kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории по теме "Образование и расцвет Древнерусского государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Обобщить и закрепить изученный материал по теме; Развивать умения творчески мыслить, составлять простейшие проекты по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории по теме "Образование и расцвет Древнерусского государства"»

МБОУ «Черемшанский лицей»





Урок – обобщение по теме: «Образование и расцвет Древнерусского государства».

Учитель: Кандрова М.В. школа №1

класс 6а





2014


Цели:


  1. Обобщить и закрепить изученный материал по теме;

  2. Развивать умения творчески мыслить, составлять простейшие проекты по теме;

  3. Воспитывать чувство патриотизма, интерес к предмету;




Оборудование:


- карта Древней Руси,

- мультимедийный проектор,

- компьютерные презентации,

- рабочие листы для учеников,

- карточки с именами князей,

- «депеши» для игры.








Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Скажите, вы любите мечтать? Авы хотели бы найти машину времени? Она действительно существует, только надо уметь увидеть и услышать ее.

-Давайте попробуем сделать это!

(Звучит гусельная музыка и исполняется песня о Руси, одновременно идут слайды) (презентация 1)


-Ребята, кто догадался в какое время мы попали?

-Правильно, сегодня мы будем вспоминать и повторять все, что вы знаете о Древнерусском государстве.


  1. Основная часть.


1).

Утро, пробуждается природа,

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый,-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины изящные как ивы

Дети словно крепкие дубки!

(на экране ключевые слова: славяне, поселок, соседская община, земледелие , скотоводство, охота, рало, рожь, просо, подсечное земледелие, ремесло, натуральное хозяйство) (Презентация 2 слайд1)

- Составьте рассказ о жизни древних славян. (Проектная деятельность)

2). Работа с документами:

- Ребята, а теперь послушайте, что говорили о Древних славянах римские историки. У вас на столах лежат листочки, сегодня мы поработаем в них, а не в ваших тетрадях. Найдите тексты, давайте их прочтем.




Прокопий Кесарийский о славянах.

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.»



Маврикий Стратег о славянах.

«Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…

У них большое количество разнообразного скота и плода земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов для вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»

Вопросы и задания к документам: (на экране)

  1. Какие выводы о месте жительства славян можно сделать на основе данных текстов?

  2. Какие сведения о внешнем облике славян дают нам источники?

  3. Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?

  4. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?


3) -Ребята, а чем еще занимались славяне? С кем они торговали? Какой известный торговый путь пролегал через Русское государство? Вот как о нем писалось в летописи:

«Путь из Варяг в греки и из Грек по Днепру, и вверх Днепра волок до Ловати, по Ловати внити в Ильмень озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и того озера внидеть в устье в море Варяжское, и потому по тому же морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити в Понт море в неже втечет Днепр-река».


-Проследите путь «из Варяг в Греки» по карте. Запомните его основные участки.



4). Логические цепочки.

-Ребята, а вы умеете плести цепочки? Вот сейчас мы попытаемся построить логическую цепочку. У меня на доске имена первых Русских князей, но увы они рассыпались. А я не могу вспомнить кто и за кем правил, вы мне в этом поможете?.расставите их в хронологическом порядке?

Рюрик,______, ________,_________, Святослав

Святослав, ________, __________, Владимир

5). Игра «Да-нетка».

(На экране вопросы. Дети отвечают сигнальными карточками «да» или «нет»).

Я задаю вопросы, а вы должны ответить да или нет.

  1. Рюрик прибыл в Новгород по приглашению новгородцев (да)

  2. Самым сильным племенем на Руси были кривичи (нет)

  3. Постоянные набеги на Русь до 11века совершали племена печенегов (да)

  4. Бог грома и молнии у славян Перун (да)

  5. Вождем племени являлся знатный дружинник (нет)

  6. Часть населения древних славян была зависимой (да)

  7. Кроме натурального хозяйства у славян было еще и товарное (нет)

  8. Жителей Скадинавии славяне называли варягами (да)

  9. Восстание против князя Игоря подняло племя вятичей (нет)

  10. Княгиня Ольга после смерти Игоря вышла замуж за древлянского князя Мала (нет)


6). Исторические депеши.

-Ребята мне в руки случайно попали исторические документы – депеши, давайте попробуем угадать, кто их автор.


«Так вот где таилась погибель моя

Мне смертию кость угрожала…» (Вещий Олег)


«Да будет Киев матерью городам русским!» (Олег)


«Иду на вы!» (Святослав)


«Что-то мало дани в Киев везем, не воротить ли коней в древлянскую землю?» (Игорь)


«А коли пришлете мне выкуп с каждого двора по голубю и по три воробья!» (Ольга)


«Откуда есть пошла земля Русская..» (Нестор)


«А пришел он в Киев из земли Варяжской с двумя братьями Синеусом и Трувором». (Рюрик)


7). -Ребята, а какая религия была у славян до 988 года? Выберите из списка в ваших листочках славянских богов и подчеркните их.

Ярило, Зевс, Перун, Дионис, Афина, Амон-Ра, Стрибог, Велес, Макошь.


Мозговой штурм.


Почему Руси так важно было принять христианство, и именно христианство. (Ваши предположения. Даже самые невероятные)


- Давайте попробуем определить значение принятия христианства на Руси.


8). Культура рассматривается как беседа с применением мультимедиа.

9). Викторина «Кто»


  1. Кто заключил первый письменный договор с Византией

  2. Кто из русских князей первым принял христианство

  3. Кто, отправляясь в поход, говорил своим врагам «Иду на вы»

  4. Кто были первые русские святые

  5. Кто построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота

  6. Кто на Руси ввел погосты

  7. Кто из русских князей ввел погосты

  8. Кто из русских князей написал «Поучение детям»

  9. Кто стал первым митрополитом у русских.

10)Кто из русских князей получил прозвище «Окаянный».


Вставьте пропущенные слова:


В 1019 г. князем киевским стал сын Владимира 1------, прозванный Мудрым. Этим князем был создан закон о порядках в Новгороде 2------. Это был первый письменный закон на Руси.

В 1036 г. он нанес поражение давним врагам Руси 3---------, после чего их набеги прекратились.

В 1068 г. половецкий хан 4-------- вторгся в русские земли. Киевляне подняли восстание против 5----------------- и посадили княжить князя 6-----------------.

В 1072 г. сыновья Ярослава составили новый сборник законов 7-------------------.


      1. Ярослав

      2. «Суд Ярославль»

      3. печенегам

      4. Шарукан

      5. Ярославичей

      6. Всеслава

      7. «Русская Правда»



  1. Подведение итогов урока.

- Ребятки, давайте мы как историки расскажем о Древней Руси!

Что бы вы рассказали путешественнику об этом государстве?


Выясняется настроение учащихся в конце урока при помощи картинок в приложении.


  1. Домашнее задание.

-Ребята, а дома вы будете летописцами, и составите краткую летопись самых запомнившихся вам событий, но мы ведь сказочные летописцы, поэтому вы можете добавить в свою летопись те события, которых не было на самом деле, но вам бы очень хотелось, чтобы они прозошли!






































Приложение 1.













Тема: «Образование и расцвет Древнерусского государства».


        1. Задание.

Прокопий Кесарийский о славянах.

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.

Маврикий Стратег о славянах.

«Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково… У них большое количество разнообразного скота и плода земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов для вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»



    1. Задание.

Ярило, Зевс, Перун, Дионис, Афина, Амон-Ра, Стрибог, Велес, Макошь, Хорс, Сварог, Арес, Дажьбог.


Значение принятия Христианства на Руси:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    1. Задание.

Вставьте пропущенные слова:


В 1019 г. князем киевским стал сын Владимира 1------, прозванный Мудрым. Этим князем был создан закон о порядках в Новгороде 2------. Это был первый письменный закон на Руси.

В 1036 г. он нанес поражение давним врагам Руси 3---------, после чего их набеги прекратились.

В 1068 г. половецкий хан 4-------- вторгся в русские земли. Киевляне подняли восстание против 5----------------- и посадили княжить князя 6-----------------.

В 1072 г. сыновья Ярослава составили новый сборник законов 7-------------------.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок истории по теме "Образование и расцвет Древнерусского государства"

Автор: Кандрова Марина Витальевна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока  истории по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-rastsviet-drievnierusskogho-ghosudarstva-pri-iaroslavie-mudrom"
    ["file_id"] => string(6) "217459"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433351892"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) ""Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром" - презентация к уроку. "
    ["seo_title"] => string(86) "rastsviet-drievnierusskogho-ghosudarstva-pri-iaroslavie-mudrom-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "159972"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421989746"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Древнерусское государство в период правления Ярослава Мудрого"
    ["seo_title"] => string(64) "drievnierusskoieghosudarstvovpieriodpravlieniiaiaroslavamudrogho"
    ["file_id"] => string(6) "287149"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454433356"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Методическая разработка урока по истории Отечества по теме «Правление Ярослава Мудрого» в 7 классе VIII вида "
    ["seo_title"] => string(120) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-otiechiestva-po-tiemie-pravlieniie-iaroslava-mudrogho-v-7-klassie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "120134"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413625168"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства