kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новая экономическая политика.Конспект урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России. 
   Актуальность рассмотренной нами темы заключается в неоднозначности отношения историков, экономистов к содержанию и урокам НЭПа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новая экономическая политика.Конспект урока.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России. 
Актуальность рассмотренной нами темы заключается в неоднозначности отношения историков, экономистов к содержанию и урокам НЭПа.
Можно без преувеличения сказать, что ни одно событие периода строительства Советского государства не привлекало такого пристального внимания исследователей, как НЭП.
Изучению этой темы большое внимание уделяется как в нашей стране, так и за рубежом. Одни исследователи отдают должное тем мероприятиям, которые проводились в рамках НЭПа, другая группа исследователей пытается умалить значение НЭПа для подъема хозяйства после I Мировой войны, революции и гражданской войны.
Но не менее актуальным является этот вопрос на фоне событий, происходящих сейчас в нашей стране.
В середине 1980-х гг. в стране наступил тяжелый экономический и политический кризис. Произошло обострение противоречий во всех сферах жизни. Возникла необходимость глубоких перемен. Встал вопрос, какие преобразования необходимо провести, чтобы вывести страну из сложившейся ситуации.
- в области экономической – сменить экономическую модель – создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран;
- в области социальной – достичь высокого жизненного уровня, добиться активного участия граждан в общественной жизни;
- в области внутриполитической – изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство;
- в области внешнеполитической – создать новую доктрину государственной безопасности, разработать новые подходы к международным отношениям.
В связи с радикальной реформой экономики России значительно повысился интерес к опыту и идеям новой экономической политики. Мы видим, что реформы, проводимые в стране в этот период, содержат тот же комплекс мероприятий, что и в период НЭПа. На современном этапе развития нашего государства необходимо учитывать ошибки и уроки НЭПа.
НЭП – это цельный неразрывный комплекс мер экономического, политического, социального, идеологического, психологического характера. И ни одну из них нельзя рассматривать отдельно, вне связи с другими. И ни одну из них нельзя ни переоценивать, ни недооценивать.

Цель урока – изучить сущность и необходимость НЭПа для развития Советского государства.


Задачи урока:

1.Подвести учащихся к пониманию причин, сущности урока:

  • основных мероприятий и итогов НЭПа через документально-методический

комплекс;

  • создать условия для активной познавательной деятельности.


2. Познакомить учащихся с:

  • причинами перехода от политики « «военного коммунизма» к НЭПу;

  • целями и спецификой НЭПа;

  • основными компонентами моделями нэповской организации общества по-большевистски в экономической и политической области;

  • результатами НЭПа.


3. Сформировать умения при решении компетентностно- ориентированных задач:

  • извлекать из текста информацию, давать ей критическую оценку, формулировать

  • доказательства, применять их на практике;

  • совершенствовать умения работать с письменными источниками;

  • давать сравнительные характеристики исторических событий;

  • развивать логические приемы мышления: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, делать выводы;


4. Продолжить работу по нравственному воспитанию учащихся.

Методы ведения урока:

  • частично-поисковый, практический;

  • метод стимулирования и мотивации учебной деятельности через работу с фрагментами исторических документов;

  • создание проблемных ситуаций к получению самостоятельных выводов учащихся.

































«НЭП вводится всерьёз и надолго,

но… не навсегда….»

В.И.Ленин



Цели:

Обучающая: раскрыть понятие «новая экономическая политика», уяснить, что переход к новой экономической политике был необходим и закономерен, что сущностью НЭП является экономический союз рабочего класса с крестьянством.

Развивающая: развивать логические мышления, умения осмыслить услышанное и прочитанное, иметь собственное мнение по теме, развивать память, правильно понимать и воспроизводить материал.

Воспитывающая: прививать интерес к новой теме, воспитывать чувство верности к своим убеждениям.

Оснащение урока: наглядные пособия, документы, сообщение, тест.

Тип урока: изучение нового материала


Задачи урока — раскрыть причины введения НЭП, сущность НЭП,

показать отношение к  НЭП разных слоёв общества советской России.


Основные понятия: «военный коммунизм», гражданская война, новая экономическая политика; идея «НЭП всерьез и надолго, но… не навсегда».

План изучения темы:

  1. Причины введения НЭП.

  2. Сущность НЭП.

  3. Отношение к НЭП различных категорий населения .



Ход урока

Вводное слово учителя:

Закончив изучать тему «Гражданская война», мы переходим к рассмотрению

следующего периода истории Советского государства — этапа конца1921 по 1927 гг.

периода восстановления народного хозяйства после войны, который заключался

в принятии новой экономической политики.


Проблема урока: необходимо выяснить, какие изменения произошли

в Советской России, к чему они привели, в чем сущность проведённой реформы

и какую оценку она получила в обществе.


I. Изучение нового материала:


  1. Причины введения НЭП.


Учитель: Отгремели последние залпы гражданской войны, требовался переход к мирной жизни, который оказался одним из самым сложных в истории становления Советского государства.

Введённая в 1919г. политика «военного коммунизма» ещё больше ухудшила

плачевное состояние сельского хозяйства. Валовая продукция сельского хозяйства

составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.

Упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20%

от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. Рабочие

оказались на улице. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти

находилась на уровне конца XIX века! К 1921 году остановились крупные заводы

страны. К ухудшению экономической ситуации в стране весной и летом 1921 года

в Поволжье разразился страшный голод.

Ученик: делает сообщение о голоде 1921-22г.г. (Приложение № 1)

Учитель: продолжает рассказ.


Зимой 1920-1921 гг. кри­зис власти приобрел тя­желые формы. Открыто проявлялось недовольство продразверсткой и принудительным тру­дом.

Восстания крестьян, называвшиеся кулацкими мятежами, охватили все губернии.

Демобилизо­ванные из Красной Армии и дезертиры вливались в партизанские

и разного рода бандитские отряды. Мятежи прокатились по Сибири, Украине; зоны партизанской борьбы возникли на Северном Кавказе, вдоль Волги.

Особенно серьезные события происходили в Тамбовской губернии.

Восстание, начавшееся здесь еще летом 1920 г., известно под названием «антоновщины» по фами­лии руководителя.

На его подавление большевикам пришлось бросить 50-тысячный отряд войск

под ко­мандованием Тухачев­ского.

Однако события марта 1921-го показали, что и на армию рассчи­тывать уже нельзя.

1.03.1921 восстали моряки Кронштадта, гордость рево­люции 1917 г. Восстание на­чалось в связи с рабочими забастовками в Петрограде. Восставшие овладели воен­ными кораблями, создали Временный Революционный Комитет. Моряки выдвину­ли требования демократи­ческих свобод, тайных вы­боров, полного права крес­тьян на землю.

Основным было требование отказа большевиков от власти, от­мены партийной

диктатуры. Кронштадтцы выступали под лозунгом "Вся власть Сове­там, а не партиям!"

Подавление восстания было поручено председателю РВС Троцкому.

Первый штурм, предпринятый с материка 8 марта, прова­лился.

Во втором принима­ли участие делегаты прохо­дившего в это время X съез­да РКП(б).

Восстание было разгромлено в результате наступления в ночь на 17 марта

8 тыс. Часть мятежников сумели бежать и укрыться в Финляндии. Это была пер­вая схватка между людьми, еще недавно плечом к пле­чу сражавшимися за общие идеалы.

Учитель: ещё одним трагическим последствием, на фоне происходившего

в стране в военные годы, была детская беспризорность. Если взрослые хоть как-то

пытались решать свои проблемы, то до беспризорных детей никому не было дела.

Согласно различным источникам, число беспризорников оценивалось в цифру

от 4-х до 7-ми миллионов детей.

Ученик: делает сообщение о детской беспризорности (Приложение № 2)

Учитель: предлагает учащимся сделать выводы, которые должны быть

отражены на доске и в тетрадях учащихся.)

Последствия гражданской войны

Последствия политика «военного коммунизма»

голод

безработица

упадок промышленности

детская преступность

упадок сельского хозяйства

Кронштадтский мятеж

восстания крестьян


необходимость изменения политики




Учитель: Исходя из этого на X съезде РКП(б) в марте 1921 года Ленин принимает решение ввести новую экономическую политику (НЭП).

Цель введения НЭП — стабилизировать экономическую ситуацию в стране и тем самым сохранить власть большевиков.

Злободневным на Х съезде РКП(б) стал вопрос: «Кому управлять экономикой».

По этому поводу разгорелись острые дискуссии

Учащиеся делятся на две группы - «Рабочая оппозиция» и «Фракция 10»

(получают документы съезда, после изучения - озвучивают позиции своих фракций)

( СМ. приложение № 3, № 5)

Выводы сделанные учащимися:

«Левые» (фракция 10)—  Н.Крупская, Г.Зиновьев,  Л. Каменев,  видели в НЭПе

капитуляцию перед капитализмом, отказ от коммунистической стратегии и

тактики;

«Правые» (рабочая оппозиция)- А. Г. Шляпников, С. П. Медведев, А. М. Коллонтай

считали, что социалистическое строительство станет успешным

лишь при условии союза рабочего класса со всем крестьянством, в том числе

и с кулаком; что в СССР может быть создан только отсталый тип социализма, причём период его построения будет длительным, а темпы чрезвычайно медленным.

Учитель: Преодолев сопротивление и недоверие многих делегатов, считавших отказ от продразверстки «отступлением», Ленин добился на X съезде РКП(б) в марте 1921 г. 

принятия решения о замене продразверстки продуктовым (натуральным, а не денежным) налогом.



  1. Сущность НЭП.


Учитель: Следующей мерой после замены продразвёрстки продналогом была: денежная реформа. Ленина заявил, что стране нужна твёрдая валюта, хороший рубль, а не хлам в виде совзнака. Без твёрдой валюты НЭП летит к чёрту. В конце 1922г. начали выпуск советского червонца по курсу 1 к 60 тыс. Золотой рубль на мировом рынке ценился выше валют Англии и США. Сразу же ввели систему налогов. Таким образом: произошло укрепление денежной системы, были отменены бесплатные услуги. Говоря о другой мере принятой Советской властью надо остановиться на законе о концессиях (1920 г.) т.е. Россия о договору передавала зарубежным предпринимателям на определенный срок в

эксплуатацию природные богатства и хозяйственные объекты. Хотя и была опасность возвращения капитализма, но в тоже время страна имела возможность приобрести необходимое оборудование.

В 1921 г. был принят Декрет, который освобождал кооперацию от мелочного контроля, была разрешена аренда земли и применение наемного труда в сельском хозяйстве. Что касается промышленности, то в нее был допущен частный капитал, были отменена трудовая повинность и упразднены трудовые армии. Промышленность обеспечивалась рабочей силой через биржи труда.

И наконец, была разрешена частная торговля, но под контролем государства.

Учащиеся: (получают раздаточный материал) в виде таблицы с заполненной колонкой «военный коммунизм» и после рассказа учителя заполняют колонку «НЭП». Заполни таблицу:

Политика «военного коммунизма»

Новая Экономическая Политика

Введение продразвёрстки


Отсутствие денег, натурализация заработной платы


Национализация всей промышленности


Запрещение частной торговли


Запрещение аренда


Введение трудовой повинности


Централизация в снабжении и распределении




Учитель:

Первые положительные признаки принятия НЭП не заставили себя ждать.

Подъем эконо­мики начался в последние месяцы 1922 г.

С этого момента он шел быстро и обнадеживаю­ще, хотя и не без кризисов.

Первым призна­ком улучшения положения стал хороший уро­жай 1922 г.

Сельское хозяйство пострадало от войны меньше, чем промышленность, и его вос­становление происходило быстрее. Уже к 1925 г. была возделана вся пустовавшая

с 1913 г. земля.

В условиях НЭП усиливалась связь крестьянских хозяйств с рынком, росла его товарность.

В 1921-1922 гг. промышленные предприятия переживали период реорганизации; вновь на­чинали работать фабрики и заводы, выпуск про­дукции тяжелой промышленности, составивший всего 13% довоенного объема, уже в 1924 г.

достиг 50% этого уровня.

Оживление наблю­далось и на железнодорожном транспорте, в 1920-21 гг.

почти парализованном.

Темпы рос­та промышленности в разных отраслях были раз­личными.

Особенно успешно продвигались дела в производстве энергии и добыче топлива,

не­достаток которых, как раз и сдерживал разви­тие страны.

Восстановление промышленности обусловило социальное возрождение рабоче­го класса. Его численность быстро росла.


3. Отношение к НЭП различных категорий населения.

Учитель: ставит перед учениками проблемный вопрос: «Все ли слои населения приняли НЭП?» Класс делится на  группы по социальным слоям и получает задание в виде документа (Приложение № 4)

После обсуждения в группах, выслушивается позиция каждой группы.

Примерные позиции:

Рабочие: Частично согласны с положениями НЭПа, но сохранялась безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья.
Крестьяне: Недовольны ограничениями в развитии хозяйства.
Коммунисты: НЭП — капитуляция, предательство идеалов Октября.
Служащие: рост безработицы.

Делая вывод по изученному материалу учащиеся понимают, что несмотря на все положительные проявления политики НЭП, она всё больше вступала в противоречие с основными приоритетами, проповедуемыми правящей партией. Поэтому в руках у государства оставались крупная промышленность, внешняя торговля и право контроля над частным капиталом.


Учитель: подводя итог урока, мы делаем вывод, что в Советской России в 1921

году была введена новая экономическая политика, но она  не удовлетворила все

слои населения, так как В.И.Ленин пытался соединить не соединимое:

использование рынка для построения бестоварной модели социализма и путь к

демократии, при сохранении диктатуры пролетариата и поэтому слова В.И.Ленина

приведённые в эпиграфе,– « НЭП вводился всерьез и на долго, но… не навсегда»,

оказались пророческими.


II. Закрепление изученного материала

Тест:

Определите, какие из перечисленных ниже черт характеризуют военный коммунизм, а какие — НЭП?

  1. Цель политики — удержать власть путем экономических уступок, предполагающих ограниченное использование рыночных отношений.

  2. Создание трудовых армий, введение централизованного планирования, отмена оплаты коммунальных услуг.

  3. Проведение финансовой реформы, подавление инфляции.

  4. Сокращение Красной Армии с одновременным увеличение финансовой поддержки мировой революции.

  5. Конфискация предприятий в пользу государства.

  6. Запрещение торговли.

Тест собирается, либо сразу проверяется, если позволяет время урока.


III. Домашнее задание: & 18

Эссе: можно ли считать нэповскую экономику рыночной? (аргументировать свою

позицию, используя знания из курса «Обществознание»)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Новая экономическая политика.Конспект урока.

Автор: Косарева Ольга Владимировна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359555


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства