kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории по теме "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по истории мира в 9 классе по теме: "Блокада Ленинграда"

Цель: Дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады

Задачи:

Образовательные: объяснить понятие «блокада»; разъяснить цели фашистов; познакомить с жизнью блокадного города;  привести примеры мужества и стойкости ленинградцев; дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.

Развивающие: развивать  умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников. Развивать память, речь, мышление

Воспитательные: расширение представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; развивать интерес к истории, кругозор детей, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Основные знания: Блокада длилась 872 (900) дня; Дорога жизни; 27.01.1944 г. полное снятие блокады.

Оборудование: презентация «Блокада Ленинграда», письма в виде треугольников, карта.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок истории по теме "Блокада Ленинграда" »

Тема: Блокада Ленинграда

Цель: Дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады

Задачи:

Образовательные: объяснить понятие «блокада»; разъяснить цели фашистов; познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев; дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.

Развивающие: развивать умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников. Развивать память, речь, мышление

Воспитательные: расширение представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; развивать интерес к истории, кругозор детей, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Основные знания: Блокада длилась 872 (900) дня; Дорога жизни; 27.01.1944 г. полное снятие блокады.

Оборудование: презентация «Блокада Ленинграда», письма в виде треугольников, карта.

Ход урока

1 Вводно-мотивационный момент

- Сегодня мы проведем с вами необычный урок, т.к ровно 70 лет назад , вечером 27 января 1944 года артиллерийский салют возвестил об окончательном снятии вражеской блокады Ленинграда. Память о войне – это наша совесть, наша история, которая писалась кровью.

Опять война,

Опять блокада…

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда , что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне»

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна!

Эти строки посвящены памяти блокадных дней Ленинграда, но сегодня мы предваряем ими наш разговор обо всей Великой Отечественной войне.

2 Работа над пройденным материалом

- Началась война. Советский народ встал на защиту своей Родины. В годы войны единственной связью между солдатами и их родными были письма ( треуголки), которые очень долго доходили до адресата.

- Мы тоже получили почту, в каждом из них содержится вопрос. Вам , ребята, на до подготовить ответ на заданный вопрос.

Вопросы:

1Что такое план «Барбаросса»?

2 Что вы знаете о Султане Баймагамбетове?

3 Сколько казахстанцев получили звание Героя Советского народа?

4Какую помощь оказывал Казахстан фронту?

5 Расскажите о 316 –ой стрелковой дивизии?

6 Назовите героев защитников Бреста.

Фронтальная беседа:

1Велась ли борьба на захваченной фашистами территории, если да, то кем?

( людьми, которые остались на захваченной немцами территории, подпольщиками, партизанами.)

2Какие методы и формы борьбы использовали советские люди против немцев? ( захват в плен офицеров, казнь предателей, подрывы железной дороги и поездов, освобождение советских людей, нападение на немцев, подпольная работа, партизанская война)

3В каких районах особенно сильным было партизанское движение?

(Смоленская , Брянская область, Белоруссия.)

4Какие порядки устанавливали фашисты на оккупированных территориях?

( управляли советскими людьми от имени немецкого командования рейхскомиссары. Их Гитлер назначал из своих офицеров. Гитлеровцы заставляли советских людей работать на них . Немцы налаживали работу заводов, открывали угольные шахты, а добытый уголь отправляли в Германию. Всех молодых людей и детей гитлеровцы собирали и в вагонах высылали в Германию. Там их помещали в концлагеря, где заставляли работать. В немецких концлагерях погибло около 4 миллионов советских людей.)

Задание на доске (записать в тетрадь)

Формы борьбы

Районы борьбы

Методы борьбы

Концлагеря : Освенцим , Треблинка , Саласпилс ,Бухенвальд, Майданек- 5 основных лагерей смерти.

Вывод: Партизаны помогли многим советским людям выдержать режим оккупантов. За боевые заслуги более 130 тысяч партизан получили высшую награду Родины- звание Героя Советского Союза

3Изучение нового материала.

1 Актуализация знаний, объявление новой темы.

Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград

Итак, тема нашего урока «Блокада Ленинграда»( слайд1)

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.( слайд 2)

2 Блокада Ленинграда( слайд 3)

22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики. « Тревожные дни наступили в Ленинграде: город на осадном положении враг у ворот. С 1941 года начался новый этап в истории- этап суровых испытаний и битв. Великая Отечественная война изменила облик Ленинграда. Город стал фронтом»

- Гитлер поставил перед собой задачу захватить и уничтожить этот город. В Ленинграде находились крупнейшие советские военные предприятия. Ленинград являлся крупным советским морским портом. Ленинград был несколько веков столицей Российского государства. В нем находилось огромное количество архитектурных памятников. Ленинград был гордостью Советской страны, поэтому Гитлер и хотел его разрушить.( слайд4)

Вражеская артиллерия и авиация ежедневно бомбили и обстреливали город.

В сентябре 1941 г. 300- тыс. группа армий «Север» полностью захватила все подступы к городу. Советские войска вынуждены были под натиском противника отступить за реку Неву и Ладожское озеро. Ленинград оказался в кольце окружения. Началась блокада Ленинграда (слайд 5)

Словарная работа:

Блокада- кольцо окружения города военной группировкой противника (запись в тетрадь)

Название битвы

Время

Значение

Блокада Ленинграда

8 сентябрь 1941- прорыв блокады 18 января 1943г.,полное освобождение- 27 января 1944г.(872)

Под Ленинградом советский народ проявил стойкость, мужество, героизм. Их подвиг служил примером для советских людей.

-Несмотря на мужество и героизм защитников Ленинграда, фашистам удалось блокировать город с суши. 8 сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады. Начался отчет блокадных дней и ночей.(слайд-6-7)

Работа с документами

Из воспоминаний (читают дети)

1 «Паек на выживание» (слайд8)

2 «Подвиг матери»

3 «Погибали , умирали, но город не сдавали»-В городе не было паники, строго соблюдался порядок. Оставшиеся заводы продолжали работать, выпускать необходимую для фронта продукцию. С июля 1941 по январь 1942 года в Ленинграде изготовлено и отремонтировано 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, а также свыше 3 тыс. противотанковых пушек, 10 тыс. минометов, более 3 млн. снарядов и мин.

4 В блокадном Ленинграде поэтесса Ольга Берггольц читала свои стихи по радио, поддерживая жителей города. Дмитрий Шостакович написал свою знаменитую Седьмую симфонию , которую по радио услышал весь мир из осажденного города.(слайд )

4 «И стихи Жамбыла помогали выстоять»

Учитель:

В осажденном Ленинграде

Эта девочка жила

В ученической тетради свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, слышит мир ее слова: « Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года…»

Вглядитесь в эти фотографии –и ты поймешь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой.

-Люди умирали прямо на улицах. Хоронить их не было возможности.

-Зимой 1941-1942 г. в городе развелось много крыс. Они нападали на полуголодных и обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не осталось – кто не погиб и не ушел , того съели . Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продовольствия, они были и потенциальными разносчиками чумы.

- но школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки « буржуйки».Все сидели в шубах , шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале.

-Гибли на Ладоге отважные воины, водители машин, спасая ленинградцев от голодной смерти. Но дорога работала. И уже 25 декабря объявили о первой прибавке хлеба.(11 слайд)

- приближалась весна. Войскам Ленинградского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг друга, разбить осаду города Ленинграда и соединиться. Началось наступление. Шли бои и ночью и днем. Наконец- то войска соединились. Прорыв блокады!

- 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Тысячи людей погибли под обстрелом, умерли от холода и голода . Десятки зданий и дворцов были разрушены немецкой авиацией. Но несмотря на все трудности ленинградцы выстояли и выжали .

- Население всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. Их подвиг служил примером стойкости для всех советских людей. Но окончательно город был освобожден 27 января ( запись в таблицу) (20 слайд)

-Каково же значение ленинградской блокады?

( Под Ленинградом советский народ проявил стойкость, мужество, героизм. Их подвиг служил примером для советских людей. Немцы понесли большие потери в живой силе и технике. Боевой дух немцев был сломлен.)

- 930000 участников обороны Ленинграда награждены медалью «За оборону Ленинграда» ( 22 слайд)

-Память жива! (слайд 23-25)

Почтим память павших под Ленинградом минутой молчания.

4 Закрепление изученного материала.

-Когда началась блокада Ленинграда?

-Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?

-Что предприняли ленинградцы для защиты своего города?

-Какие трудности и лишения пережили ленинградцы?

-Почему дорогу через Ладожское озеро назвали Дорогой жизни?

- Сколько времени длилась блокада?

-Каково значение блокады для всего народа?

5 Итог урока







Приложение



14 летний Василий Зикеев.На плечи подростка легли совсем недетские заботы - доставать где при­дется дрова, топить в комнате круг­лую, «голландскую» печку, прино­сить с Невы воду.

В ноябре 41-го отца призвали в армию (через четыре месяца он по­гиб на фронте). Зимней холодной но­чью скончался и дедушка. Василий завернул его тело в старое одеяло и отвез на территорию завода «Вул­кан», где первоначально собирали тела умерших. Так он исполнил свой последний долг перед родным че­ловеком.

Дневную норму хлеба, которую выдавали строго по карточкам, посто­янно урезали. С сентября по декабрь ее снижали пять раз. Она была сов­сем мизерной - «125 грамм, с огнем и кровью пополам». В пайке было немного муки низших сортов, а так­же жмых, целлюлоза, дуранда, дру­гие добавки.

  • Силы уходили, но страха не было, - рассказывает Василий Мар­кович. - Чувства были заморожены, наступило какое-то безразличие, оце­пенение.

Мальчика спас отец его друга - Василий Иванович Терехов. Быв­ший офицер-артиллерист, участ­ник Первой мировой войны помог подростку устроиться в 7-ю артил­лерийскую специальную школу. Здесь Василий получил обмундиро­вание - шинель, шапку, сапоги, стал заниматься по программе 8-го клас­са, Но главное - в спецшколе было усиленное по тем временам питание - 250 граммов хлеба, суп из дрожжей, ложка каши, немного масла, несколь­ко кусочков сахара и даже котлетки весом 42 грамма.

Вскоре по «Дороге жизни», по льду Ладожского озера, школу эвакуиро­вали на Большую землю, в Костро­му. Василий был настолько истощен, что не мог самостоятельно передви­гаться, и его направили в больницу на поправку: на манную кашу и креп­кий чай.

  • Вечером в чай добавляли не­сколько капель спирта, - с улыбкой говорит ветеран, - но когда я стал хо- нает Валентина царева. - сразу ска­жу, с фронта он вернулся домой, но с многочисленными ранениями и кон­тузиями и вскоре умер. На его долю выпало много испытаний и страда­ний. Но мы тогда не догадывались, сколько горя придется пережить и нашей семье.

В то время многие считали, что враг будет быстро разбит на его тер­ летчики хорошо видели, что на су­дах находятся женщины и дети, но все равно сбрасывали на них смерто­носный груз. Ульяна Константинов­на при бомбежках прикрывала детей своим телом.

После снятия блокады семья вер­нулась в Ленинград. Но последствия голодных месяцев и неполноценно­го питания отразились на здоровье сестры Раи, 1934 года рождения, и брата Николая. Они умерли.

Сердце Валентины Ивановны при воспоминании о том времени пере­полняется болью. И величайшей бла­годарностью к подвигу ее мамы, так самоотверженно боровшейся за сво­их детей.

Погибали, умирали, но город не сдавали

Первое время после начала блока­ды Валя Куратова ходила в 7-й класс средней школы. Но ее затем закры­ли и разместили там сирот, раненых и больных. Девочка стала ухаживать за ними. Во время ночных воздуш­ных дукцию. Это подтверждают и офи­циальные данные. С июля 1941 по январь 1942 года в Ленинграде изго­товлено и отремонтировано 713 тан­ков, 480 бронемашин, 58 бронепоез­дов, а также свыше 3 тыс. противо­танковых пушек, 10 тыс. минометов, более 3 млн. снарядов и мин.

Наравне со взрослыми нелегкую блокадную вахту несли и подрост­ки. Они стояли у станков, дежурили с бригадами ПВО на крышах во вре­мя бомбежек, работали в госпиталях. Бытовые комсомольские отряды по­сещали квартиры больных, помогали ослабевшим, находили и устраивали в детдома сирот.

В конце марта 42-го Валентину и ее маму вместе с большой группой детей и женщин эвакуировали по льду Ладоги на противоположный берег и посадили в товарные ваго­ны для отправки в глубокий тыл.

И стихи Жамбыла

помогали

выстоять

Иоланте было около шести лет, когда началась война. Она хорошо помнит, как в зимнее время она си­дела у раскаленной печки-буржуйки и мечтала, чтобы война скорее за­кончилась. Девочка ходила в кварти­ре в старенькой шубке и в валенках, но больше лежала, укрывшись воро­хом одеял. Играть не хотелось, было холодно и голодно. Она слушала ра­дио, которое работало постоянно. По радио звучали вдохновенные стихи Жамбыла: «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!». Если не было передач, звучал мерный стук метронома, как биение сердца, озна­чавший, что город жив. Тогда же Ио- ланта пробовала сочинять свои пер­вые нескладные стихи.

Позже она узнала, что вдохно­венные стихи великого казахского акына не раз звучали в осажденном городе по радио, их читали на пе­редовой. Они вдохновляли людей,

Валентина Ивановна Николаева вышла замуж за Владимира Царе­ва. Полковник в отставке, он дол­гое налетов вместе с мамой подни­малась на крышу дома. Орудуя щип­цами, они в песке и воде гасили за­жигательные бомбы.

Жуткие картины разворачивались у нее перед глазами.

- Однажды в октябре 41-го наш район вновь сильно бомбили, - вспо­минает Куратова. - Страшно было слышать вой падающих с неба бомб. Одна из них попала в госпиталь на­против нашего дома. С грохотом рух­нули стены, в воздух взлетели ране­ные, кровати, мебель. Другая - упа­ла на набережную Фонтанки, где в это время проходила колонна моря­ков. Земля косо осела, людей разме­тало во все стороны. А третья - раз­рушила стоящий рядом дом, засыпав бомбоубежище и заживо похоронив всех, кто там находился.

В городе не было паники, строго соблюдался порядок. Оставшиеся за­воды продолжали работать, выпускать необходимую для фронта продукцию.

Когда 8 сентября 1941 года немецкие войска, захватив Шлис­сельбург, завершили окружение Ленинграда с суши, никто не по­дозревал, что блокада продлится 900 страшных дней и ночей. В день начала блокады 300 немецких са­молетов бомбили городские квар­талы. За сутки было сброшено око­ло семи тысяч зажигательных и фу­гасных бомб. Горели дома, Гостиный двор на Невском проспекте, Бадаев- ские продовольственные склады, что впоследствии трагическим образом сказалось на снабжении населения продуктами.

В семье у Ульяны Константинов­ны Николаевой, матери Валенти­ны, было четверо детей. Сама она - старшая, ее младшему брату не было еще и годика. Царева вспоминает, что днем взрослые уходили копать кар­тошку на заброшенных полях, пото­му что продуктов по карточкам вы­деляли все меньше и меньше, да и выдавали не всегда в срок. Нужно было отстоять большую очередь, что­бы их получить.

Дети все время хотели есть и не понимали, почему мама плачет, ког­да они просят кушать. Малышка Ни­колай тоже плакал и от голода грыз свои кулачки до крови.

- Как мама все это выдерживала, трудно понять, - говорит Валентина Ивановна. - И все же она сохранила нам жизнь, мы чудом остались живы.

Царева вспоминает, что ее мать продавала на «черном рынке» цен­ные вещи, семейные сбережения, вы­менивала их у спекулянтов на хлеб и продукты.

В сентябре 1942 года ее семью по Ладожскому озеру вывезли на баркасах

время руководил Алматинской городской организацией блокадни­ков. У них сын, дочь, 4 внука.

Валентина Куратова после снятия блокады вернулась в Ленинград, где после ранения и демобилизации из армии находился ее отец. Окончи­ла мединститут, вышла замуж, ро­дила сына. С 1956 года - в Алма- Ате. Продолжительное время рабо­тала в Институте хирургии им. Сыз- ганова, других медицинских учреж­дениях города.

Иоланта Михайловна Ермекбаева окончила Ленинградский институт точной механики и оптики. Вышла замуж за своего сокурсника Заура Ермекбаева, который из Казахстана приезжал на учебу в институт. У них родился сын Виктор, позже - дочь Ирина. В 1974 году семья перебра­лась в Алма-Ату. Иоланта работала в государственной метрологической службе до самой пенсии, была удо­стоена звания «Заслуженный метро­лог Казахстана». Сейчас живет с до­черью. У нее четверо внуков и одна правнучка.



Она увлекается поэзией и продол­жает писать стихи. Два года назад Ермекбаева выпустила сборник сти­хотворений «Из глубины души», ко­торый посвятила жителям блокадно­го Ленинграда. В книге помещены лирические строки об Алматы, уди­вительной природе Казахстана. Ав­тор, как и все «дети войны», хранит в душе сердечную признательность казахской земле, где царят мир и согласие, где ве­тераны войны и гру­да окружены за­ботой и вни-













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
урок истории по теме "Блокада Ленинграда"

Автор: Нашкенова Гульмира Алибаевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167712

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока на тему "Блокада Ленинграда в математических задачах на проценты и дроби". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-na-tiemu-blokada-lieninghrada-v-matiematichieskikh-zadachakh-na-protsienty-i-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "197406"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428240515"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "классный час на тему "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(43) "klassnyi-chas-na-tiemu-blokada-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "197417"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428241722"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация к внеклассному мероприятию или к уроку истории на тему: "Блокада Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiiakvnieklassnomumieropriiatiiuilikurokuistoriinatiemublokadalieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "274431"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452397924"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Блокада Ленинграда". Викторина "
    ["seo_title"] => string(30) "blokada-lieninghrada-viktorina"
    ["file_id"] => string(6) "110134"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405585648"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Информационно -исследовательский проект "Дети блокады Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(69) "informatsionno_issliedovatiel_skii_proiekt_dieti_blokady_lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "365780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480873418"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства