Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России. Актуальность рассмотренной нами темы заключается в неоднозначности отношения историков, экономистов к содержанию и урокам НЭПа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новая экономическая политика.Конспект урока.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России. Актуальность рассмотренной нами темы заключается в неоднозначности отношения историков, экономистов к содержанию и урокам НЭПа. Можно без преувеличения сказать, что ни одно событие периода строительства Советского государства не привлекало такого пристального внимания исследователей, как НЭП. Изучению этой темы большое внимание уделяется как в нашей стране, так и за рубежом. Одни исследователи отдают должное тем мероприятиям, которые проводились в рамках НЭПа, другая группа исследователей пытается умалить значение НЭПа для подъема хозяйства после I Мировой войны, революции и гражданской войны. Но не менее актуальным является этот вопрос на фоне событий, происходящих сейчас в нашей стране. В середине 1980-х гг. в стране наступил тяжелый экономический и политический кризис. Произошло обострение противоречий во всех сферах жизни. Возникла необходимость глубоких перемен. Встал вопрос, какие преобразования необходимо провести, чтобы вывести страну из сложившейся ситуации. - в области экономической – сменить экономическую модель – создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран; - в области социальной – достичь высокого жизненного уровня, добиться активного участия граждан в общественной жизни; - в области внутриполитической – изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство; - в области внешнеполитической – создать новую доктрину государственной безопасности, разработать новые подходы к международным отношениям. В связи с радикальной реформой экономики России значительно повысился интерес к опыту и идеям новой экономической политики. Мы видим, что реформы, проводимые в стране в этот период, содержат тот же комплекс мероприятий, что и в период НЭПа. На современном этапе развития нашего государства необходимо учитывать ошибки и уроки НЭПа. НЭП – это цельный неразрывный комплекс мер экономического, политического, социального, идеологического, психологического характера. И ни одну из них нельзя рассматривать отдельно, вне связи с другими. И ни одну из них нельзя ни переоценивать, ни недооценивать.
Цель урока – изучить сущность и необходимость НЭПа для развития Советского государства.
Задачи урока:
1.Подвести учащихся к пониманию причин, сущности урока:
основных мероприятий и итогов НЭПа через документально-методический
комплекс;
создать условия для активной познавательной деятельности.
2. Познакомить учащихся с:
причинами перехода от политики « «военного коммунизма» к НЭПу;
целями и спецификой НЭПа;
основными компонентами моделями нэповской организации общества по-большевистски в экономической и политической области;
результатами НЭПа.
3. Сформировать умения при решении компетентностно- ориентированных задач:
извлекать из текста информацию, давать ей критическую оценку, формулировать
доказательства, применять их на практике;
совершенствовать умения работать с письменными источниками;
давать сравнительные характеристики исторических событий;
развивать логические приемы мышления: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, делать выводы;
4. Продолжить работу по нравственному воспитанию учащихся.
Методы ведения урока:
частично-поисковый, практический;
метод стимулирования и мотивации учебной деятельности через работу с фрагментами исторических документов;
создание проблемных ситуаций к получению самостоятельных выводов учащихся.
«НЭП вводится всерьёз и надолго,
но… не навсегда….»
В.И.Ленин
Цели:
Обучающая: раскрыть понятие «новая экономическая политика», уяснить, что переход к новой экономической политике был необходим и закономерен, что сущностью НЭП является экономический союз рабочего класса с крестьянством.
Развивающая: развивать логические мышления, умения осмыслить услышанное и прочитанное, иметь собственное мнение по теме, развивать память, правильно понимать и воспроизводить материал.
Воспитывающая: прививать интерес к новой теме, воспитывать чувство верности к своим убеждениям.
Задачи урока — раскрыть причины введения НЭП, сущность НЭП,
показать отношение к НЭП разных слоёв общества советской России.
Основные понятия: «военный коммунизм», гражданская война, новая экономическая политика; идея «НЭП всерьез и надолго, но… не навсегда».
План изучения темы:
Причины введения НЭП.
Сущность НЭП.
Отношение к НЭП различных категорий населения .
Ход урока
Вводное слово учителя:
Закончив изучать тему «Гражданская война», мы переходим к рассмотрению
следующего периода истории Советского государства — этапа конца1921 по 1927 гг.
периода восстановления народного хозяйства после войны, который заключался
в принятии новой экономической политики.
Проблема урока: необходимо выяснить, какие изменения произошли
в Советской России, к чему они привели, в чем сущность проведённой реформы
и какую оценку она получила в обществе.
I. Изучение нового материала:
Причины введения НЭП.
Учитель: Отгремели последние залпы гражданской войны, требовался переход к мирной жизни, который оказался одним из самым сложных в истории становления Советского государства.
