kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили»

Цель:

Войти с учащимися в суровый мир первых месяцев войны, показать нравственные истоки подвига людей, на примерах поэтических произведений воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свой народ, сумевший победить в Великой Отечественной войне; учить выразительному чтению поэтических произведений, познакомить учащихся с лирическими стихотворениями поэтов мира о мире.

Оборудование:

Тексты стихотворений.

Плакаты «Художники - о войне».

Записи песен военных лет.

Звучит музыка «В городском саду играет духовой оркестр» или «Рио-рита»

(Выходят гуляющие, танцующие пары)

Июнь. Клонился к вечеру закат

И белой ночью разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят.

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь. тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая.

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

(Танцует влюбленная пара. На фоне музыки продолжаются стихи)

Казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной.

Что вся земля еще слала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

(Звучат взрывы. Участники застывают в «живые картинки». Звучит запись топота сапог, уходящих на фронт. Участники перестраиваются под музыку песни «Священная война»).

Я помню страны позывные,

Они раздавались везде –

На пункты идти призывные,

Отечество наше в беде.

Живыми вернуться просили

Живыми вернуться не все,

Вагоны идут по России,

По травам ее, по росе.

И брат расставался с сестрою,

Покинув детей и жену

Я юностью связан с войною

И я ненавижу войну.

Я знаю, я понял как важно

Веслом на закате грести,

Сирени душистой и влажной

Невесте своей принести.

Я видел и радость и горе,

И я расскажу молодым,

Как дым от пожарища горек

И сладок отечества дым.

(Под звуки взрывов, свист пуль выходят солдаты и инсценируют бой)

Проснемся ли, уснем ли, - война, война

Ночью ли, днем ли, - война, война

Сжимает нам горло, лишает сна,

Путает имена.

(Звучит лирическая музыка военных лет. На фоне боя возникает девушка в белом - образ матери, любимой, весны мира. Хореографическая миниатюра.)

Юноша.

Когда же я увижу снова

Твои дрожащие ресницы.

Когда же я увижу снова

Твои печальные глаза.

Что ж ты молчишь,

Скажи хоть слово,

Война велит нам разлучится.

Что ж ты молчишь, скажи хоть слово

В огонь уходят поезда.

Девушка:

Зачем назвал меня любимой?

Той долгожданной ночью светлой?

Зачем назвал меня любимой?

Теперь мой путь не изменить.

Любовь должна быть не делимой

Войне любовь не разделить

Юноша:

Я ухожу чтоб возвратиться…

Смотри, уже пылает небо,

Над нашем счастьем поднят меч!

Девушка:

Я верю, встреча повторится.

С тобою буду, где б ты ни был. 

Я верю, встреча повторится,

Как тысячи счастливых встреч

(Юноша, девушка исчезают. Участники - солдаты садятся вокруг огня, исполняют песню «Темная ночь». Ее сменяет фонограмма песни «Журавли»)

- Я познакомился с тобой, война, у меня на ладонях большие ссадины. В голове моей шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык. Ты хочешь научить меня беспрекословно подчиняться тебе.

- Крик командира беги, исполняй, оглушительно рявкай: «Есть», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины - зарывайся в землю, рой ее носом, руками ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь.

- Гибнут друзья - рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо три раза.

- Я многому уже научился. Как будто я не голоден.

- Как будто мне не холодно.

- Как будто мне никого не жалко.

- Помогите мне!

- Спасите меня!

- Я не хочу умереть Маленький кусочек свинца в сердце, голову и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?

- Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать. Это дома я много боялся. Дома. А теперь, я все узнал, все попробовал.

- Я ведь пригожусь для жизни! Ведь это страшно — убить человека, который ничего не успел совершить.

(Инсценируется песня «Журавли». Танцует клин из десяти девочек. На фоне их выступления звучат слова)

- Я убит подо Ржевом

 В безымянном болоте,

 В пятой роте на левом

 При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,

Точно пропасть с обрыва –

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире

До конца моих дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей

- Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. Маленькие, казалось бы незначительные, они въедаются как-то в тебя, начинают прорастать и вырастают во что-то большое, значительное, становятся как бы символом.

- Я помню убитого солдата. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшнее всего, что я видел на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног.

- Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть.

- Встал солдат, но не шагнуть солдату.

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет горько слёзы лить,

Ждать и за околицу ходить

Мёртвые остались молодыми.

Сколько б мы не продолжали жить.

- Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война не парад. И всё же звучали на фронте шутки, раздавался смех. Иногда бойцы были не прочь сплясать «русского». Жизнь продолжалась.

- Плясуны на пару пара

С места кинулися вдруг,

Задышал морозным паром,

Разгорелся тесный круг.

(Под песню «Клён зеленый» танец солдат. Участники выстраиваются в шахматном порядке, после окончания танца сквозь них проходят девушки.)

- А где-то снова пишут чьи-то руки,

Записки про любовь и про разлуки,

И мы писали, помню на уроке

Подругам нашим ласковые строки

Те строки позабыл я, помню эти,

Короткие, стальные, как ножи:

Нас завтра расстреляют на рассвете,

А как чертовски жить охота, жить.

Да, жить хотели все! Не потому ли,

До синевы сжимая кулаки

Сердцами останавливали пули

Не дописав последние стихи

И в лица ненавистные плевали

Не потому ль, ровесник, расскажи.

Как песню до конца не допевали

Название которой просто - жизнь!

- Ковала победу армия, ковал победу тыл, ковало победу подполье. Талантливые юноши и девушки, влюблённые в жизнь, мечтающие, верящие не могли избрать другой путь, чем тот, который привёл их в бессмертие

(Ребята перестраиваются в памятник «Героям Краснодона»)

Не про мёртвого - живого

Поднимаю голос свой.

Про Олега Кошевого

Про товарищей его

Про героев Краснодона

Комсомольцев - смельчаков

Жизнь пронёсших без урона

В даль грядущую веков.

Нет на свете мук без стона.

Волны бьются в берега

О героях Краснодона

Боль безмерно велика.

Но снисходит вдохновенье

На великие сердца

Притупились все мученья,

Все страданья без конца

И тогда не чует тело

Никаких безмерных мук;

До великого предела

Напрягает волю, дух.

Так они того достигли,

Состояния души,

Что не плеть, ни нож, ни иглы

Не смогли их устрашить.

Не склонить таких в печали

И когда идти на смерть –

Буквы в стену простучали:

Не сгибать голов, а петь.

(Хореографическая миниатюра «Молодогвардейцы». Под песню «Дивлюсь я на небо»)

- Ульяна Громова

- Сергей Тюленин

- Любовь Шевцова

- Олег Кошевой

- Иван Земнухов.

- Знамёнам нашим пламенеть над Львовом

Перешагнём родной земли кордон.

Да будет суд железным и суровым.

Да будет он в Берлине завершён

В победе вместе с нами неуклонно

Идёт отвага и краса людей

Она - бессмертна юность Краснодона

Она - в салютах родины моей.     

(Группа перестраивается под песню «День победы»)

- Весна и победа

Дни песни и света

Два солнечных, дивно скрещенных луча.

Два счастья! Два свежих, два ярких букета,

Завязанных крепкой тесьмой кумача

Не длинные вопли воздушной сирены

Не темень, не брызги стекла и камней –

Набухшие почки весёлой сирени.

Летучие гроздья салютных огней.

Не ужас пожара, не мрак подземелья,

Не тяжесть тревожных холодных ночей –

Поток ликованья, раскаты веселья,

Хозяйский, приветливый голос грачей

Не горечь разлук, не прощальные речи,

Не тайные вздохи предчувствий глухих –

А близкие, полные радости встречи –

Не письма, - а руки, писавшие их.

Ещё штыками обернутся песни,

Ещё придут и отшумят бои,

Придёт домой, седеющий ровесник,

Придут не все ровесники мои

Оставшимся - счастливо оставаться,

Но с этим миром в утреннем дыму

Договорились мы не расставаться,

И мы вернёмся бронзою к нему.

У вас сады. У вас цветенье лета,

И юноши по мрамору идут,

В сияющие университеты

И холодно быть памятником тут.

Когда ты выйдешь с лекций на закате,

О наших размышляя временах,

Навек ушедших в толщи хрестоматий,

Ты обернёшься –

И увидишь рядом

Тех, кто отвёл и от тебя беду.

Товарищ мой, бредущий тихим садом,

В трёхтысячном немыслимом году.

(Вручение цветов ветеранам)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили»»


Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили»

Цель:

Войти с учащимися в суровый мир первых месяцев войны, показать нравственные истоки подвига людей, на примерах поэтических произведений воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свой народ, сумевший победить в Великой Отечественной войне; учить выразительному чтению поэтических произведений, познакомить учащихся с лирическими стихотворениями поэтов мира о мире.

Оборудование:

Тексты стихотворений.

Плакаты «Художники - о войне».

Записи песен военных лет.

Звучит музыка «В городском саду играет духовой оркестр» или «Рио-рита»

(Выходят гуляющие, танцующие пары)

Июнь... Клонился к вечеру закат

И белой ночью разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят.

Не знающих, не ведающих горя.


Июнь... тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая.

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

(Танцует влюбленная пара. На фоне музыки продолжаются стихи)

Казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.


Такою все дышало тишиной.

Что вся земля еще слала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

(Звучат взрывы. Участники застывают в «живые картинки». Звучит запись топота сапог, уходящих на фронт. Участники перестраиваются под музыку песни «Священная война»).

Я помню страны позывные,

Они раздавались везде –

На пункты идти призывные,

Отечество наше в беде.


Живыми вернуться просили

Живыми вернуться не все,

Вагоны идут по России,

По травам ее, по росе.

И брат расставался с сестрою,

Покинув детей и жену

Я юностью связан с войною

И я ненавижу войну.

Я знаю, я понял как важно

Веслом на закате грести,

Сирени душистой и влажной

Невесте своей принести.


Я видел и радость и горе,

И я расскажу молодым,

Как дым от пожарища горек

И сладок отечества дым.

(Под звуки взрывов, свист пуль выходят солдаты и инсценируют бой)

Проснемся ли, уснем ли, - война, война

Ночью ли, днем ли, - война, война

Сжимает нам горло, лишает сна,

Путает имена.

(Звучит лирическая музыка военных лет. На фоне боя возникает девушка в белом - образ матери, любимой, весны мира. Хореографическая миниатюра.)

Юноша.

Когда же я увижу снова

Твои дрожащие ресницы...

Когда же я увижу снова

Твои печальные глаза.

Что ж ты молчишь,

Скажи хоть слово,

Война велит нам разлучится.

Что ж ты молчишь, скажи хоть слово

В огонь уходят поезда.


Девушка:

Зачем назвал меня любимой?

Той долгожданной ночью светлой?

Зачем назвал меня любимой?

Теперь мой путь не изменить.

Любовь должна быть не делимой

Войне любовь не разделить


Юноша:

Я ухожу чтоб возвратиться…

Смотри, уже пылает небо,

Над нашем счастьем поднят меч!




Девушка:

Я верю, встреча повторится.

С тобою буду, где б ты ни был...

Я верю, встреча повторится,

Как тысячи счастливых встреч

(Юноша, девушка исчезают. Участники - солдаты садятся вокруг огня, исполняют песню «Темная ночь». Ее сменяет фонограмма песни «Журавли»)


- Я познакомился с тобой, война, у меня на ладонях большие ссадины. В голове моей шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык. Ты хочешь научить меня беспрекословно подчиняться тебе.

- Крик командира беги, исполняй, оглушительно рявкай: «Есть», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины - зарывайся в землю, рой ее носом, руками ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь.

- Гибнут друзья - рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо три раза.

- Я многому уже научился. Как будто я не голоден.

- Как будто мне не холодно.

- Как будто мне никого не жалко.

- Помогите мне!

- Спасите меня!

- Я не хочу умереть Маленький кусочек свинца в сердце, голову и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?

- Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать. Это дома я много боялся. Дома. А теперь, я все узнал, все попробовал.

- Я ведь пригожусь для жизни! Ведь это страшно — убить человека, который ничего не успел совершить.

(Инсценируется песня «Журавли». Танцует клин из десяти девочек. На фоне их выступления звучат слова)

- Я убит подо Ржевом

В безымянном болоте,

В пятой роте на левом

При жестоком налете.


Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,

Точно пропасть с обрыва –

И ни дна, ни покрышки.


И во всем этом мире

До конца моих дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей

- Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. Маленькие, казалось бы незначительные, они въедаются как-то в тебя, начинают прорастать и вырастают во что-то большое, значительное, становятся как бы символом.

- Я помню убитого солдата. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшнее всего, что я видел на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног.

- Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть.

- Встал солдат, но не шагнуть солдату.

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет горько слёзы лить,

Ждать и за околицу ходить

Мёртвые остались молодыми.

Сколько б мы не продолжали жить.

- Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война не парад. И всё же звучали на фронте шутки, раздавался смех. Иногда бойцы были не прочь сплясать «русского». Жизнь продолжалась.

- Плясуны на пару пара

С места кинулися вдруг,

Задышал морозным паром,

Разгорелся тесный круг.

(Под песню «Клён зеленый» танец солдат. Участники выстраиваются в шахматном порядке, после окончания танца сквозь них проходят девушки.)

- А где-то снова пишут чьи-то руки,

Записки про любовь и про разлуки,

И мы писали, помню на уроке

Подругам нашим ласковые строки


Те строки позабыл я, помню эти,

Короткие, стальные, как ножи:

Нас завтра расстреляют на рассвете,

А как чертовски жить охота, жить.


Да, жить хотели все! Не потому ли,

До синевы сжимая кулаки

Сердцами останавливали пули

Не дописав последние стихи


И в лица ненавистные плевали

Не потому ль, ровесник, расскажи.

Как песню до конца не допевали

Название которой просто - жизнь!


- Ковала победу армия, ковал победу тыл, ковало победу подполье. Талантливые юноши и девушки, влюблённые в жизнь, мечтающие, верящие не могли избрать другой путь, чем тот, который привёл их в бессмертие


(Ребята перестраиваются в памятник «Героям Краснодона»)


Не про мёртвого - живого

Поднимаю голос свой.

Про Олега Кошевого

Про товарищей его


Про героев Краснодона

Комсомольцев - смельчаков

Жизнь пронёсших без урона

В даль грядущую веков.


Нет на свете мук без стона.

Волны бьются в берега

О героях Краснодона

Боль безмерно велика.


Но снисходит вдохновенье

На великие сердца

Притупились все мученья,

Все страданья без конца


И тогда не чует тело

Никаких безмерных мук;

До великого предела

Напрягает волю, дух.


Так они того достигли,

Состояния души,

Что не плеть, ни нож, ни иглы

Не смогли их устрашить.


Не склонить таких в печали

И когда идти на смерть –

Буквы в стену простучали:

Не сгибать голов, а петь.

(Хореографическая миниатюра «Молодогвардейцы». Под песню «Дивлюсь я на небо»)

- Ульяна Громова

- Сергей Тюленин

- Любовь Шевцова

- Олег Кошевой

- Иван Земнухов...

- Знамёнам нашим пламенеть над Львовом

Перешагнём родной земли кордон.

Да будет суд железным и суровым.

Да будет он в Берлине завершён


В победе вместе с нами неуклонно

Идёт отвага и краса людей

Она - бессмертна юность Краснодона

Она - в салютах родины моей.


(Группа перестраивается под песню «День победы»)


- Весна и победа

Дни песни и света

Два солнечных, дивно скрещенных луча.

Два счастья! Два свежих, два ярких букета,

Завязанных крепкой тесьмой кумача


Не длинные вопли воздушной сирены

Не темень, не брызги стекла и камней –

Набухшие почки весёлой сирени.

Летучие гроздья салютных огней.


Не ужас пожара, не мрак подземелья,

Не тяжесть тревожных холодных ночей –

Поток ликованья, раскаты веселья,

Хозяйский, приветливый голос грачей


Не горечь разлук, не прощальные речи,

Не тайные вздохи предчувствий глухих –

А близкие, полные радости встречи –

Не письма, - а руки, писавшие их.


Ещё штыками обернутся песни,

Ещё придут и отшумят бои,

Придёт домой, седеющий ровесник,

Придут не все ровесники мои


Оставшимся - счастливо оставаться,

Но с этим миром в утреннем дыму

Договорились мы не расставаться,

И мы вернёмся бронзою к нему.


У вас сады. У вас цветенье лета,

И юноши по мрамору идут,

В сияющие университеты

И холодно быть памятником тут.


Когда ты выйдешь с лекций на закате,

О наших размышляя временах,

Навек ушедших в толщи хрестоматий,

Ты обернёшься –

И увидишь рядом

Тех, кто отвёл и от тебя беду.

Товарищ мой, бредущий тихим садом,

В трёхтысячном немыслимом году.

(Вручение цветов ветеранам)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили»

Автор: Панасенко Нина Вячеславовна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290691


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства