающая: продолжить работу по формированию навыков учащихся по анализу текста, характеристике исторических процессов и деятелей, определению и высказыванию собственной позиции и правильной её аргументацией;
- Способствовать воспитанию чувства патриотизма через привитие интереса и уважения к выдающемуся реформатору на примере Столыпина П.А.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
- Учебник «История для профессий и специальностей технического, естественно – научного, социально – экономического профилей. Часть 2» В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков
- Мультимедиа учебник «История России.XX век» Т.С. Антонова, А.Л. Харитонова, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина
- Опорный конспект по теме (см. Приложение № 3)
- Презентация
- Мульти проектор, ПК
Термины и понятия: реформа, аграрная реформа, октябристский маятник
Ход урока.
- Актуализация прежних знаний
- организационный момент
Тест «Составьте условный портрет реформатора»: учащимся предлагается перечень определенных качеств необходимых реформатору, с опорой на них следует составить условный портрет
Целеполагание: на протяжении веков главной проблемой российской действительности являлся крестьянский вопрос, который в 1861 г. попытался разрешить император Александр Освободитель. Но в начале 20 века он вновь зазвучал как центральная задача 1 русской революции, стало очевидно, что без проведения новой аграрной реформы не обойтись.
Сегодня на уроке мы с вами должны дать характеристику решительному реформатору – Столыпину П.А., а также рассмотреть каким образом были проведены преобразования и какие последствия для развития российской истории они имели.
Постановка проблемного задания: можно ли назвать столыпинские реформы завершенными?
- Изучение нового материала.
План работы.
- Столыпин П.А.: личность и государственный деятель
- Столыпин П.А. и III Государственная дума
- Аграрная реформа: цели, направления и итоги
- Россия после 1911 года
Раскрытие п.1 проводится через заслушивание заранее подготовленных докладов (кратких сообщений) учащихся по темам: «Биография Столыпина П.А.», «Столыпин П.А. - реформатор и государственный деятель» (см. приложение № 1)
? беседа с учащимися по вопросу: какие качества реформатора проявились в политической деятельности Столыпина П.А.?
Содержание п. 2 раскрывает сам преподаватель, который обращает внимание учащихся на следующие моменты:
- в 1906 г. стало совершенно очевидно, что единственный способ успокоить революцию это проведение реформ;
- 3.06 1907г. произошел государственный переворот и установлена система третьеиюньской монархии, смысл которой раскрывается в новом избирательном законе
- III Гос.дума сотрудничала с властью, что позволило её просуществовать весь срок
- единственной социальной опорой реформам Столыпина оказалась партия октябристов, и от единства её действий с властью зависело будущее страны. Главным механизмом реализации реформ Столыпина стал «октябристский маятник»
- реформаторский курс Столыпина содержал несколько мероприятий. Из которых начались реализовываться только 2 – модернизация армии и аграрная реформа
? беседа с учащимися: как вы думаете, при всех этих обстоятельствах имели ли реформы шанс на успех?
Раскрытие материала п.3 методически целесообразно начать с работы над историческим документом «Из выступления председателя Совета министров Столыпина П.А.» для определения целей проведения аграрной реформы. Далее определяются направления проведения аграрной реформы и методы их реализации. С целью активизации познавательной активности учащихся учащимся предлагается самостоятельно определить положительные и негативные итоги реформы и ответить на следующий вопрос:
? беседа с учащимися: успокоила ли реформа недовольных крестьян? Как сами крестьяне предлагали решить аграрный вопрос?
Содержание п.4 достаточно легкое для организации самостоятельной работы учащихся с учебником: со стр. 114 следует выписать факты подтверждающие, что в России начался экономический подъем. Затем преподаватель дает краткую характеристику общественному движению после 1911 г.
? беседа с учащимися? Могут ли исключительно одни успехи в экономике успокоить недовольство общества?
- Закрепление
организуется работа учащихся по раскрытию проблемного вопроса урока.
С целью активизации познавательного интереса учащихся и отработки умения использовать знания для определения собственной позиции предлагается провести его с использованием ПОПС – формулы (см. Приложение № 2)
- Домашнее задание
Составьте словесный портрет идеального чиновника
Приложение № 2.
П - позиция Я считаю, что столыпинские реформы можно\нельзя считать завершенными
О - обоснование Потому что
П – пример (факты, даты, события) Например
С- следовательно (вывод) Таким образом
Так как урок строго ограничен временными рамками и не относится к практическим занятиям, на которых учащиеся должны работать исключительно самостоятельно можно предложить им определенные опоры, с помощью которых они могут составить логичный ответ при определении своей позиции.
- Правые и левые партии ненавидели его
- Аграрная реформа удалась
- Сотрудничал с III Государственной думой
- Навел порядок в стране
- Наблюдался экономический подъем
- 15% крестьян стали фермерами
- Реформаторский курс провалился
- Подъем общественного движения после 1911
- Из всех реформ проводились только 2
- Задачи реформы оказались невыполненными
- Реформаторский курс оказался успешным