Введённая в 1919г. политика «военного коммунизма» ещё больше ухудшила
плачевное состояние сельского хозяйства. Валовая продукция сельского хозяйства
составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.
Упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20%
от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. Рабочие
оказались на улице. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти
находилась на уровне конца XIX века! К 1921 году остановились крупные заводы
страны. К ухудшению экономической ситуации в стране весной и летом 1921 года
в Поволжье разразился страшный голод.
Ученик: делает сообщение о голоде 1921-22г.г. (Приложение № 1)
Учитель: продолжает рассказ.
Зимой 1920-1921 гг. кризис власти приобрел тяжелые формы. Открыто проявлялось недовольство продразверсткой и принудительным трудом.
Восстания крестьян, называвшиеся кулацкими мятежами, охватили все губернии.
Демобилизованные из Красной Армии и дезертиры вливались в партизанские
и разного рода бандитские отряды. Мятежи прокатились по Сибири, Украине; зоны партизанской борьбы возникли на Северном Кавказе, вдоль Волги.
Особенно серьезные события происходили в Тамбовской губернии.
Восстание, начавшееся здесь еще летом 1920 г., известно под названием «антоновщины» по фамилии руководителя.
На его подавление большевикам пришлось бросить 50-тысячный отряд войск
под командованием Тухачевского.
Однако события марта 1921-го показали, что и на армию рассчитывать уже нельзя.
1.03.1921 восстали моряки Кронштадта, гордость революции 1917 г. Восстание началось в связи с рабочими забастовками в Петрограде. Восставшие овладели военными кораблями, создали Временный Революционный Комитет. Моряки выдвинули требования демократических свобод, тайных выборов, полного права крестьян на землю.
Основным было требование отказа большевиков от власти, отмены партийной
диктатуры. Кронштадтцы выступали под лозунгом "Вся власть Советам, а не партиям!"
Подавление восстания было поручено председателю РВС Троцкому.
Первый штурм, предпринятый с материка 8 марта, провалился.
Во втором принимали участие делегаты проходившего в это время X съезда РКП(б).
Восстание было разгромлено в результате наступления в ночь на 17 марта
8 тыс. Часть мятежников сумели бежать и укрыться в Финляндии. Это была первая схватка между людьми, еще недавно плечом к плечу сражавшимися за общие идеалы.
Учитель: ещё однимтрагическим последствием, на фоне происходившего
в стране в военные годы, была детская беспризорность. Если взрослые хоть как-то
пытались решать свои проблемы, то до беспризорных детей никому не было дела.
Согласно различным источникам, число беспризорников оценивалось в цифру
от 4-х до 7-ми миллионов детей.
Ученик: делает сообщение о детской беспризорности (Приложение № 2)
Учитель: предлагает учащимся сделать выводы, которые должны быть
отражены на доске и в тетрадях учащихся.)
Последствия гражданской войны
Последствия политика «военного коммунизма»
голод
безработица
упадок промышленности
детская преступность
упадок сельского хозяйства
Кронштадтский мятеж
восстания крестьян
необходимость изменения политики
Учитель: Исходя из этого на X съезде РКП(б) в марте 1921 года Ленин принимает решение ввести новую экономическую политику (НЭП).
Цель введения НЭП — стабилизировать экономическую ситуацию в стране и тем самым сохранить власть большевиков.
Злободневным на Х съезде РКП(б) стал вопрос: «Кому управлять экономикой».
По этому поводу разгорелись острые дискуссии
Учащиеся делятся на две группы - «Рабочая оппозиция» и «Фракция 10»
(получают документы съезда, после изучения - озвучивают позиции своих фракций)
( СМ. приложение № 3, № 5)
Выводы сделанные учащимися:
«Левые» (фракция 10)— Н.Крупская, Г.Зиновьев, Л. Каменев, видели в НЭПе
капитуляцию перед капитализмом, отказ от коммунистической стратегии и
тактики;
«Правые» (рабочая оппозиция)- А. Г. Шляпников, С. П. Медведев, А. М. Коллонтай
считали, что социалистическое строительство станет успешным
лишь при условии союза рабочего класса со всем крестьянством, в том числе
и с кулаком; что в СССР может быть создан только отсталый тип социализма, причём период его построения будет длительным, а темпы чрезвычайно медленным.
Учитель: Преодолев сопротивление и недоверие многих делегатов, считавших отказ от продразверстки «отступлением», Ленин добился на X съезде РКП(б) в марте 1921 г.
принятия решения о замене продразверстки продуктовым (натуральным, а не денежным) налогом.
Сущность НЭП.
Учитель: Следующей мерой после замены продразвёрстки продналогом была: денежная реформа. Ленина заявил, что стране нужна твёрдая валюта, хороший рубль, а не хлам в виде совзнака. Без твёрдой валюты НЭП летит к чёрту. В конце 1922г. начали выпуск советского червонца по курсу 1 к 60 тыс. Золотой рубль на мировом рынке ценился выше валют Англии и США. Сразу же ввели систему налогов. Таким образом: произошло укрепление денежной системы, были отменены бесплатные услуги. Говоря о другой мере принятой Советской властью надо остановиться на законе о концессиях (1920 г.) т.е. Россия о договору передавала зарубежным предпринимателям на определенный срок в
эксплуатацию природные богатства и хозяйственные объекты. Хотя и была опасность возвращения капитализма, но в тоже время страна имела возможность приобрести необходимое оборудование.
В 1921 г. был принят Декрет, который освобождал кооперацию от мелочного контроля, была разрешена аренда земли и применение наемного труда в сельском хозяйстве. Что касается промышленности, то в нее был допущен частный капитал, были отменена трудовая повинность и упразднены трудовые армии. Промышленность обеспечивалась рабочей силой через биржи труда.
И наконец, была разрешена частная торговля, но под контролем государства.
Учащиеся: (получают раздаточный материал) в виде таблицы с заполненной колонкой «военный коммунизм» и после рассказа учителя заполняют колонку «НЭП». Заполни таблицу:
Политика «военного коммунизма»
Новая Экономическая Политика
Введение продразвёрстки
Отсутствие денег, натурализация заработной платы
Национализация всей промышленности
Запрещение частной торговли
Запрещение аренда
Введение трудовой повинности
Централизация в снабжении и распределении
Учитель:
Первые положительные признаки принятия НЭП не заставили себя ждать.
Подъем экономики начался в последние месяцы 1922 г.
С этого момента он шел быстро и обнадеживающе, хотя и не без кризисов.
Первым признаком улучшения положения стал хороший урожай 1922 г.
Сельское хозяйство пострадало от войны меньше, чем промышленность, и его восстановление происходило быстрее. Уже к 1925 г. была возделана вся пустовавшая
с 1913 г. земля.
В условиях НЭП усиливалась связь крестьянских хозяйств с рынком, росла его товарность.
В 1921-1922 гг. промышленные предприятия переживали период реорганизации; вновь начинали работать фабрики и заводы, выпуск продукции тяжелой промышленности, составивший всего 13% довоенного объема, уже в 1924 г.
достиг 50% этого уровня.
Оживление наблюдалось и на железнодорожном транспорте, в 1920-21 гг.
почти парализованном.
Темпы роста промышленности в разных отраслях были различными.
Особенно успешно продвигались дела в производстве энергии и добыче топлива,
недостаток которых, как раз и сдерживал развитие страны.
Восстановление промышленности обусловило социальное возрождение рабочего класса. Его численность быстро росла.
3. Отношение к НЭП различных категорий населения.
Учитель: ставит перед учениками проблемный вопрос: «Все ли слои населения приняли НЭП?» Класс делится на группы по социальным слоям и получает задание в виде документа (Приложение № 4)
После обсуждения в группах, выслушивается позиция каждой группы.
Примерные позиции:
Рабочие: Частично согласны с положениями НЭПа, но сохранялась безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья. Крестьяне: Недовольны ограничениями в развитии хозяйства. Коммунисты: НЭП — капитуляция, предательство идеалов Октября. Служащие: рост безработицы.
Делая вывод по изученному материалу учащиеся понимают, что несмотря на все положительные проявления политики НЭП, она всё больше вступала в противоречие с основными приоритетами, проповедуемыми правящей партией. Поэтому в руках у государства оставались крупная промышленность, внешняя торговля и право контроля над частным капиталом.
Учитель: подводя итог урока, мы делаем вывод, что в Советской России в 1921
году была введена новая экономическая политика, но она не удовлетворила все
слои населения, так как В.И.Ленин пытался соединить не соединимое:
использование рынка для построения бестоварной модели социализма и путь к
демократии, при сохранении диктатуры пролетариатаи поэтому слова В.И.Ленина
приведённые в эпиграфе,– « НЭП вводился всерьез и на долго, но… не навсегда»,
оказались пророческими.
II. Закрепление изученного материала
Тест:
Определите, какие из перечисленных ниже черт характеризуют военный коммунизм, а какие — НЭП?
Цель политики — удержать власть путем экономических уступок, предполагающих ограниченное использование рыночных отношений.
Создание трудовых армий, введение централизованного планирования, отмена оплаты коммунальных услуг.
Проведение финансовой реформы, подавление инфляции.
Сокращение Красной Армии с одновременным увеличение финансовой поддержки мировой революции.
Конфискация предприятий в пользу государства.
Запрещение торговли.
Тест собирается, либо сразу проверяется, если позволяет время урока.
III. Домашнее задание: & 18
Эссе: можно ли считать нэповскую экономику рыночной? (аргументировать свою
позицию, используя знания из курса «Обществознание»)