Конспект урока "Традиционный суд биев".Цель урока: Дать сведения о суде биев,приспособленному к кочевому и полукочевому образу жизни.их место в казахском обществе.Наглядные пособия: интерактивная доска. карта.
1.Бии.суд биев и их роль в жизни казахского общества.
2.Виды наказания:высылка,айып,кун,дуре и казнь.
3.Барымта
4.Ограниченияцаризмом полномочий суда биев
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Традиционный суд биев »
"Традиционный суд биев"
Цель: Дать сведения о суде биев, приспособленному к кочевому и полукочевому образу жизни,их место в казахском обществе. Задачи:
Образовательная: Показать значение процесса ликвидации суда царским правительством. Развивающая: Формирование навыков работы с источниками изложение собственных
позиций.
Воспитательная: Воспитать чувство патриотизма ,выявить нравственные качества учащихся Тип урока: традиционный Наглядные пособия:ИКТ, карта Ход урока 1. Организационный момент..
2.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях.
Проверить таблицу
Расскажите о работе научных экспедиций на территории Казахстана в 18 веке.
Охарактеризуйте роль роста ученых в изучении нашей страны в 18 в.
Назовите имена и основное направление произведений певцов импровизаторов и жырау 18 века.
Расскажите о функциях шежире.
3. Объяснение нового материала План 1. Бии, суд биев и их роль в жизни казахского общества.
2.Виды наказания: высылка,айып,кун,дуре и казнь
3.Барымта.
4.Ограничение царизмом полномочий суда биев.
На территории Казахстана существовал традиционный суд биев. Цель: разбирать уголовные, имущественные, внутрисемейные правонарушения и преступления. Чтобы стать бием необходимо:
иметь знания о правах казахов;
владеть ораторским искусством и красноречием;
репутация как личности;
Участвующие в суде могли явиться в суд каждый со своим бием, в качестве адвоката. Суд проходил
в словесной форме. В случае неправильного приговора бий мог потерять свою репутацию, а естественно
и доход. За свою работу бий получал вознаграждение «Бидын билеги». В 18в. участвовали такие знаменитые бии как Толе би (Старший), Казыбек би (Средн), Айтеке (Мл жуз).
У казахов существовали такие виды наказаний, как высылка, айып, кун, дуре и казнь. Смертная
казнь применялась редко. Не было мест лишения свободы. Обвиняемые выплачивали айыпы(штраф)
или куны(штраф за убийство человека).приговарили к смерти, но если выплачен кун следовал отказ от мести.
Обычай ат-шекпен- взыскание откупа. (т.е. выполнить все требования потерпевшего). Кто совершал некоторые протупки наказывали плетью-дуре салу.
Измена вере считалась высшей степенью позора для семьи, рода и племени. К самоубийствам было негативное отношение, поэтому их погребали отдельно от всех.
ПРОЧЕСТЬ (стр. 78)
Смертная казнь выполнялась ч/з повешение или удушение веревкой. Убитого привязывали к
хвосту лошади и отпускали на поле. За богоотступничество забивали камнями до смерти. Казахское право запрещало вступать в брак родственникам ближе 7 колена.
БАРЫМТА – захват чужого скота, чужой собственности за неуплаченный налог. При осуществлении барымты случались стычки, ранения и даже убийства.
В целом суд биев пользовался авторитетом среди жителей Степи. Суд биев отличался
неподкупностью, справедливостью, доступностью и публичностью. Царское правительство стало разрушать суд биев в 20-90-е г. 19в. – т.к. он мешал властям внедрять общеимперское
управление.
Иллюстративное изображение.
Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и,если возможно,Вашу реакцию на нее в виде рисунка,схемы,карикатуры.
Поучительный вывод: Можно ли сделать из прочитанного такие выводы,которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни? Рефлексия:
Расскажите о биях, суде биев, и их роли?
Какие виды наказаний существовали у казахов?
Что из себя представляла барымта?
Какую политику заняло царское правительство по отношению к суду?
Расскажите о деятельности биев.
Рассказать пословицы и поговорки о судах,биях,законах
Домашнее задание: пр14, стр 75-79 , пересказ. Подготовить эссе на тему «Казахские бии» Оценки за урок