Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили»
Цель:
Войти с учащимися в суровый мир первых месяцев войны, показать нравственные истоки подвига людей, на примерах поэтических произведений воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свой народ, сумевший победить в Великой Отечественной войне; учить выразительному чтению поэтических произведений, познакомить учащихся с лирическими стихотворениями поэтов мира о мире.
Оборудование:
Тексты стихотворений.
Плакаты «Художники - о войне».
Записи песен военных лет.
Звучит музыка «В городском саду играет духовой оркестр» или «Рио-рита»
(Выходят гуляющие, танцующие пары)
Июнь. Клонился к вечеру закат
И белой ночью разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят.
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
(Танцует влюбленная пара. На фоне музыки продолжаются стихи)
Казалось было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.
Такою все дышало тишиной.
Что вся земля еще слала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
(Звучат взрывы. Участники застывают в «живые картинки». Звучит запись топота сапог, уходящих на фронт. Участники перестраиваются под музыку песни «Священная война»).
Я помню страны позывные,
Они раздавались везде –
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде.
Живыми вернуться просили
Живыми вернуться не все,
Вагоны идут по России,
По травам ее, по росе.
И брат расставался с сестрою,
Покинув детей и жену
Я юностью связан с войною
И я ненавижу войну.
Я знаю, я понял как важно
Веслом на закате грести,
Сирени душистой и влажной
Невесте своей принести.
Я видел и радость и горе,
И я расскажу молодым,
Как дым от пожарища горек
И сладок отечества дым.
(Под звуки взрывов, свист пуль выходят солдаты и инсценируют бой)
Проснемся ли, уснем ли, - война, война
Ночью ли, днем ли, - война, война
Сжимает нам горло, лишает сна,
Путает имена.
(Звучит лирическая музыка военных лет. На фоне боя возникает девушка в белом - образ матери, любимой, весны мира. Хореографическая миниатюра.)
Юноша.
Когда же я увижу снова
Твои дрожащие ресницы.
Когда же я увижу снова
Твои печальные глаза.
Что ж ты молчишь,
Скажи хоть слово,
Война велит нам разлучится.
Что ж ты молчишь, скажи хоть слово
В огонь уходят поезда.
Девушка:
Зачем назвал меня любимой?
Той долгожданной ночью светлой?
Зачем назвал меня любимой?
Теперь мой путь не изменить.
Любовь должна быть не делимой
Войне любовь не разделить
Юноша:
Я ухожу чтоб возвратиться…
Смотри, уже пылает небо,
Над нашем счастьем поднят меч!
Девушка:
Я верю, встреча повторится.
С тобою буду, где б ты ни был.
Я верю, встреча повторится,
Как тысячи счастливых встреч
(Юноша, девушка исчезают. Участники - солдаты садятся вокруг огня, исполняют песню «Темная ночь». Ее сменяет фонограмма песни «Журавли»)
- Я познакомился с тобой, война, у меня на ладонях большие ссадины. В голове моей шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык. Ты хочешь научить меня беспрекословно подчиняться тебе.
- Крик командира беги, исполняй, оглушительно рявкай: «Есть», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины - зарывайся в землю, рой ее носом, руками ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь.
- Гибнут друзья - рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо три раза.
- Я многому уже научился. Как будто я не голоден.
- Как будто мне не холодно.
- Как будто мне никого не жалко.
- Помогите мне!
- Спасите меня!
- Я не хочу умереть Маленький кусочек свинца в сердце, голову и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?
- Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать. Это дома я много боялся. Дома. А теперь, я все узнал, все попробовал.
- Я ведь пригожусь для жизни! Ведь это страшно — убить человека, который ничего не успел совершить.
(Инсценируется песня «Журавли». Танцует клин из десяти девочек. На фоне их выступления звучат слова)
- Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте на левом
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,
Точно пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире
До конца моих дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей
- Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. Маленькие, казалось бы незначительные, они въедаются как-то в тебя, начинают прорастать и вырастают во что-то большое, значительное, становятся как бы символом.
- Я помню убитого солдата. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшнее всего, что я видел на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног.
- Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть.
- Встал солдат, но не шагнуть солдату.
Мать-старушка в деревенской хате
Долго будет горько слёзы лить,
Ждать и за околицу ходить
Мёртвые остались молодыми.
Сколько б мы не продолжали жить.
- Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война не парад. И всё же звучали на фронте шутки, раздавался смех. Иногда бойцы были не прочь сплясать «русского». Жизнь продолжалась.
- Плясуны на пару пара
С места кинулися вдруг,
Задышал морозным паром,
Разгорелся тесный круг.
(Под песню «Клён зеленый» танец солдат. Участники выстраиваются в шахматном порядке, после окончания танца сквозь них проходят девушки.)
- А где-то снова пишут чьи-то руки,
Записки про любовь и про разлуки,
И мы писали, помню на уроке
Подругам нашим ласковые строки
Те строки позабыл я, помню эти,
Короткие, стальные, как ножи:
Нас завтра расстреляют на рассвете,
А как чертовски жить охота, жить.
Да, жить хотели все! Не потому ли,
До синевы сжимая кулаки
Сердцами останавливали пули
Не дописав последние стихи
И в лица ненавистные плевали
Не потому ль, ровесник, расскажи.
Как песню до конца не допевали
Название которой просто - жизнь!
- Ковала победу армия, ковал победу тыл, ковало победу подполье. Талантливые юноши и девушки, влюблённые в жизнь, мечтающие, верящие не могли избрать другой путь, чем тот, который привёл их в бессмертие
(Ребята перестраиваются в памятник «Героям Краснодона»)
Не про мёртвого - живого
Поднимаю голос свой.
Про Олега Кошевого
Про товарищей его
Про героев Краснодона
Комсомольцев - смельчаков
Жизнь пронёсших без урона
В даль грядущую веков.
Нет на свете мук без стона.
Волны бьются в берега
О героях Краснодона
Боль безмерно велика.
Но снисходит вдохновенье
На великие сердца
Притупились все мученья,
Все страданья без конца
И тогда не чует тело
Никаких безмерных мук;
До великого предела
Напрягает волю, дух.
Так они того достигли,
Состояния души,
Что не плеть, ни нож, ни иглы
Не смогли их устрашить.
Не склонить таких в печали
И когда идти на смерть –
Буквы в стену простучали:
Не сгибать голов, а петь.
(Хореографическая миниатюра «Молодогвардейцы». Под песню «Дивлюсь я на небо»)
- Ульяна Громова
- Сергей Тюленин
- Любовь Шевцова
- Олег Кошевой
- Иван Земнухов.
- Знамёнам нашим пламенеть над Львовом
Перешагнём родной земли кордон.
Да будет суд железным и суровым.
Да будет он в Берлине завершён
В победе вместе с нами неуклонно
Идёт отвага и краса людей
Она - бессмертна юность Краснодона
Она - в салютах родины моей.
(Группа перестраивается под песню «День победы»)
- Весна и победа
Дни песни и света
Два солнечных, дивно скрещенных луча.
Два счастья! Два свежих, два ярких букета,
Завязанных крепкой тесьмой кумача
Не длинные вопли воздушной сирены
Не темень, не брызги стекла и камней –
Набухшие почки весёлой сирени.
Летучие гроздья салютных огней.
Не ужас пожара, не мрак подземелья,
Не тяжесть тревожных холодных ночей –
Поток ликованья, раскаты веселья,
Хозяйский, приветливый голос грачей
Не горечь разлук, не прощальные речи,
Не тайные вздохи предчувствий глухих –
А близкие, полные радости встречи –
Не письма, - а руки, писавшие их.
Ещё штыками обернутся песни,
Ещё придут и отшумят бои,
Придёт домой, седеющий ровесник,
Придут не все ровесники мои
Оставшимся - счастливо оставаться,
Но с этим миром в утреннем дыму
Договорились мы не расставаться,
И мы вернёмся бронзою к нему.
У вас сады. У вас цветенье лета,
И юноши по мрамору идут,
В сияющие университеты
И холодно быть памятником тут.
Когда ты выйдешь с лекций на закате,
О наших размышляя временах,
Навек ушедших в толщи хрестоматий,
Ты обернёшься –
И увидишь рядом
Тех, кто отвёл и от тебя беду.
Товарищ мой, бредущий тихим садом,
В трёхтысячном немыслимом году.
(Вручение цветов ветеранам)