kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Социально-экономическое развитие России

после отмены крепостного права»

Цели:

  1. Ознакомить обучающихся с развитием сельского хозяйства, показать процесс развития капитализма в промышленности, вскрыть взаимосвязь между реформой 1861 года и особенностью развития промышленности, сельского хозяйства в пореформенную эпоху.
  2. Сформировать понимание сущности промышленного переворота.
  3. Формирование самостоятельных компетенций обучающихся на уроке.

Тип урока – урок изучения нового учебного материала.

Оборудование урока: карта «Россия с Х1Х – начале ХХ столетия», карта «Развитие капитализма в России во второй половине Х1Х века».

На доске – материал для игр «Поле чудес», «Реставрация».

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Изучение нового учебного материала.

                                                 

                                                                                                                  Конспект урока

1. Сегодня на уроке мы изучим развитие России в пореформенную эпоху, постараемся выделить особенности в развитии сельского хозяйства, капитализма в промышленности, найти взаимосвязь между реформой 1861 года и особенностями развития России. Как всегда, у нас на уроке будут игры, а в конце урока мы напишем небольшой тест, чтобы узнать, насколько вы усвоили тот материал, о котором сегодня пойдет речь. Запишите тему урока «Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права».

2.1. В первые годы после реформы 1861 года в России наблюдался экономический спад, вызванный необходимостью коренного перелома хозяйственной жизни. Быстрый переход к рыночному хозяйству фермерского типа, на который надеялись многие сторонники преобразований, в реальных российских условиях несколько затянулся. Для того, чтобы вести хозяйство с помощью наемных рабочих, помещикам нужно было иметь свободный денежный фонд, чтобы платить работникам заработную плату, собственный инвентарь и рабочий скот. Ни того, ни другого у них не был                                                                                                                                                                                  

    Помещики сдавали большую часть своих земель в аренду крестьянам, которым нечем было платить за аренду. Так появилась отработочная система (обработка земли помещика инвентарем крестьян), что являлось платой за арендованную землю. У помещиков оставалась возможность внеэкономического принуждения крестьян (временнообязанное положение, круговая порука в общине).

         Аренда земли экономически привязывала крестьянские хозяйства к помещикам. Во многих районах крестьяне были малоземельными (для того, чтобы не платить выкуп крестьяне предпочитали получать ¼ своего надела), они продавали эти наделы и уходили в город.

         После реформы 1861 года крестьяне из разряда крепостных перешли в разряд податных сословий. Они платили подушную подать – это вело  к прикреплению крестьян к общине, где существовала круговая порука, которая ограничивала их в свободе передвижения.

  Вывод: сельское хозяйство оставалось главной отраслью народного хозяйства, развитие капитализма протекало медленно, основная причина – феодальные пережитки (преобладание отработочной системы, временнообязанное положение крестьян, круговая порука в общине).

2. Более быстрыми темпами шло развитие промышленности.                                                                                                                                           

Итак,  В России произошел промышленный переворот: переход от мануфактуры к фабрике, хотя появление фабрик не заменило полностью ни мануфактур, ни кустарей-одиночек, которые продолжали поставлять на рынок большую долю товаров народного потреблен                                                                                 

          А теперь, прочитайте учебник на стр. 258-259 и обратите внимание на отрасли промышленности  и места их сосредоточения. Покажите это на карте.

А сейчас, мы поиграем в игру «Поле чудес». Я буду рассказывать вам о той или иной отрасли промышленности, а вы должны отгадать, о какой из них идет речь. /На доске написаны заготовки/.

  • эта  отрасль    промышленности    после    реформы    переживала   наиболее значительные успехи, она преобладала в московском районе.

Т- - - - - - - - - Я  ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (текстильная)

  • следующая отрасль промышленности развивалась по восходящей линии во многих районах.

П- - - - - Я   ПРОМЫШЛЕННОСТЬ   (пищевая)

  • трудно приспосабливалась к новым условиям, основной базой этой отрасли были Уральский и Южный районы.

М - - - - - - - - - Я         (металлургия)

  • новая отрасль развивалась, в основном, в Петербургском районе.

М- - - - - - - - - - - - Е (машиностроение).

Таким образом, говоря о различных отраслях промышленности, мы можем выделить основные промышленные районы. Назовите их и покажите на карте.

 А с тем, как развивалось железнодорожное строительство в России, мы познакомимся с помощью игры «Реставрация».

Представьте себе, что вы работники архива и нашли старые листы, местами почерневшие от сырости, вы чувствуете, что это важный документ, информация, которая в нем содержится, может сделать переворот в науке. Вам надо восстановить текст, расширить его, сделать более литературным. Работаем в малых группах.

Текст игры «Реставрация» записан на доске.

«Ж/д стр-во в Р. нач. при Николае 1. 1.11. 1851 ж/д Пг - М-ва. В 60-е гг. широко привлек-ся частный капитал. Ж/д стр-во ускорилось. 1.08. 1862 ж/д М-ва - И. Новг-д. В 1869 ж/д М-ва - Рязань - Козлов - Воронеж. От Ряз. линия продолжена до Урала. 1891 -- 1904 стр-во ж/д Челябинск- Владив-к. (Транссиб. маг-ль). После Р. - Яп. в-ны 1904 - 05 гг. часть этой ж/д на тер-рии Китая оказ-сь под контр. Яп. -> необх-ть строить новую ж/д. (получ. назв. Амурской) постр. 1916. Без нее Дальн. В-к м.б. потерян и колонизирован др. странами».

3.    Тест.

1.   Соотнесите районы и отрасли промышленности.

Районы                                                           Промышленность

  1. Московский                                                  а) металлургия
  2. Петербургский                                              б) металлообрабатывающа                                        
  3. Уральский                                                     в) текстильная
  4. Южный                                                         г) пищевая
  5.                                                                     д) машиностроение

2.      Крепостническими пережитками в деревне были:

А) временнообязанное положение крестьян;

Б) круговая порука в общине;

В) неравноправное положение крестьян;

Г) аренда земли.

3.      Промышленный переворот - это:

А) переход к натуральному хозяйству;

Б) переход от ручного труда к машинному;

В) переход от машинного к ручному;

 Г) переход к товарному производству.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права. »


Тема: «Социально-экономическое развитие России

после отмены крепостного права»


Цели:

  1. Ознакомить обучающихся с развитием сельского хозяйства, показать процесс развития капитализма в промышленности, вскрыть взаимосвязь между реформой 1861 года и особенностью развития промышленности, сельского хозяйства в пореформенную эпоху.

  2. Сформировать понимание сущности промышленного переворота.

  3. Формирование самостоятельных компетенций обучающихся на уроке.


Тип урока – урок изучения нового учебного материала.


Оборудование урока: карта «Россия с Х1Х – начале ХХ столетия», карта «Развитие капитализма в России во второй половине Х1Х века».

На доске – материал для игр «Поле чудес», «Реставрация».


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового учебного материала.


План урока

Метод

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке

1.

Развитие сельского хозяйства

Рассказ учителя с элементами беседы

1. На каких условиях шло освобождение крестьян?

2. Что такое барщинное хозяйство?

3. Что такое усадебная и надельная земля?

4. Что означает временнообязанное положение крестьян?

5. Конспект основных выводов.

2.

Развитие промышленности

Работа с учебником и картой

1. Давайте вспомним, какие формы развития промышленности вы знаете?

2. Игра «Переводчик».

3. Какие условия необходимы для того, чтобы появились фабрики?

4. Возможно ли это было до реформы 1861 года?

5. Как называется «отход» крестьян на заработки?

6. Игра «Поле чудес».

3.

Железнодорожное строительство

Работа с картой

Игра «Реставрация» (в малых группах).


  1. Закрепление изученного материала - тест.

  2. Итоги урока.

5. Задание на дом - параграф 28, вопросы в конце параграфа.



Конспект урока


1. Сегодня на уроке мы изучим развитие России в пореформенную эпоху, постараемся выделить особенности в развитии сельского хозяйства, капитализма в промышленности, найти взаимосвязь между реформой 1861 года и особенностями развития России. Как всегда, у нас на уроке будут игры, а в конце урока мы напишем небольшой тест, чтобы узнать, насколько вы усвоили тот материал, о котором сегодня пойдет речь. Запишите тему урока «Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права».


2.1. В первые годы после реформы 1861 года в России наблюдался экономический спад, вызванный необходимостью коренного перелома хозяйственной жизни. Быстрый переход к рыночному хозяйству фермерского типа, на который надеялись многие сторонники преобразований, в реальных российских условиях несколько затянулся. Для того, чтобы вести хозяйство с помощью наемных рабочих, помещикам нужно было иметь свободный денежный фонд, чтобы платить работникам заработную плату, собственный инвентарь и рабочий скот. Ни того, ни другого у них не было.


Вопросы для беседы

Предполагаемые ответы


1.

На каких условиях шло освобождение крестьян?

При освобождении крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях (3-12 десятин). Выкупали свою усадебную и надельную землю, для этого государство давало ссуду на 49 лет под 6% годовых.


2.

Что такое барщинное хозяйство?

Барщинное хозяйство – это обработка барской земли орудиями труда и скотом, которые принадлежали крестьянину.


3.

Что такое усадебная и надельная земля?

Усадебная земля – это участок земли, примыкающий к дому и к хозяйственным постройкам.

Надельная земля – это участок земли, выделяемый помещиком в пользование крестьянское семье за выполнение определенной повинности.


4.

Что означает временнообязанное положение крестьян?

До выкупа своих земельных наделов крестьяне становились временнообязанными, т.е. должны были платить оброк или отрабатывать барщину в течение 9 лет. За это время крестьянин не мог отказаться от своего земельного надела.



Помещики сдавали большую часть своих земель в аренду крестьянам, которым нечем было платить за аренду. Так появилась отработочная система (обработка земли помещика инвентарем крестьян), что являлось платой за арендованную землю. У помещиков оставалась возможность внеэкономического принуждения крестьян (временнообязанное положение, круговая порука в общине).

Аренда земли экономически привязывала крестьянские хозяйства к помещикам. Во многих районах крестьяне были малоземельными (для того, чтобы не платить выкуп крестьяне предпочитали получать ¼ своего надела), они продавали эти наделы и уходили в город.

После реформы 1861 года крестьяне из разряда крепостных перешли в разряд податных сословий. Они платили подушную подать – это вело к прикреплению крестьян к общине, где существовала круговая порука, которая ограничивала их в свободе передвижения.

Вывод: сельское хозяйство оставалось главной отраслью народного хозяйства, развитие капитализма протекало медленно, основная причина – феодальные пережитки (преобладание отработочной системы, временнообязанное положение крестьян, круговая порука в общине).


2.2. Более быстрыми темпами шло развитие промышленности.


Вопросы и задания

Предполагаемые ответы обучающихся, их деятельность

1.

Какие формы промышленности вы знаете?

- Кустарная промышленность (один человек делает все сам от начала до конца;

- мануфактура (каждый делает свою операцию, разделение труда, ручной труд)

- фабрика (применение машин, разделение труда, наемный труд)


Итак, В России произошел промышленный переворот: переход от мануфактуры к фабрике, хотя появление фабрик не заменило полностью ни мануфактур, ни кустарей-одиночек, которые продолжали поставлять на рынок большую долю товаров народного потребления.


2.

А теперь поиграем в игру «Переводчик», вам нужно дать определение «промышленного переворота» и записать его в тетрадь.


Варианты ответов:

- промышленный переворот – это когда перестают все делать своими руками, а начинают использовать машины.

- промышленный переворот – это переход от ручного труда к машинному.

3.

Возможно ли это было до реформы 1861 года?

Нет. Объяснения обучающихся.

4.

Как называется «отход» крестьян на заработки в город?

Отходничество.



А теперь, прочитайте учебник на стр. 258-259 и обратите внимание на отрасли промышленности и места их сосредоточения. Покажите это на карте.


А сейчас, мы поиграем в игру «Поле чудес». Я буду рассказывать вам о той или иной отрасли промышленности, а вы должны отгадать, о какой из них идет речь. /На доске написаны заготовки/.


  • эта отрасль промышленности после реформы переживала наиболее значительные успехи, она преобладала в московском районе.

Т- - - - - - - - - Я ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (текстильная)


  • следующая отрасль промышленности развивалась по восходящей линии во многих районах.

П- - - - - Я ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (пищевая)


  • трудно приспосабливалась к новым условиям, основной базой этой отрасли были Уральский и Южный районы.

М - - - - - - - - - Я (металлургия)


  • новая отрасль развивалась, в основном, в Петербургском районе.

М- - - - - - - - - - - - Е (машиностроение).


Таким образом, говоря о различных отраслях промышленности, мы можем выделить основные промышленные районы. Назовите их и покажите на карте.


2.3. А с тем, как развивалось железнодорожное строительство в России, мы познакомимся с помощью игры «Реставрация».


Представьте себе, что вы работники архива и нашли старые листы, местами почерневшие от сырости, вы чувствуете, что это важный документ, информация, которая в нем содержится, может сделать переворот в науке. Вам надо восстановить текст, расширить его, сделать более литературным. Работаем в малых группах.


Текст игры «Реставрация» записан на доске.

«Ж/д стр-во в Р. нач. при Николае 1. 1.11. 1851 ж/д Пг - М-ва. В 60-е гг. широко привлек-ся частный капитал. Ж/д стр-во ускорилось. 1.08. 1862 ж/д М-ва - И. Новг-д. В 1869 ж/д М-ва - Рязань - Козлов - Воронеж. От Ряз. линия продолжена до Урала. 1891 -- 1904 стр-во ж/д Челябинск- Владив-к. (Транссиб. маг-ль). После Р. - Яп. в-ны 1904 - 05 гг. часть этой ж/д на тер-рии Китая оказ-сь под контр. Яп. - необх-ть строить новую ж/д. (получ. назв. Амурской) постр. 1916. Без нее Дальн. В-к м.б. потерян и колонизирован др. странами».




3. Тест.

1. Соотнесите районы и отрасли промышленности.

Районы Промышленность

  1. Московский а) металлургия

  2. Петербургский б) металлообрабатывающая
    3. Уральский в) текстильная

4. Южный г) пищевая

д) машиностроение


2. Крепостническими пережитками в деревне были:


А) временнообязанное положение крестьян;

Б) круговая порука в общине;

В) неравноправное положение крестьян;

Г) аренда земли.


3. Промышленный переворот - это:


А) переход к натуральному хозяйству;

Б) переход от ручного труда к машинному;

В) переход от машинного к ручному;

Г) переход к товарному производству.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права.

Автор: Болгова Ирина Витальевна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135335


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства