kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  • Развивающие:
    • формирование у учащихся осознания исторического прошлого,
    • актуализировать знания по теме «Блокада Ленинграда», полученные учащимися на уроках истории, классных часах,  расширить и углубить их;
    • сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;
  • Обучающие:
    • обучение специфики работы с историческими источниками, воспоминаниями, документальными материалами, относящимися к периоду ВОВ.
  • Воспитательные:
    • воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.
    • воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью  поэтической литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«классный час на тему "Блокада Ленинграда" »



Классный час «Блокада Ленинграда» в 8 классе

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  • Развивающие:

    • формирование у учащихся осознания исторического прошлого,

    • актуализировать знания по теме «Блокада Ленинграда», полученные учащимися на уроках истории, классных часах, расширить и углубить их;

    • сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;

  • Обучающие:

    • обучение специфики работы с историческими источниками, воспоминаниями, документальными материалами, относящимися к периоду ВОВ.

  • Воспитательные:

    • воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.

    • воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью поэтической литературы.

Вступительное слово учителя(2 слайд)

На рассвете 22 июня 1941 г. без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия напала на СССР. Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 года.

Тот самый длинный день в году (1)

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду,

Одну на всех, на все четыре года…

(3слайд) План германского командования «Барбаросса» предусматривал ведение «молниеносной войны» против СССР на трех основных направлениях – на Ленинград (группа армий «Север»), Москву (группа армий «Центр»), и Киев (группа армий «Юг»). В короткий срок предполагалось разгромить основные силы Красной Армии и выйти на линию Архангельск – Волга – Астрахань.

Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда.

Историческая справка. (4 слайд) Ленинград – важный промышленный, научный и культурный центр Советского Союза. Город, с богатейшей историей, основанный Петром I в 1703 году. С 1712 г. Санкт-Петербург являлся более 300 лет столицей Российской империи. С началом первой мировой войны, в 1914 году, переименован в Петроград, а в 1924 году, после смерти Ленина, получил новое имя – Ленинград. В 1991 году городу возвращено его историческое название – Санкт-Петербург.

(5 слайд) Гитлер придавал особое значение взятию этого города – одного из символов революции 1917 года. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград - ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли. До войны в Ленинграде проживало более 3-х млн человек. С начала войны и до начала блокады были эвакуированы 636 тыс. человек.

(6 слайд) 8 сентября немецким войскам удалось полностью блокировать город, отрезав его от внешнего мира. На город было сброшено более 600 000 зажигательных бомб. Вместе с бомбами нацисты бросали листовки: «Сегодня мы бомбим, завтра вы хороните»… В тот же день вражеской авиацией были уничтожены Бадаевские склады с продовольствием. У стен города шло кровопролитное сражение. 25 сентября продвижение врага было остановлено. Не сумев взять Северную столицу с ходу, немцы решили применить другой план. Гитлер сказал: "Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет».

(7 слайд) Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.

(8 слайд) На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!". В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома.

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.

(9 слайд) На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Враги ломились в город наш  свободный, (2)

               Крошились камни городских  ворот...

               Но вышел на проспект Международный

               Вооружённый трудовой народ.

               Он шёл с бессмертным  возгласом в груди:

               - Умрём, но Красный Питер не сдадим!..

                                                           

(10 слайд) Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

(11 слайд) С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Размер продовольственного пайка составлял:

  • Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки;

  • Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;

  • Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов – 300 граммов

  • Войскам первой линии — 500 граммов.

При этом до 50% хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.

(12 слайд) Блокадный хлеб. Блокадная вода. (3)
Блокадный путь над вьюгой ледяною.
Какой бессмертье куплено ценою –
Мой город не забудет никогда.

(13 слайд) Смерть входила во все дома.

Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Девчонка с ведерком пустым (4)
Чуть движется : 
А за Невою Клубится пожарища дым.
А там меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.

*Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают.

* Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания.

(14 слайд)  Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала девочку сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.

  • "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года" (5)

  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

  • "Савичевы умерли"

  • "Умерли все"

  • "Осталась одна Таня"



Этот дневник на процессе Нюрнбергском (6)
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".

(15 слайд) При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

(16 слайд) В школе №35 города С.-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, не смотря ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

(17 слайд)

Девчонка руки протянула (7)
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто 
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

(18 слайд)

Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перестанут защищать город и сдадут его. Но город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов  и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин. 



(19 слайд) Подростки - рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

(8) Да, мы не скроем: в эти дни

                Мы ели землю, клей, ремни;

                Но, съев похлёбку из ремней,

                 Вставал к станку упрямый мастер,

                Чтобы точить орудий части,

                 Необходимые войне.

                Но он точил, пока рука

                Могла производить движенья.

                И если падал -  у станка,

                Как падает солдат в сраженье


(20 слайд) Самым тяжелым временем в обороне Ленинграда стала зима 1941 – 1942 гг. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Единственным “окном”, соединявшим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро.

Переправляться по нему было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не было.

Поздней осенью Ладога замерзла, и тогда по льду проложили автомобильную трассу. Эту дорогу ленинградцы назвали “дорогой жизни”.


(21 слайд) 13 ноября 1941года по ней отправился спешно собранный конно - транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Колонны шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали «Дорогой смерти», но потом появилось другое название - «Дорога жизни».

(22 слайд) Позже по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой:

(9) "Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги

(23 слайд) С 20 ноября 1941 г. по конец апреля 1942 г. по Дороге жизни было доставлено в город 262 тыс. тонн продовольствия. За весь период из Ленинграда вывезено около 1 млн человек. Многие из них погибли во время бомбежек трассы.

По этой дороге вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.


(24 слайд) Всего за время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев.  Эта цифра, озвученная советским обвинителем на Нюрнбергском процессе, сегодня оспаривается рядом историков, полагающих, что общее число жертв блокады могло достигнуть 1,5 млн человек. Пик смертности пришелся на первую блокадную зиму 1941/ 1942 годов, когда за период с декабря по февраль умерло более 250 тысяч человек. Во время блокады женщины оказались устойчивее: из каждых 100 смертей в Ленинграде в этот период 63 приходились на мужчин и только 37 – на женщин. ( А. Розенбаум – «На дороге жизни»)

(25 слайд) Наконец наступила весна 1942 года. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные и изнеможенные приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники. Город был очищен - еще одна победа Ленинграда.

В этом году в Ленинграде вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках, скверах, школьники работали в пригородных скверах и подсобных хозяйствах.

Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было тщательно подготовится к следующей. Прежде всего обеспечить город топливом. Дрова для школ заготавливали учителя и ученики. Разбирали деревянные дома. Школьники также заготавливали топливо для инвалидов, семей фронтовиков, ослабленных людей.


(26 слайд) В городе работали театры, музеи. Всё то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели.

Голос Ольги Берггольц  стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах.

2июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 г. была исполнена оркестром Радиокомитета в осаждённом немцами Ленинграде.

(27 слайд)

(10) Какая музыка была,
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала

(28 слайд) Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского Флота, отстоявших город на Неве, а также подвиг его жителей 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды! (клип – Медаль за оборону Ленинграда)

(29 слайд) В январе 1943г. блокада была прорвана советскими войсками, а годом позже – 27 января 1944г. – была полностью снята.

В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа  салюта.

(11) Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут 
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость слишком велика -
Но боль
Заговорила и прорвалась.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня Ленинградцы
Плачут.





(30 слайд)

(12) Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…


(31 слайд) Ленинградская битва имела огромное политическое и стратегическое значение. Советские войска в битве за Ленинград оттянули на себя до 15-20% вражеских сил на Восточном фронте и всю финскую армию, разгромили до 50 немецких дивизий.

 Сотни тысяч погибших лежат в братских могилах на кладбищах Санкт – Петербурга.


(32 слайд) Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 5000 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников.

(33 слайд)

(13) Мне и самой порою не понять,

 Всего, что выдержали мы с тобою…

 Пройдя сквозь пытки страха и огня,

Мы выдержали испытанье боем.

И, каждый, защищавший Ленинград,

Вложивший руку в пламенные раны,

Не просто горожанин, а солдат,

По мужеству подобный ветерану.

(34 слайд) Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла

навсегда.

(35 слайд)

(14) Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые, 
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых. 
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни 
Стоишь или нет?





(36 слайд)

(15)

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй:
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим



Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

(37-42 слайд) Сегодня – у нас необычные гости – две девочки, которые были вывезены из Ленинграда по Дороге Жизни в 1942 году сюда, во Мстёру. Это Валентина Николаевна Чирикова и Галина Илларионовна Зеленцова. На пароме они были привезены во Мстёру и с этого времени и существует детский дом, а улица, на которой он находится называется теперь Ленинградской ( рассказ Валентины Николаевны и Галины Илларионовны) (Мария Пахоменко – « Ленинградские девочки»)



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
классный час на тему "Блокада Ленинграда"

Автор: Наумова Ирина Анатольевна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Классный час на тему:"Блокада Ленинграда"."
    ["seo_title"] => string(40) "klassnyi_chas_na_temu_blokada_leningrada"
    ["file_id"] => string(6) "590992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1636564108"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Технологическая карта классного часа.Тема: "Дети блокадного Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(72) "tekhnologicheskaia_karta_klassnogo_chasa_tema_deti_blokadnogo_leningrada"
    ["file_id"] => string(6) "647854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1711308789"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Классный час "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyi-chas-blokada-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "118731"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413222054"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА "Блокада Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskaia_razrabotka_klassnogo_chasa_blokada_lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "430979"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1507203803"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Блокада Ленинграда". Викторина "
    ["seo_title"] => string(30) "blokada-lieninghrada-viktorina"
    ["file_id"] => string(6) "110134"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405585648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства