2 | Проверка домашнего задания (Слайд 1) Мы продолжаем с вами изучать историю нашего государства после отмены крепостного права, после реформ. На предыдущем уроке мы изучали промышленность и транспорт в пореформенной России. Вот мы сейчас и проверим, как вы усвоили тему. Вам необходимо решить тест (5мин.). (Слайд 2) Теперь обменяйтесь своими вариантами с соседом по парте и проверьте правильность решения теста. Поставьте оценку и опять обменяйтесь тестами. (Слайд 3) А теперь посмотрим, какие оценки вы получили: красный-5, желтый-4, зеленый-3, синий-2. Подведение итогов по проверке домашнего задания. | 8 мин | Решают тест. Обмениваются вариантами и проверяют правильность, выставляют оценки. Опять обмениваются тестами. Поднимают карточки в зависимости от полученной оценки. Дежурный собирает тесты. |
3 | Изучение нового материала. Решая тесты вы заметили, что там были вопросы не только по домашнему параграфу? А на какую тему там были вопросы? Правильно, там были вопросы, касающиеся отмены крепостного права. На сегодняшнем уроке мы будем продолжать изучать пореформенную Россию, а именно сельское хозяйство. Вы заметили, что изменения в сельском хозяйстве всегда играли немаловажную роль в развитии и истории государства. А эта тема важна тем, что она дает нам информацию об изменениях после отмены крепостного права, которое очень долгое время было в России. Именно отмена крепостного права изменила историю нашего государства. (Слайд 4) Тема урока «Сельское хозяйство после отмены крепостного права» Сегодня мы поговорим о развитии помещичьих хозяйств, о расслоении крестьянства, а так же что представляла собой крестьянская община. В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос: Что изменилось в сельском хозяйстве в пореформенное время по сравнению с первой половиной 19 века? Но перед тем как приступить к изучению новой темы, давайте вспомним и перечислим основные положения крестьянской реформы 1861 года, которая оказала влияние на развитие сельского хозяйства и на отношения между крестьянами и помещиками.(Слайд 5) Сегодня мы будем работать в группах. 1 группа заполняет таблицу - развитие капитализма в сельском хозяйстве. 2 группа составляет схему – два пути пореформенного развития сельского хозяйства и способы передела земли в крестьянской общине. 3 группа – Что такое крестьянская община? Как распределялась земля в общине? 4 группа – работа с документом – Что такое отрезки? Какую выгоду извлекали из отрезков помещики? Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских хозяйств? Пока учащиеся находят информацию, я контролирую их деятельность, помогаю им. После работы в группах, мы проверяем правильность выполнения. (Слайд 6, 7, 8, 9, 10). Сначала 1группа, потом 2, 3, 2, 4. Развитию сельского хозяйства в пореформенной России были свойственны следующие черты, сохранение по большей части неэффективного помещичьего хозяйства, крестьянское малоземелье, выкупные платежи, система отработок, незначительное развитие элементов капитализма. | 12 мин. | Отвечают на вопросы. (Да, отмена крепостного права) Записывают тему в тетрадь. Записывают вопрос в тетрадь. Отвечают на вопрос с мест. ( личная свобода, земельный надел за выкуп, размеры наделов зависели от плодородности земли, заключали сделку с помещиком об условиях выкупа земли, отрезки перешли помещикам, 20 % выплачивала крестьянская община, …) Учащиеся работают в группах и выполняют задания. Смотрят на проектор исправляю ошибки, если они есть или дополняют свои ответы. |
4 | Подведение итогов. Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу. (Слайд 11) Что изменилось в сельском хозяйстве в пореформенное время по сравнению с первой половиной 19 века? а) торжество капиталистического уклада в сельском хозяйстве б) резкий рост урожайности в) низкий рост урожайности г) выход России на первое место по экспорту хлеба д) превращение зажиточного крестьянина в основного поставщика товарного и экспортного хлеба е) сохранение поземельной зависимости крестьянина от помещика ж) сокращение экономической зависимости крестьянина от помещика з) отработочная система и) сокращение помещичьего землевладения к) сохранение общинного землевладения л) поэтапная ликвидация общинного землевладения м) сохранение помещичьего землевладения н) поэтапная ликвидация помещичьего землевладения о) ускорение процесса расслоения крестьянства п) преобладание помещичьих хозяйств капиталистического типа р) преобладание помещичьих хозяйств смешанного типа с) прусский путь развития капитализма на всей территории Российской империи | 5 мин | Отвечают на вопрос с мест. |