kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (тема "Избирательное право и избирательный процесс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие в рамках деятельности "Школы будущего избирателя"

Цели обучения и развития:

  • учащиеся должны уяснить, что такое участие граждан в политической жизни, каковы формы политического участия, какова роль и функции выборов, какие типы избирательных систем используются на выборах;
  • формировать у учащихся активную политическую позицию;
  • ознакомления с новыми сведениями за счёт обращения к разным источникам.

Ожидаемый воспитательный эффект: после данного мероприятия учащиеся должны знать формы участия граждан в политической жизни страны, владеть ключевыми понятиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (тема "Избирательное право и избирательный процесс" »

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

НА ТЕМУ «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

Вид мероприятия: интеллектуальная игра.

Тема игры: «Избирательное право и избирательный процесс»

Группа/возраст: группа учащихся 1-2 курсов; учащиеся 10-11 класса; возраст – 15-17 лет.

Количество академических часов: два часа.

Ключевые понятия:

  1. Выборы.

  2. Референдум.

  3. Активное избирательное право.

  4. Пассивное избирательное право.

  5. Избиратель.

  6. Ценз.

  7. Мажоритарная и пропорциональная системы выборов.

  8. Нормативная основа выборов.

  9. Принципы избирательного права.

  10. Права избирателя.


Цели обучения и развития:

  • студенты должны уяснить, что такое участие граждан в политической жизни, каковы формы политического участия, какова роль и функции выборов, какие типы избирательных систем используются на выборах;

  • формировать у учащихся активную политическую позицию;

  • ознакомления с новыми сведениями за счёт обращения к разным источникам.

Ожидаемый воспитательный эффект: после данного мероприятия учащиеся должны знать формы участия граждан в политической жизни страны, владеть ключевыми понятиями.


ХОД ИГРЫ


1 шаг – отборочный. Участвуют все учащиеся. Предлагается ответить на 20 вопросов из области избирательного права и избирательного процесса (см. приложение №1).

Результат: учащиеся (три человека), набравшие наибольшее количество баллов (по одному за каждый правильный ответ, но не менее 15), становятся агонистами. Учащиеся, набравшие не менее 10 баллов, становятся теоретиками. Судьи (ареопаг) назначаются из числа преподавателей. Учащиеся, набравшие менее 10 баллов, принимают участие в игре в качестве зрителей.

2 шаг – пролог.

1 конкурсное задание: проверка правописания терминов. Количество терминов – 10 (см. приложение №2).

2 конкурсное задание: проверка красноречия. Время выступления – 30 секунд, 40 секунд – допускается со штрафом, по истечении 40 секунд выступление прерывается. Тема выступления «Моя избирательная кампания».

Задание: сформулируйте основную тему вашей избирательной кампании. Решение какой проблемы, вы положите в основу своей кампании? Придумайте основной лозунг вашей избирательной кампании. Время на подготовку – 5 минут.

Во время подготовки агонистов к выступлению проводится викторина для зрителей и теоретиков (см. приложение №3)

(Важно! 1 шаг – отборочный – можно провести предварительно, за несколько дней до игры. В этом случае тема и задание сообщается трём агонистам заранее, и они приходят на игру с готовым выступлением. Также заранее можно ознакомить агонистов и теоретиков с примерными вопросами подтем)

По итогам двух конкурсных заданий ареопаг присуждает 1, 2 и 3 место. Далее учащимся предлагается выбрать дорожку: зелёную, жёлтую или красную.

Красная – два вопроса без штрафных очков.

Жёлтая – три вопроса с одним штрафным очком.

Зелёная – четыре вопроса с двумя штрафными очками.

Примечание: если на красной дорожке ответ на второй вопрос был несколько неточным или неполным, студенту предлагается сыграть блиц – 3 вопроса с моментальными ответами (блиц-вопросы заранее готовит и задаёт преподаватель. См. приложение №4). Теоретикам разрешатся дополнять ответы или полностью отвечать на вопросы в случае неправильного ответа или его отсутствия. За полный и правильный ответ ареопаг присуждает теоретику орден, но может его и не присудить.

3 шаг – первый этап. Объявляется тема игры. На отдельном плакате – пятнадцать подтем. Подтему выбирает агонист, причём первым тот, кто занял 1 место в прологе. После ответа подтема убирается.

4 шаг – второй, третий и четвёртый этапы. Агонисты отвечают на оставшиеся вопросы. Если все агонисты выбыли, а вопросы ещё остались, то на них отвечают теоретики. Выбывшие агонисты тоже становятся теоретиками и имеют возможность отвечать на эти вопросы.

5 шаг – эпилог. Подведение итогов. Победитель, а также теоретик с наибольшим количеством орденов получают призы. Ареопаг также может наградить поощрительными призами кого-нибудь из теоретиков (за блестящий ответ, за оригинальный ответ и т.д.).
































ПРИЛОЖЕНИЕ №1.


КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ


Фамилия, имя учащегося_________________________________________________________


ВОПРОС

ОТВЕТ

БАЛЛЫ

1.

Каким документом необходимо воспользоваться для получения избирательного бюллетеня?



2.

Что нужно делать, получив избирательный бюллетень?



3.

Когда бюллетень признается недействительным?



4.

Вас попросил сосед проголосовать за него. Как Вы поступите?



5.

Как Вы поступите, если не найдете себя в списках для голосования?



6.

Можно ли помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?



7.

Можно ли прийти на избирательный участок и заявить, что хотите быть наблюдателем во время выборов?



8.

Когда человек не имеет права голоса?



9.

Что необходимо сделать, если на день выборов избиратель лежит больной?



10.

Можно ли советоваться с членами избирательной комиссии по поводу того, за кого голосовать?



11.

Каков возрастной ценз избирателя в Российской Федерации?



12.

На какой срок избирается Президент РФ?



13.

В какую палату Федерального Собрания депутаты избираются?



14.

Что такое пассивное избирательное право?



15.

Какое количество депутатов Государственной Думы избирается по мажоритарной системе, а какое – по пропорциональной?



16.

Что означает фраза: « Избирательное право является всеобщим?»



17.

Что такое активное избирательное право?



18.

Кому запрещается проводить предвыборную агитацию?



19.

Что означают белый, синий и красный цвета на флаге России?



20.

Как называется упорядоченная совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути, формы и методы образования представительных выборных органов государственной власти?



Общее количество баллов




ШПАРГАЛКА!

Вопросы отборочного тура

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.

Каким документом необходимо воспользоваться для получения избирательного бюллетеня?

Паспортом.

2.

Что нужно делать, получив избирательный бюллетень?

Поставить отметку напротив одного кандидата, которому вы отдаёте предпочтение. Затем опустить бюллетень в избирательную урну.

3.

Когда бюллетень признается недействительным?

В которых непонятно волеизъявление избирателя: два и более знака в заполняемых квадратах, незаполненные и т.п.

4.

Вас попросил сосед проголосовать за него. Как Вы поступите?

Каждый гражданин голосует лично и не передоверяет это другим лицам.

5.

Как Вы поступите, если не найдете себя в списках для голосования?

Необходимо подать заявление в избирательную комиссию о невключении в избирательный список.

6.

Можно ли помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?

Только прочитать (озвучить) содержание бюллетеня без каких-либо комментариев. Однако членам избирательных комиссий или наблюдателям и это делать запрещено.

7.

Можно ли прийти на избирательный участок и заявить, что хотите быть наблюдателем во время выборов?

Это – право любого избирателя. Наблюдатели назначаются зарегистрированным кандидатом или избирательным объединением.

8.

Когда человек не имеет права голоса?

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

9.

Что необходимо сделать, если на день выборов избиратель лежит больной?

Необходимо подать заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения. Члены комиссии проведут голосование при помощи переносных избирательных ящиков на дому у избирателя.

10.

Можно ли советоваться с членами избирательной комиссии по поводу того, за кого голосовать?

Нет.

11.

Каков возрастной ценз избирателя в Российской Федерации?

18 лет.

12.

На какой срок избирается Президент РФ?

На 4 года. (Со следующих выборов – на 6 лет). Один и тот же человек не может занимать пост Президента более двух сроков подряд.

13.

В какую палату Федерального Собрания депутаты избираются?

В Государственную Думу.

14.

Что такое пассивное избирательное право?

Это право гражданина быть избранным в органы государственной власти.

15.

Какое количество депутатов Государственной Думы избирается по мажоритарной системе, а какое – по пропорциональной?

Общая численность депутатов составляет 450 человек. Половина из них (250 чел.) избирается на основе мажоритарной системы, а вторая – на основе пропорциональной системы.

16.

Что означает фраза: « Избирательное право является всеобщим?»

Все граждане, достигшие 18 лет, имеют право избирать.

17.

Что такое активное избирательное право?

Это право гражданина лично участвовать в выборах государственных органов в качестве избирателя.

18.

Кому запрещается проводить предвыборную агитацию?

Предвыборную агитацию запрещено проводить военным учреждениям и членам избирательной комиссии.

19.

Что означают белый, синий и красный цвета на флаге России?

Красный – державность, синий – покровительство Богоматери, белый – свободу и независимость.

20.

Как называется упорядоченная совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути, формы и методы образования представительных выборных органов государственной власти?

Избирательная система



ПРИЛОЖЕНИЕ №2.


ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ТЕРМИНОВ!!!



  1. ФИНОНСИРОВАНИЕ



  1. САМОУПРАВЛЕНИЕ


  1. АГЕТАЦИЯ


  1. МАЖОРИТАРНАЯ


  1. ПОРПОРЦИОНАЛЬНАЯ


  1. АДМИНЕСТРАТИВНЫЙ


  1. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ


  1. ИМПИЧМЕНТ


  1. РЕГЕСТРАЦИЯ


  1. БЮЛЛЕТЕНЬ






ШПАРГАЛКА!


ПИШИ ПРАВИЛЬНО:


ФИНаНСИРОВАНИЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ

АГиТАЦИЯ

МАЖОРИТАРНАЯ

ПроПОРЦИОНАЛЬНАЯ

АДМИНиСТРАТИВНЫЙ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ

ИМПИЧМЕНТ

РЕГиСТРАЦИЯ

БЮЛЛЕТЕНЬ




















ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

ВИКТОРИНА

для зрителей и теоретиков


  1. Расположите слова в правильном порядке, чтобы получилось известное высказывание:

(Слова показываются на отдельных карточках)

1. « Там, ежегодные заканчиваются где рабство выборы, начинается» Джон Адамс.

(«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»).

2. «Я кроме не знаю кому управление самих обществом еще можно доверить людей» Т.Джефф.

(«Я не знаю кому можно доверить управление обществом кроме самих людей»)

3. «Для свобода есть граждан спокойствие, в собственной основанное политическая душевное на безопасности утверждении» Ш. Монтескье

(«Для граждан политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на утверждении в собственной безопасности»)


II. Найди ошибки:

1.Чем выше статус человека, тем меньше выражена его готовность участвовать в политической жизни.

(Не меньше, а больше)

2. В избирательной кампании России имеют право принимать участие иностранцы, которые одобряют политику государства.

(Не имеют права)

3. Предвыборную агитацию можно начать со дня регистрации кандидата или избирательного объединения и вести до объявления результатов выборов.

( До нуля часов дня, предшествующего дню выборов)


  1. Ассоциации:

(Необходимо назвать слово по семи ассоциациям)

1.Ответственный, активный, изучает, принимает, выбирает, гражданин, 18 лет

(Избиратель)

2.Након, принципы, государство, статьи, 12 декабря, праздник, устройство

(Конституция)

3.Избиратели, бумага, участок, комиссия, бюллетень, наблюдатель, урна

(Выборы)


ПРИЛОЖЕНИЕ №4.


БЛИЦ-ВОПРОСЫ ДЛЯ КРАСНОЙ ДОРОЖКИ


1.Сформулируйте 1-ю статью Конституции Российской Федерации.

(Россия есть федеральное демократическое правовое государство с республиканской формой правления)

2.Когда принята ныне действующая Конституция РФ и каким способом?

(12 декабря 1993 года путём референдума)

3.Как известно, политик должен быть прекрасным оратором. Ещё Пётр Первый запретил выступать «по бумажкам». Почему?

(«Дабы дурь каждого видна была…»)


ТЕМА ИГРЫ

«ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»


ПОДТЕМЫ


  1. ФУНДАМЕНТ.

  2. РЕСПУБЛИКА.

  3. ПРАВА ИЗБИРАТЕЛЯ.

  4. НАЗАД – В ПРОШЛОЕ!

  5. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

  6. БОЛЬШИНСТВО.

  7. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА.

  8. ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН.

  9. ЖИЗНЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ.

  10. АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ПРАВО.

  11. ПРОПОРЦИЯ.

  12. ПРАВО НА ОШИБКУ.

  13. СЫГРАЛ В ЯЩИК!

  14. ЗАГРАНИЦА, ЗАГРАНИЦА…

  15. МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ!

























ШПАРГАЛКА!


1.ФУНДАМЕНТ.

Назовите пять принципов избирательного права.

Принципы избирательного права составляют его фундамент, на котором основываются выборы. Таких принципов несколько.

  1. Принцип всеобщего избирательного права.

  2. Принцип равного избирательного права.

  3. Принцип прямого избирательного права.

  4. Тайное голосование.

  5. Принцип добровольного и свободного участия в голосовании.


2.РЕСПУБЛИКА.

В Российской Конституции сказано: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (статья 1). Как Вы это понимаете?

Россия - государство с республиканской формой правления. Республика - такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются прямо (то есть непосредственно народом) или формируются парламентом. В ней глава государства (президент) является выборным и сменяемым, а властью его наделяют избиратели.


3.ПРАВА ИЗБИРАТЕЛЯ.

Какие права имеет избиратель?

Избиратель имеет следующие права:

  1. Право быть включенным в список для голосования по месту своего проживания.

  2. Право беспрепятственного доступа к избирательному списку.

  3. Право участвовать в формировании избирательных комиссий.

  4. Право участвовать в качестве наблюдателей.

  5. Право выдвижения кандидатов.

  6. Право вести агитацию за участие в выборах.

  7. Право принимать участие в формировании избирательных фондов.

  8. Право требовать обеспечения возможности участия в голосовании вне помещения избирательного участка.

  9. Право обращаться с жалобами на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, членов избирательной комиссии, нарушающих права избирателя.


4.НАЗАД – В ПРОШЛОЕ!

Одним из самых выдающихся правителей Древних Афин был Перикл. Каждый год он слагал свои полномочия и отчитывался перед народом. И каждый год афиняне избирали его вновь. Какой признак демократических выборов иллюстрирует этот пример? Как вы думаете, почему Перикла вновь избирали?

Настоящий демократический «взрыв» произошёл в античные времена в Афинах (годы правления первого стратега Перикла – 443 – 429 гг. до н.э.). В результате реформ общим для афинян стало уважение законов, достаточно активное и сознательное участие в политической жизни, в частности, в формировании органов власти путём выборов.

С тех пор в мировой истории наблюдается развитие и совершенствование демократии как политического режима, который оказался наиболее перспективным на большей части земного шара.



5.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

Назовите основные этапы избирательного процесса.

  1. Объявление выборов, образование избирательных округов и участков, создание избирательных комиссий, составление списков избирателей.

  2. Выдвижение и регистрация кандидатов.

  3. Предвыборная агитация. Агитация прекращается за день до выборов. Информацию о выборах и кандидатах на своём участке предоставляет избирательная комиссия.

  4. Голосование и подведение итогов.


6.БОЛЬШИНСТВО.

Что такое мажоритарная избирательная система? В чём её преимущества и недостатки?

Мажоритарная избирательная система (от франц. majorite – «большинство») предполагает, что для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей данного округа или страны в целом. Различают две разновидности: мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. Преимущества:

  1. она позволяет создать прочное большинство в парламенте;

  2. она даёт возможность голосовать за конкретного человека, с которым избиратели более или менее знакомы.

Недостатки:

  1. она не всегда даёт возможность отразить политические взгляды всех слоёв населения;

  2. она является дорогостоящей.


7.НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА.

Что составляет нормативную основу выборов?

Нормативную основу выборов составляют:

  1. международно-правовые нормы;

  2. Конституция Российской Федерации;

  3. Специальные законы о выборах (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон «О выборах Президента Российской Федерации», Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).


8.ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН.

Какие законы регулируют выборы Президента РФ, парламентариев? В соответствии с каким законом формируется Совет Федерации? В соответствии с каким законом в нашей стране проводятся референдумы?

Выборы главы нашего государства регулирует Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", а выборы парламентариев - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Референдумы проводятся в соответствии с Федеральным законом "О референдуме Российской Федерации".







9.ЖИЗНЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ.

Каким образом любой гражданин России может принять участие в политической жизни страны? Участвуя в митингах, собраниях, шествиях, пикетированиях; принимая участие в выборах; агитируя за ту или иную политическую партию; обращаясь в парламент или местные органы власти с предложениями или проектами.


10.АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ПРАВО.

Какие права имеет гражданин, обладающий активным избирательным правом? В чём разница между активным и пассивным избирательными правами? Какие категории лиц лишены активного и пассивного избирательного права в РФ?

Гражданин, обладающий активным избирательным правом, имеет право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. А пассивное избирательное право – это право гражданина РФ быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценз (например, в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, а на должность Президента РФ - 35 лет) и ценз осёдлости (Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет).

Активного и пассивного избирательного права лишены лица без гражданства; лица, признанные судом недееспособными; лица, находящиеся в местах лишения свободы.


11.ПРОПОРЦИЯ.

Что такое пропорциональная избирательная система? В чём её достоинства и недостатки?

Пропорциональная избирательная система предусматривает распределение депутатских мест в парламенте между различными партиями в зависимости от количества полученных ими голосов. Достоинства:

  1. она позволяет представить в парламенте все политические силы страны;

  2. она является относительно дешёвой.

Недостатки:

  1. она предполагает высокий уровень образованности населения;

  2. голосовать приходится за партийный список, состав которого избирателям неизвестен.


12.ПРАВО НА ОШИБКУ.

Как должен поступить избиратель, если он считает, что допустил ошибку при заполнении бюллетеня?

Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.


13.СЫГРАЛ В ЯЩИК!

Как и когда происходит процедура опечатывания ящиков для голосования?

В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального Закона, пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии.


14.ЗАГРАНИЦА, ЗАГРАНИЦА…

Имеют ли право принимать участие в избирательной кампании России иностранцы, которые одобряют политику нашего государства, и граждане России, проживающие за её пределами?

Иностранные граждане не имеют права принимать участие в выборах. Граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами, обладают всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.


15.МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ!

Кто и когда должен оповестить избирателей о времени и месте голосования?

О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее, чем за пять дней до дня голосования.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Кашанина Т.В. Право: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2010.

  2. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

  3. Мостяева Л.В. Мостяев Ю.Н. Изучаем избирательное право: Методич. рекомендации. – Рязань, 2006.

  4. Никитин А.Ф. Право и политика: Учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1998.

  5. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2001.

  6. Яковлев А.И. Основы правоведения: Учеб. для НПО: Учеб. пособие для СПО. – М.: ПрофОбрИздат, 2002.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Кузнецова Ольга Викторовна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180673


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства