Цели:
1. Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории России XIX века.
2. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале XX века среднеразвитая аграрно-индустриальная страна.
3. Продолжить формирования умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Российская империя на рубеже веков и ее место в мире.»
Учитель: Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края
Предмет: история
Класс: 9
Тема: Российская империя на рубеже веков и ее место в мире.
Тип урока: урок – исследование
УМК: УМК по истории под ред. А.Л. Данилова, JI. Г. Косулиной.
Цели:
Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории России XIX века.
Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале XX века среднеразвитая аграрно-индустриальная страна.
Продолжить формирования умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу восьмого класса (История Отечества XIX век). Беседа с учащимися:
- Какой период истории нашего государства мы изучали в восьмом классе?
- Как называлось наше государство в XIX веке?
- Какие исторические события из истории нашего государства XIX века вы помните?
- Кто из императоров управлял Российской империей в XIX веке?
- Кого называли декабристами, народниками, передвижниками, западниками, славянофилами?
-Дайте определения понятиям: монархия, народничество, либерализм, крепостничество?
Изучение новой темы.
План:
Территория Российской империи и административное деление в начале XX века.
Население и его образование.
Структура государственного аппарата России в начале XX века.
Промышленность России в начале XX века.
Работа по карте и беседа с учащимися.
- Какие территории входили в состав Российской империи к началу XX века, кроме Великороссии?
- Какие территории находились в зависимости от России?
- Какая территория в 1914 году была принята под протекторат России?
- На какие административные единицы делилась территория Российской империи в начале XX века?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, стр. 5
Беседа по прочитанному материалу.
- Какое место в мире занимала по численности?
- Какое количество народов и народностей проживало на территории Российской империи?
- Какая религия являлась официальной религией государства?
- Какие еще религии исповедовало население Российской империи?
- Каким был уровень образования населения Российской империи?
Самостоятельная работа учащихся с учебником, стр. 6, пункт «Политическая система»
Задание для учащихся: Прочитать, заполнить схему, выяснить функции каждого звена государственного аппарата.
«Структура государственного аппарата»
Рассказ учителя о переходе России к индустриальному обществу или модернизации страны (в объеме учебника).
Работа с историческим источником.
Учебник, стр. 6 «Из свода Основных государственных законов Российской империи».
Закрепление изученного на уроке
Расширяем словарный запас, стр. 17, письменно в тетради
Вопр. на стр. 18
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание
Прочитать § 1 учебника
Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: