kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЯЯ ФИНИКИЯ И ПЕРСИДСКОЕ ГОСУДАРСТВО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:   -

 - Обобщить знания по теме, выделить наиболее важные достижения народов    Финикийского и Персидского государств. Выяснить их вклад в развитии мировой культуры.

   - Развивать познавательные способности, умения анализировать исторические факты,

Способствовать развитию внимания и умения самостоятельно делать выводы, навыка работы с исторической картой и историческими источниками.

   - Воспитание интереса к предмету, патриотизм, нравственные качества.

Тип урока: повторительно-обобщающий,

Наглядность: презентация «Древняя Финикия», Видеофильм, карта, дополнительный материал.

Методы урока: задания, работа в группах, опрос, беседа, викторина,конкурсы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЯЯ ФИНИКИЯ И ПЕРСИДСКОЕ ГОСУДАРСТВО.»


Бутина Елена Фёдоровна

учитель истории

Илийский район с. Жетыген

ГКУ «средняя школа» № 11


ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЯЯ ФИНИКИЯ И ПЕРСИДСКОЕ ГОСУДАРСТВО.

Цель урока: -

- Обобщить знания по теме , выделить наиболее важные достижения народов Финикийского и Персидского государств. Выяснить их вклад в развитии мировой культуры.

- Развивать познавательные способности, умения анализировать исторические факты,

Способствовать развитию внимания и умения самостоятельно делать выводы, навыка работы с исторической картой и историческими источниками.

- Воспитание интереса к предмету, патриотизм, нравственные качества.

Тип урока: повторительно-обобщающий,

Наглядность: презентация «Древняя Финикия», Видеофильм, карта , дополнительный материал.

Методы урока: задания, работа в группах, опрос, беседа, викторина ,конкурсы.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Постановка целей урока.

Опрос д.з

А. Игра «Правильно или нет»


Хеттские царство существовало на территории современной Армении? (нет, на террит. Соврем. Турции)

Этот край издавна называли Месопотамией? (нет Анатолией)

С трех сторон ее окружали моря. На севере Черное море, на западе Мраморное и Эгейское моря, на юго-западе Средиземное море. (да).

Здесь много таких полноводных рек, таких как Нил, Евфрат и Тигр?

(нет)

Каменистая поверхность земли не давала возможности для орошения. Поэтому земледелие здесь было развито слабо? (да)

Горную цепь на юге называли «Золотыми горами»? (нет, Серебряными)

Б. Устно «Самый умный»

1. правители этого города создали Хеттское царство? (Ниса)

2.Назовите имя правителя который в середине 2 тысячелетия до н.э захватил многие земли Малой Азии? (Табарна)

3. Столица Хеттского царства? (Хаттусас)

4. Почему власть хеттов была слабой?

5. Кто установил в стране порядок?

6. С кем воевали хетты в конце XIV века до н.э?


7. В каком году между Египтом и Хеттским царством было заключено мирное соглашение?

8. Человек, укравший крупный рогатый скот, лошадь или барана, должен был возвращать их в сколько кратном размере?

9. Бог молнии и облаков живший на горных вершинах?

10. Бог весны?


4. Проверка знаний.

Слова учителя:

- Угадать о каком государстве пойдёт речь.

На восточном побережье

Моря Средиземного

Государство моряков

Было очень древнее.

И чтоб им торговать

Просто стали все писать.

Кто же знал ? Их алфавит

Все народы покорит.

(Финикия) Происхождение названия. Местоположение Финикии.

 Поскольку сегодня знакомство с новой страной, давайте подумаем, что нам нужно узнать о Финикии? Зачем нам это нужно?   (Ответы учащихся: местоположение, природно-климатические условия, занятия населения, особенности образа жизни, управления этой страной в древности. Сможем сравнить с историей уже изученных стран) 

   3.Природа и занятия населения.

  Цивилизации Египта и Междуречья возникли на берегах рек, а Финикия - на узкой полоске между скалами и морем вдоль морского побережья. Ф. занимала территорию современного государства Ливан. Как можно было попасть из Древнего Египта в Финикию? (2 пути – морской и сухопутный) 

  Представьте, что вы - купец или военачальник, которому нужно попасть в Финикию. Каким путём вы будете добираться до этой страны? См. слайд 2 на доске, маршрут отметить значками – вероблюд или корабль - на карте(слайд 2).

 Местоположение (записать в тетрадь) – Восточный берег Средиземного моря.

 Население (записать в тетрадь) – финикийцы.

   Вопросы  учащимся:

Как вы думаете, в чём природно-климатические особенности этой страны?

Что вызвало бы удивление египтянина, попавшего в Финикию? (Кедровые леса, кедр на гербе современного Ливана)

Каковы достоинства и недостатки близости страны к морскому побережью?

+  сходились торговые пути Передней Азии, здесь шли бесконечные караваны. Они двигались с севера на юг, в Египет и Палестину и в обратном направлении

+  удобные гавани, морские порты

+ виноградники, оливковые деревья

+ строительный лес

- отсутствие крупных рек и плодородных земель

- часто становились объектом нападения других народов (египтян, ассирийцев и др.)

   У жителей этой страны не было сильной армии, финикийцы постоянно испытывали давление со стороны более сильных и воинственных соседей, да и единого государства на территории Финикии не сложилось. А что же было? (См. карту в атласе и на доске – города-государства Тир (скала), Сидон (место рыбной ловли), Библ – в переводе с греческого «папирус»). Какие слова с корнем Библ употребляются до сих пор? (Библия, библиотека)

   Исходя из местоположения, предположите, могли ли в Финикии, как в Древнем Египте занятиями населения стать земледелие и скотоводство? Каким занятиям благоприятствовали местоположение и природно-климатические условия? (Рыболовство, мореплавание и кораблестроение, ремесло)

   Итак, в Финикии не было крупных рек, плодородных речных долин, но зато там в горах росли кедровые леса. Финикийцы сколачивали из их брёвен прочные корабли и отправлялись в далёкие плавания. В мировую историю финикийцы вошли как мореплаватели и кораблестроители.

  4.Покорители моря.

   Задание учащимся: определить, какой из двух кораблей торговый, какой -  военный, чем военный корабль отличался от торгового судна? (слайд 3) (Форма: военные корабли – узкие и длинные, более быстроходные и маневренные. Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам. В носовой части корабля располагался таран, оббитый медью. Таран (записать в тетради) – заострённый выступ в носовой подводной части корабля, пробивающий борт вражеского судна.  Для чего был нужен?  О древних финикийцах ходила дурная слава как о пиратах и разбойниках, похищавших людей и торговавших ими. Торговые корабли – имели широкие полукруглые борта (чтобы поместилось больше товара). На таких судах гребцов было мало, шли эти корабли неспешно. К носу крепился большой сосуд из обожжённой глины для хранения питьевой воды).

Зачем на корабле сосуд с питьевой водой, если вокруг море? (Путешествия продолжались по нескольку недель и даже месяцев).

Где во время путешествия можно было пополнить запасы воды? На протяжении пути мореплаватели должны были заходить в мелководные бухты для того, чтобы запастись свежей питьевой водой и продовольствием. Для этого на берегах Средиземного моря финикийцы образовывали колонии (см. учебник, стр. 76, записать определение в тетради)

  См. карту «Колонии финикийцев», выполнить задание: назовите финикийские колонии, со временем превратившиеся в крупнейшие города мира (показать на слайд 4).

   Бывали они далеко за пределами Средиземного моря, выходя в Атлантический океан через Гибралтарский пролив («столбы Мелькарта», «Геркулесовы столпы»), побывали у берегов Великобритании и Ирландии и назвали эти острова Оловянными (Почему? Олово – для производства меди, своих полезных ископаемых не было).

   Задача: известно, что в 600 году до н.э. один египетский фараон (Нехо) решил узнать, вся ли Африка омывается морем или нет. Он не стал снаряжать собственную экспедицию, а поручил это дело финикийским мореплавателям. Почему?

  См. карту «Путешествие финикийцев вокруг Африки» в учебнике на стр.74.

  Как учёные узнали об этом? (если позволит время - письменный источник - текст «Древнегреческий историк Геродот о плаваниях финикийцев» и вопросы к нему)

  5.Изобретения финикийцев.

 Таран – это лишь одно из изобретений финикийцев. Известно ещё несколько их изобретений, в том числе и те, которыми мы пользуемся до сих пор.

  Рассказ финикийского купца об изобретении стекла (см. задание № 2 в рабочей тетради на стр.28).

  Из стекла выдували маленькие изящные сосуды для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах.

   Раскопки древних финикийских городов открыли взглядам археологов груды пустых морских раковин. Оказывается, из морских моллюсков финикийцы добывали краситель для тканей, секрет его производства никому не открывали. Судя по количеству отходов, можно догадаться о размахе производства и богатстве финикийских торговцев тканями. Эти ткани красивого пурпурного цвета сразу вошли в моду и пользовались огромным спросом - купить их могли только очень богатые люди. От названия краски, возможно, произошло и название страны – Финикия.

1).Напоминает слово «финики» - фиников было много, но они там не произрастали, их привозили из Египта

2).Фин – (Финляндия) – «хвойный» - действительно, здесь произрастал ливанский кедр, хвойное растение

3).Греки – дали такое название, «тёмно-красный, пурпурный».

  Закрепление: представьте себя в роли финикийского купца. Вы собираетесь в дальний путь и вам нужно снарядить корабль. Вы планируете посетить страны Восточного Средиземноморья,  с заездом в Египет. Какие товары вы погрузите на корабль? От чего будет зависеть ваш выбор? (слайд 6)

     Вспомните, в каких странах Древнего Востока существовала письменность? Как она называлась? Ещё одно изобретение  - алфавит.  Именно купцы финикийских городов - Библа, Тира и Сидона - отказались от применения иероглифов и клинописи при ведении деловых записей и изобрели более удобную для запоминания и чтения разновидность письма.

 См таблицу с финикийским алфавитом на стр. 77 в учебнике.

   В финикийском алфавите каждый значок - буква передавал несложные иероглифические рисунки, обозначающие то слог, то целое слово. Изобретенное финикийцами алфавитное письмо впоследствии широко распространилось по свету, и сейчас большинство народов мира пользуется алфавитами, происходящими от первого - финикийского.

 Задание: пользуясь финикийским алфавитом, впишите в остальные клеточки нужные буквы (слайд 7)

 Проверить записи учащихся в тетради: изобретения финикийцев – таран, прозрачное стекло, зеркало, пурпурная краска, алфавит.

  6.Судьба  Финикии.                                                                                      

  Как исчезла финикийская цивилизация? Сколько времени она существовала? (1200 г. – 146 г. до н.э.)  

Ливан стал родиной Финикии, развитого морского торгового государства, растянувшегося вдоль берега Средиземного моря. Расцвет Финикии пришёлся на 1200—800 до н. э. В VI веке до н. э. Финикия попала под владычество персов во главе с Киром Великим. В 332 до н. э. Александр Македонский совершил поход на Финикию, уничтожив её крупнейший город — Тир. С распадом империи Македонского Ливан вошёл в состав Царства Селевкидов, а в I веке до н. э. — Римской империи (146 г. до н.э.).



Показ презентации «Финикийское государство» - выполнение заданий .

Задание 1. После чтения легенды нужно угадать одно из изобретений финикийцев.

- Однажды финикийский торговый корабль, на котором везли соду, пристал к песчаному берегу.

Купцы развели огонь, достали котелки, но не нашли камней. На которые можно было поставить. Тогда Они взяли куски каменной соды. Когда готовился обед купцы обратили внимание на то, что на огне сода стала плавиться, и , смешиваясь с песком превращалась в струи прозрачной жидкости. Что это за жидкость? О каком изобретении идёт речь?

(стекло).

- После третьего дня, бушевавшей бури бедный мельник осмелился выйти из своей хижины на морской берег. По берегу гуляли бог Мелькат и нимфа с огромной собакой. Вдруг пёс опустил морду, что-то схватил, хрустнул ,завыл, катаясь по земле. Мелькат, желая помочь собаке, раскрыл пасть и мельник увидел, что она кроваво- красная. Нимфа попросила окрасит своё платье в такой же цвет.

Когда они исчезли, мельник кинулся к берегу и понял, как бог окрасил платье. На берегу валялись раздробленные раковины, которые грыз пёс. Мельник собрал раковины. перемолол ,их и получил

драгоценное изобретение. Какое?

(пурпурная краска).

Задание 2.

Из листочков разного цвета, выбрать пурпурный и нарисовать любую одежду.

- Торговля у финикийцев требовала ведения быстрых записей. Иероглифы и клинопись, для этого не годились, так как были сложны, поэтому финикийцы стали использовать такую систему. Которой можно было овладеть. И они изобрели то, что мы используем с первого класса.

Что они изобрели? (алфавит).

Из скольких букв он состоял ?(22 знака)

Какие звуки отсутствовали? (гласные).

Задание 5. Из перечня древних городов, найдите именно финикийские (иллюстрации).

Ассирия, Вавилон, Библ, Ниневия, Сидон, Урук, Тир.

Тир переводится как «скала», Сидон как «место рыбной ловли». А что означает название город Библ.

(КНИГА).

Задание 6.

- Мы уже с вами знаем, что древние финикийцы были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей- военные и торговые.

Работа с иллюстрациями.

4. Заключение.

5. Домашнее задание.

Написать сочинение «Я купец Финикии»


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЯЯ ФИНИКИЯ И ПЕРСИДСКОЕ ГОСУДАРСТВО.

Автор: БУТИНА Елена Фёдоровна

Дата: 23.04.2016

Номер свидетельства: 321860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "ТЕМА УРОКА:  ДРЕВНЯЯ ФИНИКИЯ И ПЕРСИДСКОЕ ГОСУДАРСТВО."
    ["seo_title"] => string(53) "tiemaurokadrievniaiafinikiiaipiersidskoiegosudarstvo1"
    ["file_id"] => string(6) "321861"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461421599"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по истории Древнего мира "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-istorii-drievniegho-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "153338"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420994595"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Технологическая карта урока "Древнейший Рим" "
    ["seo_title"] => string(51) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-drievnieishii-rim"
    ["file_id"] => string(6) "235436"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443709530"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Презентация урока "Древнейший Рим" "
    ["seo_title"] => string(39) "priezientatsiia-uroka-drievnieishii-rim"
    ["file_id"] => string(6) "242278"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445433847"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок "Персидская держава " Царя царей""
    ["seo_title"] => string(42) "urok_piersidskaia_dierzhava_tsaria_tsariei"
    ["file_id"] => string(6) "369436"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481680171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства