kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории: "Новая экономическая политика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит с Новой экономической политикой, её  причинами, сущностью и результатами. Знакомит с основными мероприятиями НЭП, определяет значение НЭП для дальшейшего развития страны. Устанавливает причины свёртывания НЭП. Даёт сравнительную характеристику мероприятиям НЭП и  мероприятиям Военного коммунизма Раскрывает отричательные и положительные стороны Новой экономической политики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории: "Новая экономическая политика" »

Тема: Новая экономическая политика

Цели и задачи урока:

1.Образовательная цель:

Познакомиться с Новой экономической политикой, ее причинами, сущностью и результатами.

Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;

Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;

Установить причины свертывания НЭП.

2.Развивающая цель:

Развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, навыки групповой работы.

3.Воспитательная цель:

Воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.

Технические средства: Доска, проектор.



Ход урока:

I.Организационный момент



II.Вступительное слово учителя

И так, ребята, известный казахский писатель Ильяс Есенберлин сказал «Историю нельзя ни упрощать, ни улучшать, иначе получится путаница и неразбериха. Каждый должен получить свое».

Я хочу пожелать вам, справедливого подхода к событиям 1917–1941 годов, потому что, изучая события прошлого мы обобщаем опыт человечества, чтобы легче понимать настоящее и предвидеть будущее в котором необходимо избежать ошибки прошлых лет.

Целью нашего урока является познакомиться с Новой экономической политикой, ее причинами, сущностью и результатами;

раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;

определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;


Попрошу вас разбиться на 2 группы

А начинаем мы с «Мозговой атаки»

Для повторение раннее изученного вам будет следующее задание : соотнести понятия и их значение

1 группа

Понятие

Объяснение

1

Автономия

1

Принудительное изъятие собственности

2

Интервенция

2

Крутой перелом в чем- нибудь

3

Экспроприация

3

Самоуправление

4

Кризис

4

Уничтожение отдельных групп населения

5

Конституция

5

Насильственное вмешательство в дела другого государства

6

Геноцид

6

Основной закон государства

Ответы: 1 — 3; 2 — 5; 3 — 1; 4 — 2; 5 - 6; 6 —4



2 группа

Понятие

Объяснение

1

Белая гвардия

1

Противостояние граждан внутри одной страны в борьбе за власть

2

Продразверстка

2

Создание крупной технически развитой промышленности

 

 

3

Гражданская война

3

Военные формирования антибольшевистких сил

4

Индустриализация

4

Система заготовки сельхозпродуктов в период «военного коммунизма»

5

Конфискация

5

Перемещение населения

6

Миграция

6

Изъятие чего-нибудь безвозмездно в пользу государства

 

Ответы: 1 — 3; 2 — 4; 3 — 1; 4 — 2; 5 — 6; 6 — 5

Группы обмениваются ответами и проверяют, используя интерактивную доску

III. А теперь перейдём к основной части урока. (2 презентация)

Мы продолжаем с Вами разговор о событиях в Казахстане в1920-х гг. . Нэп - новая экономическая политика, которую большевики начали проводить с 1921 г. и осуществляли вплоть до конца 1930-х гг. Наша задача - понять суть нэпа, уметь отличить эту политику от политики военного коммунизма

К осени 1920 г. в стране разразился всеобщий, тотальный кризис, острота и опасность, которого были таковы, что заставили пересмотреть и внутреннюю, и внешнюю политику.

Последствия гражданской войны и политики военного коммунизма привели к сокращению населения, национального дохода, промышленного производства, добычи угля и нефти, продукции сельского хозяйства. Общие потери от войн, эпидемий, сокращения рождаемости составили 25 млн. человек (с 1914 г. ). Национальный доход сократился с 11 млр. руб. 1917г. до 4 млрд. руб. 1920 г. Крупный урон был нанесён промышленности, уровень которой сократился в 7 раз по сравнению с 1913 г. металла выплавляли столько, сколько при Петре 1. Нефть добывали на уровне XIX в. Сократилась выплавка чугуна.

Из-за нехватки сырья и топлива закрывались многие предприятия.

Рабочие оказались на улице. Многие уезжали в деревню в поисках пропитания. В результате Москва потеряла половину рабочих. Резко упала производительность труда - около 20% довоенного.

На транспорте – огромные разрушения. Железные дороги обеспечивали минимум перевозок - 12% довоенного. Сокращались посевные площади, урожайность, сбор зерновых, производство продуктов животноводства.

Народ был измучен, люди жили впроголодь. Не хватало одежды, обуви. Таким масштабным был тогда экономический кризис, который привёл к изменнениям и введению НЭП

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной

Продналог

Продналогпродовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки. Продналог взимался «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем». Продналог устанавливался как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Хозяйства беднейших крестьян освобождались от продналога.Продналог совершенствовался. Имеющие менее 6 голов КРС освобождались от налога. Вместо трудгужналога, подворно-денежного налогов устанавливался единый натуральный налог. С укреплением рыночных отношений применялась смешанная форма налога – натурой и деньгами, а с 1 января 1924 г. - только деньгами. Налог был прогрессивным, основная тяжесть ложилась на кулаков и баев.

14 июня 1921 года введён Декрет «О натуральном мясном налоге» который освобождал кочевое и полукочевое казахское крестьянство от мясного налога

В период НЭПа разрешалась частная торговля, возросло значение товарообмена и товарооборота. Возродилась ярмарочная торговля в Куянды и Баянауле (Семипалатинская губерния), Атбасаре (Акмолинская), Уиле и Темире (Актюбинская) и в Урде (Букеевская). В 1927 г. функционировали 75 местных, 13 губернских, 7 краевых ярмарок с оборотом в 30 млн. руб.В них принимали участие купцы из Китая и Монголии.

Новая экономическая политика позволила мобилизовать возможности шаруа и крестьянства для восстановления сельского хозяйства, вдохнула жизнь во все сферы экономики.



Точки зрения на НЭП

  1. Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭП.

  2. Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению.

  3. После смерти Ленина большинство членов партии выступало против НЭП

Итоги НЭП

Положительные

Отрицательные

+ Увеличились объемы с/х;- восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.;

+ Достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.;

+ Рост середняцких хозяйств (60%);

+ Достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.;

+ Улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня).

- нехватка промышленных товаров;- увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения;

- безработица;

- обострение жилищного вопроса;

- аграрное перенаселение.



Кризисы НЭПа - это нарушение взаимодействия и товарооборота между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством. Неумение большевистского руководства грамотно регулировать экономические процессы.

1923 г. –причина: политика большевиков, отдававшая приоритет развитию промышленности. Неспособность промышленности обеспечить потребности сельского хозяйства.

Сущность---”кризис сбыта”. Появление в народном хозяйстве т. н. “ножниц” - высокие цены на промышленные товары и низкие на сельскохозяйственные продукты. Это затрудняло товарооборот между городом и деревней.

Последствия товарный голод на промышленные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путём сближения ценовых параметров.

Причины свертывания НЭП

Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.

Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств из сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство.

Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма.

Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг.

IV.Закрепление. Работа по тестам

V.Д/з подготовить сравнительную характеристику, заполнить таблицу

«Мероприятия НЭП и Военного коммунизма»

Мероприятия НЭП

Мероприятия Военного коммунизма








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок истории: "Новая экономическая политика"

Автор: Пшонка Вероника Анатольевна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 243058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация к уроку по теме "Новая экономическая политика""
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-novaia-ekonomichieskaia-politika"
    ["file_id"] => string(6) "301268"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456898581"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) ""Новая экономическая политика" план урока по истории Казахстана. 9 класс"
    ["seo_title"] => string(74) "novaia-ekonomichieskaia-politika-plan-uroka-po-istorii-kazakhstana-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250135"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447042680"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по истории для 11-го класса "Новая экономическая политика""
    ["seo_title"] => string(75) "konspekt_uroka_po_istorii_dlia_11_go_klassa_novaia_ekonomicheskaia_politika"
    ["file_id"] => string(6) "518269"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566662408"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Новая экономическая политика.Конспект урока."
    ["seo_title"] => string(48) "novaia_ekonomichieskaia_politika_konspiekt_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "359555"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479315730"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» "
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-i-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151828"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420749744"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства