kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории на тему "Великая Отечественная война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории по теме «Великая Отечественная война».

(Обобщающее повторение.) 11-й класс

 Тема урока:  Повторение по теме «Великая Отечественная война»  Слайд№1

 Цели урока.

II. Цель урока: обеспечить в ходе урока закрепление пройденного материала, его переосмысление и формирование на его основе мировоззренческой позиции. Поэтому урок решает ряд важных задач:

- образовательные: повторение фрагментов изученного материала с определенных точек зрения; его систематизация и анализ;

- развитие мышления, познавательного интереса, способностей, умений и навыков: сформировать следующие специальные умения – отбор фактов, постановка к ним вопросов, оценка фактов; закрепить общеучебные умения и навыки – планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с понятиями, самоподготовка и самоконтроль; содействовать развитию воли и настойчивости в решении проблемных задач; вовлечение в дискуссию; интерес учащихся к изучаемым вопросам.

- воспитательные задачи: формирование мировоззренческой позиции учащихся с гуманистической точки зрения на события войн; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся, стоящих на пороге зрелости; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.

Ход урока

  1. Организационный момент.

      2. Вступление:

Мы перевернули последнюю страницу – война закончилась. Наступил мир. И все же осталось ощущение, что что-то мы упустили, остались сомнения и чувство недосказанности – не все события, факты, личности вошли в материал уроков.

Проблемы оценки фактов всегда  существуют у историков: в любом событии есть две стороны, а может быть и три, и четыре. Какое бы из событий мы не взяли, везде есть место сомнениям: пакт Молотова-Риббентропа и «секретные протоколы» к нему, значение открытия второго фронта и как сложилась бы война в случае более раннего открытия второго фронта, блокада Ленинграда и поведение союзников и  многие другие.  Но история – наука строгая. П.Чаадаев когда-то написал: «История всякого народа представляет собою не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей… Эту историю создает не историк, а сила вещей…».

Слайд №2

Фронтальный опрос:

-  Охарактеризуйте политику Германии во второй половине 30-х гг.?

-  Расскажите о территориальных претензиях Германии накануне второй мировой войны?

- Когда, где и кем был подписан пакт о ненападении и договор о дружбе между Германией и СССР?

- Почему протоколы к пакту о ненападении были секретными? В чем их смысл?

22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, обрушилась всей мощью на советскую землю, тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики - так началась Великая Отечественная война советского народа. К этому времени пламя второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939г. агрессией гитлеровцев против Польши, полыхало на территории многих стран. Под фашистским игом оказалась почти вся Европа.

   Война продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. Чем дальше уходят от нас «…те лихие, грозные года, тем чаще возникают вопросы: что это – мифы или реальность, наука или вымысел». В этих вопросах мы сегодня будем разбираться. И сегодня на уроке мы будем учиться анализировать, сравнивать и обобщать. (Слайд № 3)

Вопрос Домашнего задания : В первые дни войны Красная Армия понесла большие потери и вынуждена была отступать. В чем причины неудач Красной Армии?

Ответ : Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны:

- Не завершено перевооружение Красной Армии;

- Ошибки руководства страны и лично Сталина в определении сроков начала войны;

- Репрессии в Красной Армии накануне войны среди командного состава;

- Военная доктрина, предусматривающая военные действия на чужой территории «Война на чужой территории малой кровью»;

- Превосходство по численности и маневренности германских войск, накопленный ими в Европе опыт широких наступательных операций.

      Неудачи Красной Армии на начальном этапе войны - это жестокая правда. Сталин даже в условиях начавшейся войны не хотел верить в случившиеся. В новой доктрине войскам он предписывал «разгромить врага», но не «переходить государственной границы» с Германией, основу тактики Красной Армии составляла концепция ведения боевых действий на чужой территории; также Сталин не хотел верить сведениям разведки о сроках начала войны. Недооценка серьезности предостережений о готовящемся нападении относится к одному из величайших просчетов И.В. Сталина. Он отверг предложения советского Генштаба о нанесении упреждающего удара по развертывающимся германским войскам. Запрещалось принимать меры по повышению боеготовности приграничных округов, чтобы не спровоцировать немцев на нападение. Высший командный состав армии был ослаблен репрессиями (слайд №4). К началу войны 70 – 80% командующих округами, армиями, командиров корпусов и дивизий находились в своей должности менее года и не успели приобрести опыт руководства войсками.

Учитель: Несмотря на неудачи чувство патриотизма, так свойственное русскому человеку, сплотило на борьбу с оккупантами людей из разных социальных слоев, людей разных национальностей и верований. Уже буквально в первые дни войны были совершены подвиги советских людей. (краткие сообщения учащихся на тему «Героизм в годы войны» (слайд №5-8)

 Вопрос домашнего задания: сообщение по теме « Крупнейшие военные операции в ходе Великой Отечественной войны». (слайд №9)

Названия

Цель

Время проведения

«Тайфун»

Наступление немецкой группы армий “Центр” на Москву.

30 сентября – начало декабря 1941 г

«Уран»

Контрнаступления Красной Армии для окружения и разгрома фашистских войск под Сталинградом

19 ноября1942г. –

2 февраля 1943г

«Цитадель»

Битва на Орловско-Курской дуге

5 июля – 23августа 1943

«Рельсовая война» и «Концерт»

Действия партизан в тылу врага, нарушавшие подвоз вооружений для вермахта

3 августа – 15 сентября 1943 г.

19 сентября – конец октября 1943 г.

«Оверлорд»

Высадка союзников в Нормандии – открытие второго фронта

6 июня 1944 г.

«Багратион»

Наступление 1-го, 2-го и 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов – освобождение Белоруссии, Литвы и части Латвии; выход советских войск на границу с Германией

22 июня – 29 августа 1944 г.

Берлинская операция

Наступление 1-го, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов для взятия столицы Германии

16 апреля – 8 мая 1945 г.

Вопрос: Чем завершилась Великая Отечественная война

 Когда и кто с советской и германской стороны подписали акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии?  (слайд №10)

Ответ детей:  9 мая в 00.43 (по московскому времени) был подписан  акт о безоговорочной  капитуляции  Германии  Жуковым с советской стороны, а с немецкой ее подписал генерал-фельдмаршал Кейтель. Поставили свои подписи и представители США, Великобритании и Франции. (слайд №11)

Учитель:

В заключительной части нашего урока мы проведем самостоятельную работу.

Методические материалы.

Учебная литература:

  1. История России XX-начало XXΙ века., Москва., «Русское слово» 2011 г.
  2. История второй мировой войны 1939–1945 гг., М., Воениздат, 1973-82 гг., в 12-ти томах.
  3. Балашов А.И., Рудаков Г.П. История Великой Отечественной войны. – СПб.: Питер, 2006.
  4. История. Обществознание. Внеклассные мероприятия. 5–11 кл. Авт-сост. Кочергина Л.Л., Волгоград, “Учитель”, 2009 г.

Интернет-ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org
  2. http://www.weltkrieg.ru/
  3. http://1941-1945.at.ua/
  4. http://www.pobediteli.ru/
  5. http://world-war.ru/
  6. http://9may.ru/
  7. http://www.podvignaroda.mil.ru
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории на тему "Великая Отечественная война" »

Урок истории по теме «Великая Отечественная война».

(Обобщающее повторение.) 11-й класс

Тема урока: Повторение по теме «Великая Отечественная война» Слайд№1

Цели урока.

II. Цель урока: обеспечить в ходе урока закрепление пройденного материала, его переосмысление и формирование на его основе мировоззренческой позиции. Поэтому урок решает ряд важных задач:

- образовательные: повторение фрагментов изученного материала с определенных точек зрения; его систематизация и анализ;

- развитие мышления, познавательного интереса, способностей, умений и навыков: сформировать следующие специальные умения – отбор фактов, постановка к ним вопросов, оценка фактов; закрепить общеучебные умения и навыки – планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с понятиями, самоподготовка и самоконтроль; содействовать развитию воли и настойчивости в решении проблемных задач; вовлечение в дискуссию; интерес учащихся к изучаемым вопросам.

- воспитательные задачи: формирование мировоззренческой позиции учащихся с гуманистической точки зрения на события войн; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся, стоящих на пороге зрелости; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.

Ход урока

  1. Организационный момент.

2. Вступление:

Мы перевернули последнюю страницу – война закончилась. Наступил мир. И все же осталось ощущение, что что-то мы упустили, остались сомнения и чувство недосказанности – не все события, факты, личности вошли в материал уроков.

Проблемы оценки фактов всегда существуют у историков: в любом событии есть две стороны, а может быть и три, и четыре. Какое бы из событий мы не взяли, везде есть место сомнениям: пакт Молотова-Риббентропа и «секретные протоколы» к нему, значение открытия второго фронта и как сложилась бы война в случае более раннего открытия второго фронта, блокада Ленинграда и поведение союзников и многие другие. Но история – наука строгая. П.Чаадаев когда-то написал: «История всякого народа представляет собою не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей… Эту историю создает не историк, а сила вещей…».

Слайд №2

Фронтальный опрос:

- Охарактеризуйте политику Германии во второй половине 30-х гг.?

- Расскажите о территориальных претензиях Германии накануне второй мировой войны?

- Когда, где и кем был подписан пакт о ненападении и договор о дружбе между Германией и СССР?

- Почему протоколы к пакту о ненападении были секретными? В чем их смысл?


22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, обрушилась всей мощью на советскую землю, тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики - так началась Великая Отечественная война советского народа. К этому времени пламя второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939г. агрессией гитлеровцев против Польши, полыхало на территории многих стран. Под фашистским игом оказалась почти вся Европа.

Война продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. Чем дальше уходят от нас «…те лихие, грозные года, тем чаще возникают вопросы: что это – мифы или реальность, наука или вымысел». В этих вопросах мы сегодня будем разбираться. И сегодня на уроке мы будем учиться анализировать, сравнивать и обобщать. (Слайд № 3)

Вопрос Домашнего задания : В первые дни войны Красная Армия понесла большие потери и вынуждена была отступать. В чем причины неудач Красной Армии?

Ответ : Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны:

- Не завершено перевооружение Красной Армии;

- Ошибки руководства страны и лично Сталина в определении сроков начала войны;

- Репрессии в Красной Армии накануне войны среди командного состава;

- Военная доктрина, предусматривающая военные действия на чужой территории «Война на чужой территории малой кровью»;

- Превосходство по численности и маневренности германских войск, накопленный ими в Европе опыт широких наступательных операций.

Неудачи Красной Армии на начальном этапе войны - это жестокая правда. Сталин даже в условиях начавшейся войны не хотел верить в случившиеся. В новой доктрине войскам он предписывал «разгромить врага», но не «переходить государственной границы» с Германией, основу тактики Красной Армии составляла концепция ведения боевых действий на чужой территории; также Сталин не хотел верить сведениям разведки о сроках начала войны. Недооценка серьезности предостережений о готовящемся нападении относится к одному из величайших просчетов И.В. Сталина. Он отверг предложения советского Генштаба о нанесении упреждающего удара по развертывающимся германским войскам. Запрещалось принимать меры по повышению боеготовности приграничных округов, чтобы не спровоцировать немцев на нападение. Высший командный состав армии был ослаблен репрессиями (слайд №4). К началу войны 70 – 80% командующих округами, армиями, командиров корпусов и дивизий находились в своей должности менее года и не успели приобрести опыт руководства войсками.


Учитель: Несмотря на неудачи чувство патриотизма, так свойственное русскому человеку, сплотило на борьбу с оккупантами людей из разных социальных слоев, людей разных национальностей и верований. Уже буквально в первые дни войны были совершены подвиги советских людей. (краткие сообщения учащихся на тему «Героизм в годы войны» (слайд №5-8))

Вопрос домашнего задания: сообщение по теме « Крупнейшие военные операции в ходе Великой Отечественной войны». (слайд №9)

Названия

Цель

Время проведения

«Тайфун»

Наступление немецкой группы армий “Центр” на Москву.

30 сентября – начало декабря 1941 г

«Уран»

Контрнаступления Красной Армии для окружения и разгрома фашистских войск под Сталинградом

19 ноября1942г. –

2 февраля 1943г

«Цитадель»

Битва на Орловско-Курской дуге

5 июля – 23августа 1943

«Рельсовая война» и «Концерт»

Действия партизан в тылу врага, нарушавшие подвоз вооружений для вермахта

3 августа – 15 сентября 1943 г.

19 сентября – конец октября 1943 г.

«Оверлорд»

Высадка союзников в Нормандии – открытие второго фронта

6 июня 1944 г.

«Багратион»


Наступление 1-го, 2-го и 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов – освобождение Белоруссии, Литвы и части Латвии; выход советских войск на границу с Германией

22 июня – 29 августа 1944 г.

Берлинская операция


Наступление 1-го, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов для взятия столицы Германии

16 апреля – 8 мая 1945 г.


Вопрос: Чем завершилась Великая Отечественная война

Когда и кто с советской и германской стороны подписали акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии? (слайд №10)

Ответ детей: 9 мая в 00.43 (по московскому времени) был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии Жуковым с советской стороны, а с немецкой ее подписал генерал-фельдмаршал Кейтель. Поставили свои подписи и представители США, Великобритании и Франции. (слайд №11)

Учитель:

В заключительной части нашего урока мы проведем самостоятельную работу.

















Самостоятельная работа

(В работу включены задания, аналогичные демоверсии – это подготовка к ЕГЭ)

1. Установите соответствие между сражениями и датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

А) приграничные сражения 1) 22июня – 29 июня 1941 г.

Б) Берлинская битва 2) 1943 г.

В) Курская битва 3)1942 – 1943 гг.

Г) Сталинградская битва 4)1945 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

2. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. Контрнаступление советских войск под Ельней

  2. Смоленское сражение

  3. Оборона Брестской крепости

  4. Начало блокады Ленинграда

  5. Оборона Москвы

Ответ:

 

 

 

 

 

3. Установите соответствие между сражениями и военачальниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

А) встречное танковое сражение под Прохоровкой 1)И.С. Конев, Н.Ф. Ватутин

Б) операция “Багратион” 2) В.И. Чуйков

В) Корсунь - Шевченковская операция 3)К.К. Рокоссовский

Г) Сталинградская битва 4) М.Е. Катуков

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

4. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1. Контрнаступление войск под Москвой

2. Курская битва

3. Полное освобождение территории СССР

4. Сталинградская битва

5. Берлинская операция

Ответ:

 

 

 

 

 

5. Советские войска впервые вышли на государственную границу СССР:

а) 28 марта 1944г.;

б) 4 февраля 1944г.;

в)11 апреля 1943г.

6. Политрук, служивший в дивизии генерала Панфилова которому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда»

а) Павлов б) Клочков в) Гаврилов

7. Кто был назначен верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941г.

а) Г.К.Жуков б) И.В.Сталин в) С.К.Тимошенко

8. Каким было значение Сталинградской битвы

А) развеяла миф о непобедимости германской армии

Б) положила начало коренному перелому в ВОВ и Второй мировой войне.

В) положила конец наступательным операциям вермахта

Г) предательство фельдмаршала Паулюса

9. Сколько дней длилась ВОВ?

А) 1418 б) 1814 В) 1400 Г) 1420

10. Кто был назначен верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941г?

А) Г.К.Жуков Б) И.В.Сталин В) С.К.Тимошенко Г) А.М.Василевский

11. Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы?

А) Г.К.Жуков Б) А.М.Василевский В) К.К.Рокоссовский Г) С.К.Тимошенко

12. Каково было кодовое название плана контрнаступления советских войск под Сталинградом?

А) «Тайфун» Б) «Цитадель» В) «Уран» Г) «Барбаросса»

13. Когда произошел прорыв блокады Ленинграда?

А) январь 1943г Б) июль 1943г В) январь 1944г Г) июль 1944г

14. Когда и где состоялось самое крупное в истории встречное танковое сражение?

А) 18 декабря 1942г в районе Котельниково

Б) 17 августа 1943г на Сицилии

В) 5 декабря 1941г под Москвой

Г) 12 июля 1943г в районе Прохоровки

15. За как ую операцию 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза?

А) освобождение Орла Б) освобождение Киева

В) форсирование Днепра Г) Курская битва








Методические материалы.

Учебная литература:

  1. История России XX-начало XXΙ века., Москва., «Русское слово» 2011 г.

  2. История второй мировой войны 1939–1945 гг., М., Воениздат, 1973-82 гг., в 12-ти томах.

  3. Балашов А.И., Рудаков Г.П. История Великой Отечественной войны. – СПб.: Питер, 2006.

  4. История. Обществознание. Внеклассные мероприятия. 5–11 кл. Авт-сост. Кочергина Л.Л., Волгоград, “Учитель”, 2009 г.

Интернет-ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org

  2. http://www.weltkrieg.ru/

  3. http://1941-1945.at.ua/

  4. http://www.pobediteli.ru/

  5. http://world-war.ru/

  6. http://9may.ru/

  7. http://www.podvignaroda.mil.ru


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок истории на тему "Великая Отечественная война"

Автор: Терещенко Валерий Викторович

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка панорамного модульного урока на тему "Великая Отечественная война" "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-panoramnogho-modul-nogho-uroka-na-tiemu-vielikaia-otiechiestviennaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "170882"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423591767"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Открытый урок по дисциплине История тема: «Великая Отечественная война. Страницы военной истории»"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_distsipline_istoriia_tema_velikaia_otechestvennaia_voina_strani"
    ["file_id"] => string(6) "601934"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646912455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок-игра на тему:"Великая Отечественная война" по истории. "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-ighra-na-tiemu-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-po-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "128533"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415533371"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "урок по истории России на тему: "Великая Отечественная война" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-po-istorii-rossii-na-tiemu-vielikaia-otiechiestviennaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "193937"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427713895"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок, посвященный Великой Отечественной войне "Памяти павших будем достойны" "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-posviashchiennyi-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-pamiati-pavshikh-budiem-dostoiny"
    ["file_id"] => string(6) "218538"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433833635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства