Департамент образования Вологодской области
Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Вологодский институт развития образования»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»
Исполнитель: Шаверина Наталья Сергеевна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «Погореловская ООШ»
Тотемского района
2014
Технологическая карта урока
Предмет: история Класс: 6
Базовый учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. -М..: «Просвещение», 2010 г
Тема урока: «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ»
Цель урока: формирование представления о зарождении государства у восточных славян
Задачи урока:
1) образовательные задачи: познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян; используя исторический документ и текст учебника, выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
2) развивающие задачи: развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему; развитие умений и навыков работы с историческим пространством ( картой) и историческим временем ( хронологией), историческими источниками; развивать умение работать в группах
3) Воспитательные задачи: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
Социализации: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками.
В результате изучения темы ученики должны уметь:
Показывать путь «из варяг в греки»;
Называть время образования государства
Раскрывать предпосылки образования государства у восточных славян; и называть.
Объяснять смысл понятий: государство, дружина, князь, варяги, норманнская теория, антинорманнская теория.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Урок рассчитан на 2 часа (по 40 мин.)
Необходимое оборудование:
- учебник;
- рабочая тетрадь;
-тетрадь – тренажер;
-карты атласа;
-презентация по данной теме;
-проектор, экран;
-раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документами.
Предметные: выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей; усвоение основных дат; развитие умений работать с учебником, контурной картой и дополнительным материалом, овладение понятиями- государство, варяги, норманнская теория, антинорманнская теория
Основные даты и события
862 г. — призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси.
882 г. — объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство.
Персоналии
Рюрик (862—879) — варяжский конунг, призванный ильменскими словенами, согласно «Повести временных лет», княжить в Новгород. Основатель династии Рюриковичей.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1
| Организационный 1 мин. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к работе. | Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. | личностные: самоопределение, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация опорных знаний и умений. 3 мин. | Задает вопрос: Слайд1 1.Кто изображен на слайде?(Летописец Нестор – автор «Повести временных лет») 2. Какие вопросы ставит в начале своей повести летописец? «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». 3.Работа в рабочей тетради (стр.8. зад 4.: задание на понимание понятия государство)
|
Называют летописца. (знаком из курса литературы 6 класса) 2. Извлекают три вопроса : - откуда пошла Русская земля? - кто в Киеве стал первым княжить? - и как возникла русская земля?
Учащиеся воспроизводят раннее полученные знания, выполняя задание в рабочей тетради ( привлекая знания по всеобщей истории, т.к. понятие им знакомо).
| Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: -обсуждать задание; -выражать в творческой работе своё отношение к изучаемой теме; - находить в иллюстрациях и презентации ответы на заданные вопросы. |
2 | Стадия вызова Просмотр видеосюжета: призвание варяг 3 мин. | Задает вопрос: Слайд 2. Просмотр видеосюжета: призвание варяг На какие вопросы, поставленные Нестором в «Повести..» вы получили ответ? | Учащиеся высказывают своё мнение | Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения учебных проблем Метапредметные УУД регулятивные: - -осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; предметные: - сравнивать образцы; -находить общее и разное; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли во время ответов. |
3
4 | Постановка учебной проблемы Целеполагание 5 мин.
Формулирование учебной проблемы, планирование действий. 5мин. | Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Предлагает сформулировать цель деятельности и предполагаемый результат.
Составление плана работы на доске: 1.Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. 2.Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев. 3.Роль варяг в образовании государства. 4.Образование Древнерусского государства. 5.Различные теории о возникновении государства у восточных славян.
| Формулируют Тему урока (совместно с учителем) буду знать… продемонстрирую смогу поразмышлять … | Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке Личностные УУД -устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать здание; |
5 | Открытие нового знания 23 мин. | 2. Работа с картой Слайд 3-4 : Предлагает вопросы для размышления Слайд 5 3. Предлагает учащимся выступить в роли экспертов: Группа 1. Историки (приложение 1..работа с историческим документом) Группа 2: Историки Работают с учебником стр.20-21
Группа3. Ученые (приложение 2."Различные теории о возникновении государства у восточных славян")
Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.
|
Работают с картой, формулируют свои ответы на поставленные вопросы.
1Группа и 2 Группа: Работают: с историческим документом с учебником обе группы отвечают на поставленные вопросы: самостоятельно выявляют причины и предпосылки создания государства у восточных славян и заполняют схему. (попутно знакомятся с личностью Рюрика)
Учащиеся знакомятся с таблицей (приложение 2."Различные теории о возникновении государства у восточных славян"), | познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания); коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - ориентироваться в учебнике и тетради; -находить ответы на вопросы с помощью исторического документа,учебника и презентации; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; -владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала на уроке и проводить его. |
6. | Первичная проверка понимания 20 мин | Слайд 6 Проверка заполнения схемы
Слайд 7 - 9 Варяги. Личность Рюрика.Начало династии Рюриковичей Слайд 10. | 1 и 2 группы. Представляют результаты своей деятельности, дополняя и исправляя друг друга, делают выводы.
3 группа. Аргументируют свою точку зрения на предложенные версии о возникновении государства у восточных славян. | Метапредметные УУД Способность представлять результаты своей деятельности регулятивные: -проводить анализ своей деятельности; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала на уроке и проводить его.
|
7 | Применение новых знаний. 10 мин | Стр.10 задание13 (работаем с текстом) Стр.11 зад.2 (работаем с картой) Задание в тетради - тренажере | Выполняют задание в тетради – тренажере, применяя полученные знания. | Метапредметные УУД регулятивные: - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; |
8 | Рефлексия (подведение итогов урока) 5 мин
инструктаж по выполнению домашнего задания
| Слайд 11 (рефлексия деятельности) Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. (лестница успеха или рефлексия деятельности: наряди елочку)
Домашнее задание Базовый уровень. § 3, выучить основные понятия и термины, Повышенный уровень. -1.Используя карту и иллюстрацию (с. 26), составить рассказ об объединении Новгорода и Киева под властью Олега. Можно ли считать, что государство сложилось во время правления Олега? Индивидуальные задания – Доклады Рюриковичах: Игорь, Ольга, Святослав
| Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. (Обмениваются информацией, фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.)
Записывают домашнее задание Учащиеся могут выбрать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. | Личностные УУД - установление связи между целью деятельности и её результатом; - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; Метапредметные УУД регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке ( совместно с учителем и одноклассниками); коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. |
Список использованных ресурсов:
1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России 19 век: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
-М..: «Просвещение», 2010 г
2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. -М..: «Просвещение», 2013 г
3. А.А.Данилов, А.В. Лугутин. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь – тренажер. 6 класс. -М..: «Просвещение», 2011 г
4 http://studopedia.ru/1_26067_zarozhdenie-gosudarstvennosti-u-vostochnih-slavyan.html
5. bibliofond.ru/view.aspx?id=448012
6. www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme...