Настоящий урок разработан для учащихся 10 класса. Главная цель - способствовать углублению знаний и формированию целостного представления о крещении Руси.
Учащиеся заранее делятся на группы и получают опережающее задание: ребята из 1 группы должны были сделать подборку мифов древних славян, 2 – русских народных сказок дохристианского периода, 3 – обрядов древних славян, 4 – примет, 5 – пословиц и поговорок и на их основе сделать выводы о древних славянах, их убеждениях, ценностях, культуре.
О жизни славян, особенно восточных, в течение VII - VIII вв. сохранилось очень мало сведений. Между тем именно в этот период в общественной и политической жизни славянских народов произошли важные изменения. Вместо непрочных племенных союзов образовалось несколько крупных славянских государств. К концу VIII - началу IX в. следует отнести и возникновение восточно-славянского государства Руси с центром в Киеве на Днепре.
Константинопольский патриарх Фотий в "беседах", написанных по поводу грозного нашествия русов на византийскую столицу, называет народ русов "дальнесеверным", т. е. живущим далеко на севере от Константинополя. Византиец Фотий, гордившийся могуществом своей империи, называл русов народом "незнатным". Однако после неожиданного поражения в 860 г. он вынужден был признать, что со времени этого похода народ русов приобрёл славу и достиг «блистательной высоты».
Поработав самостоятельно, учащиеся узнали много нового о славянских племенах и их "дохристианской" истории, сделали выводы о величии русского народа этой эпохи. Теперь они заинтересованы в представлении своей работы и готовы к восприятию нового материала.
Изучение нового материала происходит через ролевую игру. Теперь учащиеся готовы сделать выводы о значении принятия православия на Руси.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Откуда есть пошла русская земля..." »
«Откуда есть пошла русская земля..."
10 класс.
Учитель МОУ «СОШ № 94» г. Новокузнецка Карамова С.В.
Эпиграф.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека, -
Залог величия Его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш целый мир- пустыня, Душа - алтарь без божества.
А. С. Пушкин.
Цели урока.
Обучающая. Способствовать углублению знаний и формированию целостного представления учащихся о крещении Руси.
Развивающая. Способствовать формированию собственной точки зрения на исторические и культурные события.
Воспитательная. Способствовать воспитанию ценностного отношения к историко-культурному опыту человечества
Задачи.
Обучающая. Создать условия для свободной коммуникации в познавательной деятельности учащихся.
Развивающая. Развивать культуру речи, а также способность к эмпирическому и логическому осмыслению событий в процессе беседы на исторические темы.
Воспитательная. Воспитывать качества диалогической личности: коммуникативность, толерантность, уважение к опыту и мнению другого человека, культуру взаимоотношений.
Оборудование. Выставка с иллюстрациями, алгоритм работы учащихся на уроке, заложенный в компьютеры, карта "Образование Древнерусского государства".
Опережающее задание. Учащиеся 1 группы должны были сделать подборку мифов древних славян, 2 – русских народных сказок дохристианского периода, 3 – обрядов древних славян, 4 – примет, 5 – пословиц и поговорок и на их основе сделать выводы о древних славянах, их убеждениях, ценностях, культуре.
План урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Работа с историко-культурными материалами, работа в тетрадях.
Обобщение по первой части урока, посвященной славянским племенам и язычеству
Переход ко второй части урока, посвященной христианизации Руси. Ролевая игра.
Беседа о методах распространения христианства Владимиром Святославовичем. Работа по карте.
Выводы учащихся о значении принятия православия на Руси.
Чтение стихотворения.
Подведение итогов. Оценки. Домашнее задание.
Ход урока.
Вступительное слова учителя.
О жизни славян, особенно восточных, в течение VII - VIII вв. сохранилось очень мало сведений. Между тем именно в этот период в общественной и политической жизни славянских народов произошли важные изменения. Вместо непрочных племенных союзов образовалось несколько крупных славянских государств. К концу VIII - началу IX в. следует отнести и возникновение восточно-славянского государства Руси с центром в Киеве на Днепре.
Константинопольский патриарх Фотий в "беседах", написанных по поводу грозного нашествия русов на византийскую столицу, называет народ русов "дальнесеверным", т. е. живущим далеко на севере от Константинополя. Византиец Фотий, гордившийся могуществом своей империи, называл русов народом "незнатным". Однако после неожиданного поражения в 860 г. он вынужден был признать, что со времени этого похода народ русов приобрёл славу и достиг «блистательной высоты».
И с престола римский царь
Говорит с послами,
Незнакомый люд стоит
Пред его очами.
Молодец все к молодцу:
Кудри золотые
Густо вьются по плечам,
Очи - голубые;
Словно все в одно лицо,
Та ж краса и сила,
Словно всех-то их одна
Матерь породила.
Это строки русского поэта XIX в. Л. Н. Майкова из стихотворения "Никогда", написанного под впечатлением прочтения "Истории государства Российского". Вот что пишет о славянах Н. М. Карамзин: "...историки того времени согласно изображают их бодрыми, сильными, неутомимыми. Греки же хвалят их стройность, высокий рост имужественную приятность лица"
Но это только внешняя сторона. Нам в первой части урока предстоит выяснить, каковы были культурные и нравственные ценности народа русов в дохристианский период. Сейчас каждая группа ознакомит нас со своим домашним заданием и со своими представлениями о древнерусском народе.
Задание № 1. Работа в группах.
Первая группа делится своими впечатлениями на основе старославянской мифологии, вторая - на основе народных сказок дохристианского периода, третья - на основе старинных русских обрядов. Четвёртая группа расскажет о том, какое значение в жизни древнерусского народа играли приметы, пятая - на основе пословиц и поговорок сделает вывод о том, каковы были нравственные ценности народа.
Задание № 2. Работа в тетрадях
Словоучителя.
А теперь я предлагаю вам сравнить ваши впечатления о древних славянах и впечатление их современника Маврикия Стратега, предположительно автора произведения "Стратегикон":
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе их из одного места в другое, охраняют их в случае надобности... Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, предлагают им выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться на положении свободных и друзей.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая прибытие во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи зарывают в тайниках, ничем лишним не владеют и ведут жизнь бродячую.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах: с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей...»
Задание № 3.
Слово учителя.
К сожалению, сведения о славянском язычестве очень скудны. Известный собиратель славянских древностей С. В. Максимов во время поездок по русскому Северу сокрушённо писал: «…больно смотреть, с какой беспощадной методичностью наша православная церковь уничтожает бесценные остатки язычества, как будто на дворе не просвещённый XIX век, а дикое средневековье».
Мы только что убедились, что древние славяне были народом самодостаточным, со своими нравственными ценностями и внушительным пластом русской культуры. Историки утверждают, что у славян задолго до принятия христианства не только широко была распространена письменность, но и существовала языческая литература, о чём свидетельствует чудом сохранившееся "Слово о полку Игореве". Так нуждался ли этот народ в едином Боге?
Ранее вы уже знакомились с процессом крещения Руси. Постарайтесь вспомнить причины принятия христианства и заполните первую графу таблицы.
Задание № 4. Самостоятельная работа учащихся.
Согласно летописной легенде, к Владимиру в Киев явились представители трёх монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Представьте себе, что это Вы Владимир Святославович, а перед Вами посол, и это Вам предстоит нелёгкий выбор одной из религий для Вашего народа. Задайте вопросы послу и объясните причину отказа или согласия.
Задание № 5. Материал подготовлен учителем, в роли послов выступают учащиеся.
Задание № 6. Самостоятельная работа в тетради.
Учащиеся заполняют вторую графу таблицы.
Слово учителя.
Итак, ответьте на вопрос: нуждался ли русский народ в принятии православия?
Задание № 7.
Мы уже знаем, какие методы использовались для распространения православия на Руси: это массовые сожжения упорствующих в "бесовстве" и резня, изгнание, высылка в пустынные места, бросание в зловонные ямы; это запреты народных обрядов, идущих из язычества, праздников и игрищ вместе с музыкой, песнями, плясками, ряженьем; это поношения устные и письменные, разрушение капищ, храмов, уничтожение музыкальных инструментов, книг, травников, лечебников и, разумеется, тех, кто эти лечебники составлял.
Для древнерусской культуры и её носителей христианизация Руси была бедствием не меньшим, чем Батыево нашествие.
Работа с картой (география распространения православия на Руси).
Наверное, нет смысла ставить вопрос о том, какая из религий является истинной, а какая нет. Каждый народ в своём развитии идёт к единому Богу своим национальным путём, он рядит Бога в национальные одежды, которые носит сам, делает его сторуким или узкоглазым, триединым или не определяет никак - это проблема свободы вероисповедания. Но никогда братоубийственная резня и уничтожение многовековой культуры не было и не будет делом богоугодным и прогрессивным. Никогда не будем забывать, что главная ценность государства - это его народ.
Чтение стихотворения(читает ученик).
В Киеве ясном и пасмурном Суздале,
В холмной Москве и болотистом Питере,
Сжав топоры, внедряясь в боры,
Строили наши прародичиРусь.
Строили долго, с умом и без устали, -
Ворога выгнав и зверя повытуря,
Чащу паля, чапыжник валя,
Двигались дальше под пламень и хруст.
Били меж делом лисицу и соболя,
Дело же делали в лад, не в особицу -
Клали сосну бревно к бревну,
Крепко вбивали в них гвоздь за гвоздём.
Глядь – табуны по проталам затопали,
Ульи поют и смола уже топится.
Первые ржи сияют в глуши…
Пахнет в ней дымом и хлебом – жильём
Встретятся с мерею, с чудью, с ордынцами,-
Бьются, бывало, иль мудро хоронятся.
Взор – вдалеке, своё – в кулаке.
Идут или ждут – усмехаются в ус.
И зацвели города за детинцами –
Выщки, избушки, соборы и звонницы.
В пёстром письме, в резной бахроме,
В светлых трезвонах… Так строилась Русь.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Алгоритм работы учащихся на уроке.
1 группа.
Задача. В ходе самостоятельной работы и работы с учителем вам необходимо составить целостное представление о процессе крещения Руси и чётко представить себе людей, их культурные и нравственные ценности в дохристианский период и в процессе принятия православной веры.
Опираясь на знание славянской мифологии, сделайте краткий вывод о древних славянах, их убеждениях, ценностях, культуре.
Внимательно прослушайте ответы товарищей, обобщите полученные сведения и запишите в тетрадь вывод о том, какими вы представляете древних славян.
Прослушайте отрывок из произведения "Стратегикон" Маврикия Стратега, жившего предположительно в VI - начале VII вв. и сравните ваши впечатления о племенах славян с впечатлением их современника.
Заполните первую графу таблицы "Крещение Руси"
Причины принятия христианства
Значение принятия христианства
Представьте себе, что это Вы Владимир Святославович, а перед Вами посол, и это Вам предстоит нелёгкий выбор одной из религий для Вашего народа. Задайте вопросы послу и объясните причину отказа или согласия.
Заполните вторую графу таблицы.
Учитывая то, что на протяжении многих веков славяне были язычниками, попробуйте представить, с какими трудностями мог столкнуться Владимир Святославович при всеобщей христианизации Руси.
Алгоритм работы учащихся на уроке.
2 группа.
Задача. В ходе самостоятельной работы и работы с учителем вам необходимо составить целостное представление о процессе крещения Руси и чётко представить себе людей, их культурные и нравственные ценности в дохристианский период и в процессе принятия православной веры.
Опираясь на знание русских народных сказок дохристианского периода, сделайте краткий вывод о древних славянах, их убеждениях, ценностях, культуре.
Внимательно прослушайте ответы товарищей, обобщите полученные сведения и запишите в тетрадь вывод о том, какими вы представляете древних славян.
Прослушайте отрывок из произведения "Стратегикон" Маврикия Стратега, жившего предположительно в VI - начале VII вв. и сравните ваши впечатления о племенах славян с впечатлением их современника.
Заполните первую графу таблицы "Крещение Руси"
Причины принятия христианства
Значение принятия христианства
Представьте себе, что это Вы Владимир Святославович, а перед Вами посол, и это Вам предстоит нелёгкий выбор одной из религий для Вашего народа. Задайте вопросы послу и объясните причину отказа или согласия.
Заполните вторую графу таблицы.
Учитывая то, что на протяжении многих веков славяне были язычниками, попробуйте представить, с какими трудностями мог столкнуться Владимир Святославович при всеобщей христианизации Руси.
Алгоритм работы учащихся на уроке.
3 группа.
Задача. В ходе самостоятельной работы и работы с учителем вам необходимо составить целостное представление о процессе крещения Руси и чётко представить себе людей, их культурные и нравственные ценности в дохристианский период и в процессе принятия православной веры.
Ознакомьтесь с обрядами древних славян и сделайте краткий вывод об их убеждениях, ценностях, культуре.
Внимательно прослушайте ответы товарищей, обобщите полученные сведения и запишите в тетрадь вывод о том, какими вы представляете древних славян.
Прослушайте отрывок из произведения "Стратегикон" Маврикия Стратега, жившего предположительно в VI - начале VII вв. и сравните ваши впечатления о племенах славян с впечатлением их современника.
Заполните первую графу таблицы "Крещение Руси"
|
Причины принятия христианства
Значение принятия христианства
Представьте себе, что это Вы Владимир Святославович, а перед Вами посол, и это Вам предстоит нелёгкий выбор одной из религий для Вашего народа. Задайте вопросы послу и объясните причину отказа или согласия.
Заполните вторую графу таблицы.
Учитывая то, что на протяжении многих веков славяне были язычниками, попробуйте представить, с какими трудностями мог столкнуться Владимир Святославович при всеобщей христианизации Руси.
Алгоритм работы учащихся на уроке.
4 группа.
Задача. В ходе самостоятельной работы и работы с учителем вам необходимо составить целостное представление о процессе крещения Руси и чётко представить себе людей, их культурные и нравственные ценности в дохристианский период и в процессе принятия православной веры.
Расскажите о том, какую роль в жизни древних славян играли приметы.
Внимательно прослушайте ответы товарищей, обобщите полученные сведения и запишите в тетрадь вывод о том, какими вы представляете древних славян.
Прослушайте отрывок из произведения "Стратегикон" Маврикия Стратега, жившего предположительно в VI - начале VII вв. и сравните ваши впечатления о племенах славян с впечатлением их современника.
Заполните первую графу таблицы "Крещение Руси"
|
Причины принятия христианства
Значение принятия христианства
Представьте себе, что это Вы Владимир Святославович, а перед Вами посол, и это Вам предстоит нелёгкий выбор одной из религий для Вашего народа. Задайте вопросы послу и объясните причину отказа или согласия.
Заполните вторую графу таблицы.
Учитывая то, что на протяжении многих веков славяне были язычниками, попробуйте представить, с какими трудностями мог столкнуться Владимир Святославович при всеобщей христианизации Руси.
Алгоритм работы учащихся на уроке.
5 группа.
Задача. В ходе самостоятельной работы и работы с учителем вам необходимо составить целостное представление о процессе крещения Руси и чётко представить себе людей, их культурные и нравственные ценности в дохристианский период и в процессе принятия православной веры.
На основе пословиц и поговорок составьте краткий рассказ о нравственных ценностях древних славян.
Внимательно прослушайте ответы товарищей, обобщите полученные сведения и запишите в тетрадь вывод о том, какими вы представляете древних славян.
Прослушайте отрывок из произведения "Стратегикон" Маврикия Стратега, жившего предположительно в VI - начале VII вв. и сравните ваши впечатления о племенах славян с впечатлением их современника.
Заполните первую графу таблицы "Крещение Руси"
|
Причины принятия христианства
Значение принятия христианства
Представьте себе, что это Вы Владимир Святославович, а перед Вами посол, и это Вам предстоит нелёгкий выбор одной из религий для Вашего народа. Задайте вопросы послу и объясните причину отказа или согласия.
Заполните вторую графу таблицы.
Учитывая то, что на протяжении многих веков славяне были язычниками, попробуйте представить, с какими трудностями мог столкнуться Владимир Святославович при всеобщей христианизации Руси
Приложение.
1. Сообщения, сделанные учащимися.
Мифология
Славяне-язычники были настоящими детьми природы. Они боготворили Мать-природу и боялись её с детским простодушием, зорко следили за всеми её изменениями, поскольку от них зависели жизнь и благополучие людей.
Наши далёкие предки были не только мыслящими существами, но и необычайно любознательными. Мир вокруг них жил своей жизнью. Желание проникнуть в суть виденного и слышанного заставляло людей искать объяснение тех или иных явлений, но недостаток знаний и опыта рождал скорее предположения, нежели объяснение. Так зарождалась мифология.
У восточных славян отец Небо получил название Род (или Сварог), он создал мир из тьмы. Но ведь не мог отец наслать на детей беды. Так появился другой миф, согласно которому Сварог ударил молотом по бел-горюч камню Алатырю, и из искры родился Огненный Бог Семаргл, олицетворяющий свет, всё доброе на земле. Великий Чёрный Змей, подражая Сварогу, тоже ударил молотом по Алатырю, и разлетелись по миру чёрные искры (тёмные силы, демоны). В нелёгкой борьбе Семаргла с Чёрным Змеем победа не досталась никому. В результате Сварог и Семаргл стали править царством Яви (дня), а Чёрный Змей - царством Нави (ночи). И никогда не кончается борьба между добром и злом.
Наблюдая за природными явлениями, стихиями, язычник наделял их человеческими свойствами. То, что мы называем метафорой (ветер свистит, буря воет), язычником воспринималось буквально. И, если в христианстве народ воздерживается от греха из страха попасть в ад, то язычники вели праведную жизнь, боясь гнева богов, которые могут наслать на них беду здесь и сейчас.
Сказки
Сказки древних славян тесно связаны с мифами. Часто какой-либо из богов становился героем сказки. Например, Белбог - питатель благ, тварей, живущих на земле, бог правосудия, предстаёт в сказках беловласым сопливым дедом. Он манит какого-нибудь бедняка и просит утереть ему нос. Если кто не побрезгует и утрёт сопли, дед враз рассыпается у его ног серебром. Кощей и Баба-Яга тоже, оказывается, считались богами, только подземными. Интересно, что Ягой в старославянских сказках назывались абсолютно разные персонажи: мачеха, старик и даже медведь. Таким образом, Баба Яга - одно из олицетворений смерти, отсюда и костяная нога.
В сказках древних славян отражается не просто почтительное отношение к женщине, но можно даже сказать, что создаётся культ женщины. Дело в том, что охотничья добыча никогда не была постоянной. Часто утоляли голод тем, что собрали в лесу женщины. Кроме того, женщина давала жизнь новым сородичам, и род вёл свою родственную линию по матери.
В сказках также отражалась близость человека и природы: человек водил дружбу с животными, не вредил природе.
Обряды
Обряды древних народов отражают их культуру. Я думаю, что обряды - это своеобразный этикет - наука, которая учит, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Современному человеку интересно было бы узнать, что древние славяне, провожая умершего в загробный мир, не плакали, а пели и плясали, чтобы в царстве мёртвых ему было так же хорошо и весело, как в царстве живых.
Обряды были неотъемлемой частью языческих праздников. Праздник в честь Коляды, покровителя мира, веселья и блаженства, народ проводил в пирах, прося у Коляды мира и изобилия. Незамужние девицы в ночь на 25 декабря шли колядовать - обходили избы и под окнами пели, после чего получали деньги и гостинцы. Считалось, что хозяева, пожалевшие гостинцев, станут бедными.
В ночь на Ивана Купала, покровителя огня, священного у древних славян, окрестности озарялись тысячами костров. Если парень с девушкой, взявшись за руки, удачно перепрыгивали через огонь, это сулило счастье. Случалось что девушка, которая потеряла жениха, в эту ночь добровольно отдавала себя огню, уверенная, что он безболезненно и быстро перенесёт её к любимому в царство мёртвых.
Множество обрядов (гадания, отсушки, присушки) было связано с Ладой, богиней любви и красоты, покровительницей браков. Лада гораздо древнее всемогущего Рода, поэтому применительно к язычеству древних славян будет справедливо сказать: в начале была Любовь.
Приметы
Историки культуры пишут о том, что древний человек был физиком в добывании огня, химиком в приготовлении пищи, хирургом в перевязывании ран, географом в знании своих рек и гор, математиком в счете до пальцам. Таким образом, я думаю, приметы можно назвать предтечей научных знаний. Это понятие происходит от слова «примечать», т. е. наблюдать. Из поколения в поколения передавались проверенные жизненной практикой, основанные на многовековом опыте верные приметы, в которых отразилась острая наблюдательность, прозорливость и мудрость народа. Колодец крестьянин рыл там, где часто сидят гуси и утки или вьется мелкая мошка. Благодаря приметам, люди знали, какими травами можно излечить простуду, снять боль, остановить кровь. Даже полезные ископаемые в древности искали по приметам. Теперь эти приметы расшифрованы: например, светло-фиолетовые цветы прострела становятся белыми, если в почве есть никель.
Пословицы и поговорки.
Пословицы очень разнообразны по своей направленности. Это может быть наставление: «Не узнавай друга в 3 дня, узнавай в 3 года», поученье: «Умел взять - умей отдать», предупреждение: «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь», наблюдение: «И сила уму уступает» или просто констатация факта: «Правда светлее солнца». Однако если мы вдумаемся в тематику пословиц, то поймём, что они охватывают все стороны жизни: учат смелости: «Смельство лучше богатырства», патриотизму: «На чужой стороне и весна не красна», любви к труду: «Без труда нет плода», благородству: «За честь - хоть голову снесть», честности: «Совесть без зубов, а загрызёт». Таким образом, можно сказать, что у древних славян, не имевших письменного закона, был свой свод нравственных ценностей, заключённый в пословицах.
А вот поговорки - это свидетельство того, что древние славяне не были лишены чувства юмора, например, поговорка «В тёмном лесе без белуна» близка по смыслу нашей «Без царя в голове».
2. Материалы, подготовленные учителем к заданию № 5
Ислам
Я, посланник Волжской Булгарии, твой собрат, расскажу тебе об исламе. Нет Бога, кроме Бога. Есть единый Бог - Аллах, а Магомет - его Пророк. Ислам исчисляет свою эру по лунному календарю. 622 год - её первый год, когда Магомет, бывший пастух, которому явился Аллах со своими откровениями, и его последователи совершили хиджру, - переселились из родной Мекки, где они подвергались гонениям, в Ятриб, который стал называться Мединой - городом Пророка. Священная книга мусульман называется Коран (чтение вслух). Весь трудовой год у мусульман протекает по лунному календарю, но самый священный месяц - рамадан. В этот месяц мусульмане постятся. После поста наступает праздник Разговения, но даже тогда верующий должен молиться, как всегда, пять раз в день, омыв пятки, и не может принимать спиртных напитков. Не реже одного раза в год верующие должны совершать паломничество в Мекку - главный религиозный центр ислама. Одежда наша очень разнообразна, но она должна отвечать основным требованиям ислама - покрывать голову. Разрешено у нас многоженство, каждая жена знает своё место, чтит своего мужа. Строгая иерархия соблюдается меж жёнами, как и во всём мусульманском обществе.
Иудаизм
Хазары - иудеи прислали меня к тебе, Великий князь. Мы соседи ваши, и наши воины столь же доблестны, как и твои. Давно зародилась наша вера - в I тысячелетии до н. э. в Палестине. Пророк наш, Моисей, сын рабыни египетской, спасшийся благодаря смелой матери своей, был усыновлён египетским фараоном и воспитан как его потомок. Узнав правду о своём рождении, он, по договору со сводным братом, спас соплеменников своих, которые были рабами, уведя их из Египта, и 40 лет водил по пустыне, дабы вытравить из них дух рабства, дабы поняли они, что превыше всего дружеская поддержка. В Палестине нашли они земли плодородные, названные ими "землёй обетованной". Странувпоследствии назовут Израилем, что дословно означает "бог сражается". За независимость нашу, за благо наше. Бог наш Яхве - ревнивый бог, не допускающий, чтобы его "избранники" почитали других богов. Почитатели Яхве, воины, доказывают своё уважение внешним признаком - обрезанием. Исповедуя единые для всех религий нравственные каноны, мы требуем изоляции иудеев от людей других религий, мы - богоизбраные. Богослужение в храме мы заменили молитвенными собраниями в синагоге под руководством учителя религиозного закона - раввина.
Христианство
Я, греческий проповедник из Византийской империи, прибыл к тебе, Великий князь, дабы утвердилась в государстве твоём вера, в которую обратилась праматерь твоя - Великая княгиня Ольга. Христианство - одна из древнейших мировых религий. Иисус Христос - вот Бог, достойный поклонения и преклонения; Бог, принесший себя в жертву ради спасения людей. Священное Писание учит нас жить по общечеловеческим законам: греховным является посягательство на жизнь не только чужую, но и свою, - Бог дал человеку жизнь, и только он может её отнять; посягательство на чужое имущество, на чужую жену; гордыня; зависть; чревоугодие. Христианин должен соблюдать Великий Пост, чтить традиции предков своих. Несоблюдение законов Священного Писания приведёт грешника к Страшному Суду, после которого душа его навечно будет отдана Геене Огненной. Душа же праведника попадёт в рай.
3. Вопросы, заданные учащимися, и ответы «послов»
Ислам
-Какое место занимает в вашем государстве глава церкви?
-Особенностью нашего политического устройства является теократия - сосредоточение церковной и государственной власти в одних руках.
-Согласно обычаям моего народа, многоженство для него не подходит.
-У Вас, Владимир Святославович, по моим сведениям, не одна жена.
Иудаизм
-Мы наслышаны о хазарских каганатах. Там можно беспрепятственно исповедовать любую религию?
-Решающую роль играет иудейская религия.
-Ваш каган, по-нашему князь, какое положение имеет в обществе?
-Каган обладает божественной силой, и в случае каких-либо бедствий: засухи, мора, военных неудач - виновен, и может даже быть убит народом.
-Вы поселились на территории Палестины, есть ли у вас собственное государство?
-Эллинистические завоеватели выселили нас в Египет, Сирию, Армению и другие государства, нo у нас есть Израиль, - это наше государство.
Христианство
-Чем православие отличается от католичества?
-Во главе католической церкви стоит Папа Римский, и глава государства подчиняется ему. Во главе православной церкви стоит митрополит, и церковная власть подчиняется светской власти.
-Чему мой народ может научиться у вас?
-Византия - наследница Римской империи, у нас глубокие корни в области культуры, политического управления, социальной структур.