kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цивилизации речных долин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все: используя понятие «ирригационная система», описывают систему хозяйства речных цивилизаций.

Большинство: объясняют причины появления речных цивилизаций.

Некоторые: оценивают, как изменилась жизнь людей в условиях цивилизации.

Причина и следствие

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цивилизации речных долин»

План урока

Раздел долгосрочного плана:


Раздел 1В

Цивилизации речных долин

Школа:

ГУ «Потанинская средняя общеобразовательная школа Лебяжинского района»

Дата:

ФИО учителя: Ергазина А.К.

Класс: 5

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Почему древние цивилизации развивались в долинах рек?

Вид урока


Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

5.4.1.3 – описывать систему хозяйства древних цивилизаций

Цель урока

Все: используя понятие «ирригационная система», описывают систему хозяйства речных цивилизаций.

Большинство: объясняют причины появления речных цивилизаций.

Некоторые: оценивают, как изменилась жизнь людей в условиях цивилизации.

Концепты

Причина и следствие

Критерии

оценивания

Все: объясняют роль ирригационной системы в жизни цивилизаций речных долин, описывая систему хозяйства древней Месопотамии.

Большинство: выявляют причины появления речных цивилизаций.

Некоторые: выявляют положительные и отрицательные признаки цивилизаций.

Языковые цели


Предметная лексика и терминология: цивилизация, речные цивилизации, ирригационные системы.

Серия полезных фраз для диалога/письма: Наиболее благоприятными местами для проживания людей … Причинами появлениями речных цивилизаций …. С возникновением цивилизации..., Люди селились возле рек …, потому что …

Воспитание ценностей

Труд и творчество

Межпредметные связи

Познание мира, естествознание

Предварительные знания

Занятия древних людей, «неолитическая революция».

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

7 минут


Приветствие. Психологический настрой на урок.


Ребята, какая река протекает по нашему району?

Проблемный вопрос: Какую роль играют речные системы в жизни людей?


Обратная связь. Обсуждение с ребятами данного вопроса.


Учащиеся определяют важность воды для жизни человека и для его хозяйственной деятельности, актуализируют свои знания о хозяйственном использовании рек Казахстана.

Обратить внимание учащихся на то, что в древности наличие крупных водоемов способствовало развитию поливного земледелия в данной местности.


Объединение в группы при помощи игры «Колечки».

(Г) Приём «Рассыпанное предложение». Каждой группе раздается конверт с перечнем слов, из которых группе необходимо сложить предложение (Почему древние цивилизации развивались в речных долинах?).

Выход на тему урока.


Давайте подумаем, какими будут цели сегодняшнего урока?

Ответы учащихся.


Давайте попробуем определить критерии оценивания по данной теме.

Ответы учащихся.


























Конверт с заданием.

Слайд 1.

Середина урока

25 -30 минут




















































































(Г) Задание: Используя текст учебника стр. 21 заполните таблицу:


1. Где и когда возникла самая ранняя цивилизация в истории?


2. Пользуясь иллюстрациями учебника, опишите ирригационную систему речных цивилизаций.


3. Используя описание системы хозяйства древней Месопотамии, сделайте вывод о роли ирригационной системы в жизни народов данного региона.



Критерий:

Объясняют роль ирригационной системы в жизни цивилизаций речных долин.

Описывает систему хозяйства древней Месопотамии.


Дескриптор:

  1. Верно прописывают время и место возникновения самой ранней цивилизации.

  2. Характеризуют ирригационную систему речных цивилизаций.

  3. Делают вывод о роли ирригационной системы в жизни народов Месопотамии.

Взаимооценивание. Выступление групп. Обратная связь.


Задание: Выявите причины появления речных цивилизаций.

Объясните почему самые первые цивилизации возникали возле рек?

(И) Напишите мини-сочинение (20-30 слов).

Шаблоны для написания текста:

«До цивилизации люди жили в ... », «Люди селились возле рек …, потому что …» и т. д.


Самооценивание. Поделитесь информацией в паре.


(П) Работа с текстом «Речные цивилизации».

Работа с картой.

В парах распределяют карточки в две стопки: одна стопка будет включать в себя карточки с описанием жизни людей до цивилизации, а вторая стопка – карточки с описанием жизни людей в условиях цивилизации. Карточке «Люди постоянно перемещались с места на место в поисках новых мест для добычи пропитания» должна соответствовать карточка «Людям нужно было селиться в одном месте, так как сообща легче было очищать леса и болота для посевов, собирать урожай и ухаживать за скотом» и т.д.


Критерий:

Выявляют причины появления речных цивилизаций.


Дескриптор:

  1. Правильно указывают причины появления речных цивилизаций.

  2. Используют фразы.

  3. Верно сопоставляют карточки.

Взаимооценивание (в парах, в группе). Обсуждение в классе. Обратная связь.


(Г) Задание: Дайте оценку значению роли древних цивилизаций для современности.

Таблица:

Положительные признаки



Отрицательные признаки



Значение роли древних цивилизаций в истории.



Критерий:

Выявляют положительные и отрицательные признаки цивилизаций.


Дескриптор:

  1. Выделяют не менее 3-х признаков по каждому из предложенных граф.

  2. Характеризуют жизнь людей в условиях цивилизации.

  3. Оценивают роль древних цивилизаций в истории.

Ответ групп. Обратная связь.


Учебник (проект, НИШ). Авторы: Б.С. Букаева, Г.Б. Зикирина, Ж.С. Макашева, Д.Н. Мукатаева, И.А. Тен

Речные цивилизации

стр. 20-21

Приложение 1.

Слайд 2.

Слайд 3.




















Учебник: рис.2, 3

Приложение 1

















Учебник стр.20-21

Рис. Цивилизации речных долин.

на стр. 21






Приложение 2.

Предоставление модельного ответа для учащихся.


Разрезанные карточки для сравнения жизни людей до и после формирования цивилиза-ции, а также по одному набору карточек для каждой группы учащихся.




















Таблица.



Конец урока

8 минут

Обратная связь. Стратегия «Кубик».

(Каждой группе должен выпасть один из вопросов/заданий на кубе).

  1. Чем объяснить появление древних цивилизаций в долине рек?

  2. Предположите, каково назначение современных плотин?

  3. Докажите, что прогресс связан с упорным трудом людей.

  4. Объясните, какие изменения происходят в жизни людей с появлением цивилизации.

  5. Оцените значение древних цивилизаций для современности.

  6. Какова была роль ирригационных систем в жизни древних государств?


Рефлексия.

Обратная связь. Продолжи фразу:
Сегодня я узнал(а) ….
Было интересно …
Было трудно …
Я понял(а), что…
Теперь я могу …


Домашнее задание (на выбор):

  1. Написать эссе на тему: Речные цивилизации древности.

  2. Придумать проблемный вопрос по теме урока.

  3. Создать слайд (презентацию) по теме.


Куб с вопросами.











Учащимся предлагается на стикерах продолжить фразы.





Д/з вывешивается на доске.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися дифференциацию?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности



Для того чтобы учесть индивидуальные потребности учащихся была произведена

дифференциация целей обучения через Все, Большинство, Некоторые. Предложено дифференциация домашнего задания.

Использование индивидуальной, групповой, парной работы.




Самооценивание, взаимооценивание. Педагогическая поддержка через постановку вопросов.

Использование обратной связи после выполнения каждого задания.







Создание условий для учащихся в ходе урочной деятельности: световой режим, техника безопасности. Соблюдение правил поведения учащимися в классном кабинете. Соблюдение осанки.

Осуществление смены различных видов деятельности.

Рефлексия по уроку


Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему?

Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана

урока, и почему?



Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.


Итоговая оценка

Какие две вещи прошли хорошо (в том числе преподавание и учение)?

1:


2:


Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?

1:


2:


Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?
































Приложение 1


Цивилизация в переводе с латинского означает «государственный» или «гражданственный». Возникновение древних цивилизаций – это сложный и длительный процесс, хронологические рамки которого можно обозначить лишь условно.

Когда речь заходит о наиболее ранних цивилизациях, в качестве дополнительного (наряду с тремя основными) признака называют систему ирригации, искусственного орошения земледельческих угодий с помощью каналов. Каналы отводили воды рек в нужном земледельцу направлении. Они обеспечивали постоянное питание почвы, снижали риск во время засух и паводков. Кроме того, в изрезанных речными рукавами долинах на северной границе тропиков строительство каналов позволяло избежать ухода воды мелких речек в землю, а значит, заболачивания местности.

Именно в таких областях и возникают самые первые локальные цивилизации, получившие в связи с этим название «речных цивилизаций». Считается, что древнейшей цивилизацией на земле были города-государства Месопотамии, возникшие около 5 тысяч лет назад в долине рек Тигр и Евфрат. Примерно в это же время возникла цивилизация в долине Нила (Древний Египет). На рубеже III – II тыс. до н.э. в долинах рек Инда и Ганга возникла Индийская, а в последствии и Древняя Китайская цивилизация (долина рек Хуанхе и Янцзы).

Для создания сложных ирригационных систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно фиксировать результаты.

 Речные цивилизации возникали на землях, которые сначала осваивались человеком не без труда. Охотникам и собирателям в этих краях разливов и болот, вокруг которых нередко простиралась песчаная пустыня (как в Египте и Месопотамии), делать было нечего. С другой стороны, почвы были весьма плодородны и поддавались обработке даже с помощью простейших деревянных орудий. С появлением земледелия люди всё решительнее осваивают долины великих рек. Однако уже перед первыми земледельцами встала задача обуздания своенравной природы. Век металла даровал победу человеку. С началом добывания меди и изготовления медных орудий стало возможным строительство каналов для отвода вод и орошения полей. В древних преданиях от Египта до Китая покорение рек и прекращение разрушительных паводков рисуются как начало истории цивилизации – и государства.

Мощную и цельную ирригационную систему нельзя было построить силами одной общины. Для этого требовались согласованные усилия нескольких или многих общин, даже нескольких племён. В качестве организующей силы выступает зарождающаяся надобщинная и внеобщинная власть. Государство, разумеется, возникало и там, где не было нужды в ирригации, но орошение полей являлось совместным и важнейшим делом для обитателей речных долин. И именно у них молодое государство, организовывавшее полезное для всех и невиданное прежде дело, усилилось безмерно. Этому способствовал и рост достатка. Урожаи с орошаемых каналами земель возросли многократно.

Таким образом, возникновение ирригации ускорило концентрацию жителей в крупных посёлках, позднейших ранних городах.

Итак, появление системы ирригации достаточно надёжное подтверждение того, что в обществе складывается государство – надобщинная и «профессиональная» власть. Но и другой, более общий признак цивилизации – монументальное искусство также свидетельствует, как правило, о наличии государства. Возведение гигантских памятников искусства, храмов и дворцов совместными усилиями многих людей невозможно без организующей власти. Исходя из этого, некоторые историки рассматривают существование государства как одну из главных, даже обязательную предпосылку возникновения цивилизац

Слайд (рис. учебника). Цивилизации речных долин





























Приложение 2



До цивилизации


В условиях цивилизации

Люди не могли читать и писать

Была создана система письма


Люди добывали пищу путем охоты и сбора кореньев, плодов и семян

Выращивание растений и разведение животных стали основными источниками пищи

Пища человека была разнообразной

Пища менее разнообразна, потому что люди выращивали только несколько видов растений или разводили только несколько видов прирученных животных

Люди постоянно перемещались с места на место в поисках новых мест для добычи пропитания

Людям нужно было селиться в одном месте, так как сообща легче было вырубать леса и осушать болота для посевов собирать урожай и ухаживать за скотом

Люди проводили большую часть времени в поисках пищи

Возникновение земледелия предоставило избыток пищи. Это позволило людям совершенствовать орудия труда, больше времени заниматься строительством и гончарным делом.

Люди жили родовыми общинами и зависели друг о друга

С ростом населения растут поселения, превращаясь в города, возникают государства во главе с могущественными военачальниками и правителями.

Люди много передвигались и владели только тем, что могли унести на новое место

Люди постоянно проживали в одних и тех же местах. Им хотелось иметь постоянный источник продуктов, поэтому они стали производить их сами.

Люди находили убежище во временных жилищах и в пещерах

Люди начали строить дома и здания. В специальных помещениях хранили зерно. В святилищах совершали религиозные обряды – различные действия с целью умилостивить богов.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Цивилизации речных долин

Автор: Ергазина.А.К.

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Тестовый контроль по истории Древнего мира по темам "Цивилизации речных долин" и "Древний Египет""
    ["seo_title"] => string(80) "testovyi_kontrol_po_istorii_drevnego_mira_po_temam_tsivilizatsii_rechnykh_dolin_"
    ["file_id"] => string(6) "561729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1603972186"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) ""Египет - дар Нила" "
    ["seo_title"] => string(18) "ieghipiet-dar-nila"
    ["file_id"] => string(6) "239486"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444807316"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Методическая разработка бинарного урока «Путешествие по Древним странам мира» "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-binarnogho-uroka-putieshiestviie-po-drievnim-stranam-mira"
    ["file_id"] => string(6) "134056"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416659355"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Открытый урок по географии                                                                                Тема: "Реки""
    ["seo_title"] => string(41) "otkrytyi-urok-po-ghieoghrafii-tiema-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "308426"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458578751"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация к уроку на тему: "Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_na_temu_iskusstvo_stran_mezhdurechia_shumer_assiriia_vavil"
    ["file_id"] => string(6) "477013"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1535967529"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства