kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории "ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока истории в 6 классе "Откуда есть пошла земля русская". урок рассчитан на 2 часа. Учащиеся работают с видеоматериалом, с историческими источниками, картой атласа; заполняют схему в тетради. Учащиеся выступают в роли экспертов: историков и ученых; учатся отстаивать свою точку зрения; работают в тетрадях - тркенажерах; выполняют задания по типу ЕГЭ. Входе урока учащиеся знакомятся с различными теориями о возникгновении государства у восточных славян, выясняют предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Из исторического источника.

«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

С1. Приведите название документа и имя его автора. О событиях какого века говорится в документе?

С2. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его при­чиной? Укажите не менее двух причин.

С3. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.

Ответ:


С1. Может быть указано, что

  1. название документа — «Повесть временных лет»;

  2. автор — летописец Нестор;

  3. IX в.

С2. Может быть указано, что речь идёт о призвании варягов,

  1. Могут быть приведены следующие причины:

  2. «встал род на род»;

  3. начались распри и усобицы;

  4. это побудило искать князя, который бы владел и судил по праву.

С3. Могут быть названы следующие последствия:

  1. в ответ на призыв пришли трое братьев-варягов;

  2. старший Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске;

призвание варягов положило начало первой княжеской династии — ди­настии Рюриковичей

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»



Департамент образования Вологодской области

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»









ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»







Исполнитель: Шаверина Наталья Сергеевна,

учитель истории и обществознания,

МБОУ «Погореловская ООШ»

Тотемского района


















2014

Технологическая карта урока


Предмет: история Класс: 6

Базовый учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. -М..: «Просвещение», 2010 г

Тема урока: «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ»

Цель урока: формирование представления о зарождении государства у восточных славян

Задачи урока:

1) образовательные задачи: познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян; используя исторический документ и текст учебника, выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;



2) развивающие задачи: развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему; развитие умений и навыков работы с историческим пространством ( картой) и историческим временем ( хронологией), историческими источниками; развивать умение работать в группах

3) Воспитательные задачи: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

Социализации: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками.


В результате изучения темы ученики должны уметь:

Показывать путь «из варяг в греки»;

Называть время образования государства

Раскрывать предпосылки образования государства у восточных славян; и называть.

Объяснять смысл понятий: государство, дружина, князь, варяги, норманнская теория, антинорманнская теория.



Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Урок рассчитан на 2 часа (по 40 мин.)





Необходимое оборудование:

- учебник;

- рабочая тетрадь;

-тетрадь – тренажер;

-карты атласа;

-презентация по данной теме;

-проектор, экран;

-раздаточный материал.


Планируемые результаты:


Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке.


Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документами.


Предметные: выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей; усвоение основных дат; развитие умений работать с учебником, контурной картой и дополнительным материалом, овладение понятиями- государство, варяги, норманнская теория, антинорманнская теория

Основные даты и события

862 г. — призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси.

882 г. — объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство.

Персоналии

Рюрик (862—879) — варяжский конунг, призванный ильменскими словенами, согласно «Повести временных лет», княжить в Новгород. Основатель династии Рюриковичей.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический



Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.







СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1




















Организационный

1 мин.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к работе.


Готовятся к уроку.

Приветствуют учителя.


личностные: самоопределение, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация опорных знаний и умений.

3 мин.

Задает вопрос:

Слайд1

1.Кто изображен на слайде?(Летописец Нестор – автор «Повести временных лет»)

2. Какие вопросы ставит в начале своей повести летописец?

«Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля».

3.Работа в рабочей тетради

(стр.8. зад 4.: задание на понимание понятия государство)










Называют летописца.

(знаком из курса литературы 6 класса)

2. Извлекают три вопроса :

- откуда пошла Русская земля?

- кто в Киеве стал первым княжить?

- и как возникла русская земля?



Учащиеся воспроизводят раннее полученные знания, выполняя задание в рабочей тетради

( привлекая знания по всеобщей истории, т.к. понятие им знакомо).




Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание;

-выражать в творческой работе своё отношение к изучаемой теме;

- находить в иллюстрациях и презентации ответы на заданные вопросы.


2

Стадия вызова

Просмотр видеосюжета: призвание варяг

3 мин.













Задает вопрос:

Слайд 2. Просмотр видеосюжета: призвание варяг

На какие вопросы, поставленные Нестором в «Повести..» вы получили ответ?


Учащиеся высказывают своё мнение



Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения учебных проблем

Метапредметные УУД

регулятивные:

- -осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

предметные:

- сравнивать образцы;

-находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли во время ответов.


3













4

Постановка учебной проблемы

Целеполагание

5 мин.



Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

5мин.

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Предлагает сформулировать цель деятельности и предполагаемый результат.



Составление плана работы на доске:

1.Предпосылки и причины создания Древнерусского государства.

2.Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев.

3.Роль варяг в образовании государства.

4.Образование Древнерусского государства.

5.Различные теории о возникновении государства у восточных славян.





Формулируют Тему урока (совместно с учителем)

буду знать

продемонстрирую

смогу поразмышлять


Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке


Личностные УУД

-устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать здание;



5

Открытие нового знания

23 мин.

2. Работа с картой

Слайд 3-4 : Предлагает вопросы для размышления

Слайд 5

3. Предлагает учащимся выступить в роли экспертов:

Группа 1. Историки

(приложение 1..работа с историческим документом)

Группа 2: Историки

Работают с учебником стр.20-21









Группа3. Ученые

(приложение 2."Различные теории о возникновении государства у восточных славян")



Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.












Работают с картой, формулируют свои ответы на поставленные вопросы.



1Группа и 2 Группа:

Работают:

  1. с историческим документом

  2. с учебником

обе группы отвечают на поставленные вопросы: самостоятельно выявляют причины и предпосылки создания государства у восточных славян и заполняют схему. (попутно знакомятся с личностью Рюрика)







Учащиеся знакомятся с таблицей (приложение 2."Различные теории о возникновении государства у восточных славян"),

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике и тетради;

-находить ответы на вопросы с помощью исторического документа,учебника и презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала на уроке и проводить его.


6.

Первичная проверка понимания

20 мин

Слайд 6

Проверка заполнения схемы



Слайд 7 - 9 Варяги. Личность Рюрика.Начало династии Рюриковичей

Слайд 10.

1 и 2 группы. Представляют результаты своей деятельности, дополняя и исправляя друг друга, делают выводы.







3 группа. Аргументируют свою точку зрения на предложенные версии о возникновении государства у восточных славян.

Метапредметные УУД

Способность представлять результаты своей деятельности

регулятивные:

-проводить анализ своей деятельности;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала на уроке и проводить его.




7

Применение новых знаний.

10 мин

Стр.10 задание13 (работаем с текстом)

Стр.11 зад.2 (работаем с картой)

Задание в тетради - тренажере

Выполняют задание в тетради – тренажере, применяя полученные знания.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;



8

Рефлексия (подведение итогов урока)

5 мин












инструктаж по выполнению домашнего задания










Слайд 11 (рефлексия деятельности)

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

(лестница успеха или рефлексия деятельности: наряди елочку)









Домашнее задание

Базовый уровень. § 3, выучить основные понятия и термины,

 Повышенный уровень. -1.Используя карту и иллюстрацию (с. 26), составить рассказ об объединении Новгорода и Киева под властью Олега. Можно ли считать, что государство сложилось во время правления Олега?

Индивидуальные задания – Доклады Рюриковичах: Игорь, Ольга, Святослав




Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

(Обмениваются информацией, фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.)







Записывают домашнее задание

Учащиеся могут выбрать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

Личностные УУД

- установление связи между целью деятельности и её результатом;

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке

( совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.




Список использованных ресурсов:

1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России 19 век: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

-М..: «Просвещение», 2010 г

2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. -М..: «Просвещение», 2013 г

3. А.А.Данилов, А.В. Лугутин. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь – тренажер. 6 класс. -М..: «Просвещение», 2011 г

4 http://studopedia.ru/1_26067_zarozhdenie-gosudarstvennosti-u-vostochnih-slavyan.html

5. bibliofond.ru/view.aspx?id=448012

6. www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme...

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2.»

























Так как же все-таки произошло образование государства у восточных славян? В исторической науке споры на эту тему не утихаю с 18 века.

Мы рассмотрим три теории образования Древней Руси: норманнскую, славянскую и центристскую. Согласно норманнской теории - Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Согласно же славянской теории - Древнерусское государство возникло как результат длительного развития славянского общества, а Центристская теория отрицает роль варягов на Руси.


1.Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория.

В 30-60-е годы XVIII в. Немецкие ученые И.Г. Байер и Г.Ф. Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Этим они положили начало норманнской теории происхождения государства на Руси.

Аргументы этой теории таковы:

1) Варяги организованнее и образованнее славян;

2) Слово «русь» имеет варяжское происхождение.


2. Против этой теории выступил М.В. Ломоносов, которому императрица Елизавета Петровна поручила написать историю России.

Антинорманнисты отрицают варяжское происхождение первых русских князей. Считают, что корни «руси» в праславянских русских языках, а отголоски - в современных словах и выражениях русского языка. Они уверены, что термин «русь» доваряжского происхождения.

Согласно А.А. Шахматову, варяжские дружины стали называться «русью» после того, как они продвинулись на юг, туда, где жили славяне.


3. Существует так же Центристская теория образования государства. Основная ее идея, заключается в том, что Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.


Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

«Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». НЕСТОР

«Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля».

НЕСТОР

Видео – ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ (Призвание варягов).flv

Видео – ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ (Призвание варягов).flv

Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев.  1. Найдите на карте два государственных центра Древней Руси. 2. Сравните географическое положение (обратите внимание на соседей и природные условия)

Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев.

1. Найдите на карте два государственных центра Древней Руси.

2. Сравните географическое положение (обратите внимание на соседей и природные условия)

Что же побудило славян призвать варягов?  Предпосылки возникновения государства

Что же побудило славян призвать варягов?

Предпосылки возникновения государства

Призвание варяг  В летописи говорится о том, что в 862 году из-за моря по зову ильменских словен и других племен пришел варяжский князь Рюрик с братьями Синеусом и Трувором, чтобы властвовать в обширной Новгородской земле. Б этом летописном свидетельстве варяги названы русью, откуда-де и произошло в дальнейшем название страны и народа Русь. Васнецов . Призвание варягов

Призвание варяг

В летописи говорится о том, что в 862 году из-за моря по зову ильменских словен и других племен пришел варяжский князь Рюрик с братьями Синеусом и Трувором, чтобы властвовать в обширной Новгородской земле. Б этом летописном свидетельстве варяги названы русью, откуда-де и произошло в дальнейшем название страны и народа Русь.

Васнецов .

Призвание варягов

Варяжский викинг. По- мнению многих историков, Рюрик – первый князь на Руси. 2.Направления деятельности: 1)Призвание и княжение в Новгороде . Призвание Рюрика - В 862 году Рюрик со своей дружиной пришёл в Новгород. Сам Рюрик сел в Ладоге. Ладога была воротами торгового пути «из варяг в греки» и он контролировал весь товарный поток и соответственно пополнял собственную казну. владения Рюрика, и тот нанёс такое сокрушительное поражение хозяину Киева, что Аскольд предпочёл убраться восвояси. Основатель Государства Русского .

Варяжский викинг. По- мнению многих историков, Рюрик – первый князь на Руси.

2.Направления деятельности:

1)Призвание и княжение в Новгороде . Призвание Рюрика - В 862 году Рюрик со своей дружиной пришёл в Новгород. Сам

Рюрик сел в Ладоге. Ладога была воротами торгового пути «из варяг в греки» и он контролировал весь товарный поток и

соответственно пополнял собственную казну.

владения Рюрика, и тот нанёс такое сокрушительное поражение хозяину Киева, что Аскольд предпочёл убраться восвояси.

Основатель Государства Русского .

… И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде». Аскольд и Дир

… И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».

Аскольд и Дир

Коллеги, с наступающим Новым годом!

Коллеги, с наступающим Новым годом!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок истории "ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ"

Автор: Шаверина Наталья Сергеевна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153250

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Откуда ты Обломов, или история обломовщины"
    ["seo_title"] => string(45) "otkuda-ty-oblomov-ili-istoriia-oblomovshchiny"
    ["file_id"] => string(6) "274625"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452428017"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Откуда есть пошла русская земля..." "
    ["seo_title"] => string(35) "otkuda-iest-poshla-russkaia-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "140913"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418038537"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Презентация к уроку "Восточные славяне" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-k-uroku-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "111617"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407679784"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "«Песнь о вещем Олеге»."
    ["seo_title"] => string(21) "pesn_o_veshchem_olege"
    ["file_id"] => string(6) "518971"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567432754"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методическая разработка по литературе  на тему "Возникновение древнерусской литературы. Начало рисьменности на Руси "Повесть временных лет""
    ["seo_title"] => string(152) "mietodichieskaia-razrabotka-po-litieraturie-na-tiemu-vozniknovieniie-drievnierusskoi-litieratury-nachalo-ris-miennosti-na-rusi-poviest-vriemiennykh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "300154"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456671687"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства