kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Типы избирательных систем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока - сформировать у учащихся понятие об избирательной системе. Рассматриваются различные типы избирательных систем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Типы избирательных систем"»

Тема урока «Типы избирательных систем»

Цель: сформировать у учащихся представление об избирательной системе.

Задачи: Образовательные: знать

- сущность избирательного права, - избирательная система, - значение и разновидности выборов, - основные стадии избирательного процесса, - права и обязанности избирателя.

понимать:

- различие между активным и пассивным избирательным правом, - роль электората в выборах.

объяснять:

- понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя, - распространение знаний в области избирательных прав граждан.

Развивающие:

- продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, - отстаивать свою точку зрения будущих избирателей

Воспитательные:

- способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности, - воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны, - формировать у учащихся активной жизненной позиции.

Тип урока: комбинированный с элементами практической деятельности учащихся.



Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация деятельности

Носителем суверенитета и источником власти народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Народ через выборы передаёт власть в руки депутатов, Президента. Мы вовлечены в политическую жизнь, даже если мы не состоим ни в одной партии, не занимаем государственных постов, если мы самые обыкновенные, рядовые граждане. В день выборов даже политически пассивные люди становятся, по выражению немецкого философа М. Вебера «политиками по случаю». Тем, кто превращает человека из безучастного созерцателя в активного участника, является правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, право управлять государством. Как же это происходит? Какие проблемы и трудности нас подстерегают на этом пути? Об этом и пойдёт речь на нашем уроке.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Прежде чем перейти к изучению нового материала, послушайте притчу: «Однажды Конфуций проезжал неподалёку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал её рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

- Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой?

- Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свёкор. После них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

-Отчего-же не покинете эти места? – спросил Конфуций.

- Здесь нет жестоких властей,- ответила женщина».

Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций? (Ответы учащихся)

Учитель.

- «Запомни это, ученик,- сказал Конфуций. – Жестокая власть – свирепее тигра».

Итак, от того какая существует власть в государстве в нашем обществе зависит от выбора избирателей. Людям в жизни всегда приходится выбирать: - Какой поступок совершить? - Какое занятие выбрать? - Какую профессию выбрать? - Как относиться к учёбе, дисциплине, труду? - С кем дружить? и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно, когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. Итак, от того какая существует власть в государстве в нашем обществе зависит от выбора избирателей. Поэтому сегодня на уроке мы попытаемся определить проблемы, связанные с участием избирателей в политической жизни, и выработать собственное понимание путей их решения.

Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.

Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако для этого потребовалась более чем 200 – летняя борьба. Обратим внимание на то, что к началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 г., Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году.

Следует отметить, что и сегодня во всеобщем избирательном праве существуют ограничения или цензы:

- ценз гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.

-ценз оседлости, т.е. голосовать могут те, кто прожил в государстве определённое время.

- имущественный ценз – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился.

- моральный ценз – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.

- образовательный ценз – требование кандидатам в депутаты иметь соответствующий уровень образования.

Избирательные системы Мажоритарная (Беларусь, США, Великобритания, Франция) Пропорциональная (Россия, Испания, Швейцария, Нидерланды, Чехия) Абсолютного большинства Относительного большинства Смешанная - основана на принципах мажоритарной и пропорциональной систем. (Франция, Италия, Россия, Польша)

Особенности мажоритарной системы: Существует тесная связь между депутатами и избирателями, потому что округа одномандатные и каждый депутат представляет свой регион; Партия (или избирательный блок), проигравшая на выборах по одномандатному кругу, то есть получившая, например, 49% голосов (незначительное меньшинство), может быть вообще не представлена в парламенте. Нередко избираются депутаты, удобные властям данного региона, или сами представители властных структур; Выборы могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе.

Особенности пропорциональной системы: В представительном органе могут быть широко представлены социальные, этнические, конфессиональные и другие группы (достаточно им образовать свои партии); Депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не только перед народом, но и перед своей политической партией; Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами.

Особенности смешанной системы: Часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. Имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

Стадии избирательного процесса: 1. Назначение выборов 2. Образование избирательных округов и участков 3. Создание избирательных комиссий 4. Регистрация, составление списков избирателей 5. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация 6. Предвыборная агитация 7. Процесс голосования 8. Подведение итогов голосования

IV. Подведение итогов. Задание по рядам на составление синквейна

1 ряд – “Выборы”

2 ряд – “Избиратель”

3 ряд – “Кандидат”

Синквейн (возможные варианты)

Выборы Демократические, свободные Определяют, обязывают, направляют Выборы- право человека. Демократия.

Избиратель. Грамотный, ответственный. Голосует, агитирует, выдвигает. Он определяет будущее страны. Народовластие.

Кандидат Ответственный, законопослушный. Выполняет, представляет, управляет. Кандидат – это наш представитель в органах власти. Народовластие

Проверь себя 1. Может ли страна обойтись без выборов? 2.Можно стать президентом, не имея высшего образования? 3.Какие существуют избирательные системы? 4.Могут ли в демократическом государстве участвовать в выборах люди, имеющие минимальный уровень доходов? 5.Перечислите принципы избирательного права.



V. Домашнее задание






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Типы избирательных систем"

Автор: Стрельникова Валентина Анатольевна

Дата: 24.01.2019

Номер свидетельства: 497090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (тема "Избирательное право и избирательный процесс" "
    ["seo_title"] => string(97) "intielliektual-naia-ighra-umniki-i-umnitsy-tiema-izbiratiel-noie-pravo-i-izbiratiel-nyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "180673"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425225331"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока  по обществознанию 11 класс "Избирательное право. Избирательный процесс". "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-11-klass-izbiratiel-noie-pravo-izbiratiel-nyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "106848"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403097067"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Урок  по теме   «Демократия» "
    ["seo_title"] => string(27) "urok-po-tiemie-diemokratiia"
    ["file_id"] => string(6) "199267"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428559737"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация 3-х уроков на тему "Выборы в демократическом обществе" "
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-3-kh-urokov-na-tiemu-vybory-v-diemokratichieskom-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "230634"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442222645"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Приложение к уроку "
    ["seo_title"] => string(21) "prilozhieniie-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "197702"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428298816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства