Поурочный план по курсу «История Казахстана», 8 класс
Тема: Традиционный суд биев.
Цель: выяснить роль биев в казахском обществе, познакомиться с традиционной системой правосудия у казахов, работать над формированием понятийного аппарата учащихся; продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к историческому прошлому своей Родины.
Ход урока:
1. Оргмомент. Цели урока. (Совместная деятельность учителя и учащихся по выявлению основных целей урока.)
2.Повторение изученного материала:
Фронтальная беседа:
- Назовите известных акынов 18 столетия.
- Опишите исторические рассказы того времени.
- Какую роль в казахском обществе играли шежире?
Проверка индивидуального письменного задания учащихся(письменная домашняя работа)
- Какие стороны жизни казахов интересовали зарубежных исследователей на территории Казахстана? ( ответы с опорой на составленные сводные таблицы)
Оценивание учащихся.
3. Изучение нового материала:
Работа с понятиями:
Айып- штраф за мелкие нарушения и преступления
Барымта- насильственный угон скота
Кун – выкуп за убийство
Сажень – русская мера длины, равная 2,13 м.
- Какую роль играл суд биев в казахском обществе?(проблемный вопрос)
А) Бии, суд биев и их роль в жизни казахского общества.
Вопрос перед изучением нового материала: Что вы знаете о биях?
(Самостоятельная работа учащихся по стратегии «До и после» )
Что необходимо было, чтобы стать бием? Выскажите свои предположения
– фронтальная работа, поиск правильных ответов.
1.Глубокие познания в области обычного права казахов.
2.Владение ораторским искусством и красноречием
3. Безупречная репутация честного и беспристрастного человека.
Работа с документом на с.80( высказывание Ч.Валиханова)
1.В чем было главное достоинство суда биев?
2.Почему бии дорожили своей репутацией?
3. Какая опасность появлялась в случае официальных выборов и назначение биев?
Какой вывод на основании документа можно сделать о суде биев?
Назовите самых известных вам биев ? – фронтальная работа
Характерные черты судебного процесса биев:( запись в тетрадь)
1.Принцип состязательности
2.Бий – следователь, прокурор, судья.
3.Публичность процесса, мог выступить любой желающий.
4.Сжатые сроки суда.
5. Наличие свидетелей.
6. Словесная форма суда.
7.Принятие присяги истцом, ответчиком, свидетелями.
Б) Виды наказания.
Индивидуальная работа с текстом учебника.( с.77-79)
Преступление - наказание
( За какие преступления предусматривались какие наказания судом биев)
Обсуждение результатов индивидуальной работы, работа на сравнение.
- Сравните судебную систему биев и современную систему? Какой судебной системе вы отдаете предпочтение?
В)Ограничение царизмом полномочий суда биев.
Объяснение учителя с обсуждением проблемного вопроса:
- Какую позицию занял русский царизм по отношению к суду биев?
Возвращаемся к проблемному вопросу, выясняем, что суд биев играл консолидирующую роль в жизни казахов, отличался неподкупностью, справедливостью, доступностью.
Самостоятельная работа учащихся по стратегии «До и после» ( необходимо написать, что нового узнали о биях на уроке)
Домашняя работа: параграф № 14, учить понятия.
Оценивание работы учащихся на уроке.