Просмотр содержимого документа
«"Типы избирательных систем"»
Тема урока «Типы избирательных систем»
Цель: сформировать у учащихся представление об избирательной системе.
Задачи: Образовательные: знать
- сущность избирательного права, - избирательная система, - значение и разновидности выборов, - основные стадии избирательного процесса, - права и обязанности избирателя.
понимать:
- различие между активным и пассивным избирательным правом, - роль электората в выборах.
объяснять:
- понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя, - распространение знаний в области избирательных прав граждан.
Развивающие:
- продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, - отстаивать свою точку зрения будущих избирателей
Воспитательные:
- способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности, - воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны, - формировать у учащихся активной жизненной позиции.
Тип урока: комбинированный с элементами практической деятельности учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация деятельности
Носителем суверенитета и источником власти народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Народ через выборы передаёт власть в руки депутатов, Президента. Мы вовлечены в политическую жизнь, даже если мы не состоим ни в одной партии, не занимаем государственных постов, если мы самые обыкновенные, рядовые граждане. В день выборов даже политически пассивные люди становятся, по выражению немецкого философа М. Вебера «политиками по случаю». Тем, кто превращает человека из безучастного созерцателя в активного участника, является правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, право управлять государством. Как же это происходит? Какие проблемы и трудности нас подстерегают на этом пути? Об этом и пойдёт речь на нашем уроке.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Прежде чем перейти к изучению нового материала, послушайте притчу: «Однажды Конфуций проезжал неподалёку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал её рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:
- Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой?
- Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свёкор. После них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.
-Отчего-же не покинете эти места? – спросил Конфуций.
- Здесь нет жестоких властей,- ответила женщина».
Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций? (Ответы учащихся)
Учитель.
- «Запомни это, ученик,- сказал Конфуций. – Жестокая власть – свирепее тигра».
Итак, от того какая существует власть в государстве в нашем обществе зависит от выбора избирателей. Людям в жизни всегда приходится выбирать: - Какой поступок совершить? - Какое занятие выбрать? - Какую профессию выбрать? - Как относиться к учёбе, дисциплине, труду? - С кем дружить? и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно, когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. Итак, от того какая существует власть в государстве в нашем обществе зависит от выбора избирателей. Поэтому сегодня на уроке мы попытаемся определить проблемы, связанные с участием избирателей в политической жизни, и выработать собственное понимание путей их решения.
Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.
Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.
Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.
Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако для этого потребовалась более чем 200 – летняя борьба. Обратим внимание на то, что к началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 г., Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году.
Следует отметить, что и сегодня во всеобщем избирательном праве существуют ограничения или цензы:
- ценз гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.
-ценз оседлости, т.е. голосовать могут те, кто прожил в государстве определённое время.
- имущественный ценз – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился.
- моральный ценз – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.
- образовательный ценз – требование кандидатам в депутаты иметь соответствующий уровень образования.
Избирательные системы Мажоритарная (Беларусь, США, Великобритания, Франция) Пропорциональная (Россия, Испания, Швейцария, Нидерланды, Чехия) Абсолютного большинства Относительного большинства Смешанная - основана на принципах мажоритарной и пропорциональной систем. (Франция, Италия, Россия, Польша)
Особенности мажоритарной системы: Существует тесная связь между депутатами и избирателями, потому что округа одномандатные и каждый депутат представляет свой регион; Партия (или избирательный блок), проигравшая на выборах по одномандатному кругу, то есть получившая, например, 49% голосов (незначительное меньшинство), может быть вообще не представлена в парламенте. Нередко избираются депутаты, удобные властям данного региона, или сами представители властных структур; Выборы могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе.
Особенности пропорциональной системы: В представительном органе могут быть широко представлены социальные, этнические, конфессиональные и другие группы (достаточно им образовать свои партии); Депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не только перед народом, но и перед своей политической партией; Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами.
Особенности смешанной системы: Часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. Имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.
Стадии избирательного процесса: 1. Назначение выборов 2. Образование избирательных округов и участков 3. Создание избирательных комиссий 4. Регистрация, составление списков избирателей 5. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация 6. Предвыборная агитация 7. Процесс голосования 8. Подведение итогов голосования
IV. Подведение итогов. Задание по рядам на составление синквейна
1 ряд – “Выборы”
2 ряд – “Избиратель”
3 ряд – “Кандидат”
Синквейн (возможные варианты)
Выборы Демократические, свободные Определяют, обязывают, направляют Выборы- право человека. Демократия.
Избиратель. Грамотный, ответственный. Голосует, агитирует, выдвигает. Он определяет будущее страны. Народовластие.
Кандидат Ответственный, законопослушный. Выполняет, представляет, управляет. Кандидат – это наш представитель в органах власти. Народовластие
Проверь себя 1. Может ли страна обойтись без выборов? 2.Можно стать президентом, не имея высшего образования? 3.Какие существуют избирательные системы? 4.Могут ли в демократическом государстве участвовать в выборах люди, имеющие минимальный уровень доходов? 5.Перечислите принципы избирательного права.